История 2996 из выпуска 693 от 08.03.2004 < Bigler.ru | |
Армия |
![]() |
Выпуск 2. ЗАБАВНЫЕ СЛУЧАИ С ТЕМИ, КТО ДОБЫВАЛ ВОИНСКУЮ СЛАВУ РОССИИ Ура, раскопал классный сайт с кучей историй (Питерские байки). Перерыл свыше 700 и выбрал те, которым место на Биглер.ру Сгруппировал их по смыслу на несколько небольших сборничков и отправил модератору. Надеюсь, что г-н Биглер будет выставлять эти сборнички по мере необходимости. Самым нетерпеливым- дорога сюда: www.piter.nev.ru Помните строки из «Бородино»: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...»? Призываю постоянных читателей сайта Биглера оценить изящество приколов, которыми прикалывались наши знаменитые соотечественники. Перенимайте опыт, господа военные и не. Выше знамя военного прикола! Ваш Kaptenarmus (История 509) Федор Матвеевич Апраксин, принадлежавший к числу "птенцов гнезда Петрова", был личностью колоритной. Он участвовал и в "потешном войске", и в войне против шведов, занимал высокие административные должности и при этом не раз запускал руку в государственную казну, за что подвергался многочисленным штрафам, был известным добряком и хлебосолом, и выйти трезвым из его дома было просто невозможно. Федора Апраксина называют самым сухопутным из адмиралов, он не был знаком даже с азами мореходства - и стал родоначальником торгового флота России, в 1708 году отразил нападение шведов на Петербург, а в 1714 году при Гангуте, командуя галерным флотом, приказал атаковать неприятеля и возглавил авангардный отряд, принеся долгожданную победу. Будучи всецело преданным Петру, Апраксин в душе не одобрял его преобразований. Одной из петровских реформ было создание нецерковных, так называемых "цифирных" или математических школ. Русские дворяне в таких школах учиться не хотели. Однажды группа дворян вместо "цифирной" школы записалась в Московское духовное училище. Петр приказал взять любителей богословия в Петербург, в морскую школу, и в наказание заставил их забивать сваи на Мойке. Апраксин, верный древнерусским понятиям родовой чести, обиделся за свою младшую братию и выразил свой протест в такой форме. Он пришел на Мойку и, увидев приближающегося царя, снял с себя адмиральский мундир с андреевской лентой, повесил его на шест и принялся усердно вколачивать сваи вместе с дворянами. Изумленный Петр обратился к нему с вопросом: "Как, Федор Матвеевич, ты, генерал-адмирал и кавалер, сам вколачиваешь сваи?". "Здесь, государь, бьют сваи все мои племянники да внучата, какое же я имею в своем роду преимущество?" - ответил Апраксин. (История 557. В преддверии 8 Марта: прочитайте своим боевым женам и подругам) Почти 270 лет назад, 29 июля 1732 года указом Ея императорского величества повелено было учредить корпус из 200 дворянских детей русского и немецкого происхождения возрастом от 13 до 18 лет, "которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии и прочим к воинскому действу потребным наукам". Так Анной Иоанновной был основан шляхетский Кадетский корпус, в котором кроме этих потребных наук мальчиков учили еще наукам "полезным": истории, географии, юриспруденции, иностранным языкам и танцам, наверное, поэтому из его стен вышли такие замечательные люди, как А.В. Суворов, П.А. Румянцев-Задунайский, драматург и поэт П. Сумароков и первый русский актер Ф. Волков. Корпус размещался в великолепном дворце князя Меншикова на Васильевском острове, отобранном в казну после падения временщика. При Екатерине II начальником корпуса был генерал-майор Федор Евстафьевич Ангальт, с его именем связан любопытный анекдот. В назидание кадетам, а "отчасти и прохожим", Ангальт приказал разрисовать наружные стены Кадетского корпуса различными "задачами, шарадами на французском и русском языках, а также изображениями из натуральной истории". Этот разрисованный фасад петербуржцы называли "говорящей стеной". На ней были представлены все народы земного шара в национальных одеждах, и только одного человека художник изобразил голым, с куском сукна в руках. На строгий вопрос Ангальта, что сие означает, живописец ответил: "Это француз, ваше превосходительство. У них мода меняется каждый день, за ней не уследишь!" (История 522) Француз граф Андре де Ланжерон в