Выпуск N 239030.11.2391-26.11.2010
Военно-исторический календарь |
|
24-11-1202
|
Крестоносцы (французы, немцы и венецианцы) штурмом взяли далматинский город Задар, обороняемый венгерским гарнизоном. Взятие города сопровождалось дикими зверствами, пленных продали в рабство, здания были разрушены, а сокровища церквей разграблены. Так начался 4-й крестовый поход. |
| Поделиться:
|
| |
алхимик
|
|
24-11-1501
|
Во время русско-ливонской войны 1500-1503 гг. под Гельметом русская рать под началом воеводы князя Д. Щени нанесла поражение войску Ливонского ордена и "били поганых немцев на 10 верстах, а не саблями светлыми секли их, а били как свиней шестоперами".
Детального описания сражения не существует, Относительно беспристрастным источником считается письмо бургомистра Ревеля Hans Scher. Сопоставляя все источники можно предположить, что русское войско столкнулось с сравнительно небольшим отрядом дерптского епископа, который оторвался от главных сил Плеттенберга и был разбит. При приближении главных сил Плеттенберга русские отступили. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер, nils73
|
|
24-11-1638
|
После поражения восстания запорожских казаков под руководством Павлюка, Якова Острянина, Карпа Сквдана и Гуни правительство Польши прописывает казакам "Ординацию войска реестрового Запорожского". Эту директиву казацкая рада (верховный совет) в урочище Маслов Стан принимает как свой устав. |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
24-11-1667
|
На верфи в селе Дединово на Оке заложен первый в России военный корабль "Орел" (при царе Алексее Михайловиче "Тишайшем"). |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
24-11-1718
|
13 ноября был обнародован указ Петра I "сработать пивоварню для нужд флота на Выборгской стороне каменную, а также погребов деревянных на 6000 бочек", а 24 пивоварня уже заработала. В те времена военный флот без пива не мыслился, в британском, например, каждый матрос обязательно получал в день 4.3 литра(!!!) пива. В современных королевских ВМС - 2 банки х 0.5 литра в сутки. |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
24-11-1757
|
В ночь с 24 на 25 ноября гарнизон Бреслау под командованием генерала фон Лествица, оставленный отступающей прусской армией, капитулировал перед австрийцами во главе с принцем Карлом на условиях свободного выхода людей. Главными причинами капитуляции послужило враждебное отношение местного населения в сочетании с моральным разложением и дезертирством в войсках, состоявших в основном из силезцев и саксонцев. После капитуляции солдаты принялись распродавать оружие и обмундирование. Лишь 600 (в основном офицеры и унтер-офицеры) из 4000 солдат гарнизона покинули город, чтобы присоединиться к отступавшей прусской армии. |
| Поделиться:
|
| |
алхимик
|
|
24-11-1800
|
Родился Амосов Иван Афанасьевич (ск. 1 июня 1878 г.), кораблестроитель; инженер-генерал (1872 г.). Под руководством Амосова на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге построено первое в России судно с гребным винтом вместо колес "Архимед" (в 1848 г. вошел в состав Балтийского флота). Многие корабли Амосова были в России образцами судостроительной техники своего времени. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
24-11-1812
|
Непобедимый Наполеон Бонапарт, бросив в России остатки своей армии, бежал в Париж.
|
| Поделиться:
|
| |
Pashka
|
|
24-11-1842
|
Произошло поистине историческое событие: в редакции газеты "Райнише цайтунг" впервые встретились Карл Маркс и Фридрих Энгельс. |
| Поделиться:
|
| |
Анка
|
|
24-11-1853
|
Во время Восточной войны 1853-1856 гг. 7-тысячный отряд под командованием генерал-лейтенанта князя И.М. Андронникова при Ахалцыхе нанес поражение 18-тысячному турецкому корпусу, которым командовал Али-Паша. В ходе боя захвачено 23 знамени и 11 пушек, перебито и взято в плен до 3500 турок. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
24-11-1859
|
Во Франции спустили на воду "Ле Глуар" ("Слава") - первый в мире эскадренный броненосец океанского класса, а в тогдашней терминологии - бронефрегат, построенный по проекту выдающегося инженера - кораблестроителя Станислава Дюпуи де Лома.
