История 7025 из выпуска 2097 от 04.06.2009 < Bigler.ru | |
Авиация |
![]() |
О пользе примет или моя последняя командировка Одни из самых суеверных людей в армии - это летчики. О том, что произошло, и для тех, кто не верит в приметы (пишу с себя лично). «Да-а-а... Погодка еще та...» Взгляд останавливается где-то в районе 49 борта на стоянке. Возле вертолета суетятся АОшники, переругиваясь с борттехником. Рядом стоит АПА, из кабины выглядывает озабоченный водила. «Блин, наверное, опробывать нужно машину. Не хочется, надо глянуть, кто в классе есть». Выхожу из кабинета, захожу в летный класс. За столом сидят Андрюха Б., штурман эскадрильи, и Димон С.- старший летчик звена, режутся в нарды. Лейтенанты, обложившись картами, инструкциями и всякой штурманской лабудой что-то чертят на картах. Андрюха, посмеиваясь, обещает оставить Димона «с марсом», кидает кубики. Димон смотрит на меня: - Замполит, тебе за что деньги платят, ты послушай, он же мой авторитет перед лейтенантами уничтожает! Вставь ему дыню и проведи психологическую работу. - Димон, иди в ж...пу, не умеешь играть, нефиг садиться. А насчет психологической работы, где твой правак шляется? - Димон, не отрываясь от игры, кидает кубики и орет: - Семен ты где?! - Из кабинета НШ выглядывает Семен. - Я туточки, - и скрывается обратно. - Он здесь, - отвечает Димон и выкидывает два один. - Мляяяя... Непруха какая-то. Это все из-за тебя, комиссар, пока ты не зашел, был еще шанс. А беседу со штурманом ты проведи. Я подхожу к окну, смотрю на вертолет. К АОшникам и борттехнику добавились радисты. АПА завелась. «Блин, сейчас инженер прискачет, экипаж на пробу звать будет, надо форсировать события». - «Дыня» - это конечно хорошо, ты вот мне скажи, кто сегодня в дежурном экипаже? - Сегодня Недаш, но он отпросился в часть к финикам, я на «подстрахуе». - Кинул кубики и опять выкинул один два. - Блин! Леха, уйди отсюда, ты всю масть портишь! Подхожу к столу, смотрю на доску, потом на Димона: - Ну, мне как раз и платят деньги, чтобы масть всем портить. И раз ты на «подстрахуе», готовься на пробу 49-го борта, АПа уже на месте. Думаю, сейчас инженер прибежит. - Блииин.... Вот так всегда. От вас, от замполитов, все беды. - Кидает кубики, один два. Андрюха ржет, я улыбаюсь. - Парашют!!! Ты где? - Валеркин вопль доносится из курилки возле домика эскадрильи. - В классе! - ору в ответ. Слышится топот и в класс вламывается мой дружок. - Мля!! Ты че тут сидишь? Вали в «аквариум», тебя «Рух» требует! (Рух - это наш глубокоуважаемый командир полка. Летчик от Бога, непререкаемый авторитет. Если честно, то таких командиров за свою службу я не встречал). Ну все, пипец, спекся, опять у командира очередная смелая идея по проведению в порядок наглядной агитации на аэродроме, и как всегда, крайним будет замполит 1 эскадрильи, т.е. я. - А на фига я ему нужен, я к полетам готовлюсь, - отвечаю я, не вынимая рук из карманов ДСки и продолжая следить за игрой. - Ага! Есть Бог на свете, - злорадно восклицает Димон и бросает шесть-шесть. Андрюха опять ржет, я перестаю улыбаться. - Короче, там в «замес» в марте краснодарцы идут, у них штурмана на группировку нет, Рух мне предложил, я не могу, на тебя стрелы перевел. Не тупи, а то третья эскадра перехватит. Андрюха поднимает глаза от доски, в глазах заинтересованность. - А почему Краснодар? И почему Леха? - Андрюха, - говорю я, - Краснодар - потому что согласно утвержденного графика, а я - потому что мне как молодожену нужно развеятся. - Резонно, но я бы тоже не отказался. - Саныч, ты шибко не расстраивайся. Еще не факт, что я пойду. А ты все равно идешь с нашими. Ибо кто как не ты молодь учить будет? Ну все, я побежал. Хватаю шапку и мчусь в «аквариум». Там полный кворум. Сам, заместитель, зам. по летной, штурман полка, инженер. Докладываю