История 5788 из выпуска 1529 от 25.12.2006 < Bigler.ru | |
Флот |
![]() |
Васька Есть такие люди, которых, несмотря на солидный возраст и заслуги, все время тянет называть по имени. И порою не просто по имени, а - как это в русском языке называется - уменьшительно-презрительно. Причем, упаси бог, никакой презрительности это именование не несет. Просто вот этот человек - не Виктор Федорович, а Витька, а та не Елена Андроновна, а Ленка... И причем, на всю жизнь. Так вот, был у меня на корабле такой - Васька. То есть, принимая пароход и знакомясь с офицерами и мичманами, как-то сразу определилось это. Рыжий, с хитрющими выцветшими голубыми глазами, худощавый до болезненной худобы... В общем, Васька. И еще он пил. То есть, если на боевой, когда на первой неделе припасенные из дому «на праздник», «на новый год», « на день рождения» запасы выпивались ударно, он, в общем, скажем так, держался. И был неплохим старшиной моторной команды. Но вот в базе... Но об этом потом. Эта боевая для меня была очень тяжелой. Первая самостоятельная в должности командира, со всеми сопутствующими синяками и шишками, ломающейся матчастью, отсутствием нормального отдыха.... Но наконец - случаются же просветы и в беспросветной чехарде дней - на пятом месяце нам дали первый (и единственный) заход в столицу Средиземноморской эскадры - Тартус. А надо на всякий случай напомнить читающему эти строки, что в те затейливые времена всеобщего застоя, Сирия, где и находится славный город Тартус, находилась с Израилем в состоянии войны.... Или как уж там точно по международному праву - и не упомню за временем и нежеланием шарить по Интернету. Знаю точно одно - терводы у Сирии - двадцать миль, к Тартусу - коридор между двух «опасных от мин районов»... И все, находящееся в терводах Сирии без разрешения властей, рассматривалось сирийскими ВМС как вражеские (израильские) военно-морские силы, и подлежало в силу возможности немедленному уничтожению. И было все это абсолютно без шуток и дураков. Так вот, возвращаясь от материй высоких международных к жизни нашей грешной, пребывание наше в Тартусе подошло к концу, экипаж и отдохнул и на берегу побывал весь до последнего матроса и «колониальными товарами» все закупились, и даже коридоры корабля пропитал незабываемый запах сирийского базара - кофе, кардамон, мускат, и что-то еще, что до сих пор назвать я не смогу. Только иногда, в новых, современных магазинах, как-то вдруг появляется откуда-то этот незабываемый запах Востока, и начинает тоскливо щемить слева в груди, и хочется закрыть глаза и снова очутиться на развалинах Меркаба, на пыльной Тартуской улочке... или в бесконечных переходах Дамасского рынка с их запахами и чужой гортанной речью... И улыбнуться торгующему в лавочке, и сказать ему «Мархаба, садык» - и услышать в ответ: «Киф саха?»... В общем, кончилось время отдыха. Вечером - сниматься, и - по плану. В ласковые, так сказать, объятия родного штаба эскадры, который (по слухам) уже нашил рукавиц из акульей шкуры, чтоб покрепче взять нас всех за причинное место. Не хотелось с одной стороны экипаж понапрасну дергать заранее, а с другой - чтоб сразу народ в «рамки» вошел, но сниматься я решил экстренно, по тревоге. Прикинули со штурманом, сколько идти, да сколько сниматься.... Короче, в назначенную минуту - дзын-дзынь-дзынь - дз-з-з-з-з-з.... «Учебная тревога, корабль экстренно к бою и походу приготовить».... Поднялся и сам на мост, в кресло командирское устроился... Штиль... Дело к вечеру... закат... красотища... - Товарищ командир, отсутствует на боевом посту старшина команды мотористов! О-ппа! И куда ж он делся? - Механик, а в каюте смотрели? - Смотрели. - И? - Да нету его нигде. - А в носовых постах - холодмашинах, компрессорной? - Счас пошлю... - Пошлю... Я сейчас сам пошлю... и не только пошлю.... - Старпом, скомандуй по кораблю - осмотреть помещения. - Мех - ищите, гады! ...А времечко-то идет. То есть по идее, шпилем уже крутить давно пора... А тут и командир дивизиона Тартуского на связь вызывает: - Добрый вечер. Что не снимаешься? - Выбираю якорь. - Ну давай. А Васьки нету. Состояние - прямо скажем. И мысли дурные в голову лезть начали: а что если... а если... А тут еще зам по «мосту» кружит и бубнить про «измену Родине» начинает. Какая измена - остаться в малопьющей по определению мусульманской стране алкашу советскому... в дурном сне не придумать... А комдив: - Командир, в чем дело? Почему задерживаешься со съемкой? - Выбираю якорь! - Сколько можно якорь выбирать? - На клюзе - двести десять (это при тридцати метрах под килем), скорость выборки якорь цепи - шесть метров в минуту. Все по плану. - Ты не успеешь терводы пройти. Тебя же ... - Успею. ...