Топал давеча с работы... Из "паровоза" вышел, задымил сам, "неспешным шагом сомалийской пехоты" (с) КБ) двигаю к выходу, турникетному павильону.
Сзади звук, как "каталка" детская, по брусчатке платформенной, смех; принимаю левее; обгоняют, семья - папа, мама, доча...
Девочка, лет пяти.
Не "каталка" была, а тросточка...
Слепая.
Но она не просто идёт - она идёт, держась за руки родителей - впрпирыжку!Радостное, счастливое детство...
Малоденег/многогемора? Недотрах/перетрах по службе/семейству? заипалофсё/заипалфсёсовсем?
И все проблемы осознаются даже не "ерундой", а "х..нёй"
Мастерство не пропьёшь.
Первый месяц на новой работе. Департамент судостроительной промышленности. Вот только беда, что я ни разу не судостроитель, поэтому многие темы загадочны и непонятны. Но это никого не волнует, особенно не волнует начальников, которые расписывают на тебя бумаги, а как ты уже будешь готовить ответ проблемы твои и только твои.
В этот день мне нужно было уйти пораньше с работы, уже не помню по какой причине, но точно помню, что причина была уважительная и начальство, в таких случаях, всегда шло на встречу, Только не в этот раз.
- У тебя «контрольник» не закрыт. Срок завтра.
-Ну завтра и закрою.
-Ни фига. Готовишь ответ, я подпишу, ставишь «на номера», отправляешь и свободен.
Спорить бесполезно, надо что-то писать, а вот что писать? Иду в кабинет или как у нас говорят, пошел к себе. А вот как раз наш ветеран с обеда вернулся, видно где-то хорошо посидел со своими друзьями старпёрами, благоухает весь.
- Федорыч!
- Чего тебе, карасина, надо от старого больного человека.
- Помоги ответ на «контрольник» подготовить.
- Что за «контрольник»? Читай.
Ему даже сейчас лениво самому читать, но очки всё равно надел, говорит, что так лучше слышит. Читаю. Вижу глаза под очками двигаются, значит воспринимает.
- Хе, помоги. Наливай!
Хорошо, что после моего дня рождения бутылка осталась. В это трудно поверить, но так бывает, остаётся. Просто мне её соседний отдел принес, когда уже все расходились, а на «посошок» еще было. Наливаю.
- Пиши. Ваше обращение от..., номер... департаментом... рассмотрено и сообщается следующее. Написал? Наливай.
И так после каждого абзаца. Письмо получилось аж на две страницы, каждый абзац отмечался очередной рюмкой и к концу бутылка была пуста. Единственно, что речь Федорыча было от рюмки к рюмке всё труднее разбирать. Когда текст был готов и выпита последняя рюмка, прежде чем вырубиться в своём кресле, Федорыч неожиданно четко произнес: «Не забудь внизу исполнителя указать, свою фамилию не перепутай». И тут же сладко засопел.
Пошел подписывать у начальника.
-Ну вот, а говорил, что не знаешь, как отвечать. Стиль правда на Фёдорыча похож. Учишься?
- Учусь помаленьку.
- Ну и молодец, свободен.
Неожиданно встретилась на просторах интернета с одной очень интересной собеседницей, и получила от неё такой вот интересный вопрос: "Есть ли любовь, когда вы в браке уже лет 20 с плюсом, и знаете друг о друге уже всё и вся? И, если есть, то какая она, эта любовь, в таких длительных отношениях?"
Какая-какая? Откуда же мне знать, какая, и есть ли она, и любовь ли это? Ну, раз так, напишу тут - народ потом сам разберётся, что там про любовь и где.
Во времена нашей с мужем нежной юности отсутствовало понятие «романти́к» в современной его интерпретации. Сердечки, смайлики, цветочки, свечи и розовые лепестки - это уже после нас люди изобрели, наверное, хотя это не точно. Так что - не приучены мы. Цветы, подарки - только по поводу. Да, было в юности как у всех - прогулки в парке, мороженое в кафе в алюминиевой креманке на ножке и т.п. А потом вдруг, неожиданно, кааак.... двадцать с хвостиком лет и пролетело как-то незаметно. А что есть сейчас, когда нам обоим нормально так за сорок? Я не знаю, так вот в двух словах и не расскажешь...
