История 1887 из выпуска 415 от 01.06.2003 < Bigler.ru | |
Армия |
![]() |
Из блокнота 10-летней давности. (Военным водителям посвящаю.) Лето 1980 года, Северная Карелия, вахтовый посёлок 909 военно-строительного отряда. Это было летом 1980 года, года Московской Олимпиады. Жаркое было лето, очень жаркое, даже у нас на Севере. И почти всё лето не было дождей. Пересохли болота, меньше стало комаров и мошки, хоть в это и трудно было поверить. Зато начались лесные пожары. Нас постоянно забирали на их тушение, мы с не меньшим постоянством отлынивали от этого. Тушить лесной пожар - дело канительное и практически безнадёжное. Не пробовали тушить горящий лес? И не пробуйте, поверьте умудрённому опытом человеку. Пойдут дожди и всё само затухнет. А без дождей солдаты без необходимой техники и средств, вооружённые против огня лишь лопатами и вёдрами всё равно ничего не смогут сделать. Только прибьёшь горящий мох, закидаешь его землёй, и вроде бы уже ни огня нет, ни искорки малой. Но вдруг налетит порыв ветра и на том же самом месте снова разгорится, ещё пуще прежнего. Самое разумное, что тут можно сделать - это продрать мох бульдозером до самого грунта, то есть сделать защитную полосу, да пошире, чтобы ветром огонь не перекинуло. Может быть это и остановит распространение огня. И пусть лес потихоньку догорает за защитной полосой, до наступления дождей. Но в этот раз лес горел у нашего карьера возле вахты и нам пришлось перегонять из карьера безопасное место. Мне до сих пор об этом страшно вспомнить. С двух сторон от дороги огонь, дым, по ветру летят клочья горящего мха. Мы со стажёром Витей-ростовцем закрыли окна в кабине МАЗа-самосвала, чтобы горящий мох не залетал в кабину и в машине совсем уже нечем стало дышать. Мы открыли верхние люки, в кабину повалил едкий дым. Что называется - то срачка, то болячка. Первым в колонне нашей техники, точнее в дурколонне (т. е. дорожно-строительной, ДСК) шёл бульдозер Т-100М Юры Кремнёва из Грозного, прочищал бульдозерным отвалом нам дорогу. Хотя Юра был русским, но проживание среди горцев наделило его бешенным взрывным темпераментом, прямотой и бескомпромиссностью. За бульдозером шёл погрузчик-опрокидыватель (мы его называли мехлопата) на базе Т-100 Лёхи Афанасьева с Петрозаводска . Он был лет на восемь старше нас всех, призвался в двадцать семь лет, а до этого сидел за аварию. В нашей дурколонне он был самым рассудительным, мудрым и добропорядочным. Один раз он здорово меня выручил, можно сказать отмазал от беды, но об этом как-нибудь в другой раз. В кильватер мехлопате следовал колёсный экскаватор под управлением Васи Шустера с Западной Украины. Вася был хорошим экскаваторщиком, но при этом - великолепным поваром. Зимой, когда его маломощный экскаватор не мог прогрызать ковшом мёрзлый песок и стоял на консервации, Вася исполнял обязанности повара и кормил всю нашу дурколонну. Прошло много лет с тех пор, но я и сейчас, и до самой смерти буду помнить, какие великолепные украинские борщи готовил нам Вася. Вася, зная что я люблю поесть (а в армии на первом году службы есть хочется всегда), часто наливал мне добавки. Будь здоров, Вася, пусть на гражданке у тебя всё сложится удачно. Вот что интересно, он получал такие же продукты со склада, что и гарнизонные повара. Но в нашей столовке умудрялись готовить из того же такое дерьмо, что надо быть сильно голодным, чтобы съесть их блюда. Их "продукцию" солдаты Верхней Хуаппы именовали парашей. Это и название, и оценка. За Васиным экскаватором тянулись самосвалы и наша "летучка"-ЗИЛ-157. Сзади бульдозера вдруг вспыхнуло небольшое пламя, из трубки топливного бака подтекала