Правда, корпус "Глуара" был еще деревянным, но толстый, 60-сантиметровый слой дубовой древесины покрывали кованые броневые плиты толщиной 11-12 см, абсолютно неуязвимые для "ядерных" гладкоствольных пушек даже при стрельбе с "пистолетной" дистанции 20 метров. Горизонтальная двухцилиндровая паровая машина мощностью 2540 л.с. позволяла развивать скорость до 12,5 узлов, а в дополнение к ней имелось полноценное трехмачтовое парусное вооружение.
Длина броненосца составляла 77,9 м, ширина - 18, водоизмещение - 5630 тонн, экипаж - 570 человек, вооружение - 36 164-миллиметровых нарезных дульнозарядных пушек. На момент вступления в строй в августе 1860 года "Ле Глуар" был мощнейшим боевым кораблем в мире. Но - ненадолго, поскольку ровно через год, в августе 1861-го, англичане подняли флаг на броненосце "Уорриор", целиком построенном из железа, при этом - гораздо более крупном и обладавшем вдвое более мощной силовой установкой, чем "Глуар".
Таким образом, они вернули себе титул ведущей военно-морской державы. Впрочем, ни "Глуару", ни "Уорриору" так и не довелось подтвердить свои достоинства в реальном бою. В 1879 году "Глуар" был списан как морально устаревший и сильно изношенный, а в 1883-м - отправлен на слом. В том же году списали "Уорриор", переоборудовав его в плавучий склад. Но это уже другая история. |
| Поделиться:
|
| |
Solist
|
|
24-11-1873
|
Родился Ю. Мартов (Юлий Осипович Цедербаум) (ск. 4.4.1923), (Псевдоним Мартов — от מר טוב (мар тов) - господин хороший на иврите), один из лидеров меньшевизма. В годы Первой мировой войны придерживался интернационалистских позиций. После февраля 1917 г. поддерживал идею единения демократических сил и развития России по демократическому пути. Выступал за создание Временного революционного правительства из представителей всех социалистических партий. Был личным другом В. И. Ленина и его непримиримым идейным противником и врагом большевизма. В 1920 г. по настоянию Ленина тяжело больному туберкулёзом Мартову был выдан заграничный паспорт. Мартов уехал на лечение в Германию и в 1923 г. умер. Ленин пережил его на год... |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
24-11-1874
|
Американец Джозеф Глидден получил патент на колючую проволоку.
"Колючки от волков?! Это я, дурак - от волков... Рудники, рудники оплетать этими колючками... Чтобы не бегали с рудников государственные преступники." |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
24-11-1887
|
Родился Эрих фон Манштейн, (наст. имя - Фридрих фон Левински) (ск. 1973 г.), генерал-фельдмаршал германской армии (1942 г.), один из вдохновителей и проводников блицкрига против Франции в 1940 г. После смерти родителей его усыновил богатый землевладелец Георг фон Манштейн. В армии с 1906 г., окончил Военную академию (1914 г.). Участник 1-й мировой войны, после которой служил в рейхсвере. В 1935-38 гг. начальник Оперативного управления и 1-й оберквартирмейстер Генштаба сухопутных войск. В 1939 - феврале 1940 гг. начальник штаба группы армий "Юг", а затем группы армий "А". Во время нападения на Францию (1940 г.) командовал 38-м корпусом. В 1941 г. командир 56-го танкового корпуса, участвовал в наступлении на Ленинград. С сентября 1941 по июль 1942 гг. командовал 11-й армией при захвате Крыма и в период боев за Севастополь, а с августа 1942 г. осуществлял руководство боевыми действиями под Ленинградом. С ноября 1942 до февраля 1943 гг. командующий группой армий "Дон", руководил неудачной операцией по деблокаде окруженной под Сталинградом группировки. В феврале 1943 - марте 1944 гг. командовал группой армий "Юг". Был отстранен от должности за неудачи и зачислен в резерв. В 1950 г. как военный преступник приговорен британским военным трибуналом к 18 годам тюрьмы, но в 1953 г. освобожден. Автор мемуаров "Утраченные победы" (1955 г.) и "Из солдатской жизни. 1887-1939" (1958 г.), в которых вину за поражение Германии возлагает на "дилетанта" Гитлера. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