Что есть сейчас?
А сейчас есть вот, например, когда день не задался с утра. На работе форс-мажор и надо прибежать пораньше, а машина сегодня у мужа - он везет сына в другой конец города по важному вопросу, а потом сам на службу, и, скорее всего, допоздна. Ладно, есть такси, нормальное явление. Если бы вот еще не начался этот чертов косой дождь, холодный и мерзкий. И кроссовки все равно промокли, спасибо чуваку на логане, как специально целился обрызгать. Вот интересно, высохнут до вечера или нет, пока я в офисных туфлях на работе шастаю. Или домой в мокрых идти придется. Ммм-даааа...
А в офисе все орут, все на нервах - форс-мажор, он такой, сука, жесткий. Потом вот совещание на три часа, и выходить нельзя, а у тебя чертовы «эти дни» еще. И сидишь на стуле, думаешь, как же отплатит тебе твой организм за три часа неподвижности...
Потом ждешь когда все выйдут из конференц-зала, делаешь вид, что что-то там записываешь еще, а сама думаешь - успею я или нет добежать до дамской комнаты без видимых последствий ))) Какой сегодня обед, тут не до этого вообще. Сейчас еще видео-конференция будет...
Однако всякий кошмар когда-нибудь заканчивается, рабочий день подходит к концу. И виден свет в конце туннеля. Но есть еще дорога домой. В мокрых кроссовках. На крыльце офиса что-ли сдохнуть!
И тут - звонок: - Я сегодня пораньше отпросился, как ты в дождь пойдешь, да еще и со своим «недугом» (тихонько ржёт). Жди меня в офисе, я за тобой еду!
Мокрые кроссовки можно в пакет и в туфлях до машины. Ооо, домой наконец- то.
- Ух ты, у тебя тут сникерс есть! Мммням-нямммм. Люблю тебя, дорогой, проси че хош!
- Ну и девки пошли - за сникерс на всё готовы!
- О времена, о нравы! А попить нету?...
Или вот так.
- А ты куда едешь, на К-ку? Ой, а там как раз магазин с ниточками. Заедь пожалуйста, купи мне номер такой то, мулине ДМС три моточка. Мне не хватило, ну пожалуйстаа-а-а-а....
- Какие ниточки, я в другую сторону еду, там через двойную сплошную фиг заедешь в твой магазин, а разворот за 3 километра. И я по делам еду, некогда мне. Потом съездишь, в выходной, за ниточками.
И ты думаешь, ну да так то, там с этой стороны фиг заедешь, неудобно. Ну ладно, чего поделаешь, до выходных отложим вышивку - творение всех времен.
А потом вечером, заходит домой:
- Держи свои ниточки. Я хоть такие как надо купил то?
Тут я: - Ууууииии, йюухххуууу!!!
Потом долго думаешь: А я что? Ну вот что я привношу в его жизнь, что делаю для него прям такого особенного? Да ну, ничего. Готовлю еду и всё такое? Ну и что, подумаешь, прям подвиг, любая другая бы тоже готовила. Или вообще, он сам может прекрасно готовить. Какой толк от меня, интересно...
Нам, женскому полу, вообще жить легче. Пришла ты такая вся домой после трудного дня. Сумку в прихожей бросила, припала к сильному плечу, на идиотов пожаловалась, и что мир жесток и не справедлив, и слезы еще поточила. И тебя пожалели, к груди прижали, пообнимали и тебе отлегло.
А мужикам каково? И не поплачешь, и истерику не закатишь - тыжмужик!
Я что заметила - вот так ходит он, сильный человек, не плачет и истерики не закатывает - всё в себе. И настает момент, я вижу - устал. Морально, внутренне устал - взгляд как сквозь тебя, в голосе сталь позванивает. В выходной говорит: - Я в гараж поеду, надо мне починить/перебрать/расфигачить какую-то хрень. (Ну тут варианты есть: на рыбалку, охоту, с друзьями ружжо пристрелять и тд.).
А у тебя в голове: «Эммм, я думала мы в этот выходной съездим диван/кресло/пуфик выберем, как хотели. Или там ребенка надо свозить, куртку/штаны ему обновить. Или маме помочь что-то там срочное, прям ужос».
