Политэкономия от Сильвера < ─КЭЛЮМЮУ < Bigler.ru


Игорь Гринчевский

Россия через 30 лет

Когда мне предложили дать прогноз развития России на три десятилетия, я поначалу хотел отказаться. Именно потому, что прогнозы экономического развития - часть моей работы. Потому что в данном случае прогнозирование почти заведомо обречено на ошибку! Судите сами! Для обеспечения точного прогноза «всего-то» и нужно:
• создать модель, описывающую аналог с достаточной полнотой;
• внести в нее точные данные;
• найти способ избежать влияния заведомой неточности расчетов (ведь данные вводятся с погрешностью) на конечный результат, при том, что с каждым промежуточным расчетом ошибка накапливается
• учесть возможность качественных изменений в системе.

Теперь посмотрим, что это означает в нашем случае:
1. «Умом Россию не понять». Сколь огромную модель не создай, она будет описывать только небольшую часть системы. Даже если мы попытаемся ограничиться только экономикой, все равно система слишком велика, и, кроме того она имеет все более крепнущие связи с глобальной экономикой.
2. «Мы живем в разных Россиях». Увы, но даже обеспечение полноты информации в нашей стране - тяжелейшая задача. То и дело выясняется, что информация препарирована, дана «кусками» и эти «куски» противоречат друг другу. Достоверность же информации - вопрос вообще особый.
3. Системные проблемы, накопившиеся в жизни российского общества, заставляют предполагать не только возможность, но и неизбежность качественных изменений общества вообще и экономики в частности за рассматриваемый период. Но понять, какими они будут, само по себе почти неразрешимая задача.
4. Ну и, как будто всего этого мало, вырисовывается почти в самом начале прогнозируемого периода Большой Системный Кризис (далее - БСК).
Увы, но предпосылок и указаний на наступление БСК столь много, что вряд ли он его удастся «как-то отменить».
Сторонники «теории длинных волн» Кондратьева давно предсказывают "кризис 2013-2017 годов". Далеко не все экономисты с теорией Кондратьева согласны, но... Есть и масса "не кондратьевских" предсказаний предстоящего кризиса.
Причем, согласно всем прогнозам, кризис только начнется, как экономический, но на него наложится и кризис политический, когда вместо «однополярного мира» вернется двухполюсный, или вообще возникнет многополярный.
Так же специалисты по прогнозированию рынков продовольствия «суверенно», т.е. без связи с экономикой и финансами били тревогу по поводу кризиса продовольствия.
Есть серьезные сомнения по устойчивости долларов и евро, т.е. основных резервных мировых валют.
Уже простого совмещения во времени предсказаний финансового, экономического, продовольственного и политического кризисов достаточно, чтобы испытать тревогу и засомневаться в точности любого прогноза.

Но этого мало! Нас ждет еще и «кризис мировосприятия».
Мной упоминалось уже про «мыльный пузырь» экономики, основанной на росте капитализации. Но настоящая проблема не в том, что «слишком много долларов». На самом деле объем эмиссии доллара тщательно рассчитывается. И выпускают их столько не просто так, а потому, что увеличения объема долларовой массы требовала растущая капитализация фондового рынка. Прежде всего - фондового рынка США. Но не только его.
А капитализация, по сути, - это торговля возможностями. Торговля прогнозами. Торговля страхами, надеждами, моделями...
И потому "надувать" ЭТОТ ПУЗЫРЬ МОЖНО, ПРОДАВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ НЕКОТОРУЮ НОВУЮ НАДЕЖДУ. И новый страх. Так диалектически связано, что новая надежда всегда идет "в пакете" со страхом. Но и страх всегда идет в пакете с надеждой.
Разберем на конкретном примере:
Сланцевый газ лежит в тонких пластах "где-то там". Давно известно, как то, что его запасы в разы превышают запасы обычного газа, так и то, что добыча его обычными способами АБСОЛЮТНО нерентабельна. Разработан ряд технологий, позволяющих надеяться, что с их совершенствованием себестоимость удастся снизить до разумной. Однако сегодня средняя себестоимость колеблется от 150 до 280 долларов за тысячу кубов. Это "наверху", у скважины. Обычный газ в таких же условиях стоит от 10 до 40 долларов. Понятно, что сегодня начинать массовую добычу еще рано. Но есть НАДЕЖДА, что с совершенствованием технологий удастся сбросить себестоимость в 1,5-2 раза. И есть ОПАСЕНИЕ, что через пять-десять лет цены на органическое топливо вырастут так, что рентабельной станет и добыча, и транспортировка/переработка. И, следовательно, резко вырастут в цене и компании, у которых уже будут застолблены участки под добычу, а также компании - собственники технологий добычи, компании - производители оборудования для добычи и компании по транспортировке и переработке.
И вот этот ПРОГНОЗ (что цена вырастет) уже СЕГОГОДНЯ продают компании-киты, например - "Шелл". Они говорят: "Смотрите, чем мы занялись. Через десять лет наши "дочки" станут стоить в разы и десятки раз больше". Аналитики смотрят, строят свои прогнозы и... И в результате "Шелл" растет в цене уже СЕГОДНЯ.

