Bigler.Ru - Армейские истории, Армейских анекдотов и приколов нет
Rambler's Top100
 

Щит Родины

ЛЯПА.

Его звали Серега Ляпиченко (фамилия изменена). В очередной рейс камчатский «чебурашка» Ан-72 изверг из своего чрева худого нескладного пацана с огромной сумкой. Пацан закурил возле трапа и был немедленно послан в пешее эротическое путешествие на 30 метров от самолета, а при подъезде заправщика и дальше - до ворот ангара ТЭЧ, где он и кантовался, какое-то время, выделяясь из толпы озабоченных текучкой чукотских авиаторов своим здоровым пофигизмом к окружающему.
Выяснилось, что это новый летчик в самолетный отряд в звании аж целого мамлея, ибо окончил Серега одно из средних летных училищ гражданской авиации. Впрочем, сам Ляпа (прозвище как-то само собой образовалось и накрепко к Сереге прилипло) говорил про этот факт не «закончил», а «кончил». После чего попал «на эту конченную Чукотку». Папа его был не то сослуживцем, не то соседом по гаражу, не то однокашником командующего Авиацией ФПС (слухи разные ходили) и отправил непутевого сынка на перевоспитание в самый дальний, самый медвежий угол, какой только смог отыскать на карте страны с учетом сыновней специальности.
Насколько я помню, в тот период самолетный отряд нашей славной эскадрильи остался без начальника, а в ожидании нового назначения самолетчиками руководил мой любимый командир, майор Пасеков Георгий Георгиевич. Он по старой привычке сходу взял молодого «лийтинанта» в оборот, чтобы тот не расслаблялся после училища. Но Серега во-первых, был сачок опытный, а во-вторых, после окончания летной бурсы уже успел всласть порасслабляться и войти во вкус этого, прежде чем папа напряг его трудоустройством в Авиацию погранвойск. Но на первый раз все выглядело вполне прилично. Георгич рисовал на бумажке молодому пилоту план подготовки и сдачи зачетов на допуск к полетам, а молодой пилот с энтузиазмом кивал головой. После этого Ляпу отправили «на холостячку» (бессменный адрес д.6 кв.14, подробности процесса вживания в коллектив и сдачи зачетов см. в моем опусе «Хостяцкий дневник»), где у Сереги и случился первый запой, вызванный переоценкой своих сил при вливании в коллектив. Был выдран, высушен, выпорот перед строем, словом, «приведен в горизонт». Поскольку выпускался Серега на Ан-2, времени на освоение новой техники - Ан-26 ему выделили гораздо более, чем нам в свое время. Не то месяц, не то полтора. Серега с чувством и с толком использовал отведенный ему для учебы период. В неслужебное время он продолжал вливаться в коллектив, быстро став «своим парнем» во всех подразделениях эскадрильи, а днем спал. И то и другое он делал со вкусом и тщательно. Поскольку не являться на службу больше не получалось, рабочее время он проводил в классе предварительной подготовки в штабе эскадрильи, облюбовав себе место у батареи. В этом классе частенько устраивались различные занятия, совещания, читки приказов, летно-практические конференции и пр. военно-бюрократические мероприятия разной степени массовости. Там же обычно под наблюдением начштаба и зама по летной молодые пилоты, не занятые в полетах, писали всякие штабные портянки типа планов занятий, плановых таблиц полетов, рисовали карты и т.п. Поэтому врываться в этот класс с разлету могли себе позволить офицеры от капитана и выше. Прочие же сначала робко засовывали голову и, в случае отсутствия опасности, просачивались окончательно. Теперь же всех, входящих в класс встречало неизменное Серегино язвительное замечание с третьей парты в дальнем ряду: «Что вы там под дверью мнетесь, у вас что, нет языка постучаться?» Вообще таких «военных» фраз Ляпа знал много и обильно уснащал ими свою речь. Любимым же сочетанием слов было «спирт-ректификат гидролизный». Попробуйте произнести его неторопливо, со вкусом, с паузами после каждого слова и сделать ироническое ударение на слове «гидролизный», приподняв брови в начале этого слова и растягивая гласные буквы. Получилось? Вы только что получили представление о Ляпиной речи. Вообще Серега тонко издевался над всеми военными особенностями нашей работы и быта, благо язык был подвешен надежно и имел 6 степеней свободы, как в кардановом подвесе гирокомпаса. Правда, ввиду хлипкости телосложения ко 2-му, 3-му стакану число степеней свободы языка уменьшалось вплоть до заклинивания, но мычал Ляпа при этом тоже выразительно.