А ему говоришь: - Поезжай конечно, я всё равно на сегодня свои девочковые дела запланировала - маникюр, все дела.
И тут, самое главное, нужно не делать вот этого:
- Ну раз ты пошел, вот мусор еще захвати. Или там банки в гараж увези заодно.
И потом не нужно звонить и спрашивать: А ты где? А ты когда домой? А купишь хлеба/молока на обратном пути? Ну и вот в таком роде всего, не надо.
Потому что диван/кресло/пуфик подождут. Ребенку куртку/штаны нужно - берем ребенка и вперед. Заодно и мусор выкинем по пути. И к маме помочь сами съездим. А на обратном пути молока/хлеба купим.
Вечером возишься на кухне. Хлопнула входная дверь.
- Хто тама? - вопрошаю, не отрываясь от свеклы.
- Это я.
Ты... Вместе с тобой в прихожую пришел запах машинного масла и какие то еще запахи мужских гаражных релаксантов))) Умылся и на кухню. Уже обычный, живой и внутренне - в уголках глаз искрит улыбка.
- Что варишь?
- Борщ.
- Давай картошку почищу тебе.
- Почищено уже всё, садись давай. Пюре, котлетка и салатик?
- Даааааа!
- Компот тебе в большую чашку наливать?
- Ммням-ням-няммм... угу.
- Наелся?
- Да, спасибо. Ножи острые? А то давай поточу.
- Да я уже соседа позвала, он поточил, хе-хе.
- Дааа, и много заплатила ему?
- Да нееее... Сиськи показала, он сказал - в расчете)
- Не жена, а золотце)
Ну да, семейный наш юмор за двадцать с лишним лет тоже стал какой-то... своеобразный.
Или вот. У них там в ихней Военной Ставке какой-то проект. Даже я б сказала ПРОЕКТ. Потому что глаза горят, пар из ушей и разговоры взахлеб: «Мы там это присобачили, а оно как попрет. И потом еще добавим и бла-бла-бла там военная тайна вопще».
Дома почти не бывает - сроки жмут, да и дело захватывает, люди увлеченные. Результат уже предвкушает. Однако организм не двужильный - устает с каждым днем всё сильнее.
Что мужскому организму надо в такие периоды? Да ничего особенного в принципе, я думаю. Прийти домой, помыться, поесть, посекситься и поспать) И чтобы мозг евойный не клевали, и вопросов глупых (а ты что не заметил что тюль я новую повесила/волосы покрасила/ты мне внимания ни уделяешь ох-ох) не задавали и в ухи не жужжали.
Женские свои мимими и нюнюню можно спрятать подальше, до времен после проекта. И да, я даже люблю такие времена. Потому что можно без всяких прелюдий, снять свою пижаму и прям так к нему под одеяло, короче всё как я люблю.
В междупроектные спокойные времена, мне нравится понежиться и целоваться, и вот эти вот все нежности и мимими. Да, и так я люблю тоже)
Так и течет жизнь, как река. То сильное течение, то спокойное. То об камни приложит, а то и теплой волной погладит.
Так что есть в браке, которому исполнилось слегка за двадцать? Если ли любовь и драйв? Я не знаю, не могу сказать. По моему, в нем то же самое и есть, что было двадцать лет назад. А любовь это или нет, тут уж я не эксперт.
Неоднократно в своих правдивых байках описывал ситуации самовольства командиров различного уровня, которые ничем, кроме как придурью левого пальца задней ноги, никак объяснить не получалось.
Более подобающей аналогии этого «праздника непослушания», чем мультфильм «Маша больше не лентяйка», я не нашёл. Это когда частично нарушается причинно-следственная связь между своим «Я», боевым приказом, обстановкой и просто дуростью.
«Да, я не хозяйка своих ног и рук...» и с радостью стану жрать ложками хрен с горчицей... или как мыши, которые плакали, но грызли кактус.
Итак, в 80-х годах прошлого века получили мы, наконец, долгожданные дизельные подводные лодки проекта 877, ещё называемые «варшавянками». В плане Генерального штаба СССР после пяти лет эксплуатации эти лодки должны были быть переданы морским силам стран Варшавского договора. Б-260, Б-404, Б-405, Б-229 и прочие.