соляра и на неё упали горящие искры. Юра, похоже, ещё не замечал этого. Мы стали кричать ему, но он не слышал нас из-за грохота четырёхцилиндрового дизеля Д-108. Наконец, резинотканевая трубка прогорела совсем, горючее полилось широкой рекой и пламя полыхнуло по всему бульдозеру. Юрка, не растерявшись, повернул бульдозер в сторону с дороги, к Кис-реке, чтоб не перекрывать путь всей дурколонне, и выскочил из кабины. Он даже не обгорел, только вид был слегка одуревший. Проскочив мимо мехлопаты и васиного экскаватора, он добежал до моего самосвала: - Откройте, мазуты, ангидрид вашу перекись! - Давай, залезай, огненный тракторист. Как сам, не обгорел? - Не, ни хрена, в кабину огонь не сразу попал, только уж очень жарко было, до рычагов не до тронуться было. Я посмотрел на его чёрные от копоти ладони и представил, как он дёргал ими горячие фрикционы. - Юра, - говорю, - тебя на том свете сразу в рай возьмут. - Само собой, - кивнул он. - А почему вдруг ты так решил? - Тебе этот горящий бульдозер зачтётся как пребывание в аду, войдёт в стаж, во второй раз не возьмут. Улыбается Юра, оскалив рот без верхних передних зубов. Зубы ему выбили прикладом на гауптвахте. А горящий бульдозер без водителя приближался к реке. Все с интересом наблюдали - сейчас он должен сорваться с обрывистого берега в реку, возможно, даже огонь зальёт водой, если у берега глубоко. Но... этого не произошло, бульдозер заглох, выработав всю соляру, что была в насосе и фильтрах. Ведь топливо из бака не поступало, вся соляра из прогоревшей трубки потоком лилась на землю. Полыхающий огромным костром бульдозер стоял в большой луже горящей соляры и пламя столбом поднималось к небу. Даже в горящем лесу дым горящего бульдозера выделялся, он был чёрным и густым. От леса же шёл белый дым. Наконец, дурколона выбралась из огненного коридора горящего леса на открытое место среди пересохших болот. Говорят, в Карелии несколько тысяч озёр и рек, так что, в принципе, с водой проблем быть не должно. Но нам от этого было не легче, пить хотелось сейчас и здесь, а воды нигде рядом не было. Люди добрые, мы только что вывели из пекла нашу технику, сидя в раскалённых кабинах, пить охота - сил нет! Мы разбрелись из машин по высохшему болоту в поисках питья - ни хрена не было, всё высушила проклятая жара. И вдруг кто-то закричал: - Вода!!! Наверное, также обрадовались матросы Колумба, когда услышали крик марсового: "Земля!" Все сбежались на крик. В траве блестела маленькая лужица размером чуть больше суповой тарелки. Вода была мутная, ржавого болотного оттенка, со снующими в ней какими-то личинками. А нам-то что! Солдат не смутишь таким натюрмортом. Мы плюхнулись возле лужицы на животы и жадно выпили её всю! А потом продавили это место сапогами и пили влагу из следов сапог. Водитель Володя Кис, с Украины, сказал ещё, вставая и отряхиваясь: - Не пей, братец Иванушка, болотной водицы - козлёночком станешь. Наш механик Игорь Савельев, мой земляк с Керчи шутливо ответил ему: - За козла ответишь! - и сплюнул случайно попавшие в рот травинки. Все засмеялись, мы чувствовали себя победителями, хотя и не обошлось потерь в виде бульдозера. Но это - фигня. Ну что бульдозер - это ведь просто железо. Главное - люди целы, а железа на наш век хватит. Юра потом получил новый Т-130, моментально переименованнный нами в ТУ-130. Самое поразительное - что ни у кого из нас потом не заболел живот от той мутной болотной воды. Мне ещё мой двоюродный дед расказывал - на фронте солдаты не болеют. Ведь мы, хоть не на войне, но тоже побывали под огнём. |
|
Оценка: 1.2973
Историю рассказал(а) тов. Stroybat : 29-05-2003 14:27:24 |