По обвинению в ереси и вероотступничестве был казнен через повешение маршал Франции Жиль де Монморанси-Лаваль барон де Ре, прославленный герой Столетней войны и ближайший соратник Жанны д'Арк.
Жиль де Ре считается прототипом герцога Синяя Борода
Родился Хельмут Карл Бернхард Мольтке Старший, германский военный теоретик, начальник прусского, затем германского имперского Генштаба. В энциклопедиях пишут, что он генерал-фельдмаршал, но почему-то при этом не упоминают, что русской армии. Этой чести фон Мольтке был удостоен императором Александром II за разгром Франции в войну 1870-71 гг. Тогда же он был награжден орденом св. Георгия 2-й степени.
(7 ноября н.ст.) Родился Нестор Иванович Махно (ск. 6 или 25 июля 1934 г.), полководец и вождь крестьянской войны на Украине. С 1906 г. - анархист-боевик, в 1910-17 гг. отбывал срок в Бутырской тюрьме, где занимался самообразованием. С весны 1917 г. руководил самоуправлением и экспроприацией земли в Гуляй-Поле. С 1918 г. - командовал повстанческими отрядами и армией (до 80 тыс. чел.), в 1919 г. нанес сокрушительное поражение Добрармии под Уманью. После форсирования Сиваша армия Махно была изолирована и уничтожена красными в Крыму. В 1921 г. с небольшим отрядом пробился в Румынию. Работал в европейском анархическом движении, в 1934 г. организовал антифашистскую демонстрацию в Париже, с которой начался Народный Фронт. (Умер от туберкулеза - КБ). Похоронен на Пер-Лашез. Кавалер орена "Красного Знамени" РСФСР за № 6 (подтверждающих награждение документов нет - КБ). Автор нескольких книг воспоминаний.
(7 ноября н.ст.) Родился Дмитрий Андреевич Фурманов (ск. 15.3.1926 г. от менингита), писатель. В августе 1912 г. поступил в Московский университет на филологический факультет, который окончил в 1915 г., но экзаменов не сдавал. Принял участие в Первой мировой войне в качестве брата милосердия Российского общества Красного Креста. Последовательно состоял в организациях эсеров-максималистов и анархистов. Летом 1918 г. вступил в РКП(б). В составе Иваново-Вознесенского полка убыл на Гражданскую войну. В дальнейшем - комиссар в 25-й стрелковой дивизии Чапаева, начальник политического управления Туркестанского фронта, уполномоченный Реввоенсовета в Семиречье, комиссар десантного отряда Е.И. Ковтюха на Кубани, начальник политического управления IX-й Кубанской армии. При ликвидации Улагаевского десанта был сильно контужен. В 1924 г. получил высшее образование. В 1924-25 гг. - секретарь Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП). Наибольшую известность из литературного наследия Фурманова получил роман "Чапаев".
(7 ноября н.ст.) Родился авиаконструктор и историк авиации Вадим Борисович Шавров (ск. 23 декабря 1976 г.), автор фундаментальной "Истории конструкций самолетов в СССР". Строил летающие лодки, самая известная - Ш-2, "Шаврушка", первая советская серийная летающая лодка.
Через 6 дней после гибели в Севастополе линкора "Императрица Мария", на другом краю Империи произошла аналогичная, но еще более страшная катастрофа. В архангельском порту Бакарица во время разгрузки взлетел на воздух транспортный пароход "Барон Дризен". Он привез из США 2300 тонн взрывчатки и артиллерийских снарядов, а также 200 тонн ядовитых газов в баллонах. От "Барона Дризена" практически ничего не осталось. Большое судно водоизмещением 7 тыс т и длиной 135 м - флагман Северного торгового пароходства - буквально разлетелось вдребезги. Кроме него был разрушен и впоследствии затонул стоявший в акватории порта английский пароход "Эрл оф Фарфор", на котором погибло 27 моряков (России пришлось выплачивать его стоимость и компенсации семьям погибших), буксир "Рекорд", почтовая баржа и 100-тонный плавучий кран. Еще два плавкрана и более 40 различных судов получили повреждения разной степени тяжести. В самом порту взрывной волной смело 27 бревенчатых складских пакгаузов, кирпичные здания электростанции и и пожарного депо, а также 5 других построек. Убытки только от потери хранившихся в пакгаузах импортных военных грузов оценивались в 80 млн руб золотом. В порту было обнаружено 607 трупов и множество фрагментов тел. Еще 539 работников порта и 312 военнослужащих числились пропавшими без вести. Таким образом, общее количество жертв составляло 1458 чел, что делает бакарицкий взрыв одной из крупнейших катастроф в российском флоте. Как и в случае с "Императрицей Марией", следствие, длившееся более года, так и не смогло установить причину трагедии.
