Выпуск N 262930.11.2630-26.03.2012
Военно-исторический календарь |
19-03-1611
|
(29 марта н.ст.) Произошла первая, неудачная попытка освобождения российской столицы от польско-литовских интервентов. Чтобы отразить натиск восставших москвичей и пришедшего к ним на помощь из Рязани первого народного ополчения Прокопия Ляпунова, засевшие в Кремле и Китай-городе "ляхи" подожгли городские посады. Пламя, раздуваемое ветром, за два дня полностью уничтожило деревянную застройку Белого и Земляного города, частично - Замоскворечья. В огне погибли до семи тысяч повстанцев, ополченцев и простых горожан. Потери поляков и литовцев остались неизвестными. До капитуляции "братьев-славян" перед вторым, нижегородским ополчением Минина и Пожарского оставалось еще долгих полтора года. |
Поделиться:
|
|
solist
|
19-03-1697
|
Началось "Великое посольство" Петра I в Западную Европу. Великими послами выступали Ф. Лефорт, Ф. Головин, П. Возницын, а Пётр I был членом делегации инкогнито под именем Преображенского полка урядника Петра Михайлова. Это длившееся почти полтора года посольство стало первым визитом русского царя в Европу. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
19-03-1809
|
Русско-шведская война: Яков Петрович Кульнев с кавалерийским отрядом (в котором состоял и Денис Давыдов) совершил переход по льду через Ботнический залив с Аландских островов и занял г. Грислехамн в 80 км. от Стокгольма. |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
19-03-1814
|
Взятие Парижа русскими войсками и союзниками - завершающее сражение Наполеоновской кампании 1814 г., после которого император Наполеон отрекся от трона. 30 марта 1814 г. союзные армии фельдмаршалов Блюхера и Шварценберга (главным образом, русские корпуса) атаковали и после ожесточённых боёв захватили подступы к Парижу. Столица Франции капитулировала на следующий день, прежде чем Наполеон успел перебросить войска для её спасения. Сражение за Париж стало в кампании 1814 г. одним из самых кровопролитных для союзников, потерявших за один день боёв более 8 тыс. солдат (из них более 6 тыс. русских), но в результате окончило эпоху Наполеоновских войн. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
19-03-1849
|
Родился Альфред фон Тирпиц (у. 1930 г.), германский гросс-адмирал. На флоте с 1865 г., занимал должности начштаба Балтийского флота, начштаба главного командования ВМФ, морского министра. В 1896-97 гг. - инициатор захвата китайского порта Циндао и создания там германской военно-морской базы Во время 1-й мировой войны выступал за неограниченную подводную войну. |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
19-03-1898
|
Родился Михаил Михайлович Царевский (ск. 29.07.1963 г.), генерал-майор инженерно-технической службы, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, строитель Горьковского автозавода, Мончегорского медно-никелеевого комбината и города Мончегорска, Челябинска-40, Красноярска-26, Томска-7, Дубны, Протвино и множества других. Человек, пользовавшийся беспрекословным авторитетом и в Кремле и в лагерных зонах (большинство его рабочих).
Работать! |
Поделиться:
|
|
Logo-d
|
19-03-1904
|
(1 апреля н.ст.) Родился Николай Эрастович Берзарин, генерал-полковник (1945 г.), Герой Советского Союза (1945 г.). В Красной Армии с 1918 г. Первый комендант взятого советскими войсками Берлина. Погиб 16.06.1945 г., не справившись с управлением трофейным мотоциклом. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
19-03-1906
|
День моряка-подводника.