24-11-1904
|
В Петербурге торжественно открыт Музей им. А.В. Суворова - первый мемориальный музей России |
| Поделиться:
|
| |
Ioann The Angry
|
|
24-11-1910
|
(н.ст.) По указу императора Николая Второго открылось первое в России военно-воздушное училище - Севастопольская офицерская школа авиации. Для ее создания и обустройства Государственная Дума выделила 1,5 млн руб., а еще 900 тыс. было получено благодаря добровольным пожертвованиям граждан. На эти деньги был приобретен участок земли под аэродром возле речки Кача, построены и оснащены ангары, мастерские, учебные и жилые корпуса, закуплены аэропланы, автомобили и оборудование для их обслуживания. Первоначально в школе числилось восемь французских самолетов: два "Фармана", три "Блерио", два "Антуанетта" и "Соммер". Позже было дополнительно куплено несколько монопланов "Ньюпор-4" и гидросамолетов FBA. С 1915 г. школа специализировалась на подготовке морских летчиков для флота, а ее матчасть, в основном, состояла из летающих лодок Григоровича М-5. Во время Первой мировой войны в нее начали принимать не только офицеров, но и солдат, которые учились и сдавали экзамены наравне с офицерами.
За советский период училище подготовило 16 574 лётчика, среди которых было 352 Героя Советского Союза, 17 Героев Российской Федерации, 119 заслуженных военных лётчиков СССР и Российской Федерации и заслуженных лётчиков-испытателей СССР и Российской Федерации, 12 маршалов авиации и свыше 200 генералов. В 1997 г. расформировано - КБ. |
| Поделиться:
|
| |
solist
|
|
24-11-1918
|
24 ноября 1918 г. в Москве и других городах Советской республики (Петрограде, Саратове, Орле, Твери) прошел "День красного офицера". Праздник был организован Главным штабом с целью пропаганды среди трудящихся дела создания и воспитания кадров советского командного состава. На Красной площади прошел парад, в котором участвовали курсанты 1-х и 2-х Советских пехотных командных курсов, Замоскворецких курсов, 1-х Советских Тверских кавалерийских курсов и др. После парада курсанты направились на Советскую площадь, где с балкона здания Московского Совета В.И. Ленин выступил с приветственной речью. В ней вождь привел слова некой финской старушки: "Теперь не надо, говорила она, бояться больше человека с ружьем". Далее, по сообщению газеты "Известия ВЦИК", Ленин, подчеркнул, что "старый командный состав состоял преимущественно из избалованных и извращенных сынков капиталистов, которые ничего не имели общего с простым солдатом. Поэтому-то теперь, строя новую армию, мы должны брать командиров только из народа. Только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм. Такая армия будет непобедима". |
| Поделиться:
|
| |
Nauta Romanus
|
|
24-11-1924
|
Родился Серго Лаврентьевич Берия (ск. 11 октября 2000 г.), конструктор ракетных систем, доктор технических наук. За создание новых образцов вооружения - ракетных систем - награжден орденом Ленина и удостоен Сталинской премии. После ареста отца сидел в Бутырке. В 1954 г. освобожден. Работал (и жил) под постоянным наблюдением. С 1990 г. - научный руководитель, главный конструктор НИИ "Комета" (Киев), занимающегося разработкой противокорабельных ракет. Особыми талантами не блистал, но удивительно ловко стал "соавтором" своего подчиненного Александра Расплетина, впоследствии лауреата Ленинской премии, Героя Соцтруда.