Совет Труда и Обороны утвердил первую программу военного судостроения на 1926-32 гг., по которой предусматривалось построить 12 ПЛ, 18 сторожевых кораблей и 36 торпедных катеров, а также достроить и восстановить линкор, 2 крейсера и 4 эсминца.
В "Правде" опубликовано "Открытое письмо Максиму Горькому" С. Буденного с резкой критикой "Конармии" И. Бабеля. Не найдя в "Конармии" описания легендарных сражений, героических подвигов буденновцев, прославленный командарм упрекал автора в мещанско-обывательской точке зрения, обвинял его в написании карикатуры. На следующий день был опубликован ответ Горького, который поддержал Бабеля: "Такого красочного и живого изображения единичных бойцов, которое давало бы мне ясное представление о психике всего коллектива, всей массы Конармии и помогло бы мне понять силу, которая позволила ей совершить исторический, изумительный ее поход, - я не знаю в русской литературе".
Позднее в спор включился еще один бывший участник Конармии - писатель Вс. Вишневский, пославший Горькому свою пьесу "Первая Конная": "Не то, не то дал Бабель! Многого не увидел. Дал лишь кусочек: Конармия, измученная в боях на польском фронте. Да и то не всю ее, а осколки". Ответ Горького был прост: "Такие вещи, как ваша "Первая Конная" и "Конармия", нельзя критиковать с высоты коня".
В ходе морского сражения у о-вов Санта-Круз американский линкор "Саут Дакота" (командир - кэптен Гэтч), находясь в составе оперативного соединения TF-16 (контр-адмирал Кинкейд), отражал атаки японских самолетов. К середине 1943 г. появились сведения о том, что в ходе этого боя корабль сбил 26 самолетов врага, что ни до, ни после никому не удавалось, и что по сей день является рекордом эффективности для зенитных огневых средств надводного корабля любого класса. Однако сам Гэтч в своем докладе о бое не указал вообще никакого количества сбитых. Единственным достоверно пораженным зенитками корабля самолетом является торпедоносец B5N2 мл.л-та Накакура Судзуки с авианосца "Дзуйкаку", который пытался таранить сам линкор. Вообще в этом сражении зенитным огнем всех кораблей TF-16 было сбито всего 13 вражеских самолетов, бОльшая часть - авианосцем "Энтерпрайз". Таким образом, "рекорд" "Саут Дакоты" можно реально оценить в 2-3 сбитых машины и столько же поврежденных.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» присвоено звание Героя Советского Союза гвардии лейтенанту Константину Иосифовичу Недорубову.
На момент награждения командиру эскадрона Недорубову было 54 года, и он стал первым Героем Советского Союза – полным кавалером Георгиевского креста. В послужном списке донского казака – участие в Первой Мировой войне (подхорунжий, Полный Георгиевский бант и 2 Георгиевские медали), Гражданской войне (сначала на стороне белых, потом – на стороне красных, и награда – красные революционные шаровары) и в Великой Отечественной войне (с октября 1941 г. до тяжелой контузии в декабре 1943 г., участие в Параде Победы 1945 г., звание Героя Советского Союза и орден Красного Знамени).
Отправлен в отставку с поста министра обороны Георгий Жуков. В числе обвинений - развал партийной работы, подготовка военного переворота, бонапартизм и пр.