о прибытии и «ем» начальство глазами. Командир смотрит на меня и молчит. Я молчу в ответ. Пауза затягивается. Надо сказать, у нашего командира есть одна черта, которая не дает расслабится в любое время. Он может тебя вызвать и сам же спросить зачем. И это все после «солидного мужского молчания». По первости я тоже слегка робел, но потом ничего, втянулся. - Алексей, ты как насчет в командировку слетать? - Я не против, товарищ командир. - Василий Иваныч (это штурман полка), как думаешь, достоин? - Нормально, командир, справится. Документация у тебя как? - В порядке, Василий Иванович, малость карту обновить, ну и сборники сверить по последним данным. А так все готово. Командир бросает окурок и выносит вердикт: - Значит, решено. 18 марта от нас еще пять человек, ты старший. Через неделю документацию на проверку штурману и мне. Постановка задачи завтра в 10 часов в классе третьей. Идешь штурманом группировки с краснодарцами. Смотри, чтобы не пришлось за тебя краснеть, а то подтвердишь пословицу, что курица не птица, замполит - не летчик. Все, иди готовься. Козыряю и убегаю к себе в эскадрилью. На душе весело и тревожно одновременно... 18 марта 2005 года. 09ч. 15мин. «Ну вот и сбылась мечта идиота... Да... грустно расстались... Чего она все время ревела, никогда такого не было. И кольцо это... знает же, что не люблю носить обручалку, так нет, аж затряслась вся, надень, надень!!!... вечно эти женщины все преувеличивают. Ладно, пойду на инструктаж и пора отчаливать». Инструктаж прошел как всегда. Не пить, не позволять, блюсти, не нарушать, соблюдать и развивать, вперед, всех побеждать... В общем, ничего нового, все как всегда. Главное не пр...ть оружие и людей. Шмотки уже на борту Ан-26, экипаж наш, все на месте, дополнительно к моим 5 еще командировочные удостоверения на 10-х из округа. Вот так люди и воюют... Ну что ж... Вперед на Моздок! Моздок нас встретил как обычно - жарой и пылью. Самолетчики дружно слиняли в гостиницу, а мы всем кагалом поперлись к вертолетам. Нас уже ждали местные экипажи. Потихоньку грузимся по бортам согласно «купленных билетов». - Леха, пошли в кафешку по пивку дернем за приезд? - предлагает Игорь К., командир экипажа краснодарцев. Он в этот замес с летехой на правом. Тот волнуется, но виду не показывает. Скрывая все за маской этакого бывалого воина, которому море по колено. - Да ну, еще не прилетели, успеем. Ваш Вась-Вась (Василий Васильевич, командир эскадрильи и старший в этом замесе) потом бухтеть будет. Давай как на «Северный» прилетим, примемся, ну и вечерком как полагается. Я вот сальца заготовил. На месяц должно хватить. - О! Сальце - это прекрасно!!! Но пива хоца... Перелетаем на «Северный». Заруливаем, выключаемся. Все. Командировка началась. 19 марта 2005 года День первый. Как не странно, но голова не болит. Что мне нравится в Моздоке, так это вода и местные пироги с черемшой или сыром. Вкуснявая вещь! Принялись нормально, меняли сибиряков (вроде бы, уже не помню). Ввели в курс дела, что, где, сколько. Где сейчас можно, а куда лучше соваться без надобности не стоит. Все как обычно. Что напрягло, так это то, что РП из Моздока. А ему, как всегда, некогда. У них там все заняты судами за боевые, пайковые и прочая. Поэтому в ближайшее время он собирается к себе, ну а я, как самый незанятый, с легкой руки Вась-Вася должен еще и руководить. Как итог - я один в четырех лицах: штурман, РП, оперативный и замполит. Начало складывается «удачно». Решил проверить карты всех праваков. Они все по первой ходке, избалованы либеральными порядками у себя в Краснодаре, так что обязательно что-нибудь не сделали. Подхожу к столу в «камере» для восьмерышников (для пилотов на Ми-8): - Так, праваки, все полетные карты, включая карты запасных, мне на проверочку. - Нафига? - спросил