Написал книгу "Мой отец Лаврентий Берия". - КБ |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
24-11-1938
|
"Железный" нарком Николай Иванович Ежов написал заявление в ЦК ВКП(б) с просьбой освободить его с поста наркомвнудела. Закончилась "ежовщина", унесшая за 27 месяцев руководства НКВД Н.И. Ежовым, по некоторым данным, до 1 млн. жизней. |
| Поделиться:
|
| |
SWAT
|
|
24-11-1941
|
U-124 под командой Йохена Мора (Mohr) потопила английский легкий крейсер ПВО "Данедин". Считается одной из самых удачливых лодок Германии (27 судов, всего 129 291 брт.), но только два из них - боевые корабли. |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
24-11-1941
|
Крупнейшая ошибка Роммеля в 41 г. Разгромив 23 ноября британскую 7 бронетанковую дивизию, в состоянии лихорадочной эйфории он прыгнул в головной танк 21-й дивизии и на бешеной скорости понесся в голове колонны на Сиди-Омар, где 5-й полк попал под огонь 1 и 25 полков полевой артиллерии индусов и потерял половину состава. Остальные части 21 дивизии носились южнее Хальфайя, нигде не встречая противника. |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
24-11-1943
|
Основано Харьковское суворовское училище. В 1947 г. переведено в Киев. Остались ли в современной Украине суворовские училища, не знаю. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
24-11-1943
|
В южной части Тихого океана японская субмарина I-175 потопила американский эскортный авианосец Liscome Bay. Он участвовал в операции "Гальваник" по захвату островов Гилберта. В момент атаки члены экипажа готовили самолеты к началу полетов. Из четырех выпущенных I-175 торпед в корабль попала одна, от ее взрыва сдетонировали авиационные боеприпасы и через 23 минуты Liscome Bay затонул. Спасти удалось только 272 офицера и матроса. Погибли 644 моряка, включая командира корабля Ирвинга Уилтси и находившегося на борту контр-адмирала Генри Малиникса. Среди погибших был также кок Доррис Миллер - первый афроамериканец, получивший Военно-морской крест за героизм, проявленный при отражении японской атаки на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
24-11-1964
|
В республике Конго (современный Заир) части привительственной армии при поддержке батальона бельгийских десантников и отряда белых наемников выбили повстанцев Кристофера Гбени из Стэнливиля (ныне Кисангани). Были освобождены 1500 белых заложников, удерживаемых повстанцами в городе. |
| Поделиться:
|
| |
алхимик
|
|
24-11-1996
|
Спущенный на воду еще 25 апреля 1989 г. атомный крейсер "Петр Великий" (б. "Юрий Андропов", тип "Орлан"), наконец отшвартовался в главной базе Северного флота - Североморске. До него было построено еще три таких же крейсера - "Киров", "Фрунзе", "Калинин". ("Киров" переименован в "Адмирала Ушакова" с 1990 г. в отстое, ожидает утилизации; "Фрунзе" - "Адмирал Лазарев" - в отстое, судьба не ясна; "Калинин" - "Адмирал Нахимов" - окончание модернизации в 2018-19 гг. - КБ). |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
|
 |
Авиация |
 |
Бортжурнал N 57-22-10
Часть первая СОЮЗ
16 новых историй
Свинцовые трусы
В середине апреля борт N 22 все же вернулся из белогорской командировки. На стоянке поредевшей первой эскадрильи было малолюдно, - половина личного состава изучала в Торжке новую матчасть.
Уже почти просветленный борттехник Ф. старался использовать свое одиночество как можно полнее. Думая над романом, попутно он создал теорию бессознательного как энергетической емкости, вывел формулу напряженности сознания, далеко продвинулся в теории дискретного движения, введя понятие времени активации. Он взял в библиотеке подшивку «Шахматы в СССР» и по вечерам изучал все матчи двух «К». Словом, чтобы подавить в себе комплекс тыловой крысы, лейтенант Ф. расконсервировал свою доармейскую внутреннюю жизнь и выводил ее на полную мощность.
Но вскоре внешняя жизнь снова ввела его в искушение подвигом.
26 апреля случился Чернобыль. По телевизору показали, как трусливые иностранцы покидают Киев, тогда как в колоннах первомайской демонстрации шли веселые пионеры. И когда в полку было объявлено, что скоро в Чернобыль отправят звено Ми-8 и пару Ми-6, борттехник Ф., не колеблясь, решил записаться добровольцем.
- Туда бездетных не берут, - сказал, смеясь, капитан Лобанов. - Им еще детей сделать нужно, а свинцовых трусов на всех пока не хватает. Зато в день по три литра красного вина выдают, кровь восстанавливать, так что желающие найдутся и без тебя...
- Мне вино не нужно, - сказал борттехник Ф. - У моей мамы еще до моего рождения была вторая степень лучевой, так что я могу пролететь через атомный гриб, и ничего со мной не будет.
Конечно, слегка поврежденная (как сообщали источники) атомная станция - далеко не война, но борттехник уже не мог представить себя, возвращающимся из армии, так и не свершив ничего мало-мальски великого.
Опять нужно было думать, что он скажет маме. Радиация, сколь бы ни малы (опять же, согласно источникам) были ее дозы, по семейным последствиям может оказаться страшнее войны. Когда десятиклассник Ф., он же победитель физических олимпиад разных ступеней и автор теории времени, собрался стать физиком, да еще и квантовым, мама жестко пресекла его устремления - хватит в семье одной лучевой, которую она получила при работе с радиоактивными изотопами. Мама была для борттехника Ф. авторитетом в вопросах распада атомного ядра. Когда лейтенанты по прибытии в Магдагачи впервые посетили городскую баню, они обнаружили невиданное доселе - волосопад. Лейтенант Ф. заметил, что лейтенант Т., покрытый с ног до головы черными волосами, после омовения оказался обыкновенно голым. Тут все лейтенанты обнаружили, что у них обильно падают волосы.
- Приплыли! - сказал борттехник Ф. - Это радиация. Наверное, тут есть ракетные шахты...
- Тогда бы все жители Гач лысые ходили, - резонно возразили ему.
И все же лейтенант Ф. хитро спросил у мамы по телефону, могут ли падать волосы от перемены климата? Мама поняла его вопрос и посоветовала взять волос, положить его на кассету с фотопленкой, проэкспонировать и потом проявить. Если волос проявится...
Борттехник все выполнил. Пленка оказалась чистой. А скоро перестали выпадать волосы, - наверное, лейтенанты акклиматизировались.
Теперь борттехник Ф. думал, как не открыть маме, что он хочет поддержать семейную радиационную традицию. Пока он думал, из Торжка вернулись переученные.
- Я в Чернобыль... - с небрежной суровостью говорил им борттехник Ф.
- Да-а... - говорили они задумчиво. - Хорошо, что нам в Афган... - и не удержавшись, стандартно шутили, - свинцовые трусы выдали?
После Торжка будущие «афганцы» убыли в отпуска, и борттехник Ф. снова остался один. Он уже не так активно читал, писал и мыслил. Когда тебя ждет подвиг, остальное теряет смысл, во всяком случае, откладывается до следующих спокойных времен. Хотя, - начинал задумываться борттехник Ф., - вероятность вернуться из Афгана невредимым достаточно велика, но вот остаться невредимым после облучения...
И однажды теплой майской ночью, когда он был дежурным по стоянке части, на его сомнения был дан ответ. На гражданскую полосу сел военный Ан-26, и «граждане» попросили военных его дозаправить. Топливозаправщик был в ведении дежурного по стоянке части, поэтому дежурный по части обратился к борттехнику Ф. Борттехник поднял водителя, сел в кабину ТЗ старшим по машине, и они поехали через ночь.
На полосе в свете прожектора стоял серый Ан. Возле него курил бортинженер в шевретовой куртке. Борттехник Ф., спрыгнув с подножки ТЗ, подошел, протянул руку:
- Сколько заправить, коллега?
