Все счастливые страны счастливы одинаково. То есть в Австралии тоже были свои стройки века. БАМ - трансконтинентальную железку Сидней-Дарвин - запустили в этом году. А Днепрогэс, как и положено Днепрогэсу, был раньше. Сразу после войны. Строительство каскада электростанций в Снежных горах.
И - по поводу юбилея этого мероприятия - снимает SBS многосерийную документальную передачу "как это было". По поводу чего меня как-то посреди рабочего дня в очередной раз хватают и волокут. Волокут довольно далеко, километров за сто, под самые Синие (Синие, а не Снежные) горы. Режиссерше-японке нужно проинтервьюировать очередного ветерана - а он оказался русским.
Приезжаем. Участок из рассказа Саймака. Называется "необъятный двор". Фруктовые деревья с белеными стволами, теряющиеся в дымке огородные площади. Теплицы. Посреди всего этого ходят цесарки и павлины. Вернее, когда ходят, а когда и бегают, потому что их гоняют совершенно буржуазного вида и патологического размера гуси. Паниковский умер бы на месте.
Хозяин всего этого рая - товарищ лет 60, крепкий как пресловутый боровик. Обхаживал режиссершу, крутил для нее "солнце" на турнике... По английски говорит грамотно, свободно, почти без акцента - и я совершенно не понимаю, зачем тут я. А потом начинается интервью - и все становится ясно.
Хозяин говорит - мол, белорус, был в партизанах, случайно прихватили в городе и отправили в Германию на работу, возвращаться не стал, приехал в Австралию в 46, в 19 лет, сразу же пошел искать работу, попал на строительство, был назначен руководителем группы подрывников...
Режиссерша: А Вы что-то кончали, или были подмастерьем?
Хозяин: Да что я кончал? Я и школу-то не кончил, война началась. Я диплом строительный уже здесь получал.
Режиссерша: (в легком недоумении) А почему вас тогда взяли в подрывники? Да еще руководителем? Ведь это тонкая работа, требующая умения и опыта.
Хозяин: Ну понимаете, я ж с под Брянска, а главный инженер участка у нас был с под Варшавы.
Немая сцена.
И дальше уже я сорок минут объясняю съемочной группе, почему главный инженер из Варшавы автоматически решил, что у паренька из-под Брянска, ушедшего в лес в конце 41, несомненно есть соответствующий опыт и умение, если речь идет о подрывных работах.
Потом они просят уже его рассказать все это по-английски. И получают уже полуторачасовую лекцию о радостях рельсовой войны и о том, каким удовольствием было в 46 взрывать неохраняемые и не возражающие объекты.
По дороге обратно, спрашиваю японку все ли ей теперь понятно.
- Да,- говорит она.- у меня дед точно так же о войне в джунглях рассказывал.
(С) Антрекот, Сумчатые баллады-2
Оценка: 1.5057 Историю рассказал(а) тов.
:
14-10-2004 17:50:32
Факты, приведенные, в книге американского историка Джеймса Лукаса "Война на Восточном фронте 1941-45" и вовсе можно публиковать под рубрикой "Хотите -- верьте..." Оказывается, безобидных на первый взгляд мышей-полевок пытались превратить в оружие, способное поражать не только людей, но и танки, сами русские! Если верить автору этой работы, еще в начале войны, когда Красной Армии пришлось очень туго, на поиск эффективной борьбы с врагом были брошены ученые, казалось бы, весьма далекие от оборонной тематики. Джеймс Лукас утверждает, что при Смоленском университете был создан центр исследований мышей, который возглавил пионер применения методов Павлова при обучении лабораторных мышей доктор биологии Игорь Валенко. Перед этим ученый работал в школе подготовки собак-подрывников, бросающихся с прикрепленными к их телу минами под вражеские танки. Но эта идея себя не оправдала. И Валенко решил создать противотанковую... мышь! Ее труднее заметить пулеметчику. Эта маленькая зверушка способна протиснуться в отверстие, диаметр которого вчетверо меньше толщины ее собственного тела. И зубки у нее, сами знаете...
