История 4145 из выпуска 1027 от 06.02.2005 < Bigler.ru | |
Флот |
![]() |
"ВЭЖ" Беда есть такая на флоте - ВЭЖ-21 называется. Может, конечно, быть, что поправит меня кто-то, что, мол, вовсе даже не беда, а вполне полезная для флотской жизни вещь, и без нее совершенно прожить невозможно на флоте. Не знаю, не знаю.... В моей памяти эта штука совершенной бедой сохранилась. Причем, как это в жизни и положено, случАев с ее участием несколько было, но вот хорошо запомнились два - первый - трагедия, а второй, как положено, фарс. Ну да наверное, пора беду эту самую представить поподробнее. Насос это. Водяной, эжекторный. Почему "двадцать один", не упомню за временем. По внешнему виду: две трубы в виде русской буквы «у» сваренные. Один конец к пожарной магистрали подключается, другой конец суется туда, где чего откачать надо; воду из магистрали подали - и пошло дело по принципу простейшего пульверизатора, из двух трубочек -кто в детстве делал, так вспомнит. Все эти технические, так сказать, подробности к тому, что насосы эти часто на кораблях стационарно закрепленными стоят. Ну, там, трюм в машинном отделении осушить, еще какую гадость за борт откачать... И дело-то как раз в том, что если в насосе этом пожарную магистраль не к тому концу подсоединить, он из откачивающего превращается в нормально накачивающий... То есть вместо того, чтоб осушать и откачивать, наоборот совсем. Где вы видели таких идиотов, чтоб наоборот подсоединяли, спросите? Вот об этом-то и рассказ, причем, еще раз замечу, что случаев таких за военно-морскую службу значительно больше было, я здесь только крайние изложу. В самом конце семидесятых еще ходили на боевую службу в Средиземное море эсминцы проекта 30-бис. Кораблики - первый послевоенный проект, красавцы, конечно, последние полубаковые, но, к сожалению, к боевой службы в Средиземке совершенно не приспособленные... Жутковато было на их народ смотреть после нескольких месяцев. Так вот, один такой эсминец с помощью беды этой флотской и сожгли. Причем, по словам непосредственного, назовем его так, организатора безобразия, «человека-легенды», пожизненного старшего лейтенанта Вовки Карамзина, было это совсем просто. Так вот, сходил этот эсминец на боевую, задачи все порешал успешно, оценка чуть ли не "отлично".... И надо же было такому случиться, что вместо родного Санузлава, по окончанию в Город завернули. Что такое после боевой в порту оказаться - это надо хоть раз почувствовать... В общем и целом - расслабуха полная, со всеми вытекающими последствиями. Но постояли они там дня три-четыре - и в родную базу. Идти всего ничего, ночь. Нуте-с, перед вечерним чаем, около двадцати одного часа, спускается помянутый Вова Карамзин в котельное отделение - а он в аккурат командиром котельной группы подвизался, проверил, как народ вахту несет, пайолы, соответственно, поднял, в трюме посмотреть что там и как, а там - что и говорить, тридцатка бис «с приставкой Пальма» - как на флоте пошучивали. Это вам тот еще агрегат. Словом, в трюмах водичка плещется - «вам по пояс будет» - а сверху, как водится, мазут флотский. Вова тут же старшего вахты отодрал показательно, чтоб службу помнил, и приказал, соответственно, ВЭЖ включить, воду из трюмов откачать за борт - с мазутом вместе. Если вы интересуетесь за экологию - их есть у нас... Имеется ввиду экологических документов. Но кто же на тридцатках их читал? - Тем более, что цистерн для льяльных вод на этих кораблях отродясь предусмотрено не было. Дал он, значится, команду и чаек пошел пить. Старшина вахты - годок, опыт помноженный на мастерство, молодого матросика мордой в ВЭЖ ткнул - и тоже на чаепитие отправился.... Ну, а уж молодой ВЭЖ включил. Наоборот, конечно. То есть нормально воду в трюм качает. Проверять ему недосуг, у него вахта «на горении», то есть за котлом следит.... А котлы, надо сказать, штука весьма раскаленная. Хоть и облицованы специальным шамотным футеровочным кирпичом, но поверхность весьма горячая, да еще и после боевой, повторюсь, пока в море ходили - прогорело кое-где помалу. Суть да дело - накачалась в трюм водичка до самого пода котлов - так на флотском языке низ котла называется, мазут, что на поверхности, нагрелся, соответственно - ну и вспыхнул. Дальнейшее на языке официальных документов называется «Пожар в котельном отделении». Хорошо пароход горел, но потушили однако, правда, не без жертв. Так и стал Вова старлеем пожизненно. Трагический, конечно, случай...... Ну, а в конце 80-х, на эскадре, а Средиземном, сообщают мне как-то вечером, что, мол, завтра начальник штаба эскадры к тебе пожалует, с пароходом твоим познакомиться. Ладно, что успели - подчистили, прибрали... А пароход-то у меня, действительно, своеобразный был. Для выполнения специальных задач, в том числе, дизель-генераторов там в два раза больше было, чем надо бы для обычной жизни. И размещались они отдельно - два в машинном отделении, а два в носу, в носовом энергоотсеке, как раз под палубой бака. И надо здесь отметить, что мы только из похода пришли. Механик запросил добро что-то там в машине поковырять, ну, и чтоб дизеля не шумели, на носовой энергоотсек питание перевел. Наступает утро, пришел начштаба... Походили с ним по пароходу, до бака дошли... Он: - Чего это у тебя тут стучит? - Носовой энергоотсек. - Показывай. Спустились. У моряка вахтенного - форма одежды, повязка, доложил, как надо. Дизеля грохочут... Порядок... И тут: Начальник штаба к уху моряка наклоняется и орет - дизеля-то перекричать надо - - Открой пайолы! Ну да. Все правильно. Хотел мой бравый вахтенный трюма осушить слегка. Конечно. Под самые пайолы - водичка с соляркой на поверхности плещется... Начштаба от удивления - глазам своим не поверил, видимо, - наклонился поближе - и тут - У него из верхнего кармана тропической куртки авторучка, красивая такая, фирменная, - выскакивает - и - вот дизеля грохотали, но, честное слово, я четко услышал этот издевательский «ЭЛП!», когда ручка в эту солярно-водяную суспензию плюхнулась с брызгами... ...Никогда ни до, ни после не видел я, чтоб адмиралы с такой скоростью бегали. Догнал я его только на трапе, где он уже успел разорвать задницу на свастику дежурному, вахтенному офицеру, старпому, и всем остальным, кто попадался на глаза... Со мной он попрощался весьма, скажем так, сдержанно, при сходе с борта, типа: - Ну,... командир,... ну... я.... б....!!! Водичку мы, конечно, по вечерку да вечернему ветерку с берега - откатали за борт, авторучку - хоть и искали, не нашли... Нукание начштаба в двойку по итогам недели вылилось..... Ну да пережили и это. Такой вот фарс с этим самым ВЭЖем. А кто-то, может, и не верит, что беда. Точно беда. |
|
Оценка: 1.0333
Историю рассказал(а) тов. Kor. : 02-02-2005 16:39:30 |