![]() |
|
|
Цитата:
Фамилии летчиков в правильной записи есть: rotmistř Bohuslav Zikmund (13.12.1914-15.5.1942) и rotmistř Josef Návesník (15.1.1914-15.5.1942). Они служили в 76. Letka. Эти два летчика (на двух В-71/SB-2M-100A) действительно перелетели 26.4.1939 из Hradec Králové в район Гомеля (или непосредственно в Гомель, точно это мне неизвестно) вместо цели полета Merseburg, куда они должны были перегнать самолеты. Предыстория была следующая. После установления протектората 15 марта 1939 г., Германия попыталась установить сотрудничество с летчиками ВВС Чехословакии. Им была предложена либо вспомогательная служба для Luftwaffe (перегон самолетов и т.п.) (непосредственно в Luftwaffe имели возможность вступить только летчики немецкого происхождения) или работа в Lufthansa на хороших условиях. В первое время ситуация не была полностью понятной, возможно было более или менее добровольно-вынужденное присоединение Чехословакии к списку союзников Германии в какой-либо форме. Несмотря на потерю независимости, Германия проводила первые месяцы в бывшей Чехословакии корректную политику и демонстрировала возможность сохранения определенной автономии протектората и, возможно, национальной армии в какой-либо форме. Поэтому многие летчики приняли упомянутые выше предложения. Но очень большая часть летчиков (чехи пишут о 40%, я это не проверял, но списки только погибших летчиков Чехословакии в ВМВ большие, т.е. 40% может быть правильная цифра), уже до начала ВМВ различными способами покинули протекторат, в первую очередь переходя границу Польши (и далее попадая во Францию и т.п.). Поэтому летчики бывшей Чехословакии начали воевать с Германией уже в сентябре 1939 г. в составе ВВС Польши, затем они воевали во Франции, затем в RAF во время Битвы за Британию и т.д. Часть летчиков, которые ушли в Польшу, после известных событий 1939 г., оказалась в СССР (Hlaďo, Šťastný, Mikulecký, Laštovička и т.д.), где были в заключении до начала войны между СССР и Германией, когда были установлены отношения между правительством в изгнании и СССР и начали выполняться попытки сформировать какие-либо чехословацкие части в СССР (как и в случае поляков). Возможно, некоторые летчики (просоветской ориентации) уехали в СССР, после потери независимости Чехословакии, добровольно. Мне известен один такой летчик (но, возможно, это не единственный пример, я не знаю). Это Jan Ferák (8.7.1913-15.5.1942). Он воевал в Испании на стороне республиканцев и полагают, что он сбил во время Гражданской войны в Испании самолетов 7 противника. Jan Ferák вместе с супругой легально уехал в СССР 16 апреля 1939 г. (уже после образования протектората), его судьба в СССР неясна, но летчиком он до 1941 г. он не был и находился в Сибири (в ссылке, на работе и т.п. непонятно). Упомянутые выше Вohuslav Zikmund и Josef Návesníkдо до начала войны между СССР с Германией тоже были интернированы (находились в заключении). Осенью 1941 г., после установления контактов между СССР и правительством Чехословакии в изгнании, чехословацких летчиков, оказавшихся на территории СССР, собрали и, возможно, делали попытки создать какую-либо чехословацкую авиационную часть. Но что-либо не получилось или от этой идеи отказались, тогда чехословацкие летчики решили уехать в Великобританию, где много их коллег служили в RAF. Для этого все упомянутые выше летчики (Ferák, Zikmund, Návesník, Laštovička и т.д.) весной 1942 г. приехали в Мурманск. Для их сопровождения и встречи из Великобритании в Мурманск прибыл полковник Josef Berounský (31.8.1895 - 30.4.1942), который служил в RAF. 28 апреля 1942 г. упомянутые чехословацкие летчики отплыли из Мурманска в Великобританию на HMS Edinburgh. Вскоре крейсер был торпедирован, затем подвергался атакам авиации. Во время налета был ранен и вскоре умер полковник Josef Berounský, остальные летчики вернулись в Мурманск. 13 мая 1942 г. они все снова отплыли из Мурманска в Великобританию (на HMS Trinidad). 15 мая крейсер подвергся сильной атаке германской авиации, во время которой погибли оба чехословацких летчика, которые перелетели в СССР в 1939 г. (Zikmund и Návesník), а также летчики Ferák и Laštovička. Остальные чехословацкие летчики были спасены с затопленного крейсера и в следующей попытке достигли Великобритании. |
Цитата:
|