А к цели этих бойцов можно легко доставить целую кошелку -- или переодетый под местного жителя разведчик в руках пронесет, или же самолетом забросить в тыл...
Первый успешный эксперимент, рассказывает Джеймс Лукас, был проведен с использованием тихоходного самолета По-2 в апреле 1942 года. В распоряжение германской танковой части ночью сбросили контейнер с мышами. Они моментально разбежались по боевым машинам, проникая в них через бойницы, открытые люки, теплые жалюзи неостывших двигателей.
Автор книги цитирует циркуляр командования вермахта, разосланный всем группам армий: "Танковые дивизии на Восточном фронте, которые разместили свою технику в укрытиях и теплых местах на длительное время, по получении приказа на выдвижение обнаружили, что только 30 процентов техники оказалось боеспособной. Электропроводку на двигателях погрызли мыши!"
В данном случае заслугу вряд ли стоит приписывать упомянутому смоленскому ученому. Давно подмечено, что во времена смуты, когда поля, огороды и хозяйственные объекты остаются без должного человеческого присмотра, в них начинает активно плодиться всякая живность. Вполне возможно, что упомянутые поврежденные немецкие танки стали жертвой обычного стихийного нашествия грызунов. А в наше время ими могут стать легковые автомобили в захламленных гаражах, особенно там, где в неплотно закрытых погребах хранятся овощи и фрукты. У одного из авторов этих строк, снимавшего несколько лет назад гараж в частном секторе, хвостатые диверсанты превратили в прах оставленную в бардачке автомобиля карту автодорог Украины. Хорошо, что, наевшись бумаги, они то ли пресытились, то ли побрезговали изоляцией электропроводки...
А тогда, во время войны, самой успешной атакой мышей автор книги называет их массовый сброс на подразделения 22-й немецкой танковой дивизии 18-19 ноября 1942 года под Сталинградом, во время советского контрнаступления.
Как утверждает Джеймс Лукас, вскоре немцы обнаружили вредителей. И вынуждены были послать на фронт что-то вроде карательных подразделений... котов, которые нанесли ощутимый удар мышиному легиону.
В ответ тот же доктор Валенко предложил вместе с мышами сбрасывать на парашютах собак, которые разгоняли бы мурлыкающих и мяукающих эсэсовцев. Но эти акции, сообщает автор, имели скромный успех. Во-первых, немцы начали посылать на фронт новые, более герметичные танки. Во-вторых, выхлопные газы и топливные испарения "тигров" и "фердинандов" были настолько сильны и токсичны, что мыши дохли раньше, чем могли успеть причинить какой-либо вред. Да и СССР к 1943 году уже имел достаточно традиционных противотанковых средств.
Так мыши получили "дембель". Тем не менее после войны, узнав от пленных немецких офицеров о таком опасном противнике, американцы и англичане во избежание диверсий создали на территории своих оккупационных зон для защиты бронетехники поставленные на армейское довольствие кошачьи команды. Пока машины и танки не стали комплектовать кабельной продукцией с изоляцией, несъедобной для грызунов.
Взято на http://facts.kiev.ua/Feb2003/2702/10.htm
Оценка: 0.1813 Историю рассказал(а) тов.
:
03-10-2004 11:36:31
Наш начальник связи, в общем-то, был неплохим командиром. Особенно по сравнению с его преемником. Однако же любил он пройтись по части часов так в пять утра и, естественно, не обделял своим вниманием дивизионный узел связи. Он не спеша входил на узел со стороны аккумуляторной и двигался от коммутатора до радиобюро, попутно вздрючивая дежурную смену за мелкие и не очень нарушения правил боевого дежурства.