один, - у нас уже проверяли. - Остальные «молодые леДчики» согласно загалдели. - Леха, ну его, мы же уже контроль прошли, нахера опять что-то проверять? От такой борзоты я секунд на восемь онемел. Мало того, что неписаные правила авиации херятся на корню. Не знаю у кого как, а у нас в полку всех, кто старше на 5 лет, называют по отчеству, (можно без имени и на ты, но это уже определяется интуитивно) или по званию и на вы. Надо сказать, что мы в своей среде без всяких обид относимся к таким порядкам. Во-первых, молодежь привыкает к соблюдению (пусть несколько и формально) иерархии, ну и вообще, ритуал продвижения от «правака» до «командира» никто не отменял. Судя по тому, что пауза в моем ответе затягивалась, а морда лица становилась по цвету схожа с ташкентским помидором, молоДежь поняла, что сделала что-то не то. У самых шустрых проснулся инстинкт самосохранения, и они потихоничку начали скользить в сторону выхода. - Мля-я-ть!!!! Я не понял! - далее по тексту народный русский фольклор, сопровождающийся характерными для раненого медведя воплями. Поглазеть на мероприятие по проверке штурманской готовности к полетам в зоне БД прискакали даже технари со стоянки. По всей видимости, мой голос был слышен даже в районе Ханкалы. Вась-Вась заглянул, оценив обстановку взглядом умудренного жизнью и ничему не удивляющегося кота, буркнул: «Занимайтесь, но чуточку потише» - и ушел. Вдохновленный одобрением старшОго я продолжил занятие по проверке готовности в штурманском отношении в комплексе с «политико-воспитательной работой» (блин, не пропадать же навыкам по занимаемой должности). - Леха, так их! Потопчи, а то совсем обнаглели. Нас уже ни в х@й не ставят - вставил с довольной улыбкой Игорь К.- А вы, молодежь, впитывайте, это вам не Краснодар, вот сошлют в Ростов на перевоспитание, попомните! Праваки с обреченным видом стали шуровать в своих портфелях и стопочкой складывать карты возле меня. Развернул первую «двушку». «Ё-ё-ё-ё-ё-ёё... Да, шок - это по-нашему». Половина площадок не обозначена, ЛЭП цветом не «подняты», МБВ (минимальные безопасные высоты - КБ) не обозначены, основные маршруты не оформлены!!! - Военный, вы как летать собрались? По этой копии с пачки "Беломора"? В ответ обиженное сопение. Стал объяснять, чем все это может закончиться при такой навигации, особенно при перенацеливании, смене задачи и всяким бякам, которые обычно сваливаются неожиданно, заставляя командира громко материться, а правака «терять сознание». - У остальных так же? -Угу... - Ну, что ж, военные. Будем постигать учение путем «различных половых извращений методом глубокого проникновения сразу в мозг». Берем мои карты, сборники и приводим все в соответствие. Срок - до 19.00, понятно? - Понятно... Командиры, довольно улыбаясь, выходят покурить. С ними намыливаюсь и я. Заходим в курилку. - Мужики, блин, кто их готовил? Это же полная порнография. Вы ж зубры, понимаете, что к чему. Вспомните, как нас драли праваками. Ставили в позу бегущего египтянина, и как грязных гавайских поросят, пока мозги плавиться не начинали. - Да всем миром и готовили. Ты же видишь, штурмана звеньев сами год как из училища, старлеев только получили. Штурман эскадрильи увольняется, не самим же карты рисовать... - Но это же п...ец! Половины площадок нет, ЛЭП не обозначены, это ж азы! Завтра летать начнете, и куда они вас заведут? Понятно, что основные площадки вы знаете сами, а «Фома», он же тоже командиром первый раз, и что будет делать? Постоянно ведомым летать? Замолчали, задымили... 20 марта 2005г. Начинаем летать. Я пока остаюсь на земле вместе с Вась-Васей. Праваки все же толковые. Немного борзость убрать, и пойдет нормально. Все сделали, еще раз проверил, объяснил, где какие «засады» можно словить, и дал добро. Понеслась... 