История 8524 из выпуска 2856 от 14.08.2013 < Bigler.ru | |
Флот |
![]() |
1984 год. По Суэцкому каналу, имеющему помимо реверсивного еще и платное движение, в сторону Красного моря выдвигается караван судов. Так ничего особенного: пара нефтяных танкеров, пара-тройка сухогрузов, контейнеровоз, с десяток кондеек поменьше и боевой корабль с бортовым номером «113». На «113», идущем во главе международной процессии, реет военно-морской флаг СССР, в реестрах Черноморского флота он числится как противолодочный крейсер «Ленинград», и в фарватере рукотворного сооружения ему тесно. И потому на ходовом мостике «Ленинграда» тревожная тишина. Командир корабля, штурман, рулевой, вахтенный офицер, связист - все смотрят на египетского лоцмана; мол, арабский брат, твоя очередь указывать дальнейший путь. Иначе, зачем мы тебя приняли на рейде Порт-Саида? За что советская Родина отвалила валюту? Но арабский брат, средних лет египтянин в длинной, до пят, белой рубахе, в фетровой ермолке на голове, словно и не замечает немых призывов. Только крепче прижимает к впалой груди скрученный тростниковый коврик-циновку, сквозь окна пялится на песочек, на пальмочки, деревца и кустики по обоим берегам и дерзко скребет пальцами щетинистый подбородок. В общем, ведет себя, как последняя арабская морда. А корабль идет, и беспокойство на мостике растет. Командир корабля, капитан первого ранга, не находит себе место, хрустит пальцами и кричит на руль: - Лево пять! Вахтенный офицер необычно громко дублирует команду: - Лево пять! Рулевой недовольно бурчит: - Есть лево пять! И каждый понимает, что идти вот так наобум чревато; осадка у крейсера немалая. Легче легкого и на мель угодить. - Так держать! - Так держать! - Есть так держать! - Ну?! - наконец командир крейсера адресует негодование египетскому проводнику. - В чем де-ло? - сбивает дыхание, выступающий в роли переводчика, штурман. - Whatt is the mat-ter? Короткие и несложные вопросы все же побуждают лоцмана к действию. Он снимает сандалии, расстилает коврик прямо у переборки, с поправкой на Мекку падает на него коленями и начинает молиться. - Что это? - стонет капитан первого ранга. У входа в рубку тут же всплывают нескладные фигуры замполита и особиста. - Средневековая отсталость, - в полголоса заявляет первый. - Происки американских спецслужб, - почти шепотом говорит второй. - Провокация. Саботаж. - И долго он так будет саботировать? - командир переводит взгляд на парочку преданных марксистов-ленинцев. Ответы не заставляют себя долго ждать: - Пять, нет, десять минут. - Полчаса. Командир, уже прикидывает что-то в уме: - А сколько раз в день? Звучат разного рода догадки: - Три. - Пять. - Смотря, сколько грехов за ним числится, - вмешивается штурман. - А если много? Очень много грехов? - интересуется вахтенный офицер. - Тогда нам труба. Он легко их искупит, пустив одним махом на дно столько неверных, - не унимается все тот же штурман и предлагает. - Может, ему денег немного дать? - У них с этим на канале строго, - уверяет сотрудник особого отдела. - Не возьмет. - Возьмет, - настаивает политрук. - Не возьмет. Побоится. Рубли все-таки! - Возьмет... - А если рома дать? - прерывает политический диспут штурман. - Возможно, у нас кое-какие запасы еще с Кубы остались. - Точно! - замполит поддерживает трехлетней выдержки, светлое, с золотистым оттенком начинание. - Не плохо, если арабскому трудящемуся немного перепадет от щедрот Фиделя. Особист гордо тянет подбородок вверх, почти напевает: - Три с половиной ящика на складе у снабженца, шесть бутылок у командира БЧ-5 в каюте, четыре у гидроакустика... - Хватит одной. Несите, - отдает распоряжение командир, пока перечисление не коснулось его личного сейфа. - Со склада. Вахтенный! Бутылку