Дежурный радист Мишка Ивановский расслабленно сидел в кресле и слушал кассету новой свердловской группы "Наутилус-Помпилиус". Когда НС вошел на радиобюро, Бутусов пел "Я хочу быть с тобой...", а Мишка вполголоса подпевал ему. Магнитофон на боевом посту был явным нарушением, и НС отреагировал соответственно. Магнитофон полетел на пол, Ивановский был жестоко вздрючен. Впрочем, только морально, радистов всегда не хватало, и отправить одного из них на губу означало подорвать боеготовность узла связи.
После ухода НС Мишка осмотрел магнитофон и успокоился. Треснувший в нескольких местах корпус был перемотан изоляционной лентой, после чего магнитофон снова был готов к эксплуатации.
Через двое суток, двигаясь тем же маршрутом, НС с удивлением застал Ивановского за прослушиванием той же кассеты, только в этот раз Бутусов пел "Круговую поруку". Броска на пол, как выяснилось, было недостаточно, поэтому в дело вступил офицерский сапог. Осмотрев останки магнитофона, НС посчитал свой долг исполненным, еще раз вздрючил Ивановского и удалился.
На этот раз ремонт оказался более сложным. Пришлось заменить громкоговоритель на подходящий из ЗИПа какого-то неопознанного оборудования и закрепить изоляционной лентой и проволокой развалившиеся внутренности магнитофона. В результате перестала открываться крышка кассетного отделения (ее просто выбросили) и нажиматься клавиша записи (и фиг с ней). Магнитофон снова был в рабочем состоянии.
В очередной раз оказавшись на узле, НС был обрадован песней "Казанова". На этот раз подполковник задумался. Тривиальный вариант решения проблемы - изъять магнитофон - показался малоинтересным, и с пожарного щита была снята лопата. Черенок лопаты сделал свое черное дело, в результате чего останки магнитофона Ивановскому пришлось собирать по всему помещению радиобюро. Мишку, естественно, снова вздрючили.
После завтрака весь личный состав узла с паяльниками, плоскогубцами и другим инструментом сидел вокруг того, что раньше называлось магнитофоном, и пытался спаять вместе обломки печатной платы и выпрямить рычаги. Из того же ЗИПа был извлечен новый динамик. После трех часов работы магнитофон был собран, но упорно отказывался работать. Пришлось идти на поклон к начальнику радиомастерской. Начальник, старший лейтенант Смирнов, посмотрев на принесенную груду хлама, поинтересовался:
- Под танк положили?
Мишка помялся и сказал:
- Что-то вроде. Под начальника связи.
Смирнов понимающе кивнул и взялся за работу. Через некоторое время магнитофон вполне прилично мог воспроизводить звук. Функция записи не работала, но ведь не в этом же счастье. Еще одним недостатком был чересчур авангардныий внешний вид, впрочем с этим вполне можно было мириться.
Через несколько дней НС снова входил на радиобюро под пение Бутусова: "Разденься! Выйди на улицу голой!.." Войдя на пост, он ошарашенно уставился на то, что никак не могло называться магнитофоном, но тем не менее работало. НС задумчиво посмотрел на Ивановского (на дежурстве по иронии судьбы снова был он) и, как бы советуясь, спросил:
- Может сжечь?
Мишка пожал плечами. НС так же задумчиво продолжал:
- Пожалуй, не стоит. А вдруг восстановите?
Кончилось тем, что магнитофон он конфисковал. Поговаривали о том, что в кругу друзей-офицеров за бутылкой-другой НС доставал из сейфа этот шедевр ремонтной мысли и демонстрировал собутыльникам, на что способен советский солдат.
Оценка: 1.7489 Историю рассказал(а) тов.
:
17-09-2004 17:36:21
День кончается...
Почти...
На тралец, вышедший из Тунисского дока, загружен весь боезапас, и он умиротворенно и тоже слегка устало стоит под бортом, постукивая дизель-генератором.
Можно почитать. Просто полежать и почитать одному.
Не принимая никаких решений.
Забыть, что месяц спал на шнуровых зарядах.
Как там князь Мышкин?...
А Наталья Филиповна?...