Разумеется, в капитализации самой по себе ничего плохого нет. Нормальный бизнес. Торговля надеждами существует тысячи лет. В виде "кредитования под будущий урожай". И торговля страхами тоже существует уже века. В виде страховок. Так что это всего лишь НОРМАЛЬНОЕ и ЛОГИЧНОЕ развитие.
Неприятно другое. Мировая экономика «привязалась» к капитализации. Пока она растет - и у людей растут зарплаты. Банки дают кредиты, товары покупаются, все полны оптимизма.
Однако, само собой разумеется, что, по мере реализации часть "надежд и страхов" будет... правильно, лопаться. И, чтобы "пузырь", накачанный этими надеждами "не сдулся", нужно вкачать новых. В объеме, достаточном, чтобы заменить лопнувшие и обеспечить новый рост.
Т.е. мировая структура экономики, ориентированная на включение в товарный оборот потенциальных возможностей (пока не разработанных месторождений, пока недооцененных трудовых ресурсов, новых технологий, которые только в разработке, рабочих мест, которые даст строительство будущего гиганта и т.п., что само по себе НОРМАЛЬНО, и отказываться от этого, ИМХО, неразумно), вкупе с политикой эмитентов основных резервных валют (т.е. в основном доллара, но и евро уже тоже, а в ближайшей перспективе - и юаня) и с устойчивой мотивацией менеджеров компаний на оптимизм при оценке...
Именно эта особенность, устойчиво работая в течении длительного времени, привела к тому, что объем этих самых "надежд и страхов" УЖЕ вкачанных в мировую экономику превысила все разумные нормы.
Человечество уже просто "не переваривает" все эти новые ужастики, которыми его пугают, и все розовые мечты, которыми его манят. И это нормально. Нельзя пугаться бесконечно, как нельзя вечно испытывать энтузиазм.
Рано или поздно весь этот «пузырь надежд и страхов» обязан лопнуть. И люди, которые будут жить после БСК, несомненно, будут иметь несколько иное восприятия мира, чем мы сейчас, накачанные избыточными надеждами и страхами. Именно поэтому я и говорю о том, что кризис будет носить системный характер.
Будет ли он так же сопровождаться войнами? Неизвестно. Но можно надеяться, что нет! В двадцатом веке можно выделить два системных кризиса: Великую Депрессию 1929-31 годов и кризис 1968-72 годов, в ходе которого окончательно отказались от золотого обеспечения долларом, образовалась ОПЕК, а экономика США, крупнейшая экономика мира, перестроилась от «экономики дешевой нефти» к экономике «капитализации на дорогой нефти».
И в том, и в другом случае военные действия носили локальный характер, шли «по окраинам мира», а в основных государствах шла цепочка бунтов, восстаний, студенческих волнений и смен Правительств. Но войн, серьезных войн, с десятками миллионов жертв, не было!
Само собой, что однозначно предсказать действия десятка-другого крупнейших стран мира в условиях системного кризиса абсолютно нереально. Нереально даже описать все возможные варианты и комбинации. И, следовательно, невозможно их учесть при методах линейного прогнозирования.
Но тут же нашелся и выход из тупика. Раз ясно, что мир в ближайшее время ждут проблемы, нужно оценить готовность экономики России к переживанию этих проблем!
Точно так же, как будущее судна, идущего по морю при штормовом предупреждении, можно оценить по степени готовности к шторму. Все ли закреплено, что нужно, работают ли помпы, каков запас горючего и состояние машин, насколько обучена команда? Если с этим порядок, и капитан со старпомом на месте, то шансы корабля пережить шторм и прибыть в порт назначения - высоки. Если же нет, то им стоит уповать только на чудо.

