История 6178 из выпуска 1665 от 17.07.2007 < Bigler.ru


Остальные

Продолжение.
Легенда об изгнании из рая.
О чём думает русский человек, устав после рабочего дня и наконец-то оказавшись в спальнике? Естественно, о мифологии семитских народов. Ну, в смысле, не обязательно именно о ней, но о чём-то примерно таком, непременно. Помнится, в прибайкальской тайге у костра после работы о чём только не говорили. До этнической истории берберского народа включительно. В чём тут дело, я не знаю. То ли в тупости нашей природной (Ума не хватает подумать о вещах более полезных, например, прикинуть сколько ты получишь в конце сезона и как ты распорядишься деньгами), то ли в бездуховности (Ни тебе замполитов, ни стукачей, а мы вместо того, чтобы самиздат читать или обсуждать, ну хоть анекдоты антисоветские рассказывать, о каких-то непотребствах беседуем). Но есть такой грех: приходят мысли в голову. Уж и телевизор изобрели давно, и газеты, и игры компьютерные, и всякие прочие вещи. А они всё равно приходят. Ну народ такой, наверное. Испорченный. Вот в силу этой врождённой порочности и задумался я в одну из ночей на предмет мифа об утерянном рае. Вероятно, ассоциативный ряд был таков: древние россыпи, значит древние реки. Древние реки, значит Волга. А далее всё уже просто. Но по порядку. Начнём издали, чтобы все кто курит успели трубки раскурить, а кто не курит - прозеваться в своё удовольствие.
Большинство из присутствующих знают, что Волга впадает в Каспийское море. Но гораздо меньше народу в курсе, что совсем недавно, по геологическим меркам так вот только что, она впадала в море Чёрное. Сотни тысяч, если не миллионы лет вырабатывала пра-Волга своё русло. Точила, так сказать, и прокладывала. И в один, не знаю уж прекрасный или нет, но точно выдающийся момент, дошла до того места, где уклон в сторону Каспия был больше, чем в сторону Чёрного моря. Причём, сменила курс она практически моментально, как только промыла последнюю перемычку. Представляете ощущения того суслика, который мирно пасся в безводной степи, время от времени поглядывая на небо, не маячит ли там коршун. И вдруг... Странный небывалый звук. Суслик встаёт на задние лапки и видит, как по степи, разлившись на необозримую ширину, на него с рёвом несётся великая русская река. Всё, - подумал суслик, - чтоб я ещё хоть раз в жизни раз коноплю или мак ел! Да никогда! И сдержал слово. Но это так... Преамбула. Вернёмся к мифологии. Только чур, сразу договоримся: в неоригинальности меня не упрекать и носом в то, что кто-то когда-то про это уже писал, не тыкать. Я на оригинальность в жизни не претендую. Оригинальный Совок это, пардон, оригинально, знаете ли. Уж простите за каламбур.
В общем, в мифологии я не силён. Как и во всём остальном. Но тем смелей и дерзновеннее мои фантазии. Преград-то нету. Простор мысли не загромождён знаниями. Гуляй - не хочу! В общем, лежал я под звёздным африканским небом и размышлял почему легенд о систематическом конце света разной интенсивности у всех народов хоть отбавляй, а вот легенда о потерянном рае штука чисто семитская. Греки, которые тоже рассказывали про золотой век, сами признавались, что слыхали о нём от египтян. Колыбелью семитских народов является Средиземноморье. Причём, южная его часть. Северная Африка, Аравийский полуостров, до Междуречья. Севернее Средиземного моря переселились только иберы да всякие лузитаны (да и то, поди, это одно и тоже). Финикийские колонии, которые аж до Британии раскиданы были, мы не считаем. Торговые фактории и не более того. И вот именно в этой географии и родился потрясающий по своей эпичности миф об изгнании из рая. Сказка, как известно, ложь, да в ней намёк. Давайте посмотрим, на этот миф повнимательнее. Если отбросить всю лирику и эмоции, то картина вырисовывается, в общем-то, довольно реалистичная: предки семитских народов (может и не только их одних, но их - точно) вели в некоей местности жизнь охотников и собирателей. Я бы не назвал жизнь охотников и собирателей райской, но они другой не знали, а эта была привычной. Жили ей люди, как они справедливо считали, со времени своего сотворения. Местность, слава богу, пропитанием обеспечивала. Чему положено, росло и колосилось, чему положено, бегало и плодилось. На жизнь-таки хватало. И вдруг, в один, опять же не прекрасный, но впечатляющий момент, объявляется, дескать, граждане, халява кончилась, заведение закрывается и