....липовна...
Строчки ползут, буквы сливаются....
Сейчас, еще одну секундочку......
Д-з-з-з-з-з...
- Тащ командир, пост связи, серийная из Главного Штаба!
Рывком, книгу - в сторону, тапки, пилотка - хорошо, что еще не разделся - ...
«...Вам...сняться...следовать...оказать помощь аварийной подводной лодке»
- Мостик - пост связи, командир. Учебная тревога. Корабль экстренно к бою и походу приготовить!
Хорошо, что мех не успел разобрать главный двигатель, с утра планово-предупредительный ремонт дали... Это хорошо...
Тральщик - пинками, пусть на якорь становится, кранцы на борт.
Локация? На высоком.
- Пошел шпиль! Внимание личного состава! Корабль следует в район Гибралтара для оказания помощи аварийной подводной лодке. Требую от всех........Командир.
- На клюзе?
- Семьдесят пять!
- Обе товьсь вперед!
Черт. Тунисских рыбаков в море полно...
- «Дон», доложить по целям!
- На пятнадцатимильной шкале наблюдаю....тридцать...восемь целей!
Мать их.
- Товарищ командир, гирокомпас не в строю!
- В чем дело?
- Планово-предупредительный ремонт, я гиросферу менять начал, вы же график утвердили...
У-у-у-у, штурмана... Правильно Петр их....
- Управление кораблем - по путевому магнитному компасу ! На РЛС «Дон», курс - ноль, на вахту заступить старшине команды радиотехнической! Данные по целям - по изменению курсовых углов!
Таких задачек ты еще не решал... ладно, как там у Конецкого: упремся-разберемся...
- Якорь встал!.... На клюзе сорок!
- Обе вперед самый малый! Механик! По готовности дать полный - доложить!
- Старпом!
- Есть !
- На левое крыло, я - на правом!
- Старшина радиотехнической команды вахту на локационной станции «Дон» принял!
- Есть. Сокращение дистанции до целей двадцать кабельтов - докладывать!
Меньше двадцати - каждую минуту.
- Машины готовы к даче полного хода!
- Обе вперед полный!
Па-а-а-плыли...
...Эти тунисские ребята рыбу ловят... Все в огоньках «Занят ловом рыбы. Не могу уступить дорогу».... Их в душу... А что ругаться, все кушать хотят...
Этих проходим... прошли...
- Цель справа, курсовой тридцать, дистанция двадцать!
- Курсовой тридцать, дистанция восемнадцать!
- Курсовой не меняется, дистанция пятнадцать!
- Право пятнадцать!
Побежала влево... кормовой гакабортный... еще немного, не будем снасти рвать... Разъехались.
- Лево пятнадцать, на прежний курс!
- Слева сорок семь, дистанция двадцать!
- Слева сорок семь, дистанция девятнадцать!
- Лево на борт!
Покатились... прошли...
- Цель слева шестьдесят пять, дистанция восемнадцать!
- Лево руля...
............................
- Цель справа тридцать два, дистанция шестнадцать!
- Дистанция четырнадцать!
- Право на борт, обе вперед средний!
..............
..............
Второй час... жарко... майку хоть выжми... хорошо - ветерок... Сколько их еще осталось... две... нет, три....
- «Дон», доложить по целям на носовых курсовых углах!
- Наблюдаю три цели. Дистанция увеличивается!
Вроде прошли... Ну, Никола Морской, хранит водоплавающих....
- Цель справа восемьдесят, курсовой не изменяется, дистанция быстро сокращается!
- Обе вперед малый....
Это уже не рыбак. Прет узлов восемнадцать. И не наш, про наш бы сообщили. Вражина. Черт его ночью разберет...
- Штурман, что с гирокомпасом?
- Собрали, вводим экстренно!
Ну вот. Вползаем в Тунисский пролив... тут поспокойнее. Хоть дорога и торная, а рыбаков нет....
- Гирокомпас в меридиане!