Итак, готовы ли мы? Как ни странно, внимательный взгляд обнаруживает множество признаков такой подготовки:
1) С начала 2011 года Правительство усиленно взялось за контроль инфляции. Причем взялись ОЧЕНЬ серьезно, вплоть до контроля тарифов, коррупции в энергетике, цен на продукты, ввели еженедельный мониторинг инфляции, консолидированную ответственность пяти министров за уровень инфляции, серьезный контроль за использованием остатков на счетах и еще десятки менее значимых мер. Результат мы можем видеть - 6,25% по результатам 2011 года.
Наличие оперативного мониторинга инфляции и отработанных механизмов ее снижения - ОЧЕНЬ полезно в преддверии кризиса.
Ну, и кроме того, в экономики с низкой инфляцией есть шанс заманить деньги, которые вскоре «начнут «искать тихую гавань». А лишние деньги в стране не помешают. До сих пор они только «утекали» при малейшем риске.
Тут, естественно, самое время задать вопрос: а что мешало РАНЬШЕ осуществлять такие меры? Ответ очень простой - более приоритетным было признано приведение цен на газ к уровню равной доходности с европейскими. С 2007 по 2012 год цены на газ росли на 20-30% в год, а при таком росте энергоносителей снизить инфляцию ниже 10% не представляется возможным. Едва же темпы роста сократились, немедленно
2) Еще с 2008 года резко сокращен объем внешних государственных займов. Введено ограничение - не более 2,5% от ВВП. Россия теперь имеет наименьший объем внешнего государственного долга во всей Европе (в % от ВВП). Даже странно - нам готовы были давать - но мы не брали. Секвестировали бюджет, сокращали траты, искали более дорогие внутренние займы, но - не брали. Хотя гарантий на такую удачную конъюнктуру нефти не было. Все равно не брали. Вернее не так. Брали. Но - немного, только долгосрочные и под относительно низкий процент. Приучая рынок заемщиков. Что «русские берут не любые деньги». Надо объяснять, почему это повышает устойчивость?
3) Восстановили Резервный Фонд и Фонд национального состояния до 3,5 трлн. рублей. Учитывая, что именно наличие стабилизирующего фонда помогло довольно мягко перенести предыдущий кризис, это - несомненный плюс.
4) Уже говорил о займах, что внешние госзаймы постарались сократить. Но этого мало. Помимо того, что они сокращены, их частично перевели в рубли. В феврале -мае 2011 года было выпущено два транша евробондов, номинированных в рублях, на 40 млрд. руб. каждый. И в будущем Минфин собирается сохранить эту практику, увеличивая долю рублевых евробондов. Тем самым снижая валютные риски по внешним займам.
Вообще, по интенсивности, с которой проводится подготовка, начинает создаваться впечатление, что мы собираемся не просто «переживать» кризис, а, по примеру Китая, «расторговать» то, что мы поможем Европе пережить кризис евро на допуск к технологиям и рынкам.
Возможно, речь идет о пресловутой «модернизации»? Давайте посмотрим вместе. Что еще у нас происходит:
5) А происходило у нас в 2011 году ужесточение спроса с менеджеров и олигархов от энергетики за соблюдение и сроков ввода новых мощностей. К 2020 году у нас объем установленной мощности электростанций должен вырасти почти в полтора раза. Зачем? А если вспомнить, что и рост цен на газ косвенно нужен был для окупаемости этих вводов, то тем более - зачем? Нет, зачем затеяли стройку и подняли тарифы, объяснить можно. Зачем в преддверии кризиса начали спрашивать за сроки ввода? Ну не планируется у нас ТАКОГО роста спроса за счет существующих потребителей. Ни производства, ни транспорт, ни население... Однако, если планируется модернизация, то "это делает многое понятным"... Мощности еще с 2005-07 годов планировались под нее.