посетителей просят на выход. Причём, просит непосредственно хозяин заведения. То есть не поспоришь никак. Таким образом, неодолимые обстоятельства лишили тех людей их привычной среды обитания. Причём, самым поразительным в этой истории было то, насколько быстро произошли перемены. Ещё вчера всё было у них хорошо, и вдруг... Причём эта перемена была настолько поразительной и невероятной, что впечатление от неё передавалось из поколения в поколение в течение, как я полагаю, многих тысяч лет. Вы скажете, что это невозможно? Ещё как возможно. Многие авторы замечали, включая академика Рыбакова, что народная память имеет потрясающую глубину. В частности, хрестоматиен пример с описанием охоты героя на чудище. В русском фольклоре это обычно змей. Причём, нередко с хоботами. Герой ждёт его обычно с мечом под калиновым мосточком. Калина, если кто не знает, это кустарник такой с гибкими ветками. Материал для моста вовсе непригодный. Зато ловчую яму накрывать - самое оно. А если внизу не герой с мечом, а кол острый, то и вовсе описание просто чисто техническое. Загнали зверюгу на яму, прикрытую гибкими ветками, там ей и кирдык. Зигфрид европейский, кстати, на дракона также охотится. Только в европейских сказках больший акцент на пещеры сделан, где драконы да людоеды живут, от которых герой людей освобождает. По географии видать больше запомнилось как местность люди для себя от всякой пещерной жути типа медведей да львов освобождали. А наши мамонтов больше гоняли бо пещер у нас маловато. Так что память, она у народов весьма хорошая. Отметим ещё, что в мифе о потерянном рае речи нет о переходе к земледелию и скотоводству. Этот процесс всеми без исключения народами отмечается как прогресс и приписывается героям или богам, научившим людей пахать и скот приручать. А здесь просто жили безбедно и на одном месте, а потом начали в поте лица и по земле туда-сюда шататься. А земледелие и скотоводство это уже много позже. Можно ли сопоставить такие события с какими-то реально произошедшими событиями? Я думаю, что вполне. ИМХО, поворотным моментом человеческой истории послужило таяние ледников и освобождение новых земель. Причём, земель богатых плодящейся дичью. Нестыковка, скажете вы. Это процесс длительный и положительный. Много земли с дичью, значит много еды. Где здесь одномоментные обратные процессы? Где, где... У семитов. В Африке и Аравии. Совсем недавно Сахара была цветущим краем. Зелёным и обильным. Очень обильным. А потом высохла. Считается, что это был процесс долгий. Но я думаю, что не обязательно. В вопросах процветания больших территорий огромную роль играют морские течения. Примеров приводить не буду - их масса. Всякие перемены, происходящие с течениями, происходят весьма быстро. Даже малейшие из них имеют серьёзнейшие последствия. Возьмите хоть Эль Ниньо. Малейший сбой в прохождении регулярного циклона вызывает засухи и наоборот, ливни и прочие неприятности. А представьте себе последствия смены направления, скажем, Гольфстрима. Вот представьте. Допустим, завтра Гольфстрим меняет направление течения. Долго ли придётся ждать климатических перемен Европе? Полагаю, в течение одного года перемены будут просто разительными. Особенно для северной части Европы. Полагаю, что нечто подобное имело место лет тысяч так 12-15 назад. А может и позже даже. И смена климата в Сахаре была не постепенной, а практически моментальной и катастрофичной. И это настолько поразило обитателей тех мест, что они передали это ощущение через тысячи поколений. Что, впрочем, понятно. Событие не рядовое.
Вот такая мысль пришла мне в голову в одну из ночей в кузове бакки в провинции Лимпопо. А при чём здесь Волга, - спросите вы? В общем, не при чём. Просто иллюстрация того, что потоки не могут менять направление постепенно. Эта смена направления может подготавливаться миллионами лет. Но происходит одномоментно с устранением препятствия. Или сменой условий (Скажем, землетрясение изменило топографию местности и речка потекла в другую сторону. Силы, вызывающие землетрясение, вызревают долго. Перемены в рельефе могут копиться долго - как результат многих землетрясений. А вот река меняет направление течения мгновенно. Пусть не сильно. Но даже небольшие изменения в режиме океанических течений имеют очень и очень серьёзные последствия для весьма значительных территорий).
Оценка: 1.3628
Историю рассказал(а) тов.  Sovok  : 14-07-2007 02:03:04