Лодки поступили в 182-ю бригаду*, которая базировалась в бухте Бечевинская. В посёлке Финвал.
* 182-я обрпл (отдельная бригада подводных лодок).
Создание там пункта базирования было идеей Главкома ВМФ адмирала Горшкова. Стратегически идея была оправдана; минус - отвратительный выход из бухты. Его постоянно приходилось чистить. Всё закончилось после сильного землетрясения в начале 90-х, после которого поднявшееся дно пролива стало невозможно углубить. Последние лодки, выводимые в Завойко, продирались буквально на брюхе.
[]
( Свернуть )
Несколько слов о подводных лодках проекта 877. Основной её особенностью было: малая шумность, значительная дальность обнаружения подводных целей гидроакустическим комплексом МГК-400 и возможность сделать предварительный анализ типа обнаруженной цели. Малая шумность была достигнута из-за отсутствия ГТЗА*, мощных насосов и помп, какие имелись на атомных лодках. Шумность лодки на 5 узлах составляла 80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м, что было меньше, чем на американских лодках типа «Стёрджен» и соизмеримо с лодками типа «Лос-Анджелес» на их 6-7-узловом ходу.
* Главный турбозубчатый агрегат.
Если «Варшавянка» зависала на двух-трёх узлах, то превосходила американские лодки в дальности обнаружения примерно на 30%.
Минус - необходимость производить зарядку аккумуляторных батарей , что демаскировало её шумом и выхлопом дизеля. Хотя, по-моему, к тому времени аппаратуры «Sniffer» для обнаружения работы дизеля у американцев уже не было.
Ну и ещё несколько слов о байке с названием «Чёрная дыра»; такого не помню. По крайней мере, до книг Покровского и фильма «72 метра» такого прозвища у лодки не было. По-моему, сами придумали, сами и гордимся.
На лодках впоследствии устанавливались 7-лопастные «сабли», не имевшие режима кавитации. До этого был 6-лопастной винт.
Вооружение составляли торпеды - до 18 штук, из них 2 со спецециальной боевой частью (ядерные).
Гидроакустический комплекс позволял обнаруживать подводные лодки типа «Лос-Анджелес» в режиме шумопеленгования до 80 кабельтовых. Иногда отмечались обнаружения в 208 кбт, но это при их ходах более 10 узлов. Это наиболее характерно во время проходов американскими лодками проливных зон Курильского рубежа. Сложность и сила течений в проливах заставляла иметь скорость хода 10 узлов и выше. Ну, мы, естественно, этим пользовались.
Генерируемый лодкой шум имеет характерные частоты модуляции, которые содержат информацию о количестве лопастей и скорости вращения гребного винта (скорость вала гребного винта).
Величина интереса к узкополосному пассивному сонару представляет собой спектральное содержание входящего звук со всех сторон, интегрированный в течение определённого промежутка времени.
Для анализа шума МГК-400 может использовать два режима работы: сигнал LOFAR, который чувствителен для прямых частотных линий и обработки сигналов(широкополосный анализ), и DEMON который имеет возможность обнаруживать линии косвенной частоты. Условное обозначение LOFAR означает Low Frequency Analysis and Recording), DEMON означает обнаружение пакета шумов (детектирование модуляции, или узкополосный анализ).
То есть комплекс имеет возможность выделения спектра наиболее шумящих составляющих в общем фоне подводной цели.
Иностранные обозначения берутся потому, что мы оперируем не нашей, а их, западной математической моделью описания шумов. Ну и величины измерений шумности у нас и у них отличаются. То есть «дюймы и сантиметры», грубо говоря.
Чтобы далее не забивать читателям голову: по сравнению с комплексами прошлого поколения это был значительный прогресс. Наряду с низкой шумностью это позволило значительно увеличить дальности обнаружения иностранных лодок.
Несколько слов о том, что делали американские лодки в Охотском море. Дело в том, что после 1985-86 годов был сделан неутешительный вывод: практически около 90% наших «стратегов»*, выходящих на боевую службу, сразу после выхода из базы становились объектами слежения. Попеременно - атомной лодкой, самолётом патрульной авиации, судном с гидроакустической разведки или системой СОСУС.
* Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (в те времена - семейство проекта 667).