молодости участвовал в борьбе за освобождение Америки, потом вернулся на родину и вместе с Лафайетом был одним из первых депутатов Генеральных Штатов, но из-за революции ему пришлось бежать в Россию. Он участвовал во всех войнах против Франции, при осаде Парижа взял Монмартр и был награжден высшим российским орденом - андреевской лентой. После службы на юге России, Ланжерон перебрался в Петербург, где благодаря своей несокрушимой веселости стал любимцем дамского общества и завсегдатаем светских салонов. О нем рассказывали анекдот совершенно в духе поручика Ржевского. Однажды, заседая в Государственном совете, членом которого он состоял, Ланжерон неожиданно перебил выступающего восклицанием: - Какая глупость! Прерванный столь бесцеремонно, докладчик с возмущением обратился к нему: - Что значит эта дерзость? - А, вы думаете, это я о вашей речи? - невозмутимо отозвался Ланжерон. - Нет, я ее совсем не слушал. Я сегодня вечером собираюсь в Михайловский дворец и хотел приготовить каламбурчик для великого князя, да что-то все очень глупо выходит! (История 243) Выставка картин Василия Васильевича Верещагина, изображающих военные действия России в Туркестане, была открыта в Петербурге в марте 1874 года. Полотна, написанные в реалистичной манере, создавали иллюзию жестокой реальности, которая усиливалась с помощью специального освещения. Впервые откровенно показанные ужасы войны стали причиной сенсационного успеха выставки. Чтобы посмотреть картины петербуржцы часами простаивали в очереди на улице. Скандал разразился, когда выставку посетило высокое военное начальство. Правда о войне вызвала в рядах генералов бурю негодования. Верещагина тут же обвинили в том, что он порочит русскую армию. Особенно оскорбительной им показалась картина "Забытый", изображавшая убитого русского солдата, брошенного в пустыне ушедшей армией. "Как это возможно, чтобы на поле сражения русские солдаты оставались покинутыми, не похороненными!" - не сдерживая себя, кричал один из генералов на художника. Верещагин, знавший о войне не по сводкам, прошедший всю туркестанскую кампанию и награжденный Георгиевским крестом за храбрость, в бешенстве снял "Забытого", и еще две картины, "Окружили - преследуют" и "Вошли", вызвавшие бурную критику, и сжег. Потрясенный Стасов спросил Верещагина: "Зачем вы это совершили?!". Верещагин, бледный и очень взволнованный, ответил: " Я дал плюху этим господам". Беспрецедентный в истории русского искусства поступок еще усилил ажиотаж вокруг выставки: восхищение одних, и возмущение других. Официальные круги не приобрели ни одной картины художника, почти все они были куплены Павлом Михайловичем Третьяковым. (История 592) Однажды в 1905 году, когда русско-японская война была в разгаре, замечательный писатель Александр Иванович Куприн зашел в ресторанчик "Капернаум" выпить водки. Ресторанчик этот был третьеразрядным, и не ресторанчик почти что, а трактир, и находился он на Загородном проспекте, недалеко от Владимирской площади. Куприн спросил водки, и тут вдруг обратил внимание на армейского офицера, который тоже пил водку и закусывал миногой. "Какое странное лицо, не русское! - подумал Куприн. - А ведь он похож на японца!" Богатое писательское воображение тут же разыгралось, шутка ли, обнаружить японского шпиона, разгуливающего в форме армейского офицера в самом центре вражеской столицы! Куприн тотчас же подсел к офицеру и с ним познакомился. После пары рюмок оказалось, что лавры контрразведчика Куприну не грозят. Офицер оказался выходцем из Сибири, по национальности - бурятом, по-русски говорил без акцента, и звали его штабс-капитан Рыбников. В Петербург он приехал с предписанием по делам службы. Куприн был разочарован, но, (талант есть талант!) вскоре написал рассказ "Штабс-капитан Рыбников" - один из лучших своих рассказов, где главным действующим лицом был настоящий японский шпион. Это был один из редчайших случаев, когда литературный герой получил фамилию своего прототипа, ну, а бедному настоящему штабс-капитану Рыбникову долго пришлось всем доказывать, что он не шпион. Что поделаешь - искусство требует жертв. |
|
Оценка: 1.1212
Историю рассказал(а) тов. Kaptenarmus : 03-03-2004 00:47:32 |