- Есть !
Молодец штурман, быстро управился, зря я его... Теперь нормально, теперь штатно пошли...
...Когда вот так, просто идешь - оно вроде бы даже немного скучновато... Море и море... День да ночь...Слева Африка, справа - Алжиро-прованская впадина, пути торговые в стороне...
- Товарищ командир, наблюдаю четыре цели. Цель номер один - пеленг..., дистанция..., цель номер два.....
- Штурман, элементы движения!
Вот, видимо и встретились....
- Пост связи, вызывай лодку в открытой!
- .......
- Товарищ командир, связь с лодкой установлена!
- Есть, фазу на мостик!
- Есть фаза!
- У аппарата командир, добрый день! Как обстановка, какая нужна помощь?
- У аппарата командир, меня ведут два фрегата. Они меня пишут! И еще сухогруз какой-то часа четыре рядом тащится! Отгони!
- Что пишут?
- Шумы мои пишут, портрет гидроакустический! Отгони срочно!
- Постараюсь. Находись на связи постоянно!
Отгони. Фрегаты американские. Справа и слева от лодки. А сухогруз - не сухогруз, контейнеровоз. Эти ребята запросто по восемнадцать узлов бегают, а тут ползет за лодкой... может, прикрывает лодку чужую... пес его знает... ладушки-ладушки, поиграемся... Кто там шагает правой?
- Учебная тревога! Управление кораблем с верхнего мостка!
- ........
- Корабль к бою готов! Управление с верхнего мостика!
- Рулевой! Лодку и фрегаты видишь?
- Так точно!
- Держать левому фрегату в последнюю треть корпуса! Чтоб нос точно туда смотрел! Понял?
- Понял! ....Легли на курс... градусов!
- Так держать!
Так кто там шагает правой? Мы шагаем! И теперь у этого моремана мы - цель, которой надо уступать дорогу...
- Пост связи! Передать на лодку - курс не менять!
- Есть!
...........
- Приказание передано!
Ну, так что там наш американский друг? Как у него дела? Правильно. Давай, давай, подальше от наших черных подводных лодок! Руки прочь! И гидроакустику тоже!
- Старпом! БОКА* к постановке!
- Есть!
- ................
- БОКА поставлен!
А вот вам еще подарочек. Мало мои машины грохочут славно - недаром после боевой механик все подушки амортизационные меняет, мы еще БОКА погрохочем.
Как слышно, господа заморские? Понял. Правый фрегат па-а-ашел себе по плану, правильно, все равно ты больше ни хрена не запишешь... Плыви себе...Вот именно... как цветок в проруби...
- Пост связи, передай на лодку, становлюсь в кильватер, дистанция три кабельтова, курс, скорость не менять. В случае необходимости - уходить вправо.
А мы влево двинем...
- Сигнальный! Набрать и пристопорить сигнал «Провожу учения по маневрированию, находиться вблизи ордера опасно»
_________________________________________________________
*БОКА - быстроходный охранитель корабельный акустический, предназначен для создания мощного акустического поля, с целью инициации подрыва акустических мин.
Батюшки, а что это с лодкой-то ? Морду-то обо что они себе так разворотили? Понятно теперь, почему она аварийная, и в надводном положении идет...
.......а всплыли они неудачно. Прошли Гибралтар - и всплыли, то ли просто оглядеться, то ли на сеанс связи. Только всплыли-то они в аккурат в борт теплохода «Братство», который мирно вез в Одессу откуда-то из Америки то ли муку, то ли зерно...
Экипаж теплохода такой подлости не ожидал, а поскольку дырка образовалась в борту преизрядная, нормальным порядком погрузился в шлюпки и - к берегу.
Самое смешное, что несмотря на громадную дыру, эта самая то ли мука то ли зерно разбухли и дырку закупорили... И брошенное экипажем «Братство» прибило к африканским берегам, как приз братьям арабам. Что уж с ним дальше стало...