Уничтожить наш «стратег» они могли бы через час после получения команды при непосредственном слежении или через несколько часов после слежения СГАР (судно гидроакустической разведки). Или БПА (базовой патрульной авиацией).
Поэтому было принято решение лодки проектов 667АУ и 667Б отправлять на боевую службу в Охотское море. РПКСН проекта 667БДР продолжали нести боевую службу в Аляскинском заливе. Естественно, Главным Оперативным управлением ВМФ было выполнено целераспределение, так как ракеты из Охотского моря не могли «достать» западное побережье США. Или стрелять из северной части Охотского моря по базам на Аляске, или из южной по Пёрл-Харбору и Окинаве.
Ну, а штатовские лодки стали частыми гостями в Охотском море; поэтому было принято решение в 1986 году создать Курило-Камчатский противолодочный рубеж и привлечь подводные лодки проекта 877, авиацию 310-го и 317-го авиационных полков.
Задача: максимально возможное время держать перекрытыми проливы Крузенштерна, Буссоль и Четвёртый Курильский. Через них лодки США могли пройти, не нарушая территориальных вод СССР (хотя я имел информацию, что иногда они проскакивали и Первым Курильским, и проливом Северина).
Начали мы составлять графики выхода на службу, поисковые скорости, цикличность поиска и зарядки батарей... Сходились на том, чтобы «шуметь» дизелями на зарядке со «внутренней» стороны островов, маскируясь шумами приливно-отливных течений, после этого выходить на 72 часа в пролив ходами 3-5 узлов. Двигаться с океанской стороны Курил преимущественно курсами 35-45 градусов, то есть в направлении на северо-восток.
Естественно, перед написанием боевых распоряжений провели занятия с командирами и гидроакустиками. Основное усилие - на скрытое слежение, то есть себя не демаскировать, не гнаться за временем слежения. Ваша задача - обнаружить, классифицировать, определить ЭДЦ*. В эфир даже СБД** не молотить - американцы уже давно научились эту посылку обнаруживать и пеленговать***.
* Элементы движения цели.
** Сверхбыстродействующая связь.
*** Вероятному противнику лучше не знать, где, как и когда его обнаруживают - до поры до времени.
То есть обнаружь и выжди пять-шесть часов; при необходимости дёрнем авиацию, она её накроет. Тем более что в проливных зонах авиационными буями работать трудно, а то и просто невозможно - во-первых, приличное волнение, а во-вторых, их быстро сносит течением.
Ну, «первый пошёл»: «варшавянка» Б-404 в феврале 1986 года. В Четвёртом Курильском проливе обнаруживает идущую в пролив подводную цель. Всё определил, шумы записал, классифицировал... ну пристройся ты за ней и убедись, что она прошмыгнула в пролив. Ни-фи-га: активной посылкой ГАС ей в лобешник - ба-бах!!! Та, естественно, в шоке, отворот на 180 градусов и отрывается. Через некоторое время, зная, что есть лодка, которая её обнаружила, она находит способ проскользнуть в другом месте.
Мало того, что «бабах», так ещё и тут же даёт по флоту оповещение об обнаружении.
Ну, мы-то тогда этого ещё не знаем. Команда в Монгохто; по ней Ту-142 летит и ставит на выходе из пролива поле буёв. «Дуля вам с маком».
По окончании боевой службы загоняем лодку в Новое Завойко и всем штабом на неё наваливаемся.
- И на фига ты её акустикой утюжил?
- Дык, подтвердить, что именно подводная цель. Шумы - это шумы, а отметка - это весчь!
- Так акустики же подтвердили в пассивном режиме. Чего тебе ещё надо, хороняка?
- Это я имитировал торпедную атаку.
- А оповещение зачем сразу давал? Просили же: выжди пару часов.
- А скрытность после моей торпедной атаки всё равно коту под хвост. И вообще: не фиг шастать возле наших островов.
Логика железная. Одно нарушение указаний служит для оправдания другого.
Ну ладно, первое обнаружение, да на большой дальности, сам такого не ожидал. Ну, немного повоспитывали командира старшие товарищи.
Далее идёт Б-405 в декабре 1986-го, уже в пролив Крузенштерна. Ну, всё согласно расчётов - зацепила иностранку лоб в лоб, когда та пошла в пролив. И дальность обнаружения большая, и сами на фоне приливов не слышны... Те же яйца, только в профиль: акустикой - шарах! Американка уваливается вправо и уходит севернее вдоль островов.