К истечению поставленного срока выяснилось, что новый пилот приобрел шикарный спектр обрывков знаний, не владея ни одним предметом в достаточной степени для сдачи зачета. Хуже всех обстояли дела с «Инструкцией экипажу самолета Ан-26», она же РЛЭ (Руководство по летной эксплуатации), но и инструкцию полетов в районе аэродрома, район полетов, метеокод, инструкцию по выживанию, летные документы Серега не знал столь же качественно. Лучше всего дело было с радиообменом, но он погоды не делал... Пришлось назначать новые сроки. Попытка приневолить Ляпу на изучение документов путем постановки в наряд в режиме «через день на ремень», чтоб он взвыл и начал рваться в небо, закончилась ничем. Никакие виды нарядов, кроме помдежа по части Сереге не давались, да и помдежем он был весьма условным, научившись только обращаться с телефонным пультом, а выдача ему оружия была категорически запрещена начальником штаба. К службе в наряде Серега относился с тем же здоровым пофигизмом, заражая им и без того борзых эскадрильских бойцов. Пугнуть его уменьшением денежного содержания тоже не получалось - никаких надбавок, коих его можно было лишить, Ляпа еще не заработал. Как говорится... упс...
Установку же должностного «вилочного» оклада на минимум он пережил легко, ему как прошлого оклада, так и нового хватало только до середины месяца. А будет границей нищеты 15-е или 16-е число, уже не суть важно. После получения зряплаты и пайка Серега щедро кейфовал, тратя деньги только на водку и пиво, а закусь брал из пайка. Первыми сжирались консервы и лук, потом приходила очередь мяса и овощей (небольшой трабл - их приходилось готовить), и к середине месяца оставались только крупы и мука. Путем недолгих тренировок Серега установил такой режим потребления материальных средств, что деньги и закусь заканчивались практически одновременно. После этого он на жалкие крохи денежных средств покупал в военторге дешевую «бич-пасту» (кабачковую икру) и всякие сухари\сушки\баранки. Тем и жил, а спиртным его худо-бедно снабжали многочисленные приятели.
Однажды (уже переселившись на другую «холостячку») Серега от скуки завел кота. Тощего, рыжего, вечно шхерящегося от внимания хозяина и его гостей по углам и нычкам квартиры. И уже через пару месяцев Серегины гости взахлеб наслаждались аттракционом, когда кот, урча от наслаждения, уплетал за обе щеки баранки и бич-пасту.
К своему положению Ляпа относился с тем же юмором, иронией и пофигизмом, что и к остальной окружающей действительности, всегда готов был поддержать компанию (не только по части выпить, но и помочь в чем-то в пределах своей некомпетентности), рассказать анекдот и вытащить из загашников пару-тройку очередных «армейских фраз». Георгич рвал на себе волосы, стращал Серегу, жаловался командованию, которое неизменно с сожалением пожимало плечами: «Ваш подчиненный - воспитывайте».
Но кривые постепенного повышения Ляпиных знаний и снижения уровня требований к нему при сдаче зачетов однажды все же сошлись, и Серега получил допуск к полетам. На короткой правацкой вывозной программе он техникой пилотирования тоже не блеснул, но включение\выключение отбора и ПОС ему доверить можно было. («Отбор» - отбор воздуха от двигателей в систему кондиционирования самолета. По старому - «наддув», ибо герметичность самолета достигается за счет того, что его непрерывно накачивают воздухом изнутри, поддерживая параметры давления и температуры воздуха, пригодные для пассажиров. ПОС - противообледенительная система самолета, состоит из нескольких подсистем: электрической, воздушно-тепловой, спиртовой и пр.) По неписаной традиции правак получал право на свою долю списываемого в полете спирта только после сдачи зачетов и завершения вывозной программы с росписью о допуске «в качестве помощника командира экипажа по минимуму командира». Надо ли говорить, что Георгич сходу его этой привилегии решил. По совокупности заслуг, так сказать.
Так и служил Серега ни шатко не валко, периодически «подлетывая», а больше слоняясь по штабу с мелкими поручениями, частенько залетая в наряд. Получил лейтенанта, пришел новый командир отряда, который не нажил себе нервного тика на вводе Ляпы в строй, и оттого относившегося к нему снисходительнее, чем Георгич.
