(до н.э.) Родился Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. (ск. 19.8.14 г.), первый римский император (с 27 г. до н. э.). Внук сестры Юлия Цезаря до 44 г. до н.э. звался Гай Октавий. После смерти Цезаря, усыновившего будущего императора в своем завещании, стал носить имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. В последовавший период гражданских войн Октавиан, умело заключая и разрывая союзы, сумел расправиться со всеми конкурентами и сосредоточить власть в своих руках. В 27 г. до н.э. он сложил с себя чрезвычайные полномочия и объявил о восстановлении республики, но подготовленый им сенат "уговорил" Октавиана принять титул принцепса (первого гражданина, императора) и имя Август (т. е. "божественный, возвеличенный богами"). В последующие годы Август получил также пожизненные полномочия народного трибуна и консула. В результате император получил все властные полномочия для проведения внутренней и внешней политики, а римская республика начала превращаться в монархическое государство.
(4 октября н.ст.) Родился Иван Семёнович Дорохов, герой Отечественной войны, генерал-лейтенант. Окончил Инженерный кадетский корпус, участник русско-турецкой войны 1787-91 гг. и русско-французской войны 1806-07 гг. С 1795 г. в кавалерии, с 1803 г. шеф Изюмского гусарского полка. В 1812 г. командовал арьергардом 2-й армии. При Бородине руководил кавалерийской атакой, задержавшей продвижение французов у Семеновского. Командовал партизанским отрядом, известил Кутузова об отходе Наполеона из Москвы. Умер 25 апреля (7 мая) 1815 г. от раны, полученной в 1812 г., похоронен в освобожденной им Верее.
(4 октября н.ст.) Родился Алексей Андреевич Аракчеев (у. 21 апреля [3 мая] 1834 г.), генерал от артиллерии. При Павле насаждал в армии прусские порядки, палочную дисциплину, но при этом дал русскому солдату шинель вместо плаща, провел большую работу по улучшению артиллерии. Дважды увольнялся Павлом I в отставку. С 1803 г. - инспектор артиллерии, в 1808-10 гг. военный министр, организатор военных поселений. Его ненавидело большинство современников.
Родился Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс (ск. 1.02.1957 г.) германский генерал-фельдмаршал. Командующий 6-й армией, окруженной в Сталинграде, был взят в плен вместе со своим штабом. Находясь в советском плену, Паулюс в 1944 г. вступил в антинацистский Союз немецких офицеров, а затем в Национальный комитет "Свободная Германия", который проводил антигитлеровскую агитацию и пропаганду как среди военнопленных, так и на фронте, призывая соотечественников повернуть оружие против Гитлера. В результате в Германии была арестована семья Паулюса. На Нюрнбергском процессе Паулюс выступал в качестве свидетеля со стороны советского обвинения, однако до 1953 г. он находился в плену. После освобождения поселился в Вост. Германии, в Дрездене, где работал инспектором народной полиции.
Родился Рудольф Иванович Абель, советский разведчик, подполковник госбезопасности. В 1917 году добровольно поступил на Балтийский флот, участвовал в Гражданской войне. Член РКП(б) с 1918 года. После Гражданской войны закончил курсы радистов, служил на Дальнем Востоке. В конце 1920х годов перешел на службу во внешнюю разведку. Во время Великой Отечественной войны Р.И. Абель занимался подготовкой диверсантов, сам также выполнял задания на фронте и в тылу врага. В 1946 году вышел в отставку, жил в Москве. Скончался 17 декабря 1955 года. В 1957 году советский разведчик-нелегал Вильям Генрихович Фишер, арестованный в США, назвался именем своего друга и сослуживца. Фишер был приговорён к 32 годам заключения, но в 1962 году обменян на американского летчика-разведчика Фрэнсиса Пауэрса. С тех пор Вильям Фишер стал более известен не под своим именем, а как "Рудольф Абель".
Родился Игорь Сергеевич Селезнёв - российский конструктор ракетного оружия, Генеральный конструктор МКБ "Радуга", д.т.н. Выпускник МАИ. Участник и руководитель разработки множества противокорабельных и противолодочных ракет, в том числе противокорабельных ракет П-15 "Термит", "Москит", противолодочных комплексов "Метель", "Раструб" и многих других. Герой Социалистического Труда (1983 г.), лауреат Государственной премии СССР (1979 г.), награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Знак Почёта, Заслуженный конструктор России.
День рожденья автомобиля, который сегодня весь мир знает как JEEP - Джип. Самый известный вездеход Второй мировой войны, впоследствии ставший родоначальником нового автомобильного племени, получил путевку в жизнь 23 сентября 1940 г. Но не ищите эту дату в календаре памятных событий и юбилеев. Ведь летописцы современной марки Jeep считают прародителем всех внедорожников Willys Quad, тогда как имя настоящего пионера - Bantam BRC - почти неизвестно широкой публике. Думаю, данное событие напрямую связано с армией.
В результате налёта немецкой авиации на базу ВМФ СССР в Кронштадте был тяжело поврежден (фактически полузатоплен) линкор "Марат" (бывший "Петропавловск". Погибли около 300 моряков (включая командира корабля). В дальнейшем использовался как батарея для обороны осажденного Ленинграда.
Вошла в строй кабельная линия электропередачи Волховской ГЭС, обеспечившая энергией осаждённый Ленинград.
Строители, подвергавшиеся постоянным обстрелам, сумели протянуть 104 км трассы через лесистые и болотистые местности, а также проложить около 23 км кабеля по дну Ладожского озера, что было особенно трудной задачей.