21 марта2005 года Сегодня РП сваливает в Моздок. С завтрашнего дня еще и руководить придется. День прошел нормально. Никто не заблудился, никого не забыли и не потеряли. Погода начинает портиться. 22 марта 2005 года. 08ч30мин Погода средняя, нижний край (облачности - КБ) 200 метров, 10 баллов. Иду на «вышку», наши пробуются. На душе мерзко. Непонятно почему, но мерзко. Проба закончилась. Вышел, задумчиво смотрю на Терский хребет, с которого потихоньку скатывается туман. Вообще, это зрелище мне никогда не надоедает. Есть что-то завораживающее в том, как туман начинает переваливать через хребет и заполнять долину. Волны серой ваты медленно сползают вниз и растекаются по всей равнине... Может, сегодня летать не будем?... - Алексей, ты чем сейчас занимаешься? - вопрос Вась-Вася выводит меня из задумчивого созерцания метеообразования. - Да вот, пробу закончили, сейчас чай иду пить. - Отлично. Чай потом попьешь. Иди на постановку задачи, посмотри маршрут. На 11 часов вылет пары. Ведущим пойдет Ф. я с Игорем К ведомым, ты с Ф. слетаешь, проверь Сашу Ш. (правак у Фомы). - Хорошо. А что случилось? - Да по сводке «индейцев» каких-то видели с оружием. ВПШГ (воздушная поисково-штурмовая группа - КБ) приедет к 10 часам. Давай иди в домик. - Ну вот, попил чаю... Беру «Айком» и топаю к себе. Постановка задачи. Вась-Вась зачитывает на магнитофон «молитву», уточняются частоты радиосвязи, интервал и дистанцию в паре, порядок взаимодействия. Маршрут полета примерно был следующий: Северный - Ханкала - Ст.Атаги по предгорью на Рошни-Чу - Ачхой-Мартан -Нестеровская - Самашки - Алхан-Кала - Октябрьское - Северный. - Вопросы есть? Постановка задачи закончена, выключить магнитофон. Захожу в «камеру», беру чистое белье, мыло, полотенце. Мужики молча с нескрываемым удивлением на меня смотрят. - Леха, ты чего, не летишь? - Да нет, лечу... - А чего мыться собрался перед вылетом, сдурел что ли? -... Подхожу к борту и наблюдаю следующую картину. «Спецы» из ВПШГ, приехавшие на аэродром, фотографируются у борта. По телу как будто разряд электротока пробежал. Вспомнилась провожающая со слезами меня жена, мытье под душем перед вылетом . Подхожу к ним. - Ребята, какого ... перед вылетом фоткаетесь? Заканчивайте этот бедлам, примета плохая. Борттехник увидит - бурчать весь полет будет. - Да ладно, командир, мы в приметы не верим. - Ну-ну... Подходят «Фома» с праваком. Я уже в грузовой кабине вместе с «спецами». Рассаживаются по чашкам. «Фома»: - Блин, я ЗШ забыл, надо забрать. Саня, сгоняй. Правак выпрыгивает из чашки мчится в домик. Под сердцем начинает покалывать. Смотрю на борттехника. - Писец... осталось только зеркало разбить, - говорит В. (бортовой техник) Прибегает Саня. Начинаем запускаться. В. жмет кнопку запуска, эффект ноль. Прокрутка, второй раз. Эффект тот же. Отрубается АИ-9 (двигатель для питания сжатым воздухом системы запуска вертолета - КБ). «БЛЯ-Я-Я.... Это точно писец... такого не бывает....». Подъезжает АПА, опять запускаем АИшку. Третий раз запуск. Выхлоп, и движок нехотя запускается, винты медленно начинают движение. Во всем сквозит какая-то обреченность, как будто машина что-то чувствует и пытается нас предупредить... Малый газ. Вводим коррекцию, включаем потребители, я сажусь за пулемет. В. трогает меня за плечо: - Алексей, сядь вместо Сашки, пусть он за пулеметом «порулит». Что-то мне неспокойно. - Да ладно, пусть летит. Посчитай народ в грузовой. - В. открывает дверь в грузовую, с минуту считает, перечитывает, опять пересчитывает. - Ну?!... - С нами 13 человек.... Нам пиз...ц. P.S. 22 марта 2005 года в районе н.п. Октябрьский потерпел катастрофу вертолет Ми-8МТВ ВВ МВД РФ. Погибли 2 человека... А вы говорите, приметы... |
|
|
Оценка: 1.6928
Историю рассказал(а) тов. voyaka111 : 02-06-2009 20:10:18 |
|