История 3211 из выпуска 744 от 29.04.2004 < Bigler.ru | |
Флот |
![]() |
ПРЫГАЮЩИЕ КОРАБЛИ UPSHIPS (продолжение) Сегодня они почти забыты... О них стоит вспомнить потому, что грядет новая эра - эра возвращения дирижаблей-колоссов. Один день в истории... 11 сентября 1923 года с недавно построенной авиабазы Лейкхерст, что на северо-востоке США, в небо ушло детище американо-немецкого концерна "Гудийр-Цеппелин", цельнометаллический гигант "Шенандоа" - первенец и гордость американского флота: первый построенный в Америке, первый по размерам, первый дюралюминиевый, первый гелиевый, первый...первый...первый! До этого летавший всего на 30 километров от своей базы "Шенандоа" смело взял курс на высокие иглы небоскребов Нью-Йорка. Причин для беспокойства не было: погода была блестящей, а за штурвалом дирижабля стоял лучший из лучших - шеф-пилот компании "Цеппелин" немец Антон Хайнен. Появление фантастического корабля под американским флагом над Нью-Йорком вызвало взрыв: взрыв патриотизма, гордости и веры в свои силы! Нация ликовала! Президент Кулридж понял, что не ошибся - это было именно то, что так нужно было стагнирующей Америке: первые полосы всех газет напечатали фото "Дочери звезд" над Манхеттеном, статуей Свободы, а вот в журнале "Лайф" "Шенандоа" запечатлена во время швартовки к шпилю Эмпайр Стэйт Билдинг. - Это правда? Дирижабль действительно способен на такое? - спросил президент у советника. - Нет, сэр, корабль всего лишь пролетел в нескольких десятках метров от небоскреба. Это фотомонтаж... - Неважно! Дело сделано - и это главное! Подумайте об экспедиции ZR-1 на Северный Полюс! Она крайне необходима перед выборами. Кстати, а кто управлял кораблем? - Немец, сэр... - Что?!! - Капитан Хайнен. Он недавно натурализован и принят на службу в ВМС США. - Надеюсь, что командует "Шенандоа" не он? - нахмурился Кулидж. - Нет, сэр - Вейербахер...Он руководил и строительством дирижабля. Уже через полгода командиром ZR-1 стал капитан 3 ранга Пирс - истинный англосакс, которому было суждено повести корабль на Полюс. Но судьба сказала: "Нет, нет и нет!". В январе 1924 года "Шенандоа" была сорвана с причальной мачты сильным ветром и унесена в сторону Нью-Йорка, чудом не сев на иглы небоскребов города. Получив повреждения фюзеляжа и рулей, лететь на север ZR-1 уже не могла, да и баллонеты с газом, сделанные из выделанных козлиных шкур, начали пропускать дорогой гелий, производства которого в Америке не существовало. Но, отремонтировавшись и получив нового командира Захария Лансдауна, дирижабль быстро восстановил свое реноме - один за другим начались длительные полеты, бьющие рекорд за рекордом: 57 вылетов, 740 часов налета, 28000 миль, пройденных от Канады до Мексики, от Восточного побережья до Западного. Так один из беспосадочных полетов (если не считать швартовку к плавучему дирижабленосцу "Патока") длился 19 дней и 19 часов, за которые было пройдено 9300 миль! Это была Слава! Но все проходит... 2 сентября 1925 года "Дочь Звезд" отправилась в свой последний полет, держа курс вглубь американского континента. Уже была пройдена Филадельфия, и штурман корабля, лейтенант Розендаль, сменяясь с вахты, доложил о приближении к восточной границе штата Огайо, когда "Шенандоа" потряс удар: мощный шквал ударил в центроплан корабля, секирой разрубив его пополам и оторвав кабину управления. Она камнем упала на землю, убив командира Лансдауна и 13 человек, находившихся в ней и в хвостовой секции, рухнувшей вслед за кабиной. Вот тогда-то и взошла звезда самого яркого аэронавта ВМС США - Чарльза Эмери Розендаля. Находясь в носовой секции ZR-1, поднявшейся на огромную высоту, он взял управление борьбой за живучесть на себя и после долгих отчаянных попыток посадил стометровый обрубок "сигары" на землю и спас 28 сыновей "Дочери Звезд". Был траур, но не было ощущения краха, хотя за три года до этого разбился и ZR-2, построенный в Англии специально по заказу ВМС США. Проходя испытания в Великобритании под именем R-38, дирижабль упал, унеся жизни 44 моряков. Но построенный в Германии ZR-3 уже совершил рекордный бросок из немецкого Фридрихсхафена в Лейкхерст под Нью-Йорком, преодолев за трое с небольшим суток 4300 морских миль. Так Германия сдержала одно из обязательств по репарациям, выполнение которого слишком затянулось - все боевые дирижабли времен Первой мировой войны были уничтожены руками экипажей, препятствующих передаче своих кораблей Англии и Америке. Только в 1922 году, поддавшись давлению Лиги Наций, поверженный Фатерлянд заложил первый и последний водородный дирижабль для американского флота, взявший все лучшее от проекта "Graf Zeppelin". 