Венцом же военной карьеры Ляпиченко стала поездка на курсы переподготовки. Как раз в ту пору генералу Николаеву, Директору ФПС приспичило привести к единому знаменателю всех офицеров погранвойск. Неважно кто ты, но знания и навыки зам начальника заставы для общего развития иметь обязан. Ходили слухи, что значительную часть новоиспеченных пограничников собираются пропустить через Таджикистан, из-за чего эта нездоровая мысль, собственно, и зародилась. В тот же период на ускоренных «пулеметных» курсах за полгода из вчерашних срочников, контрактников и прапоров пекли за полгода мамлеев, которых тут же отправляли на те же южные рубежи. В нашем гарнизоне я знал только пару случаев, когда из этих заготовок получались реальные младшие офицеры. Остальные же быстро становились позорищем погранвойск и изгонялись почти с той же скоростью, с какой курсы выпускали в войска свежеиспеченных офицеров.
Телеграмма, как водится, пришла задним числом. «Настоящим предписывается не позднее вчерашнего числа направить на курсы усовершенствования офицерского состава при в\ч ХХХХ не менее 2 человек, отобрав из числа наиболее достойных и подготовленных с целью...» Нашли только одного - Ляпу. Все остальные при деле - полеты, командировки, обслуживание авиатехники, часть в отпуске... Рейсы на Камчатку были нерегулярны и попал наш Серега на двух (или трех, не помню уже) месячные курсы спустя две с лишним недели после их начала.
А еще через недельку пришлось лететь на Камчатку уже нам. Через 10 минут после поселения в окружную гостиницу (отдельный подъезд в обычной пятиэтажке) к нам в номер ввалился голодный и какой-то побитый молью Серега.
- Ты чего не на учебе, - сходу попытался построить его Георгич
- Да ну их, идиотов, - привычно отмахнулся Серега, - мужики, пожрать есть чего?
- Заходи, заходи, - откликнулся я, игнорируя явное неудовольствие командира, - сейчас сообразим.
Правак (он же помощник командира корабля, он же старший летчик корабля) в погранавиации имел неписанную обязанность «трех Ж» - жилье, жратва, женщины, поэтому ответственным за стол был я и право приглашать к нему кого угодно прилагалось к обязанности.
- Сп-пасибо, - откликнулся Ляпа, косясь на зеленую канистру-двадцатку со следами мастичной печати на горловине.
Я быстро метнулся по магазинам, набрал хлеба, колбасы, сыра, огурцов, бич-пакетов (корейская лапша, имевшая в то время очень хорошо её характеризующее название «Досерак»). Консервы и сало были с собой. Вернувшись в гостиницу, застал там экипаж уже в полном составе (технари оставались на аэродроме на зачехление\разгрузку\заправку). Вернулся из авиаотдела округа и Георгич, узнав планы на завтра и отметив командировочные. Накрыли стол, борттехник наполнил графинчик чистым свежим шилом (а кроме бортача никто к этой канистре, кроме как для переноски, прикасаться не смел). Сели, налили, махнули по-первой «за безопасность полетов», потом по-второй «за содружество родов войск», потом, не чокаясь, по-третьей. Вдумчиво закусили. Серега, не дожидаясь, пока чайник вскипит, залил полугорячей водой бич-пакет, но дождаться его заварки тоже не смог и теперь хрустел мокрой теплой лапшой. Ослабили ремни, откинулись на спинки стульев, закурили.
- Ну, Серега, рассказывай, как ты тут, - выпустил дым в потолок радист Коля.
- А чего тут рассказывать, насобирали сброд по всему округу, - шепелявил сквозь лапшу Ляпа, - моряки, строители, летчики, техники, замполиты, тыловики, связисты - никто ничего не понимает, но сидят... конспектируют. Через день - физо. «От меня до следующего дуба бегом марш». Я обычно болею на физо. А эти бегают, учатся, вечерами чего-то зубрят, выпить..., - Серега покосился на Георгича и поправился, - ...поговорить не с кем.
- А кроме физо чего? - поинтересовался я.
- Ну-у-у, в первый день, как я прилетел, они уже вождение сдавали. На УАЗике. Площадка. Ворота там разные, змейки, парковка, эстакада. Эстакада, сволочь, кривая у них, шатается. Я на УАЗике заехал, чего-то не рассчитал и с этой эстакады вместе с УАЗиком - набок...
В комнате воцарилась мертвая тишина.
- И чо?
- Ничо... инструктор, сволочь, тяжелый оказался, еле из-под него вылез. Поотожрались на тыловых харчах. - Тут Серега запихнул в рот толстый бутерброд с колбасой и сыром. - УАЗик в ремонт куда-то уволокли, вождение отменили, инструктора этого я больше не видел.
Ляпа оживился., - А вчера сказали, что на следующей неделе начнем БТР водить.