6) Буквально на днях в прессе промелькнуло сообщение. Ростехнадзор предложил металлургическим компаниям подписать соглашение, по которому произойдет некоторое ограничению прав распоряжения активами. В металлургии. Одной из базовых отраслей для любого промышленного рывка. По модернизационному признаку. Т.е. если на предприятии НЕДОСТАТОЧНЫМИ темпами идет модернизация, его нельзя ни продать, ни заложить, ни еще что-то сделать с активом. А если модернизации нет совсем, такой актив могут и национализировать. Т.е. налицо как раз первая попытка ЗАСТАВИТЬ собственника провести модернизацию. Причем ни продать актив будет нельзя, ни даже разумную компенсацию получить... Получишь минимальную и в рассрочку... Тут даже трудно сказать, что более удивительно... Дело в том, что обновление основных средств в металлурги и так шло достаточно лихо. Например, в одной из компаний, с которыми я имею дело, за последние 6 лет были полностью заменены все домны. Если зайти на пульт управления новых доменных печей, создастся впечатление, что попал на пульт управления атомного реактора или в рубку космического корабля. В той же компании Почти полностью модернизированы все конверторные печи. Они и так модернизировались ударно. Но - их торопят. И не просто торопят, но и «ставят на ответственность», причем с учетом негативного опыта, полученного при модернизации электроэнергетики. Налицо ПЕРВАЯ попытка заставить собственников СЕРЬЕЗНО отнестись к модернизации. Зачем? Моё предположение: это именно первая ласточка. Выбранная с умом. там модернизацию провернуть С НУЖНЫМИ темпами не так уж и сложно. Только чуть-чуть подтолкнуть. Во всяком случае - проще, чем в остальных отраслях... А на этой отрасли и опыт наработают, и приучат олигархов, к мысли, что ТАК можно. И потом смогут внедрить в ряде других отраслей...
7) Этим летом планируется вступление России в ВТО. Само по себе оно дает и плюсы, и минусы, а в преддверии БСК - скорее минусы. Но вот ПРИВЛЕЧЕНИЮ технологий, спецов, инвестиций и продвижению товаров на рынки (не обязательно западные) - это будет способствовать. Но если сравнить "под модернизацию" оно понятно.
8) Повторюсь, начиная с осени 2011 не раз звучала тема «ЕС постарается привлечь ресурсы стран БРИК». И Пекин уже отреагировал положительно. Китайский премьер-министр Вэнь Цзябао заявил о готовности страны помочь Евросоюзу, так как «финансовый смерч» в этом регионе может нанести сильный удар по крупнейшему экспортному рынку КНР. Эксперты отмечают, что Пекин «...получит очередной рычаг политического влияния на страны Западной Европы, легче будет давить на них с целью получения новейших технологий, включая военные». Намекали на готовность «помочь в спасении евро» и Бразилия. И вот, в январе, когда к хору намекающих присоединилась и Россия, из Европы зазвучали немного другие слова: "Если страны БРИК хотят купить долговые бумаги ЕС, мы должны это допустить. Но речь никоим образом не идет о том, что страны БРИК спасают экономику ЕС, а лишь о поддержке...» На мой взгляд, ОЧЕНЬ многозначительное заявление! Переводя с дипломатического: Да, ребята, без вас у нас шансов мало. Но МНОГО мы за это не дадим, не надейтесь...". Фактически, это - приглашение к торгу. Сколько страны БРИК дадут, и что кто из них получит...

Резюмируем: страну не просто «собирают в кулак» перед кризисом, уменьшая площадь уязвимых мест, формируя резервы, но и настраивают на модернизацию. Параллельно планируя попытаться расторговать доступы к европейским технологиям и рынкам.
Естественно, на Западе интересы экономики тоже отнюдь не дураки защищают. Потому ПОКА продают мало. И я писал, что китайцы ПЫТАЮТСЯ и НАДЕЮТСЯ, что в период реального кризиса, и за реальную же помощь в его погашении с ними ВЫНУЖДЕНЫ будут делиться...
Ну, а почему бы не попытаться то же самое реализовать и нам? Трудная задача! Тем увлекательнее!

Тут самое время задаться вопросом: «Ну, хорошо, китайцы надеются помочь ЕС и получить за это доступ к технологиям, к которым его не пускали, на рынки, на которые не пускали и т.п. Но у Китая - огромная экономическая мощь! У его лидеров - репутация жестких и умных управленцев. Да и технологии ему нужны «пониже рангом», чем нам? Почему вдруг мы решили, что нам удастся то же. Что и им? Разве наши лидеры демонстрировали успешное выполнение намеченных планов?»

Что ж, постараемся ответить и на этот вопрос! Мне было просто. Я открыл свою статью времен конца 2004 года и посмотрел, что из планов на 2003-12 годы Путину удалось выполнить. Благо комментариев к его Посланию к Федеральному Собранию от 16 мая 2003 с той самой задачей «удвоения ВВП» было море. Только читай и загоняй в модели! Так что, смотрим вместе, что выполнено:

1) Вместо предусмотренного более ранней версией плана роста ВВП за десять лет в 1,41 раз, Путин поставил задачу удвоить ВВП. Смотрим факт 2011 и план 2012 года - увеличение в 1,87 раза. Т.е. скорее задача выполнена, чем нет.
2) Еще прогноз из того плана: «...даже если курс доллара перестанут «держать» уже с 2006 года, и будет наблюдаться умеренный инфляционный рост ... все равно курс доллара не превысит 33-35 руб. за доллар США». Факт - курс даже падал. Ненадолго рос. Но, в принципе остался на уровне начала периода.
3) «в 2009-2011 годах ВВП России перевалит через триллионный рубеж и составит 1,1 - 1,2 триллиона долларов США» Я еще помню, с каким чувствами я это писал. Почти не верилось в такую сказку! Однако, факт - триллионный рубеж Россия без особой помпы перевалила еще при Путине-президенте.
4) «Среднедушевой доход в 2010 году составит 273 тысячи рублей (около 9 тысяч долларов США) на человека, а среднемесячная зарплата - около 20 тысяч рублей (т.е. чуть менее 700 долларов) в месяц». Тоже надо сказать, с неверием писалось. Однако среднедушевой доход в 2010 году составил 316 тыс. рублей на человека, а средняя зарплата по РФ в 4-м квартале 2010 составила 21 192,8 рубля в месяц. Это простые и проверяемые сегодня факты.
5) «... снижение инфляции к 2008 году до 4-6%..». Вот тут явная задержка. Уровня инфляции 6,25% они сумели добиться только в 2011.
6) «... повышение конвертируемости рубля за счет перевода части расчетов за энергоресурсы в рублевые цены (т.е. вместо внутренней краткосрочной конвертируемости рубля - среднесрочная внешняя)». Выполнено. Правда, не в 2009-10 годах, а только в 2011. Т.е. задержка.
7) «Другая крупная задача, которую надо решить вместе, - это достижение полной конвертируемости рубля», - заявил президент, выступая в пятницу в Кремле с посланием Федеральному собранию. Что такое «полная конвертируемость рубля? Это когда в рублях заключаются долгосрочные соглашения с иностранцами, когда евробонды выпускаются номинированными в рублях... Выполнено пока частично, и только в 2011 году.
8) «Уезжая за границу, гражданину России должно быть достаточно взять паспорт и рубли». Что сказать? Выполняется. Но - не в полном объеме. В странах СНГ - давно выполнено. В прошлом году начало работать и в Турции. Согласно материалам прессы, счета на сумму, эквивалентную 0,5 млрд. долларов США наши туристы оплатили там непосредственно рублями. Не через обмен в банке. Напрямую. На этот год объем планируется минимум удвоить.