Начинается новая экзекуция:
- Зачем?!
- А мне командир Б-404 рассказывал, как они супостата шуганули.
- Ты распоряжение читал? На инструктаже был? На-Хре-На?!
- По войне я бы её торпедировал.
Ну, допустим, выстрелил бы первым; торпедировал ли - это ещё вопрос. Хотя, как считают, первым пульнул - первым попал... Но ты доживи ещё до войны, они ж тоже не идиоты и, скорее всего, после твоей посылки акустикой она крутанулась, может, буксируемую станцию выпустила, определилась... Несколько таких проколов - и амеры будут иметь статистику по «варшавам», а там и до индивидуальных шумовых портретов недалеко...
Как горохом об стол.
С одной стороны, командир - ты. Это твоё решение. Имеешь полное право получить люлей. Но мозги-то нужно хоть иногда включать...
Хорошо хоть, что доложил честно. А то ведь мог вообще сказать: слежение было скрытное.
Зато в феврале 1987-го Б-470 всё сделала, как учили. Южнее пролива Крузенштерна зацепила иностранку, исходя из чего мы сделали вывод, что контролируют они и те проливы, в которые сами не ходят из-за территориальных вод. Проливы Дианы, Рикорда, Надежды, Средний. За счёт большой скорости хода успевают проскакивать и иметь возможность обнаружить наши РПКСН, но нарываются на «варшавянки».
По войне было бы самое то. Шарахнуть торпедой хватит и десяти минут обнаружения. В мирное время - только увидел, и тут же она оторвалась.
Эпопея с Б-404 продолжалась. В октябре 1987-го командир приловил иностранную лодку, которая входила в пролив Фриза, следя за нашим РПКСН. Ох, он и оторвался!.. Настрелялся условными торпедами, извините, до усрачки. Не знаю, смог ли наш «стратег» оторваться от слежения, об этом только операторы знают. Но, думаю, что если и оторвался, то ненадолго. Шумят сильно старушки.
В очередную боевую службу - снова здорóво. В марте 1988-го, та же история. В проливе Фриза, благодаря своему классному акустику, снова обнаруживает иностранную лодку на большой дальности. И снова лупит её активной посылкой ГАС, торпедометатель, блин; американка выполняет отворот на 180 градусов, маневрирует и, естественно, за счёт большей скорости отрывается.
По приходу со службы снова пытаем командира:
- Слушай, ну они что, американцы эти, тебе в суп наплевали, что ли?
«Если вы ни в грош не ставите генерала, пожалейте хоть бабушку» (фильм «Офицеры»).
- А чего они...
- Ну ты ж своими чапаевскими выходками нам всю малину перегадил! Тебя что, командующему флотилией для опытов сдать?
- Не надо...
- Твой предшественник на этой лодке так хорошо на поисковой в октябре 1984 года отработал вместе с ТАКР «Новороссийск» и с авиацией. Неужели нельзя точно выполнять то, что тебе предписано боевым распоряжением?
Ну а дальше понеслось - Б-405 в октябре 1988-го, Б-439 в феврале и Б-404 в апреле 1989-го... и ещё, и еще.
Наши бравые командиры с упорством маньяков продолжали раздавать гидроакустические поджопники всем встретившимся на пути американским лодкам.
И тут - о, не чудо ни фига - к 1990 году скрытые обнаружения закончились. Даже попытки следить скрытно ни к чему не привели. Дальности первичных обнаружений неожиданно уравнялись. И теперь бывало, что и американцы первыми обнаруживали наши супер-пупер малошумные «варшавянки».
А когда пришло время подводить статистические данные и делать выводы, СССР плавно и неожиданно приказал долго жить...
После 1992 года задача противолодочной обороны на Курило-Камчатском рубеже была с флотилии снята, и мы потихоньку начали откат назад. Который, мне кажется, не закончился до сих пор.
Вот такая не очень весёлая история про ручки и ножки, которым надоело слушать умную голову. Это я не о себе, а о умных головах из оперативного отдела штаба Камчатской флотилии
(С)
http://samlib.ru/s/semenow_aleksandr_sergeewich333/masha.shtml