По императорскому указу в официальную классификацию кораблей и судов Российского Императорского флота внесен новый класс боевых кораблей - подводные лодки (до этого они числились миноносцами), а в Либаве учрежден первый класс подводного плавания. В 1996 г. приказом Главкома ВМФ 19 марта было объявлено профессиональным праздником - Днем моряка-подводника. |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
19-03-1906
|
(1 апреля н.ст.) Родился Александр Сергеевич Яковлев, советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер, дважды Герой Социалистического Труда, академик АН СССР, десятикратный (!) кавалер ордена Ленина, референт Сталина по вопросам авиации, С 11 января 1940 г. по 1946 г. одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике. С 1956 г. по 1984 г. - Генеральный конструктор. Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. За 70 лет построено 70 тыс. самолётов "Як". Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 тыс. самолётов "Як". На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда. Умер 22.08.1989 г. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
19-03-1922
|
В Москве на Шаболовке вступила в эксплуатацию сетчатая радиобашня (проект Владимира Григорьевича Шухова), с которой в 30-е годы начались экспериментальные передачи первых программ советского телевидения. Ныне Шуховская башня памятник промышленной архитектуры и инженерной мысли. Уникальная по конструкции постройка считается шедевром русского архитектурного авангарда и объектом всемирного наследия.
Начала работу Шуховская башня в 1927 г. с 40-киловаттным радиовещательным передатчиком, созданным Нижегородской радиолабораторией. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
19-03-1945
|
На закате 19 марта 1945 г. американский тяжёлый авианосец "Франклин", прозванный "Большой Бен", находился у берегов Японии, всего в 50 милях — ближе за время войны не приближался ни один американский авианосец. Самолёты соединения, в которое он входил, наносили удары по территории островов, параллельно отбивая контратаки японской авиации. Ничего не предвещало беды, когда вывалившийся из облаков одинокий японский самолёт сбросил две бомбы, угодившие в палубу корабля. Позднее было сочтено, что это были 250-кг бронебойные бомбы, которые, вероятнее всего, нёс пикировщик В7А «Рюсей». Первая из бомб пробила полётную палубу, взорвавшись на ангарной. Пожар охватил заправленные горючим самолёты, стоявшие с подвешенными бомбами и ракетами. Вскоре корабль, накренившийся на 11–13 градусов, застыл без хода — из-за дыма пришлось эвакуировать машинную команду. Позже было приказано эвакуировать весь остальной экипаж, но корабль продолжал сохранять запас остойчивости и плавучести, и командир "Франклина" отказался от эвакуации. Взрывы продолжались три часа, а потушить пожары удалось только через сутки. В итоге корабль удалось отстоять и довести на буксире до Пёрл-Харбора, но цена была огромна. Погибло, по разным данным, от 724 до 832 человек экипажа, ещё 265 были ранены. В строй до конца войны "Франклин" уже не вернулся. |
Поделиться:
|
|
tor13
|
19-03-1947
|
Используя превосходство в численности (4,3 млн. солдат против 1,2 млн. в НОАК) и вооружении, войска Гоминьдана захватили столицу Особого района Китая - Яньань, где до этого находился ЦК КПК. |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
19-03-1956
|
Родился Егор Тимурович Гайдар (ск. 16 декабря 2009 г.), российский государственный и политический деятель, экономист. Один из идеологов и руководителей экономических реформ начала 1990-х в России. В 1991-1994 гг. занимал высокие посты в правительстве России (в том числе в течение 6 месяцев был и. о. председателя правительства). Депутат Госдумы первого (1993-1995 гг.) и третьего (1999-2003 гг.) созывов. Основатель и один из руководителей партий "Демократический выбор России" и "Союз правых сил". Директор Института экономики переходного периода (ИЭПП). |
Поделиться:
|
|
Рядовой необученый
|
19-03-1969
|
Остров Ангилья, входивший в Вест-Индскую федерацию, имевшую статус "асоциированного с Великобританией государства" провозгласил себя независимой республикой в феврале 1969 г. 19 марта на остров высадился британский десант и все вернулось на круги своя. |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
|
|
 |
Флот |
 |
Как штурман Сердюк подводную лодку догонял
В конце восьмидесятых, холодным зимним утром уходила из города Северодвинска после капитального ремонта подводная лодка. Накануне вечером, несмотря на приказ командира не сходить с корабля, штурман Сердюк проскользнул на находившуюся в пятидесяти метрах от пирса плавказарму. Он считал своим долгом проститься по-людски с бригадой рабочих, ставших за полтора года ремонта практически братьями. Спирта в те годы на заводе хватало, поэтому прощание несколько затянулось, и для штурмана закончилось на одной из коек, стоявших недалеко от стола. А в это время обстоятельства сложились так, что лодка, на которой служил Сердюк, вышла в море раньше намеченного срока.
