История 4083 из выпуска 1007 от 17.01.2005 < Bigler.ru | |
Флот |
![]() |
ГАИ предупреждает! В августе 1976 года адмирал Гарри Д. Трейн второй был назначен Командующим 6го Флота США, прибыв в Гаэту, Италия, где базировался его флагманский корабль крейсер «Литтл Рок». Одной из первых задач, поставленных перед ним Начальником штаба ВМС США адмиралом Холловеем, стало сравнительное испытание буксируемых гидроакустических антенн ITASS и TACTAS, установленных на пяти фрегатах. Результаты испытаний должны были определить, какую из систем закупать и массово устанавливать на кораблях противолодочной обороны (ПЛО). Для эффективного решения задачи адмирал Трейн создал экспериментальную тактическую группу ПЛО, в которой пяти фрегатам «Моинестер», «Мак Клой», «Коннол», «Водж» и «Келш» (два последних - корабли управления) были оперативно приданы все подводные силы и силы базовой патрульной авиации 6-го Флота. После отработки взаимодействия с подводниками и авиаторами корабли были направлены на боевую службу, проводя 80 процентов времени в море. Вскоре это дало результат: в Атлантике, на подходе к Гибралтару была обнаружена советская атомная лодка класса Echo II (ПЛАРК проекта 675м), которая, войдя в Средиземное море, была передана на слежение той самой 60й тактической группе, созданной Трейном. Теперь советская лодка непрерывно велась американскими фрегатами, самолетами и субмаринами в течение десяти дней. Причем, чтобы не раскрывать установленный с ней контакт, американцы постоянно передавали ПЛАРК от фрегатов самолетам и лодкам. Однако это слежение не осталось незамеченным - командир советской лодки к исходу десятых суток был явно доведен до бешенства и выбит из колеи. Чем? Об этом ниже. Вот как об этом повествуют наши источники. Надо отдать им должное - ход и развитие событий практически ничем не отличаются от приводимых американцами. Есть один маленький, но определяющий штрих, который я пока опускаю. Он очень важен, но о нем позже. «Советская атомная подводная лодка К-22 «Красногвардеец», имеющая на борту 8 крылатых ракет П-6, выполняла боевую задачу в Средиземном море у острова Крит. 28 августа 1976 года, подводный корабль находился в 150 милях юго-западнее острова при всплытии, в 16 часов 28 минут, командир "К-22" обнаружил в перископ фрегат ВМС США "Моинестер" (ДЕ 1097 "МОИНЕСТЕР") типа "Нокс". Командир безрасчетно, "на глаз" определил пеленг и дистанцию до цели - П=183С, дистанция 40-50 кабельтовых (а фактически - пеленг 192° правого борта, дистанция 20 кабельтовых). Вместо уклонения от противолодочных сил, командир решил в учебных целях поддерживать с ними контакт. В 16 часов 36 минут лодка погрузилась на глубину 140 метров, повернула на курс 110° и на скорости 17 узлов стала выходить на носовые курсовые углы американского фрегата. Командир атомохода считал себя обнаруженным и, маневрируя переменными ходами, выполнял маневр отрыва. Своими неграмотными действиями он создавал неблагоприятные условия для работы гидроакустики и, получая отрывочные данные по целям, не имел ясного представления о надводной обстановке. Маневрируя на параллельном курсе с фрегатом "Моинестер", он недопустимо сблизился с ним на дистанцию около 17,5 кабельтовых (Курс=50°). В этих условиях он трижды подвсплывал под перископ, но второй фрегат визуально так и не обнаружил. Командир атомохода дал устное приказание не вести вахтенный журнал, не объявил "тревогу", не привлек к расчетам элементов движения цели ни старшего помощника, ни штурмана, ни боевой информационный пост. Он постоянно допускал ошибки в определении дистанции и неоднократно сближался на большой скорости в слое скачка (до 3-5 кабельтовых) с фрегатом "Моинестер". В 17 часов 53 минуты командир обнаружил фрегат по пеленгу 62° с правого борта на дистанции 7 кабельтовых и, резко отвернув влево, начал маневрировать зигзагом. Атомоход шел генеральным курсом 320° на глубине 4-5 метров, и при этом рубка лодки показалась над поверхностью воды. Из-за зигзагов и сильной вибрации наблюдение в перископ было затруднено, и командир несколько раз терял фрегат из вида, окончательно его потерял в 18 часов 15 минут. Через десять минут он, неожиданно для себя, обнаружил в непосредственной близости второй американский фрегат. В 18 часов 25 минут командир "К-22" дал команду: "Срочное погружение! Перископ - вниз!" Эта мера запоздала и атомоход на 17 узловой скорости через минуту ударил фрегат "Водж" в левый борт под ангаром для вертолета. Удар был нанесен носовой частью корпуса лодки, а затем и передней частью ограждения рубки, лодка получила большие вмятины в обшивке корпуса, трещины в переборках и повреждение винтов. "Водж" потерял ход и был отбуксирован американцами сначала в базу на остров Крит, а в сентябре - переведен для ремонта в Тулон. Советский атомоход получил повреждения легкого корпуса в носовой части, на нем были разбиты антенны гидроакустического комплекса "Керчь" и радиолокационная станция управления ракетным оружием "Аргумент", повреждено ограждение рубки и правый горизонтальный руль. Лодка была вынуждена всплыть, но покинула район аварии своим ходом в сопровождении советских кораблей. Около острова Китира (Греция) был проведен неотложный ремонт, после чего корабль был досрочно возвращен на базу для капитального ремонта в Северодвинске». Возвратимся теперь к американским источникам. После столкновения советская лодка погрузилась и больше не показывалась. На фрегате «Водж», у которого были повреждены винт и корпус в кормовой части, паники и жертв не было - только один моряк упал с надстройки на палубу. Было лишь недоумение и опасение за судьбу самой лодки. Когда Трейну сообщили об инциденте, адмирал распорядился срочно направить фрегат «Келш» к якорной стоянке в районе Греции, которая постоянно использовалась советскими кораблями. Действительно, там оказалась плавбаза подводных лодок, на борту которой находился командир советской Средиземноморской эскадры вице-адмирал Акимов. Ему «Келш» и передал светом сообщение от Трейна о столкновении с просьбой немедленно послать свой корабль в эту точку, поскольку лодка не появилась на поверхности. Акимов ответил: «Большое спасибо! Что случилось?» Оказалось, что он ничего не знал об этом событии, так как не имел своих кораблей в этом районе. Но ответа на его вопрос не последовало - Пентагон под давлением Госдепа запретил Трейну давать какие-либо дальнейшие объяснения. Адмирал был обескуражен - инцидент был задокументирован, имелись многочисленные фотографии, сделанные с самолета «Орион» и с самого фрегата «Водж», доказывающие отсутствие вины ВМС США - но подчинился приказу. Только позже он узнал о дальнейшей судьбе «Красногвардейца» и...об истинной причине столкновения. На одном из приемов кто-то из советских офицеров сказал ему, что командир лодки К-22 в момент столкновения был пьян! Кончайте пить за рулем! А если продолжаете, сходите на одну из аварийных стоянок ГАИ или посмотрите эти фотографии: http://www.destroyersonline.com/usndd/ff1047/f1047pho.htm |
|
Оценка: 0.6374
Историю рассказал(а) тов. От винта : 16-01-2005 17:09:22 |