А лодка, отделавшись развороченным легким корпусом на морде, нырнула себе... И только потом, посла доклада получила приказание «Всплыть и следовать....»....
- Лево руля. Встать в кильватер подводной лодки. Дистанция - три кабельтова. Локация - шкала - полмили, изменение дистанции докладывать немедленно!
- Есть!
Что там наш американский коллега? Ага, мне в кильватер встает. Добро ему. Не препятствовать.
- Сигнальный! Действия американского фрегата докладывать.
- Есть! Цель воздушная, прямо по курсу, курсом на корабль!
Ну, это, пожалуй, «Орион».
- Цель воздушная - патрульный самолет «Орион». Курсом - на корабль.
- Есть!
Пусть ему. Как там зам вещает: «Напрасно в бессильной злобе американский капитализм...»
Ух ты! А вот это зря братья-подводники развлекаются...
- Пост связи! Передать на лодку: Не рекомендую запускать сигнальные ракеты в лоб американским самолетам. Нарушаете советско-американское соглашение.
- Есть !
- Приказание на лодку передано.
- Есть.
Ну вот... Вроде, легче...
- Товарищ командир, американский фрегат поднял флажный сигнал по советско-американскому соглашению!
- Разобрать !
- Сигнал разобран. «Провожу полеты вертолетов, прошу не мешать моим действиям»
Твою...
- Фрегат уклоняется вправо, дистанция сокращается!
Быля-я-я... Это он на мой правый борт выходит. Я дорогу должен уступать. И вертолет, гад, выкатил! Мстит, сука, за давешнее....Т-а-а-к...
- Дистанция сокращается! Форштевень фрегата поравнялся с кормой корабля! Траверзное расстояние - тридцать метров!
До чего у америкосов рожи мерзкие... ухмыляются, сволочи... На крыле командир наверное... Ух, ё...
- Старпом! В «Справочнике по международному морскому праву», в конце - протест о нарушении МППСС есть, а?
- Так точно!
- Т-а-а-ак... Что они там. Ага. Правило тринадцать нарушают. А ну, по шестнадцатому каналу ему озвучь!
- Есть !
- И в пост связи, пусть открытым ключом на международных частотах отстучат!
- Есть !
- Рулевой! Вахтенный офицер! Предельно внимательно!
- Фрегат производит запуск вертолетного двигателя!
- Вижу!
Что старпом копается...
- Пэж - ГКП. Быть готовым дать назад самый полный!
- Есть!
- Старпом! Передал?
- По «Рейду» - передал. Отдал в пост связи.
Ну что ты за сволочь, не боишься ничего... ну, давай...
- Фрегат уваливает вправо!
Есть бог на море...
- Прямо по курсу - цель надводная!
- Опознать!
- Цель прямо по курсу - сторожевик, наш!
Ффу-у-у! Вдвоем легче.....
- Товарищ командир! СКР «Б*» вызывает на фазу.
- Давай на мостик!
Ну вот...на борту у них комбриг, он теперь над нами старший.
- Старпом, БОКА убрать!
- ............
- БОКА убран.
- ПЭЖ-ГКП. Машины - меньше двадцать оборотов.
Дистанцию можно теперь увеличить, СКР амеров быстренько прогнал, он теперь далеко, так нагличать не будет.
И когда день пролетел... Смеркается....
- Управление кораблем с ГКП!
Все. Теперь спокойно... Теперь до точки пойдем спокойно...
...............
И только потом, когда в точку пришли срочно из Города всевозможные штабы, и командующий флотом, чтобы разбираться с лодкой...
И потом, когда все решилось, и лодка ушла домой, на Север, а штабы - домой, в Город и Москву...
И еще через сутки после этого - когда шторм срывал с якоря, и надо было «штормовать»....
Только потом...
Князь Мышкин...
............Наталья Филлиповна.....
и наползающие друг на друга строчки.....
и покой...
Оценка: 1.5989 Историю рассказал(а) тов.
:
18-08-2004 09:37:58