Очнувшись утром от дребезга будильника, поставленного для верности в металлический таз, ничего не подозревающий штурман выскочил на улицу. Глотая морозный воздух, он потрусил к пирсу. Дорожка была проторенная, поэтому Сердюк с зажмуренными глазами досматривал на ходу радужные сны. Глаза широко открылись и в них можно было прочитать нескончаемый ужас, когда он обнаружил, что родной корабль провалился сквозь землю, а, скорее всего, находится где-то глубоко под водой. Стоя на берегу в тоненьком РБ, в «подводницких» тапочках в дырочку, без денег, и, главное, без документов, Сердюк погрозил кулаком куда-то в сторону горизонта и крепко выругался. Затем он вытер рукавом скупую мужскую слезу, скатившуюся по щеке то ли от избытка эмоций, то ли от лютого мороза, тяжело вздохнул и... принял единственно верное решение - догонять корабль.
Время было застойное, предприятие режимное, поэтому без документов выйти за территорию завода было практически невозможно. Выручили заводские товарищи: усыпив бдительность вахтеров, они помогли штурману преодолеть забор и вырваться на волю. Мало того, они скинулись, у кого сколько при себе было, и снабдили бедолагу деньгами, бутылкой спирта, а также завалявшимся на плавказарме старым брезентовым плащом и утепленными галошами.
Добравшись до вокзала аккурат к отправлению поезда, штурман кинулся к проводникам. Но его экстравагантный внешний вид, а особенно номер на робе, выглядывавший из под плаща, не вызвал доверия даже у самых корыстных из них. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Нашлась сердобольная душа, которая «горела после вчерашнего», требуя немедленной поправки здоровья. Обостренное обоняние Петровича, проводника седьмого вагона, позволило учуять не только исходивший от Сердюка запах перегара, но и аромат чего-то свежего и вероятно крепкого. На ходу запустив последнего в вагон и отмахнувшись от предлагаемых денег, он молча указал пальцем на карман, в котором вырисовывались контуры до боли знакомого предмета. Взяв бутылку, он кивнул штурману на верхнюю полку в своем купе. Через минуту он молча приложился к горлышку, приняв одним махом треть содержимого, крепость которого была порядка 97 градусов. А еще через пару минут штурман понял, что до Мурманска его благодетель совершенно свободен, и будет спать крепким младенческим сном.
Тем временем, пассажиры все настойчивее стали требовать полагающихся им услуг, и когда кто-то предложил сходить за бригадиром, Сердюк, решив, что это абсолютно не в его интересах, принял на себя командование вагоном. Он собрал билеты и раздал постельное белье. Вытирая ложечки об краешек робы, разнес чай. Подбросил уголька в титан и собрал у пассажиров сведения, кого на какой станции разбудить. В незамысловатых хлопотах время пролетело незаметно, он не успел оглянуться, как на горизонте появился шпиль вокзала.
По прибытию в Мурманск штурман ринулся на автовокзал. Без документов взять билет в кассе было практически нереально, поэтому он подошел к автобусу и тут же развил бурную деятельность по загрузке многочисленных вещей, садящихся в автобус женщин с детьми. Затерявшись среди багажа в районе задней двери, Сердюк благополучно прибыл на КПП: это было очередное препятствие, потребовавшее его штурманской смекалки. Хотя не обошлось здесь без его величества случая. Дело в том, что водитель, увидев в десяти метрах своего коллегу по транспортному цеху, вышел из автобуса раньше, чем в него зашел дежурный, проверяющий документы. Воспользовавшись столь благоприятным обстоятельством, штурман заспешил к выходу и, нечаянно споткнувшись, упал на водительское место. Как известно, водитель, что жена Цезаря, - вне подозрений.
Выйдя из автобуса на площади перед Домом офицеров, Сердюк выдохнул и мысленно произвел расчеты прибытия родного корабля в базу. