Цитата:
|
а "хордовое" бывает? Или ГЭУ, если движок один, всегда по оси симметрии распологается? Без отклонения от хорды
|
давайте посмотрим. Для начала, вспомним дремучую древность и т.н. "дисковую теорию гребного винта". Это была, емнип, первая теория гребного винта. Мы считаем винт "диском" заданного диаметра, создающим "упор", "тягу". больше оборотов - больше тяга. Больше диаметр - больше тяга. Естественно, от этого дремучего примитива давно отказались, но нам пойдет, у нас здесь общие размышления.
Соответственно, получаем, что ось вращения винта (то есть, вал) в идеале должна находиться в ДП судна и с минимальным углом линии вала к плоскости действующей ватерлинии. Почему - понятно: если линия не в ДП - пароход поедет вбок, корпус-то симметричен относительно ДП. Если линия вала проходит под большим углом к ВЛ - мы будем тратить часть тяги винта на то , чтобы "закапывать" пароход в воду или "приподнимать" его, то есть работать против сил статики.
Аналогичные рассуждения действуют и для судов не с одним, а с несколькими гребными винтами и, соответственно, валами. то есть, линии валов должны, в идеале, быть параллельны ДП и ВЛ и расположены в ДП или симметрично, равноудаленно от ДП.
Но по ряду причин это удается сделать не всегда - бывает, что гидродинамика винтов причина, бывает - невозможность разместить винты в кормовой оконечности, на мелких судах наблюдается просадка кормы, поэтому валолиния идет под углом к основной плоскости и к плоскости ВЛ не на ходу, с тем, чтобы, когда на ходу плоскость ВЛ изменится, быть параллельным ей.
Теперь о движках. Не, понятно, что редуктором мы можем изменить направление оси вращения куда захотим. Но это сразу же усложняет механизм, поэтому стараются не извращаться и вал движка направлять примерно в том же направлении, что и валолиния - зачем создавать себе дополнительные проблемы?
Плюс еще и некая корабляцкая специфика: если мы поместим вал движка перпендикулярно ДП, то есть в плоскости шпангоута, то на качке будем иметь дополнительные проблемы у подшипников или иных поддерживающих устройств - ритмичные колебания с приличной скоростью, вдоль оси вращения двигателя/генератора. То же самое - и при размещении оси/вала под углом и к ДП, и к плоскости шпангоутов, только еще и нагрузка будет распространяться неравномерно на подшипники.
Поэтому все вращающиеся механизмы (ГЭУ, вспомогательные двигатели электродвигатели, роторные гидромашины) стараются размещать, по возможности: 1) ближе к ДП, 2) "пониже" (то есть, ближе к основной плоскости судна/корабля, то есть к днищу, если совсем по-простому), 3) по возможности, стараются размещать такие механизмы так, чтобы ось вращения была параллельна ДП.
Естественно, если подъемник, например боеприпасов из погребов можно воткнуть только буквой "зю" - его воткнут именно так, куда ж деваться-то, на страдания механизмов забьют болт. Но если есть возможность не усложнять себе жизнь, то вал движка проще разместить в ДП или параллельно ДП и недалеко от нее - вал движка-то один фиг в ДП находится. Ну или перпендикулярно - смотря какой редуктор, какие движки и т.п.
|