15 октября 1924 года на его борт погрузился немецкий экипаж под командованием легендарного капитана "Графа Цеппелина" доктора Хьюго Экенера, чтобы всего за 81 час доставить заказ в Америку, оставшуюся с одним воздушным кораблем. А дальше была слава и только слава! Водородный, разработанный в начале века корабль оказался единственным "эйршипом", встретившим естественную старость и ушедшим на покой, не пережив ни одной аварии за 15 лет службы - ведь он стал сто двадцать шестым цеппелином качественной германской постройки. Американцам в Лэйкхерсте осталось сделать немногое - спустить водород из баллонетов корабля и заправить их гелием, чтобы обеспечить безопасность первой леди США миссис Кулидж, прибывшей на освящение ZRS -3 "Лос Анджелес" - так теперь назывался немецкий LZ-126. Появление "Лос Анджелеса" оказалось очень кстати для начальника Бюро Аэронавтики вице-адмирала Уильяма Моффетта, в одиночку сдерживающего нарастающее давление со стороны недовольного Конгресса и командования ВМС США. Моффетт был одержим дирижаблями: для них он жил и строил, привлекал частных инвесторов и убеждал строптивых чиновников выделить средства на покупку за границей хотя бы гелия для "Шенандоа" и "Лос Анджелеса", которые летали поочередно, передавая газ друг-другу перед каждым вылетом. Когда через год "Дочь Звезд" разбилась, на программе строительства дирижаблей неофициально был поставлен крест, а "Лос Анджелес", оставшись без гелия, прекратил полеты. Но Моффетт не сдался - он назначил командиром ZRS-3 своего верного Розендаля, приказал заправить эйршип водородом и послал дирижабль в нескончаемые полеты, сам постоянно находясь на его борту - подальше от чиновников, ближе к своему любимому детищу и делу жизни. Он говорил Розендалю, стоя на ходовом мостике корабля: - Чарльз, не пропускай ни одного города по маршруту полета! Мелькай, мелькай и мелькай над ними. Стань привычным для людей внизу! Дай им ощущение счастья от того: что они увидели наш дирижабль, что налоги, заплаченные ими, пошли на благое дело. И еще - больше рекордов и положительных новостей для прессы! Иначе Стэндли нас съест... И Розендаль, не менее одержимый воздухоплаванием, чем адмирал, старался изо всех сил - ZRS-3 стал летающей лабораторией для ученых и участником всех крупных флотских учений. Газеты пестрили сообщениями: "Лос-Анджелес" совершил беспосадочный перелет до Бермуд и обратно!", "Сенсационное путешествие из Нью-Йорка до Пуэрто-Рико!", "Посадка цеппелина на корабль "Патока"!", "В Техасе найден гелий! Дирижабли спасены!". Да, они действительно были спасены: Конгресс выделил деньги на строительство еще двух гигантов - "Экрона" и "Мэкона"; а ZRS-3 совершил посадку в техасском Форт Уорт и заправился инертным газом "под завязку", чтобы продолжить удивлять публику и власти полетами до Панамского канала; посадкой на борт авианосца "Саратога"; экспериментами с трапецией для посадки и старта бортовой авиации, доказывающими возможность создания летающих авианосцев, которыми должны были стать уже строящиеся в Огайо ZRS - 4 и 5. 3 июля 1929 года произошло событие не менее важное, чем первая посадка самолета на палубу надводного корабля. В тот день "Лос Анджелес" под управлением Херберта Уайли, за месяц до это сменившего Чарльза Розендаля (последний был назначен на должность командира экспериментальной эскадрильи в Лейкхерсте), поднялся над базой на высоту 750 метров и, встав носом против ветра, легко набрал скорость в 86 км/час. В тот день у дирижабля был несколько необычный вид - за его кабиной управления в районе миделя корабля была установлена железная трапеция - совсем такая же, как у воздушных акробатов, прыгающих под куполом цирка. Вскоре в небе появился биплан со странным крюком над верхним крылом. Поравнявшись с кабиной ZRS-3, пилот самолета OU-1 лейтенант Гортон махнул рукой Уайли, подтверждая готовность к испытанию. Сделав круг, биплан зашел в хвост дирижабля и начал медленное сближение с трапецией. Чуть погодя "Лос Анджелес" легко тряхнуло - самолет успешно зацепился за трапецию. Спустя еще несколько минут, Гортон, не снижая оборотов двигателя, дернул рычаг, отжимая крюк, зацепленный за металлическую перекладину - OU-1 отделился от ZRS-3 и, провалившись на сотню метров, выровнялся, набрал скорость и успешно приземлился на аэродроме внизу. Вскоре такие воздушные стыковки стали привычным делом - занимались ими уже не OU-1, а специально сконструированные для этого истребители "Куртисс Спэрроухок", пилоты которых называли себя "летающими гимнастами". Все было готово для появления воздушных авианосцев... (продолжение следует) |
|
Оценка: 1.0548
Историю рассказал(а) тов. Navalbro : 29-04-2004 13:10:15 |