доставляют прежде, чем арабский поводырь встает с циновки на палубу. Он принимает дар из рук капитана первого ранга, укладывает его в большой пластиковый пакет, благодарно лыбится и опять за старое: глазеть по сторонам, правда, уже только на песочек. Пальмочки, деревца и кустики уже уступили место безжизненной пустыне. - Не понял! - разводит руками капитан первого ранга. - Мало что ли ему? - Он же мусульманин. Возможно, что и не пьет, - тараторит замполит. - Тогда сигареты, - рекомендует штурман. - Болгарский «Opal». Два блока у связиста Иванова видел, - вновь демонстрирует осведомленность особист. - «Mallboro» у... Командир реагирует мгновенно. - Вахтенный! Блок сигарет. - Есть, - вздыхает вахтенный офицер и исчезает из рубки на несколько минут. Союз пузатой бутылки и кофейного цвета бруска сигарет совершают революцию в сознании араба. Он неожиданно проявляет жгучий интерес к водной магистрали, к своим обязанностям и на гибриде из английского и арабского языков успешно и, главное, безопасно ведет «113» между Синаем и континентальной Африкой. Командир не нарадуется ровно час. Потом все повторяется: окно, коврик, окно. В ходовой рубке вновь замешательство. - Надо еще дать, - подает голос штурман, наблюдая, как на барханах по обоим бортам лениво шевелится песок. - Погода портится. Командир взрывается, протестует: - Это какой-то полный пи-и-и... И осекается. Искорка, вспыхнувшая в глубине мутных глаз египтянина, красноречиво высвечивает, что общение с советскими экипажами тому не в новинку, и с великим могучим он очень даже знаком. Выручает замполит: - Суэц! Полный Суэц! - бойко восклицает он. - Это какой-то полный Суэц! - Да, да, именно так, - соглашается капитан первого ранга. - Полный Суэц! Впереди порт Суэц! И во избежание международного инцидента вскоре еще один набор арабского навигатора, шелестя целлофаном и звякая стеклом, спешно погружаются в пластиковую бездну. И, надо отметить, довольно вовремя; движение пустыни перерастает в песчаную бурю. Видимости никакой. И рекомендации умного, опытного и уверенного в своих действиях лоцмана оказываются совсем не лишними. Хорошо, что стихия бушует недолго, потому, как завершаются и следующие шестьдесят минут. По египтянину, хоть часы сверяй, секунда в секунду; окно, коврик, окно. И так шесть раз до самого выхода из Малого Соленного озера, где обычно проходящие по водной артерии суда бросают якоря в ожидании встречного каравана. Там набожного египтянина меняет другой навигатор - мужчина преклонных лет в клетчатой с коротким рукавом рубашке навыпуск поверх светлых бумажных брюк. - Я есть главный канальный лоцман, - высокомерно хрипит он, начиная круг: окно, коврик, окно. И ему верят. Какие сомнения; конечно, главный, конечно, канальный. Вон какой огромный мешок в руках... Наконец караван выходит на внешний рейд Суэца. Канал пройден. Изрядно груженного подношениями, лоцмана подбирает бот под египетским флагом, и командир «Ленинграда», передав командование кораблем старшему помощнику, спускается к себе в каюту перевести дух. Старпом, капитан второго ранга, немедля, по-хозяйски плюхается в высокое командирское кресло, устремляет взгляд прямо по курсу и зрит вокруг Красное прекрасное море и идущий по волнам навстречу немыслимым галсом старый-престарый сухогруз. Рубка у сухогруза открытая, без навеса, у штурвала пусто, а рядом на коврике отбивает молельные поклоны рулевой в длиной, до пят, рубахе. Старпом вскакивает на ноги, как ужаленный, часто моргает и удивляется по-русски: - Нет, это какой-то полный пи-и-и... - Суэц! - перебивают его хором рулевой, вахтенный офицер и связист, а штурман еще и добавляет. - Полный Суэц! . |
|
|
Оценка: 1.3604
Историю рассказал(а) тов. Константин Керимка : 13-08-2013 10:49:15 |
|