История 7965 из выпуска 2551 от 25.10.2011 < Bigler.ru | |
Армия |
![]() |
Капитанские истории. 2 «Цирк шапито» Наша запасная танковая дивизия, как я уже рассказывал, была скадрирована «до нет возможности». Основная масса личного состава ( 32 тыс. человек) приписывалась из военкоматов. Несколько тысяч единиц техники (автомобили, трактора, грейдеры, экскаваторы) приходили из народного хозяйства. А поскольку всё в мире находится в движении (техника покупается, продаётся, ломается, списывается, «ставится к забору», а личный состав женится, умирает, разводится, уезжает жить к маме или «на севера за заработками»), то главной задачей офицеров частей была постоянная сверка наличия приписного состава и техники. Новосибирская губерния-то не маленькая. Поболее некоторых империй будет. К примеру, самый дальний военкомат у нас был Кыштовский. Восемьсот километров по улучшенным лесным дорогам. По этому поводу даже анекдот сочинили, что, дескать, началась война, через полгода все армии воюющих сторон разбиты, сил больше нет, резервы закончились, верховный главнокомандующий собирается застрелиться, как вдруг подъезжает раздолбанный автобус с пятьюдесятью двумя почти трезвыми военнообязанными, старший команды докладывает, что призывники Кыштовского военкомата прибыли, готовы вступить в сражение, и мы побеждаем. Своеобразие нашей военной службы порождает инициативу масс, особенно командирских. А давно известно, что инициатива командиров завсегда солёным потом на спине подчинённых выступает. Была придумана система, когда проверка, изучение и обучение приписного состава проводилась не при частях, а на местах, при военкоматах. То есть команда из нескольких офицеров, вооруженная плакатами, указками, руководствами по эксплуатации техники с несколькими военными машинами ездила по военкоматам, проводила занятия с военнообязанными и, заодно, проверяла соответствие бумаг сермяжной реальности. Называлось это «выездная группа офицеров», а в просторечии «цирк шапито». В это лето всё шло по плану. В «цирк шапито» было назначено несколько офицеров, два прапорщика и три солдата - водителей автомобилей. Командировка, конечно, так себе. Не сложная, но месяц вне дома. Ночевать в районных гостиницах, питаться в буфетах. Это при командировочных-то рубль тридцать пять в день. Конечно, были отдушины, о которых я расскажу позже. И ещё одно. Для райвоенкома приезд такой команды был сродни празднику. Дома он жене объявлял, что приехала комиссия из округа, и что его четыре дня не будет. И оттягивался по полной программе. Ближе к теме. Ездили они так ездили, и приехали в н.п. Чаны. Это столица одноимённого района на берегу одноимённого озера. Приехали, пришли в военкомат, представились военкому. Тот велел своему помощнику разместить команду в общежитии техникума (благо, дело было летом и студенты были в отпуске), объявил план работы и... исчез. Вышел покурить и пропал. Ну не стало его. Наши постояли-постояли и пошли в общагу. Устраиваться. Устроились. Подождали час, два. Никого нет. Зам военкома ничего не знает. Делать нечего. Тут подполковник Аминев (старший команды) говорит офицерам, что все вы свои объекты знаете, документы у вас есть, идите и проверяйте приписной состав. Ближе к вечеру встречаемся на территории райпищекомбината, проверим приписную технику. Тут надо сделать отступление и объяснить про технику. При Советской власти вся техника принадлежала государству. И на случай войны она мобилизовывалась в армию. При этом под техникой подразумевалось не просто четыре колеса с кабиной и кузовом, а ЕДЕНИЦА АВТОТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ. Это значит, что автомобиль, предназначенный для перевозки личного состава, должен был иметь дуги и тент, лавочки для сидения, лестницу для посадки л/с, огнетушитель, лопату, запасные канистры или бочку для бензина. Если автомобиль предназначался для перевозки ГСМ, а был бортовой, то на складе для него должны были храниться двухсотлитровые бочки. Надо ли говорить о том, что для машин, предназначенных, как ремонтные мастерские, должен был быть полный комплект ремонтного оборудования. На это государством выделялись деньги. И серьёзные. И если в крупных автохозяйствах или автотранспортных колоннах эти требования худо-бедно как-то соблюдалось, то про мелкие конторы типа сельского райпо даже говорить не хочется. Хорошо если машина хоть на ходу. Продолжим. После обеда все собрались на территории райпищекомбината. Такие комбинаты выпускали всевозможные пищевые продукты. И пиво, и вино, и консервы, и колбасу, и мармелад, и конфеты, и хлеб, и газировку. В общем всё. А Чановский пищекомбинат (как при озере) ещё и различные сорта копчёной и вяленой рыбы. Наша команда при проверке того, что называлось техникой, написала триста пятьдесят два недостатка. Семь из этих недостатков грозили директору пищекомбината и его главному инженеру тюрьмой. С расстрелом и конфискацией имущества. Чтобы устранить недостатки, директор предприятия попросил два дня, а чтобы сгладить неприятное впечатление и скрасить ожидание офицеров, выдал немного из излишков своей продукции. Как раз на два дня. Сверх этого (от щедрот своих) он выделил двадцатилитровую канистру фруктовой эссенции «Дюшес». Это такая вязкая, полужидкая субстанция с ароматом груши Дюшес спиртовой крепостью в семьдесят градусов. Её добавляют по чайной ложке на бак при производстве газировки и леденцов того же названия. Надо сказать, что командировка удалась. Все, кто там был, с теплом вспоминали славный н.п. Чаны, его добрых и приветливых жителей, прекрасную подготовку всех организаций к мобилизационным действиям. Даже райвоенкому (который через три дня нашёлся) была объявлена благодарность. Единственным недостатком, единодушно отмеченным всеми участниками этих событий, было то, что уж очень ядрёный запах дюшеса стоял по утрам в общежитском туалете. |
|
|
Оценка: 1.2567
Историю рассказал(а) тов. Старший Офицер : 24-10-2011 17:31:37 |
|