Экипаж содрогнулся. А на следующий день мы улетели, гадая насчет дальнейшей судьбы этих курсов. И общее мнение оказалось верным - из нашей части туда больше никого не посылали, а через полгода и курсы прикрыли. Спасибо Ляпе?

На этом бы и закончить, но надо вкратце рассказать о Серегиной судьбе. Вскоре командир отряда перевелся, Георгич вновь остался ВРИО командира отряда, у Сереги началась полоса запоев. После непродолжительной борьбы по обоюдному согласию тело Ляпы было предано... увольнению в запас. Прощался он с эскадрильей долго. И улетел с той же сумкой, в той же потертой ДСке и комбезе и дырявых ботинках, что и прилетел, не нажив на Севере ни денег, ни чинов, ни славы. Ибо пофигист. Хотя... со славой я погорячился. Георгич еще долго икал при упоминании Ляпы, я вот до сих пор живо его помню. Серега приглашал в гости, писал где-то московский адрес. Серега, я помню! Как только адрес найду - обязательно загляну. Посидим, выпьем...
Оценка: 1.5733 Историю рассказал(а) тов. Steel_major : 28-02-2008 14:37:52
Обсудить (40)
27-01-2021 10:07:03, andrey310872
Сергея Рябиченко нет в живых... Умер 16 мая 2018 года. ...
Версия для печати
Читать лучшие истории: по среднему баллу или под Красным знаменем.
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю
Архив выпусков
Предыдущий месяцНоябрь 2025 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
Предыдущий выпуск Текущий выпуск 

Категории:
Армия
Флот
Авиация
Учебка
Остальные
Военная мудрость
Вероятный противник
Свободная тема
Щит Родины
Дежурная часть
 
Реклама:
Спецназ.орг - сообщество ветеранов спецназа России!
Интернет-магазин детских товаров «Малипуся»




 
2002 - 2025 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru   
Все для дачи Floraplast.ru кустодержатели по оптимальным ценам
кровать с мягким изголовьем