Во время налета авиационной группы ВМФ США на электростанцию в центре Ханоя, расчетом ЗРК С-75 был сбит штурмовик A-4 Skyhawk. Данное событие так и осталось бы рядовым во Вьетнамской войне, если бы не его пилот - Джон Сидни Маккейн III, сын и внук двух адмиралов, будущий конгрессмен, сенатор и кандидат в президенты США.
Советские парашютистки установили два мировых рекорда - одиночный прыжок с высоты 15760 м (Э. Фомичева) и свободное падение до высоты 960 м и групповой прыжок с высоты 14846 м - свободное падение до высоты 631 м. 27 октября того же года был установлен еще один женский мировой рекорд - парашютистка покинула борт на высоте 14974 м (Н. Пронюшкина) и пролетела до высоты 574 м. ЛА - Ил-76. Командиром экипажа в этих полетах был А.М. Тюрюмин. Насколько мне известно, данный рекорд до сих пор не побит.
История, услышанная в чебуречной "Дружба" на Сухаревке - одном из последних осколков советского общепита в Москве...
Недавно зашел в чебуречную "Дружба" перекусить и вспомнить былое, т.к. посещаю данное заведение уже лет 40. За одним из столиков стояла компания мужиков ранее пенсионного возраста и внимательно слушала рассказ небритого мужика в поношенном камуфляже.
"Всю жизнь посвятил армии, но выше старшего прапорщика не поднялся. Наша часть занималась сопровождением и охраной грузов. Сперва по всему СССР ездили, потом только по России. Грузы разные были. И техника, и тушенка, и... Ну это не важно. Уже перед увольнением послали меня старшим группы в Саратов. Надо было принять пять контейнеров, уже загруженных, опломбированных и установленных на машины. Водители и машины гражданские. Место назначения... Ну это неважно. Приняли все честь по чести, проверили пломбы, расписался в куче накладных, провёл инструктаж личного состава, расчехлили оружие, расселись по машинам и вечером тронулись. Пять машин. Хорошо пошли! Дорога свободная, погода хорошая, ночь звёздная. Периодически по рации доклады бойцов принимаю, что все в порядке. Вдруг часа через 3-4 мотор странно зашипел и заглох. И свет в кабине погас. Вызываю по рации бойцов - молчат. Приказал водителю заблокировать двери, пээмку из кобуры достал и вылез из кабины. Хорошо, что ночь звёздная, ясная. Смотрю, все машины целые стоят. Прошёл вдоль них, бойцы и водители на местах. Проверил пломбы, посветив зажигалкой - целые... Пошел к своей машине, залез в кабину. Тут мой водитель, мужик в годах, хлопнул себя по лбу и говорит: "Щас все поправим!" Достал бутылку водки, стаканчик и вылез из кабины. Налил стакан, постоял молча и на дорогу вылил. Перекрестился и в кабину залез. И мотор завелся без проблем! Прям как новенький! И радио заиграло. Я рацию включил - работает. Доклады бойцов выслушал, что все в порядке, машины готовы к движению. А водитель мой три раза просигналил, остальные тоже повторили. Спрашиваю, что за обряд такой? Оказывается, на Ново-Астраханском шоссе есть мемориал водителям воинам, погибшим во время войны. И все грузовики, проезжающие мимо, должны почтить их память, трижды просигналив. Иначе души павших могут обидеться и не будет удачи в дороге... Ну а водкой он как бы извинился перед павшими за забывчивость. Раз такое дело, разрядил я пээмку и трижды в небо, в холостую щелкнул. Залез в кабину и поехали дальше уже без ЧП. Через день были на месте, сдали груз и отправились в часть. Особист потом меня и бойцов долго расспрашивал, все хотел диверсию отыскать. Но доказать ничего не смог... А меня вскорости на пенсию и выперли, благо, календарей с боевыми даже с избытком. Ну, братцы, ваше здоровье!" Выпил, закусил остывшим чебуреком... В помещении чебуречной стояла тишина... Рассказчик еще налил из чекушки и произнёс "За водил! Живым ни гвоздя, ни жезла, а павшим вечная память! "