Я сам не знал. На русском языке ссылки только на это и копию отсюда в Bigler Угадать правильное написание фамилий сложно, они даны только на русском языке и с искажением. Я поискал на английском и немецком, но ничего полезного не нашел и я начал сомневаться в событии. Потом упоминание с правильными фамилиями нашлось на польском языке, далее было более просто. |
Цитата:
Кстати, тот самолет, на котором чехи перелетели в СССР был поврежден (при посадке?) и в ответ на требование Германии о возврате имущества им было предложено либо прислать своих специалистов для ремонта, либо оплатить ремонт силами советских специалистов. Больше информации нет, но, вроде бы, самолет так и не забрали в итоге. |
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
|
Везде написано, что в одиночку (если бы был экипаж, тогда были бы его последующие следы, чехов-летчиков в СССР было не очень много, здесь трудно потерять кого-либо). Это по плану перегон на 300 км, который они уже ранее выполняли. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
Jan Ferák тоже был таким ротмистром. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
И как выпустили целый корпус Андерса? |
Цитата:
Вот ведь, а?? |
Цитата:
Например, Jan Ferák даже из Протектората (оккупированной Чехословакии) в СССР легально уехал вместе с супругой еще ранее каких-либо пактов между СССР и Германией и при своем известном участии в Испанской войне на стороне противников Германии. Это более удивительно. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
Кстати, самолёт этот на выходе из атаки был сбит прямым попаданием 102-мм, так что этот удачливый экипаж погиб примерно тогда же, когда и его жертвы. |
Цитата:
Но вот насчет "не так уж важно" вы ошибаетесь. Дело в том, что перевозка золота "Эдинбургом" имела огромный смысл с точки зрения юридического и финансового сопровождения грузоперевозок "США-Британия-СССР". Не только ленд-лиза, а всех перевозок. По договорам ОПРЕДЕЛЕННАЯ часть поставок должна была быть оплачена немедленно. Причем от этой части большая часть шла встречными поставками товаров. Еще что-то - долларами и фунтами. Но небольшая доля В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ - золотом. На тот момент СССР как раз заказал товары, по ленд-лизу не предусмотренные и, плюс, задолжал оплату золотом. Попросил "поверить в долг". Американцы согласились отсрочить. А британцы, которым самим было нехорошо (в финансовом смысле) и у которых без этого золота могла встать промышленность, уперлись. И потому потопление "Эдинбурга" могло привести к существенному срыву поставок, крайне необходимых для СССР. Не на три миллиона долларов, а на куда более крупные суммы. Потому и такое значение придается... ЗЫ Но в реальности все утрясли. Поставка золота была сдублирована иными каналами, а на небольшую отсрочку с бриттами договорились США. |
Цитата:
|
Цитата:
Стоимось золота, в грубом приближении, 200 000 унций золота 35 долларов за унцию 4 доллара за фунт т.е. получаем 1 750 000 фунтов |
Цитата:
Крейсер уже есть , в него ресурсы были вложены раньше. А для того чтобы начать строить сейчас, например, самолёты- нужны другие ресурсы, и нужны они сейчас. И для закупки этих новых ресурсов миллион балансовой стоимости крейсера и миллион ликвидного золота это таки два существенно разных миллиона. Так что потопленный крейсер - это в каком-то смысле почти плановая для войны амортизация имущества. А потопленное золото это провал по ресурсам для производства нового военного имущества. |
Цитата:
Что чехи сделали реально важного, так это "Альстеруфер", последний блокад-раннер Оси, гибель которого завершила эту опупею через 3 океана. В-24 Берегового командования RAF, который нашел и поджог НУРСами и бомбами это судно 28 декабря 1943, был из чешской эскадрильи. |
* Да, и американские авианосцы выглядят сейчас так, как выглядят, во многом благодаря этническому чеху - адмирал Аполло Сучек, будучи атташе в Англии, оценил в 1952 году паровую катапульту и угловую палубу как "наиболее ценные изобретения со времени создания колеса". |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Ответ |
Форум Bigler.ru
>
День 26-04-1939: Чешские военные..
(Событие)
|
2002 - 2011 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru Кадет Биглер: cadet@bigler.ru Вебмастер: webmaster@bigler.ru |