- По полной бы, нам на Сахалин. Топливный талон вот. Но ты бы близко не стоял...- бортинженер показал рукой на свой борт.
На иллюминаторах самолета были крупные надписи: «Осторожно - радиация!».
- Оттуда? - спросил борттехник Ф. - И как там?
- Ну как... - сказал бортинженер. - Как и полагается, полная жопа. Рванул четвертый блок, все вокруг на десятки километров накрыло. Мы вот просто солдат возили оттуда в Киев, и то понахватали, салон фонит. А ваш брат над самым жерлом висит, песок сбрасывает. Дозиметры на бортах так настроены, что выше определенной дозы не покажут, никто не знает, сколько на самом деле схватил за день. Минздрав уже нормы по гемоглобину изменил...
- Говорят, там вино красное дают... - непонятно зачем сказал борттехник Ф.
- Дают... - усмехнулся бортинженер. - Но, скорее всего, чтобы посговорчивее были... Если вас туда сватать начнут, отбивайся руками-ногами, пусть лучше из армии через суд чести попрут, чем потом загнуться никому не нужным лысым импотентом.
Когда топливозаправщик возвращался на свой аэродром, борттехник Ф. вдруг заметил, что трет ладонью правой руки о штанину.
- Да пошли они со своими подвигами! - пробормотал он.
- Что, товарищ лейтенант? - спросил водитель.
- Ничего, товарищ сержант, - ответил борттехник Ф. - Рулите спокойно... |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.7263 Историю рассказал(а) тов.
Игорь Фролов
:
23-11-2010 21:37:53 |
|
Обсудить
(10)
|
|
24-11-2010 16:24:56, lancer
|
|
Вотъ! Вотъ иманна!! Как говорит свободная и независимая пр... |
| Версия для печати |
 |
Флот |
 |
...Вот уже твое море - это письменный стол с персональным телефоном... и оно закрывается ровно в 17-15... И ты такой молодой и красивый в цивильном пиджачке ломишься в поисках сарделек на ужин, отвыкая от лодочного камбуза и полярной зарплаты. Личный состав в количестве пары мичманов и десятка трудолюбивых "бабушек" не подводит под "монастырь"... за неуставные носки и попытки сварганить брагу в 9 отсеке.
Ля-по-та. Лето... Невский...
...троллейбусы, женщины на каблучках...
Ты подходишь к телефону-автомату... Скармливаешь ему двушку, набираешь секретный номер и строгим голосом выдаешь:
- Оперативный дежурный... Девушка, дай мне "КОМПАС"...
После просишь "ДВОРЕЦ"... и еще что-то, на пятом колене требуешь: Бортовой 924!!
В трубке щелкает и доносится голос друга: "Дежурный... Бортовой 924".
- Серега... Ты что там, спишь? Это я!
- ТЫ!!!? Здесь?
- Нет. Я на Невском... Хочешь послушать его шум?
Притихший центральный в РБ-шках и пилотках слушают шум ПИТЕРА.
Просыпается одна из телеграфисток:
- Вы там говорите?
- Да-да... говорим.
Сбивчиво: как ты.. как ВЫ... Мы через неделю. Понял. Счастливо, брат!
Повесил трубку.
Там ребята пошли на мост курить и смотреть на сопки... а ты здесь на асфальте с ощущением потерянности.
...а мимо пробегают и стучат каблучки... и поливальная машинка остужает летний город. |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.5740 Историю рассказал(а) тов.
Игорь Татаренков
:
19-11-2010 10:45:43 |
|
Обсудить
(20)
|
|
26-10-2013 21:56:27, Hit282
|
| 1991, ап Шереметьево, рыдающая девушка - позарез нужно позво... |
| Версия для печати |
 |
Армия |
 |
Советский прапорщик против французов
Первые полтора года моей службы в ГСВГ прошли в г. Притцвальке округа Мекленбург. Наш 447 ортб стоял в полутора километрах от города. Позиция располагалась на господствующей высоте среди полей и небольших лесочков. Метрах в пятистах проходила автомобильная трасса, от которой отходила узкая бетонка в сторону нашей технической позиции и казарменного городка. Между технической позицией и казарменным городком было метров 100, и выезды из них выходили на эту бетонку.
Говорить о какой-то маскировке было совершенно бессмысленно, т.к. вся позиция хорошо просматривалась с трассы, а наша радиолокационная техника крутилась почти круглые сутки. Не приходится удивляться, что такое удобное расположение было привлекательным для иностранных военных миссий связи.
На вооружение войск ГСВГ новая техника поступала в первую очередь, и с ней, как ни странно, раньше нас хотели ознакомиться представители иностранных военных миссий связи. Как только на позиции появлялась новая антенна локатора, так сразу жди любопытных "гостей". Вблизи позиции с самых неожиданных направлений появлялись машины с опознавательными знаками военных миссий связи. Техника фотографировалась и рассматривалась в бинокли. Порой эти действия были до неприличия наглыми.
В группе существовала памятка военнослужащим СА по пресечению действий представителей иностранных военных миссий связи с разведывательной целью. Штабом Группы были определены районы территории ГДР, запрещенные для посещения иностранными военными миссиями. Кроме того, на подъездных дорогах и непосредственно у объектов были установлены таблички с текстом на четырех языках о запрете проезда. Однако все это нарушалось и превратилось в своеобразную игру в догонялки: мы ловили, они убегали. В частях считалось престижным задержать машину иностранной военной миссии, но это было не так просто.
У иностранных миссий были высокопроходимые джипы, которые свободно могли двигаться по свежевспаханному полю, где наш ГАЗ-66 садился на мосты. Водители этих джипов были специально обучены вождению в экстремальных условиях и тактике поведения в конфликтных ситуациях. Единственным реальным способом борьбы могло быть только блокирование машинами. В такую ситуацию загнать было очень сложно. Однако на нашей позиции это получилось.
Летом 1980 года в 18 орлр (отдельная радиолокационная рота - КБ), которая дислоцировалась на позиции батальона, поступил на вооружение новый ПРВ-17 (подвижной радиовысотомер - КБ). Развернули, приступили к освоению. С первых дней работы высотомера на излучение часовые сторожевого поста на позиции зафиксировали активность иностранных миссий. Машины стали появляться у лесопосадки с тыльной стороны позиции. Члены экипажей фотографировали антенну ПРВ-17, улыбались и махали ручкой часовому, находясь далеко от границы поста.
Командир батальона, действуя по инструкции, поставил дежурную машину у въездных ворот позиции, посадив на нее прапорщика и группу захвата. Но гоняться за джипами никто не собирался, так как это было нереально. Просто командир выполнил требование инструкции, чтобы никто не сказал, что он не принял никаких мер.
В один из дней, во время обеденного перерыва, когда все офицеры уехали в город на обед, возле позиции появилась очередная машина иностранной военной миссии. Судя по опознавательным знакам, она принадлежала французской миссии.
За полчаса до этого, в казарменный городок прибыл наш школьный автобус "Прогресс-35" , водитель которого заехал в столовую пообедать. Машина французов, покрутившись в окрестностях позиции, свернула с автотрассы на нашу бетонку и, пренебрегая запрещающим знаком, медленно поехала вдоль забора позиции. Экипаж нашего дежурного ГАЗ-66 у ворот не дремал. Машина стояла "под парами", готовая к решительному рывку. Как только машина французов проехала мимо ворот, на бетонку вылетел ГАЗ-66. Не видя в том серьезной угрозы, французы чуть прибавили ход, сконцентрировав все внимание на нашей машине. В это время пообедавший водитель автобуса выезжает из ворот казарменного городка и движется в сторону позиции. Французы быстро сообразили, что ситуация похожа на блокирование. Резко сворачивают с бетонки на пахотное поле и начинают набирать ход. Наш 66-й не рискует повторять их маневр и останавливается. Старший машины выскакивает из кабины и с матами грозит французам. Но не зря мы били французиков еще в те... далекие времена. И здесь провидение было на нашей стороне. Поле-то с оросительной системой было. В одном месте водопроводная сеть была повреждена под землей и, вода обильно пропитала землю на участке в десяток квадратных метров.
