История 6053 из выпуска 1616 от 02.05.2007 < Bigler.ru | |
Авиация |
![]() |
День cюрпризов Для всех, кто как-то причастен или интересуется авиацией - простите за возможную нестыковку в терминологии. Реактивный двигатель есть устройство гениальное в своей хищнической простоте. Две наших турбины, зверюги ненасытные, пылесосят серую бетонку ВПП, и их голодный вой уже не раздражает, а радует слух. Мир за стеклом кабины приятно ускоряется, за ним едва успевает голос в наушниках. - Индикаторы в норме, 70 узлов, 100. V1... Правак сбивает мою ладонь с РУДов, обе руки на штурвал - теперь можно только вверх. - Отрыв, набор высоты подтверждаю, шасси долой... Свист двигателей, как чудесный охотничий рог, зовущий творческих непосед и просто балбесов в дорогу, каждая смена его тональности - новый куплет в бесконечной ездовой песне. Но вот, опаньки, потянуло не туда, дуэт сфальшивил. Большая противная красная кнопка радостно замигала на верхней части панели. - Пожар в первом, сектор на холостые... - Мэйдэй, мэйдэй, мэйдэй. Башня, Сайтешн-Пять-Чарли-Чарли, у нас нештатка, пожар в двигателе, заводите на посадку в экстренном. - Пять-Чарли-Чарли, вас понял, продолжайте набор высоты по схеме. Посадка на данный момент никак. Полоса занята прибывающими бортами с приоритетом. Аварийшки в пути. Сколько душ на борту? Суки... Правака надо чем-то сейчас занять, а то заскучает: - Пожар подверждаю как реальный, аварийно отрубай номер один, взводи бутыль... Пшшш! Взводи вторую... Пшшш!. Вроде погас. Высота 400, нафиг закрылки, разгоняемся до "сосиски" (Venr). Карту "пожар в двигателе" - погнал! Самолет пьяно тянет налево, ноет правая нога, подворачиваю колесико триммера. Отпустило. Двигатель номер два теперь надо любить и лелеять, а то обидится и тоже начнет лопастями компрессора плеваться. Высоту на "сосиске" набираем почти штатно, и вобще все хорошо. Пока. Залазим на эшелон 50. Видимость - нолик с минусом. Трясет. - Пять-Чарли-Чарли, сверни влево на 270. Готовь карту подхода ИЛС 9. Ой, спасибочки. Правак без напоминаний загоняет подход в систему. Молодец. Видит, что КВС занят по самые помидоры, т.к. идем вручную, на "чистогане" - автопилот и флайт-директор на этом пепелаце при отказе двигателя непредсказуемы. Левое крыло как-то быстро тяжелеет. Ба-лин. Штурвал выкручен почти до упора. Мы что-то где-то проеб... Ща поедем... - Потери в правой топливной системе, дисбаланс по бакам 400 килограмм. Врубай перекрестное... Оп-па, поймали. Сайтешн летит чуток боком и чуток плашмя, но ведь летит, воробушек... - Башня, нам бы в "отстойник" минут на десять, дисбаланс выдоить. - Добро. Что там этот желтый огонек на панели делает? "HYD Lvl LOW", что можно вольно перевести как "гидравлика капут". Спойлеры, реверс и иже с ними - там же. Колесики сжатым воздухом бум выдувать. - Башня, у нас проблемы с гидравликой, спойлеры, шасси и реверс иноп. - Пять-Чарли-Чарли, мне эти ваши шурушки по барабану, влево на 180, снижайся на 2000. Подход по схеме ИЛС 9 разрешаю, курс и высоту держать до луча. Прямой угол перехвата глиссады. И не снижаться нам надо, а нагло падать кирпичом, иначе не успеем. Ах, как драматично! Вот ить суукии! Зайдем по-английски - видел я ваши ограничения скорости в белых тапочках. Рука тянется к спойлерам, а вот обломайся - нету гидравлики. Как особаченный кошак с дерева, сваливаемся на глиссаду, гасим скорость в развороте. - Пять-Чарли-Чарли, ты обороты пасешь? У меня на "мигалке" только что