Прокладка первой линии кабеля велась в ускоренном темпе и была закончена за 45 дней, вместо предполагаемых 60.
В октябре водолазы проложили по дну озера еще четыре свинцовых нити кабеля общей длиной 96 км. К 1 ноября все работы были закончены.
Экипаж пскр "Бриллиант" (командир - ст. л-т М. Махоньков), находясь в составе боевого охранения каравана транспортов, прикрыл корпусом флагман каравана и принял на себя удар торпеды, выпущенный подводной лодкой противника. "Бриллиант" затонул... Координаты места его гибели объявлены координатами боевой славы.
На полигоне в Белом море с подводной лодки проекта П-611 из надводного положения впервые осуществлен пуск крылатой ракеты П-10, разработанной в ОКБ Г.М. Бериева, на дальность 240 км. 22 ноября там же с подводной лодки проекта П-613 осуществлен первый пуск крылатой ракеты П-5, разработанной в ОКБ-52 В.Н. Челомея, на дальность 500 км. В 1959 г. комплекс П-5 принят на вооружение ВМФ. www.mil.ru
В Северодвинске на воду спущена первая подводная лодка 941-го проекта - знаменитая "Акула" - самая большая подводная лодка в мире (водоизмещение 48 тыс. тонн). Всего по проекту было построено 6 тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). "Акулы" планировались как ответ на строительство США ПЛАРБ "Огайо", а их гигантский размер (лодку еще называли "9-этажкой") обусловлен габаритами МБР Р-39, которыми и планировалось вооружить лодку. Сегодня из 6-ти "Акул" в строю только одна - та самая, которую первой спустили на воду в сентябре 1980 г. - ТК-208 "Дмитрий Донской". На ней сейчас испытывают несчастную "Булаву". 3 "Акулы" уже утилизированы, еще 2 ждут своей очереди. Sic transit gloria mundi...
На американском ядерном полигоне в штате Невада было проведено последнее ядерное испытание (всего в США было осуществлено 1032 экспериментальных взрыва). 1 октября 1992 г. был объявлен мораторий на все ядерные испытания (неоднократно продлевался, действует и в наши дни). Сейчас в США практикуются допороговые, или т.н. субкритические ядерные испытания, в ходе которых не происходит непосредственного взрыва.
Вот представьте себе, что вам надо растворный узел для большой теплицы уместить в размеры 20-футового контейнера. Узел --- два здоровенных бака из нержавейки со специальным пластиковым покрытием, приводы мешалок, насосы, фильтры, и чортова прорва соединяющих это добро пластиковых труб. Ещё рама, электрошкаф, подмостья и т.п. В принципе, если из внутреннего объёма контейнера вычесть объём всех деталей, то воздуха остаётся довольно много. Но есть куча ограничений. Например, трубы не могут идти как угодно --- соединения только под 90 градусов, редко под 45. Например, фитинги на трубах не должны быть слишком близко друг к другу. Некоторые трубы должны идти под строго заданным углом к горизонту (канализационная, как простейший пример), а у некоторых должна быть соблюдена гибкость в каких-то плоскостях. Некоторые детали должны сниматься для ремонтов, не требуя для этого разборки всего вокруг (да сваренные раз навсегда трубы и не разберёшь). Возможные брызги из прокладок насоса не должны прилететь в электрощит. До каждого крана должно быть более-менее удобно дотянуться руками, и нельзя, как в паровозной кабине, кран вкорячить туда, где труба, а от крана протянуть длинную палочку-крутилку туда, где машинист. И ещё много разных ограничений и запретов.
И вот я сижу и конструирую эту беду. День. Два. Неделю. Вторую неделю. А для удобства воображаю, что этот узел стоит прямо в комнате, и примеряю на себя, как я его буду собирать и как буду крутить краны, просовывая руки туды и сюды. Я написал хитрый САПР для таких работ: достаточно расставить в пространстве агрегаты и фитинги, а он сам дорисует все трубы. С этим САПРом создание всех версий чертежей занимает от силы пару часов из 40--60--80 часов разработки, 9/10 времени я сижу и смотрю в пустой угол комнаты --- пустой для всех остальных, а у меня там самая сложная часть узла (остальное воображаемое выпирает в реальный коридор). Иногда подхожу и что-то кручу в этой пустоте, невидимое для других, так клоуны показывают, что стекло несут.
Напротив через коридор, дверь в дверь, кабинет шефа. Шеф такое конструировал ещё когда я в школу ходил. Сегодня он проверяет весь комплекс в сборе, воображая сразу и здания, и томаты, и людей, и трубы, и лампы, и ещё бог весть что. С его опытом ему не надо ходить и крутить, он сидит с утра и до обеда неподвижно, смотрит то в пол, то невидящим взглядом в бесконечность и только курит сигарету за сигаретой. Если б не всегда открытые двери и сквозняк, он бы угорел от дыма, наверное. Так выглядит "вьетнамский синдром", если доктора не врут.
Шеф зовёт на обед, заодно и поговорить. Я иду к одёжному шкафу не по прямой, а огибая узел, и выйдя в коридор, стою и туплю: к лестнице не пройти, поперёк прохода стоят баки с растворами. Потом меня отпускает, и я иду сквозь баки.
Шеф выходит из своего кабинета, аккуратно переступая через невидимые корпуса теплиц.
(с)
https://iv-an-ru.livejournal.com/59329.html