О любви.
Да-да, конечно о любви хочется говорить.
Как раз той высшей форме любви, о которой говорил лектор общества знание......
Так вот, была у меня такая любовь - что поделаешь - все мы не без греха - и, наверное, теперь, можно признаться...
Я любил сигнальную службу.
Конечно, любовь эта проявлялась по-разному, но почему-то сигнальщиков наказывать у меня и рука реже поднималась, и какие-то послабления получались, и еще что-то....
Наверное, это пошло с крейсеров, первых курсантских «практических» выходов в море, первых вахт «дублером» вахтенного сигнальщика..... -
Когда, по команде с мостика сигнальщики быстро «набирали» сигнал, и он, сигнал этот, пристопоривался к фалам, и, опять же по команде - поднимался до нока фок-мачты, в виде тугих, свернутых особым образом комочков, и вдруг, раздернутые умелой рукой комочки эти вспыхивали, разом расправляясь и пощелкивая на ветру..... - и летели - разом сворачиваясь, сбиваясь набегающим потоком со свистом вниз - прямо в руки творцам всей этой флотской красоты.....
И скажите, пожалуйста, ну как, став старпомом, а потом и командиром я мог не попытаться не внушить всего этого своим подчиненным?
Недаром среди матросов меня «Борей-крейсером» прозывали. Хотя, зная об этой матросской кличке я, честно говоря, ей гордился.
И вот представьте себе, что на такую-то вот любовь - и грязными сапогами.....
....тот день ВМФ мы в гражданском порту встречали. Полтора десятка гражданских пароходов - сейнера, риферы, всякая другая портовая мелочь - и мы одни.
А уж то, что в Городе нашем через одного - а то и каждый гражданский когда-то с ВМФ был связан - и к гадалке не ходи. То есть день ВМФ отмечался всегда истово - и практически без исключения всем населением.
Ну - праздник. Экипаж - в форме «раз» - в белом на подъем флага построен.
«Исполнительный» - это, для нефлотских - флаг такой, который говоря шпацким языком в данном контексте обозначает: «Я здесь старший. Выполнять мои команды» - до половины - сигнализируем что, мол, подъем флага через минуту - ....
Строй замер. Святая минута для любого флотского. «Исполнительный» - до места, до нока значит....
Дежурный командует - «На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания - Смиррррна!!!!»
Тишина....
Вокруг гражданские - я краем глаза поглядываю, горжусь внутри себя своей организацией службы флотской - тоже в готовности к подъему флагов замерли. Ждут.
По трансляции - сигналы точного времени - «Исполнительный» - долой - красота, сложился, со свистом, с шиком - вниз...Дежурный -
- Товарищ командир, время вышло!
- (С паузой малой - знай наших!) - флаг поднять!
- Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания - поднять!
Руку - рывком к козырьку, строй - струна, по трансляции верхней - Гимн СССР - поползли флаги расцвечивания по тросикам от флагштока и гюйсштока к мачте натянутым...
Душа поет.
И вот, посередине этой песни - вдруг.... Господи.... Как хорошо в этом мире жилось бы, ежели б не было этих самых «Вдруг»....
Рвется фал, на котором флаги все закреплены. И ползут они под торжествующие звуки Гимна назад по тросику, безвольными тряпочками цветными....
Гимн отыграл.
Но еще и сквозь его звуки хохот с соседних гражданских пароходов слышно было. Ржут, гады. По сторонам краем глаза смотреть и любоваться совсем почему-то уже не хочется.
- Вольно. Отпускайте экипаж.
Дежурный скомандовал - и как ветром народ с палубы сдуло. Понимали видно - попадись мне сейчас - расщеплю на молекулы - перекушу - не поперхнусь.
Морды на сигнальном - аж с палубы видно, что белые.
- Старшину сигнальной вахты, старшину команды - ко мне!
Прибыли.
Спел я им арию тоски. С маленькой буквы и ударением именно на «И».... Ругаться я на старых крейсерах обучался, и запросто, памятуя старпома «Славы» - а потом помощника командующего Мясоедова - мог провести вполне матерную параллель между отколотой эмалью на звездочке у матроса и завалом зачетной стрельбы главным калибром - помянув при этом всех родственников виновника торжества его дурную наследственность, а также пройдясь слегка по святым угодникам (прости Господи) и увязав все это в тугой комок вполне сформированного командирского рыка.
