Bigler.Ru - Армейские истории, Армейских анекдотов и приколов нет
Rambler's Top100
 

Авиация

Навеяло юбилеем (115 лет) А.Д. Швецова.

Поршневой мотор - мечта с точки зрения пилота и кошмар с точки зрения техника.
Преимущества для пилота - в первую очередь приемистость, практически любой поршневой авиадвигатель выходит с режима малого газа на взлетный за 1,5-2,5 сек, а даже лучшие современные ГТД - за 4-6 сек. Практически все поршневые моторы на самолетах оснащены тянущими винтами, создающими обдув крыла на взлетно-посадочных режимах и позволяющими сохранять приемлемую величину подъемной силы крыла при меньших собственных скоростях относительно грунта. Далее - поршневики медленнее теряют мощность с подъемом на высоту и в крайнем случае относительно просто оснащаются нагнетателями, приводными или турбинными. Именно за счет этого Ми-4 выиграли в свое время в Индии конкурс у газотурбинного S-62, да и в Афганистане (самими афганцами) использовались достаточно долго (насколько мне известно, до 1985-86 г.г.), в ВВС Судана 3 Ми-4 числились до 1993 (по данным ЗВО).
Цитата из пилота-инструктора Юрия Петрович Прокопенко:
- "Кашка"* идет вверх или вниз практически синхронно движению "шаг-газом"**. МТВ-шка*** идет быстрее, но ей надо пару секунд на раскрутку турбин. А вот полетать бы на Ми-34!.. Маленький, поршневой... Крутануть на нем петлю и бочку - и можно на пенсию!

Кошмар для техника - необходимость прогревать перед запуском от +5°С (ГТД - от -20°С), это воздушного охлаждения, а в 20-50-х годах было много авиамоторов водяного охлаждения, при этом об использовании в СССР антифризов в авиамоторах я не слышал, на Ер-2 были даже дизеля(!), вот кого греть замучаешься (в армии встречался с разогревом дизелей на морозе на наземной технике, так что представляю себе), большое количество точек обслуживания (одних свечей - по две на цилиндр, а когда цилиндров 14, 18 или как в "кукурузном початке" P&W R-4360 - 28?). А карбюраторы? А всякие кольца? В общем, с автомобилями сталкивались почти все, добавьте к этому, что авиамоторы более теплонапряженные, требуют обслуживания (в крайнем случае, как за бугром - контроля) не потому, что "что-то застучало", а через определенное количество часов, в воздухе обычно на обочину не съедешь... Топливо - бензин, что было преимуществом в советские времена (после прилета Ан-2 или Ка-26 на опрыскивание полей половина колхозного начальства ездила на дармовом авиабензине), а сейчас - недостаток (авиабензин в 2-5 раз дороже керосина).
Цитата из техника-бригадира Александра Анатольевич Новоградского:
- Сколько было моторов у В-36? Шесть? Ну пусть у американцев регламенты не через 100 часов как у нас, а через 500... Все равно, сколько человек в бригаде ТО, если только свечей на самолете надо поменять 336!.. У нас не делали 28-горшковых**** моторов? Только опытные? Хорошо, а то бы мы до сих пор с ними бы поролись... На Ми-4 мотор двухрядный, стоит задом-наперед, наперекосяк, да еще и между передними стойками шасси. Свечу поменять - полный кошмар, был спецключ на 18, которым откручивали только две свечи на моторе, с двумя шарнирами и хитро вые... то есть изогнутой ручкой. А смена двигателя... Пол-вертолета разбирали. Даже на нашей "кашке" проще, моторы практически снаружи висят, только если внутренний горшок дергать, тогда да, морока.

И все же... когда в полукилометре от нашей вышки запускается Ан-2 (с очень сильно модифицированным под руководством А.Д. Швецова "Райт Циклоном", называющимся АШ-62ИР), слушая рокот авиапоршневика, чуствуешь какое-то ностальгическое чуство приобщения к истории, звуки 70-летней давности порождают образ например, Чкалова, выруливающего на "Ишачке" к старту...

Прошу прощения за некоторое занудство, примечания для неавиаторов:
* - "Кашка" - вертолет Ка-26, оснашен двумя поршневыми двигателями М-14В26 - модификацией "пилотажных" моторов М-14П: 9 цилиндров, рабочий объем 10,15л, мощность 325 л.с.
** - "Шаг-газ" вертолетная рукоятка управления, объединяющая функции управления мощностью двигателей и общим шагом НВ.
*** - МТВ-шка - вертолет Ми-8МТВ, оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ-3-117 по 2250 л.с.
**** - "Горшок" - прозвище цилиндра поршневого двигателя в авиации, "Дергать горшок" - менять на моторе отдельный цилиндр. На Ка-26 моторы подвешены так, что их оси вращения коленвалов параллельны направлению полета, но один из цилиндров оказывается между картером мотора и центральным узлом конструкции вертолета ("центропланом", вот такй сюр в конструкции вертолета: "плана", т.е. крыла нет (лопасти НВ все же маловаты по сравнению с общими размерами вертолета), а центроплан есть!)
Оценка: 0.9167 Историю рассказал(а) тов. aviapasha : 23-01-2007 13:50:24
Обсудить (20)
, 24-08-2007 12:22:08, Олег
...2. Распредвал на звездах сделан в виде многослойного (по ...
Версия для печати
Читать лучшие истории: по среднему баллу или под Красным знаменем.
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю
Архив выпусков
Предыдущий месяцОктябрь 2025 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Предыдущий выпуск Текущий выпуск 

Категории:
Армия
Флот
Авиация
Учебка
Остальные
Военная мудрость
Вероятный противник
Свободная тема
Щит Родины
Дежурная часть
 
Реклама:
Спецназ.орг - сообщество ветеранов спецназа России!
Интернет-магазин детских товаров «Малипуся»




 
2002 - 2025 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru   
матрасы недорого магазин
Только у нас тут арки со склада