Водитель джипа, отвлеченный вниманием на преследователей, не заметил мокрого пятна на поле и со всего маху влетел в эту трясину. Машина сразу села по самые пороги. Пробные дергания еще более усугубили положение.
Прапорщик от восторга завопил еще сильнее и побежал к джипу. К нему присоединилась дежурная смена, следовавшая на позицию. Толпа солдат обступила иностранную машину. Многие впервые видели такой автомобиль. Экипаж машины, а их было трое, задраив окна, сидел в машине, не выказывая беспокойства. А советский прапорщик спокойствием не отличался. Он стучал в окно и требовал выйти из машины.
Один из французов чуть опустил стекло окна и, показывая удостоверение офицера связи, стал говорить по-русски, что члены миссии имеют иммунитет неприкосновенности и, что машина есть территория Франции. Стал требовать вызова представителей советской военной комендатуры. Все по инструкции, которую они тоже знали и выполняли.
Но французы не могли предположить, каким может быть советский прапорщик, команды которого не выполняются.
- Ах, вы ....! Не хотите выходить? Сидоров, неси монтировку.
Французы с достоинством, которому можно было позавидовать, сохраняли спокойствие.
С появлением в руках монтировки прапорщик с еще большим достоинством подошел к багажнику машины и стал этим универсальным инструментом вместо ключа открывать багажник. Пассажиры в машине стали махать руками и кричать, пытаясь предостеречь от подобных действий.
- Я же вас предупредил, - сказал прапорщик, продолжая свое занятие.
Из открытого багажника он стал передавать в руки солдат фотоаппараты с телеобъективами, бинокли, какие-то металлические ящички.
Возмущенные такой беспардонностью французы вышли из машины и пытались помешать произволу. Но... все имущество солдатики уже понесли на территорию части.
Вскоре прибыли вызванные дежурным по части представители Витштокской военной комендатуры. Они составили акт о задержании иностранной миссии на запретной территории, извинились за неправомерные действия прапорщика. Вернули по ведомости фотоаппаратуру и бинокли, изъятые из багажника. Французы расписывались за возвращаемые предметы. Когда очередь дошла до металлических ящичков с какой-то аппаратурой, они заявили, что это не их имущество, им чужого не надо. Ну, что ж, эти ящички забрал, появившийся к тому времени, особист из бригады.
Далее были муки по вытаскиванию из грязи джипа. Вся эта картина была похожа на безжалостное издевательство над автомобилем. Французы смотрели на это со скрежетом зубов, но что делать, если сами вляпались.
Финал сей истории таков: злосчастному прапорщику по ходатайству представителей комендатуры за неправомерные действия в отношении членов иностранной миссии связи грозила досрочная отправка в Союз. По представлению начальника особого отдела КГБ Группы войск прапорщику за содействие в пресечении разведывательных действий членов иностранной военной миссии и обнаружение особо важной разведывательной аппаратуры, не установленной принадлежности высочайше поощрить. В ящичках, как, оказалось, была новейшая аппаратура для скрытого сканирования параметров радиоизлучающих устройств, за которой давно и безуспешно охотилась наша разведка.
В кулуарах бригадного штаба решили одним погасить другое и оставили прапорщика в покое. В официальных отчетах прапорщик был, якобы, отправлен в Союз.
Однако каждый год прапорщик рассказывал эту историю с гордостью вновь прибывшим офицерам все с большими приукрасами. За рюмкой чая это допускалось. Такой и я эту историю услышал.
Евгений Мариничев, выпускник 1967 г., 5 рота |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.4720 Историю рассказал(а) тов.
Junker-s
:
02-11-2010 12:09:47 |
|
Обсудить
(15)
|
|
,
24-11-2010 21:37:46, Ultranomad
|
| Посадить самый навороченный джип по самые помидоры - невелик... |
| Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|