Т.е. - задачи в области экономики, и, особенно - макроэкономики с участием внешних партнеров, наше руководство решать умеет. С запозданиями, не всегда в полном объеме, с внутренними противоречиями... Но умеет. Выполняет. ВСЕ планы в области экономики и финансов - бюджетная политика, инвестиционная политика, валютное регулирование, внешние и внутренние займы подготовка к следующему к кризису...
Так что в том, что он планировал реализовать стратегию "Россия - часть БРИК, вторая после Китая" ни у меня, ни у зарубежных аналитиков сомнений не было уже скоро восемь лет как.
А теперь появились и надежды на то, что системный кризис мы не просто пройдем, а постараемся пройти с меньшими потерями, чем остальные страны. И даже - не без выгоды для себя. Постаравшись «улучшить свой номер в этой гонке».

Ну и последние вопросы: «Чего нам стоит опасаться? Что может помешать? К чему мы можем стремиться и на что надеяться?»
Опасаться нам стоит, в первую очередь, этого "не совсем вовремя» и «не всегда на 100%». Развитие стран БРИК конкурентно. Очень жестко конкурентно. Конкурируют между собой, с "нагоняющими" Мексикой и ЮАР, с "опередившими" Австралией, США и ЕЭС...
И тут надо очень умело сочетать жесткость и законность. Потому что задача стоит не просто «удержаться», а «удержаться, улучшив свои позиции». А значит, нам придется соблюдать принятые в мире нормы и правила ведения бизнеса.
Во вторую очередь, нам стоит опасаться социального взрыва. Увы, но в области социальной политики наше правительство оказалось менее успешно, чем в области экономической. Страна и так напряжена. А тяготы БСК могут и «взорвать котел». И что тут делать, я не знаю. Уговаривать людей «потерпеть» бесполезно. Так что, мне кажется, уповать тут можно только на свойство русского характера: «когда трудно - мы всегда объединялись». Понадеемся, что сработает и сейчас.


Из надежд... Судя по всему, в ходе БСК и модернизации, РФ окончательно укрепится, как региональный лидер. Т.е. наши соседи станут в большей степени привязаны к РФ экономически...

Еще нам стоит надеяться на то, что не мы одни совершаем ошибки. Население Индии уже сегодня играет "против" своего правительства, тормозя развитие, требуя решения большой массы социальных задач. Как и население ЮАР, Мексики. Есть основания надеяться на "ошибки" в Бразилии. Судя по всему, у них масса предпосылок к социальным конфликтам... А у нас задача не просто пробежать хорошо, а «Пробежать лучше ближайших конкурентов».

PS Для снижения пафоса: я считаю, что главное сейчас СОХРАНИТЬ государство Россия и его место в мире. И руководство связано со страной, как всадник в лесном пожаре. Он может не очень любить коня. Но вот только спасется он лишь с конем вместе. И сам спасется, и имущество спасет. А вот бросив коня - сгорит.
И мне, что характерно, внушает оптимизм, что они к нам "привязаны".

PPS Положение России таково, что теракты и "волнения на окраинах" нас не затронуть не смогут. Но, в принципе, мы сейчас в очень неплохой позиции. Именно наши "надежды и страхи" сильно переоцененными не окажутся. Энергетика у нас в порядке, транспорт работает, агрохолдинги все грозятся, что "еще пара лет, и мы обойдемся без импорта основной с/х продукции"... Так что, в принципе, если мировой "срыв крыши" не наложится на «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», мы этот кризис имеем все шансы пережить спокойнее, чем большинство других стран мира.
И больше многих других приобрести!
Ну, а дальше у нас будет десятка два лет на «осмотреться и устроиться в новом мире». Но уже как стране «первого эшелона».
  Сильвер  : 28-09-2012 13-56-33