Мужики потом рассказывали - у комдива явственное желание начать биться лысиной об УКВ-станцию появилось... - Ускорить съемку! - Есть! А Ваську найти не могут. Нету. Пропал мичман.... Народ по палубе из носа в корму бегает с озабоченным видом - ищут. На душе уже вполне даже тревожно становится... Конечно, замовские бредни - чушь собачья, но ведь нет человека. А вокруг - море. И течение здесь приличное вполне. А вдруг - выпал случайно... и плывет себе потихонечку к острову, к Руаду незабвенному... - Мех, ты опроси народ, кто когда с ним последний виделся? Минут через десять: - Мостик - машина! Командир отделения мотористов говорит, часа два назад собирался катер командирский проверить! - А смотрели в катере? - Нет. - Ну!!! А катер-то вот он, под самыми иллюминаторами мостика. Подбежали... чехол приподняли... полезли.... Здесь! Спит, скотина пьяная, на диванчике на кожаном, в салоне.... И бутылка арака рядом пустая... - Боцман - шпиль полным! - На клюзе - тридцать! - Обе вперед - малый! Комдиву - снялся, действую по плану! ...Мужики потом опять же сказали, что только этот доклад спас радиостанцию от окончательного разгрома лысиной комдива. И весь оставшийся вечер он из каюты не выходил - только закуски из кают-компании ему таскали... Стресс снимал. Но не только для комдива - мне такие выверты тоже не очень понравились. По приходу в базу Ваську я вызвал и говорю: - Мы служить вместе не будем. Ищи себе место по-хорошему. Не хочешь - перед следующим выходом по-плохому сниму. Под это дело Васька стал пораньше порой со службы отпрашиваться... И приходить... с третьего раза с трудом попадая в створ трапа и в «антиалкогольных» очках... Трудно ему место новое искалось. И вот как-то заруливает ко мне в гости вроде как бывший крейсерский сослуживец, а ныне - механик на одной из плавбаз. ...Когда-то на крейсере, когда я стал уже «старым капитаном», и допустили меня дежурить - он, так как со мной в одной смене был, всегда дежурным по БЧ-5 заступал. Дежурный по кораблю по инструкции может «отдыхать (спать) лежа в койке, не снимая снаряжения и обмундирования», с двух ночи до полшестого утра. В это время дежурный по БЧ-5 вместе с дежурным по низам бдят. Так вот, стоило мне, сдав на время отдыха пост дежурному по низам, добраться до койки и расположиться там, «не снимая...», как в дверь раздавался осторожный стук и материализовывался на пороге дежурный механик Толя. Текст был один и тот же: - Слушай, горит внутри все - три капли, а? Отказать страждущему - не в правилах офицера... Наливал он себе ровно на три миллиметра в стакан, разбавлял, выпивал, благодарил и уходил нести службу... Впрочем, ненадолго. Минут через тридцать снова осторожный стук, и снова - - Я пароход обошел... все в норме... ты - отдыхай... Только еще чуть-чуть, а? Надо ли говорить, что первое совместное дежурство я практически вообще не спал - частью из-за опаски, частью - из-за регулярного стука и просьб... Но потом убедился, что несмотря на то, что «потребляя» таким образом, Толя, выпивая в общей сложности за ночь стакан моего шила, службу нес преисправно и корабль действительно обходил и порядок соблюдал. Так что впоследствии, дождавшись первого посещения, я обычно оставлял ключи от сейфа на столе... К чести сказать, с тех пор по ночам Толя меня не тревожил и «норму» потребления не перевыполнял... Так вот, придя ко мне Толя - уже каптри и командир БЧ-5 - конечно как всегда начал с того, что внутри у него все горит, и как всегда нацедил себе ровно на три миллиметра в стакан... - Слушай, у тебя мичман П*** служит? - Служит. - А правда, его к «Красной Звезде» за спасение атомной подводной лодки представили? - Ваську?... ...Тут я вынужден сделать небольшую паузу, чтобы поточнее описать все, что успел прокрутить в башке за доли секунды: «Ваську - к «Звезде»?... Да его ...из партии за пьянь чуть не поперли... достал уже совсем... хотя - да, аварийную лодку мы обслуживали.... Васька там, правда, никаким боком... Толя бухает нормально, вон, рожа как красный помидор... конечно, старому сослуживцу свинью не хочется... но... А может, они нашли друг друга?...» ...Ваську - конечно! Запинки моей он, слава богу, не заметил. - А то он ко мне просится, а я узнал, что ты - командир, решил сам поспрошать. А как он по специальности? - По специальности - ас (здесь уж я не соврал). В Средиземке антивибратор на главном дизеле развалился, крышка треснула - так все сам сделал. Молодец. - Ну если так, давай еще три капли, и возьму я его, пожалуй. На том и порешили. Васька от нас ушел. Больше я о нем ничего не слышал, да и плавбазу ту перевели куда-то на Север или ТОФ... Думаю, они с Толей действительно нашли друг друга. А я расстался с Васькой - неудачливым Тартуским «дезертиром и изменником», «почти награжденным» орденом «Красной Звезды». О чем до сих пор не жалею. |
|
Оценка: 1.4459
Историю рассказал(а) тов. Kor. : 20-12-2006 16:24:54 |