История 9242 из выпуска 3413 от 28.12.2021 < Bigler.ru | |
Свободная тема |
![]() |
Об истории развития антисемитизма Часть 2 Польская ветка. Для того, чтобы понять, как в Польше сформировался тот общеизвестный, классический тип "жида", надо вспомнить особенности гос.устройства Речи Посполитой. Там было три силы: князь/король, магнаты и шляхта. Ну, с королем и магнатами понятно. Шляхта - это торговые привелегии и монополия на винокурение. В основном - под патронажем магнатов. Евреи (и немцы!) были званы королем для того, чтобы составить конкуренцию шляхте. Это - Калишский статут 1264 г. Евреи приезжают под покровительство и юрисдикцию короля, получают свободу вероисповедания, передвижения и торговли. Впоследствии им даже дозволялось покупать заложенные и не выкупленные земли. За это они плятят королю особые налоги. Натурально, это не нравилось ни магнатам, ни шляхте, ни, особенно, Католической Церкви. Пока король был силен, борьба продолжалась с переменным успехом. Радомская конституция, кроме органичений королевской власти также ограничила права евреев. Через 30 лет сейм запретил евреям вести торговлю в деревнях и брать на откуп государственные доходы, а король отказал им в своей юрисдикции. Евреи переходили под юрсидикцию магнатов. Это - точка перелома. Именно тогда евреи стали управляющими, откупщиками, корчмарями. И выбивали из крестьян деньги для магнатов (не забывая и себя). И если хлопы, хотя и ненавидели панов, все-таки считали их своими, то евреи были чужими и ненавидели их вдесятеро. Евреи перешли под юрисдикцию магнатов и должны были платить им налоги. А королевские налоги никто отменять не собирался. Для обеспечения сбора была введена коллективная ответсвенность, налоги платили не отдельные лица, а общины. Для руководства общин создавался Кагал (на иврите - "общество"). Еще интересная деталь - еврейские управляющие предоставляли крепостным отдых в субботу. Почему-то это симпатий к ним не прибавляло. Так продолжалоcь до восстания Богдана Хмельницкого. Богдан с равным этнузиазмом резал и ляхов и жидов, последним, кроме того, досталось от всех воюющих сторон. Левобережная Украина стала юден-фрай. Кто мог бежать из Польши - бежал. После восстания общины пытались восстановиться, но пребывали в крайней нищете. Если раньше евреи служили магнатам, то теперь они стали работать на шляхту. Предоставленная им экологическая ниша была - шинкарство (у шляхты - монополия на винокурение). Евреи начали спаивать народ. Состоятельные люди уезжали на запад - в Германию, Францию, Англию. Оставшиеся общины прозябали в страшной нищете. Пассионарии находили себя в извращениях талмудизма, появилась масса новых сект. В этих условиях произошел первый раздел Польши. К моменту раздела еврейские общины Польши находились в положении отчаяном. Жуткая нищета и скученность, лютая ненависть хлопов, презрение и ненависть шляхты. Тут даже принятие христианства не спасало... Пассионарии либо уезжали, либо ударялись в очередную талмудическую ересь. В резудьтате раздела, части Польши отошли Пруссии, Австрии и России. Из прусской части евреи были изгнаны, в австрийской их положение не слишком изменилось, хотя и стало чуть полегче (см Швейка). А вот тем, кто оказался в составе РИ - повезло. Создание Черты в тот момент было явлением знаковым. Во-первых, евреям была отведена територия, на которой они могли жить своим укладом, занимаясь ремеслами, торговлей итп и не слишком мешая при этом остальным. Во-вторых, в состав черты вошли города втч портовая Одесса В третьих, перед пассионариями открылсь возможности получения образования без отказа от религии и, при отказе от нее - преспективы неописуемые. Это потом начнется принудительное крещение, кантонисты итп. А в начале - произошел отток пассионариев из местечек в города. То, что получилось в итоге - описано у Шолом-Алейхема... ... И вот теперь мы подошли к очень интересному моменту. Указ о создании Черты - 1791год. Если не считать криминальных разборок между греками и евреями а районе Одессы - до конца 60х годов в РИ не зафиксировано ни одного серьезного погрома. Это что же получается - что в эти 70 лет в Российской Империи антисемитизма - не было? Получается, что таки не было. Были попытки насильственного крещения, мальчиков отдавали в кантонисты. Но погромов - не было. Нет, разумеется, были трения между русскими, украинскими селами и местечками, и морды друг другу били. Но "правильных" погромов - не было. И девиц из местечек брали замуж - с предварительным крещением, разумеется. Погромы начались в конце 60х годов Я читал описание Таганрогского погрома, составленное князем Трубецким. При полной антипатии к жидам, он расценивал погром, как вопиющее безобразие, организовал эвакуацию и защиту евреев и затем участвовал в следственной комиссии. Интересны два момента. 1. В конце 60х годов погромы прошли на большой територии РИ. Там, где не было евреев, громили "инородцев" - башкир, калмыков итд. 2. Основной движущей силой были босяки - они громили - и тут же продовали награбленное удачно подъехавшим городским мещанам и своим деревенским родственникам. Трубецкой пишет, что в результате реформы, деревенская сволочь более не принуждается общиной к труду, а хлынула в города, где и грабит по возможности. И если сейчас не дать ей укорот, то завтра эта сволочь пойдет громить уже не евреев и калмыков, а барские усадьбы... В период царствования Александра 3-го погромы подавлялись решительно и жестко. Николай 2-й решил, что их можно использовать для "отвлечения трудящихся от классовой борьбы". Погромы приобретают государственно-идеологическую поддержку. Что, в значительной степени, способствует приходу еврейских пассионариев а Революцию. ... Прежде, чем мы перейдем к европейской ветке, я бы хотел остановиться на двух важных моментах ветки польско-российской. 1. В Польше, пожалуй, впервые в Европе, антисемитизм проявился в виде личной, персональной юдофобии. До этого погромы и зачистки проходили по религиозно-экономическим причинам, а тут была уже чистая ненависть. Вызваная той ролью, которую взяли на себя евреи, став управляющими, откупщиками, шинкарями. Т.е. они вполне эту ненависть заслужили. По крайней мере, не в меньшей степени, чем управляющий некоего русского помещика немец Фогель, коего, согласно Некрасову, закопали живьем. 2. Явления "жидовского гешефта", безусловно, имели место. И анекдот про "ни рубля, ни топора и еще должен остался" - имеет под собой историческую базу. Но, тем не менее, в Черте имелась также такая объективная реальность, как смешанные села/местечки. Явление, которое при антагонизме просто не возможно. Потому, что евреи были разные и современники это очень хорошо понимали. Упомянутая «жидовская» система поведения характерна для извратов типа талмудического хасидизма, представители которого считают собаками не только иноверцев, но и правоверных евреев, слушающий "неправильного" рава Соответственно, и пути этих разных евреев были разными. Одни - ушли из местечек в бандиты, сионизм, революцию, просто в обычную жизнь, наконец. Другие - бережно хранят традиции 16-го века, включая форму одежды и вызывая своим поведением антисемитизм у остальных евреев... |
|
Оценка: 1.3448
Историю рассказал(а) тов. Grrr : 27-12-2021 22:48:19 |