Среди всего указанного чуткое ухо старпома запросто выделило решение на проведение ежедневных тренировок по подъему флагов расцвечивания, отягощенное запрещением увольнения сигнальной команде, и недопущения схода старшине команды ранее двадцати двух.
Так что итогом испорченного апофеоза праздника были упорные тренировки сигнальцов, пока мы стояли в том гражданском порту....
Но в общем, постепенно отработались... -
И как бы всей «береговой» или «базовой» веревочке не виться - вышли на боевую службу.
Полсрока отходили, а то и больше... Осень в средиземке хотя и теплая - а все равно - день через день - балла два-три, ветерок.
Так вот, стоим в точке, пароход мой - старший, то есть по флотским опять же законам - подъем флага - по моим сигналам.
Утречко. Солнце, ветерок слегка от Туниса, море балла два, палуба под ногами слегка ходит.
Подъем флага.
«Исполнительный" - до половины - до места - долой!!
Рвет командир отделения сигнальцов фал, чтоб «Исполнительный» - как командир (я то есть) любит - камнем вниз - и.....
Все правильно.
Рвется фал.
«Исполнительный» на полпути застрял, ветерок обрывок фала дернул, на рею кинул, замотал - бьется красно-белая тряпочка......
позор на всю точку.
Хоть остальные корабли и не близко стояли, но - мне казалось - что издевательский хохот над всей точкой стоит. Хотя, наверное, я один этот самый хохот и слышал.
Ну да ладно - экипаж отпустил по плану, народ разбежался. Осталось на юте человека два - три офицеров. Закурили.
Стою спиной к сигнальному - глаза б мои на все это не смотрели.
Старпом напротив - тоже закуривает - и вдруг - сигарета у него из губ выпадает, и смотрит он остановившимися и белыми какими-то глазами - куда-то мне за спину и вверх.
Хочу повернуться - а он мне:
- Товарищ командир, только тихонько....
Поворачиваюсь потихонечку.
Ну да. Пока мы тут позор флота переживали - командир отделения исправить все это решил.
Ага. На всякий случай - мачта у моего парохода - двадцать метров от моря.
А этот сукин сын - лезет по рее без страховочного пояса... в режиме обезьяны.
Честное слово - страшно стало. Это ведь под ногами палуба слегка покачивается. А мачта - та вполне ощутимо ходит. И рея. Вверх-вниз. Очень даже ощутимо.
И ладно - доползет до конца, и - ежели сорвется - в воду. Хоть и двадцать метров высоты - а шанс есть. А не доползет? палуба всеж хоть и ближе - а - железная...
Стою, курю (ну точно Федор Чистяков, ё..). Этот гад - дополз. Фал разматывает. Молчим все.
Старшина - и фалом возится - и - черт его, то ли задница перевесила - то ли такт качки потерял - соскальзывает он с реи - и зависает на одной руке и одной ноге. Другая рука - за фал сигнальный, нога - в воздухе болтается.
И тут я заорал. Точно что орал - не помню, но в принципе - как в затертом анекдоте, что мол, держись, сука, ... ё..(упадешь) - убью.
Не сорвался. Вполз на рею кое-как, и, с фалом в руке - назад пополз. Спустился.
Я стою - трясет всего. Пытаюсь сказать - шиплю только, но дежурный понял - позвал героя.
Прибыл. Доложить что-то пытается, что мол прибыл по вашему приказанию - а рука у пилотки трясется, и ноги подрагивают....
Я ему шиплю, -
-Ты зачем без страховки?
А он:
- Тащ командир, обидно, припозорились....
Помолчали.
Ладно, говорю, иди.
Так все и закончилось
Не стал я его наказывать. Раз уж сам понимает, что плохо получилось, что неладно сделали - за что наказывать. Он и сам себя клеймит.
Но занятие дополнительно по мерам безопасности при работе на высоте - провели. С практическим одеванием страховочного пояса, пробежкой по «выстрелу» и прочими затеями.
А вот у сигнальщиков с тех пор проколов не было. Не подводили и не позорили.
Наверное все мы как-то чему-то постепенно учимся.
.....
А хорошая сигнальная служба - мне до сих пор нравится.
Только вот редко ее увидеть доводится...
И традиции забыты, и сигналы .....
Кто сейчас вспомнит - «ЗЩУ»....
«Флагман надеется, что каждый исполнит свой долг!»
|