было 260. Нарушаем? - Башня, идите нахер. - Роджер... Сжатым воздухом выдуваем шасси. Судя по звуку, вышли, но в замки не встали. Педалями мотаю самолет из стороны в сторону, надеясь, что набегающий поток запихает стойки, куда надо. - Вижу три зеленых, красных нет. Это означает, что колесики в замках и что правак сегодня не дальтоник. Уже легче. Занять бы его чем-нибудь.. - Карту "Подход и посадка на одном двигателе" - погнал! Мы на глиссаде - стрелочки ИЛСа аккуратненько выравнены. Здесь я дома. Мой инструктор страдал дислексией, и стандарт из руководства "в пределах половины шкалы" читал как "в пределах половины деления", ну и дрочил меня соответственно. Я ИЛСы лучше автопилота летаю. Етить... Правак опять скучает. - 100 до минимума, брысь "наружу". Полосу увидишь, кричи. - ПОЛОСА НА 12 С ПОЛОВИНОЙ! - ВИЖУ! ...закрылки на 45... Теперь все будет хорошо. Прибираю тягу и целюсь на белые кубики. - Пять-Чарли-Чарли, уходи на второй круг! Неучтенный борт на полосе... РУД вперед до упора. Да на... Мы ж на одном двигане.. У, бл.. Оху... Ну и денек! - Закрылки 15. - Закрылки 15, набор высоты подверждаю, шасси... - НЕ ТРОЖЬ РУБИЛЬНИК, ИРОД! - Ой... Сжатым воздухом шасси можно выдуть только ОДИН раз. Пусть их висят. Номер два на запредельных оборотах, но мы таки выцеживаем из него сначала 400, а потом 1500 футов высоты. Машина с выпущенным шасси летает очень тяжело. - Пять-Чарли-Чарли, полоса свободна. - Башня, у вас там что за грибы сегодня курят? На панельке "хороших новостей" добавляется веселых огоньков, и номер два предательски теряет тягу и останавливается. В кабине становится тихо и уютно. Превед, медвед. Закладываю разворот 80 на 260 со снижением. - Башня, прошу с этого момента считать Пять-Чарли-Чарли планером. - Вас понял. Полоса 27 вся ваша. Аварийщики катятся с 9-ой на 27-ую и жутко матерятся. - Передайте, чтобы не спешили, у нас закрылки не выходят. - Понял, какие-нибудь еще последние желания? - Башня? - Башня слушает... - Идите нахер... - Роджер... Выравниваюсь по обратнику ИЛСа. Видим полосу, похоже, осилим на самый краешек. Закрылок, реверса и спойлеров нету. Расчетный пробег смело умножай на 2 с половиной. А полоса короткаааая! Плюхаемся на бетонку, как танцор в лезгинке, на колени. Асса! Колонку штурвала вперед на полную, тормоза до упора. Скрежещем антискидом и чем-то еще, держим центр полосы. Останавливаемся в метре от противоположного края и с минуту тупо пялимся прямо перед собой и совсем ничего не делаем. По уму сейчас надо бы выйти из самолета, посмотреть, как красиво остывают на бетоне лужицы расплавленного металла, которые когда-то были тормозными дисками. Стойки шасси сейчас, пожалуй, приобрели живописный рубиновый оттенок и слегка изогнулись, а вся полнота картины еще и провоняла горелой резиной. Но мы не совсем в самолете. Роберт, "главный истязатель", он же "Башня", заглядывает в кабину "стимулятора". - Сами угадайте, где и как вы сегодня облажались, а я вам до кучи еще с десяток косяков насчитаю. Закрываемся на сегодня, завтра работаем нестандартные подходы. Кыш! Реактивный самолет - штука дорогая. Дешевле тренироваться на симуляторе. Что, в принципе, тоже интересно. Даже если каждый "полет" сильно похож на вышеописанный кошмар, который современные достижения в компьютерной графике и сервоприводах превращают в ощущаемую реальность. Хотя... завтра я иду праваком... |
|
Оценка: 1.4444
Историю рассказал(а) тов. overland : 15-04-2007 13:29:08 |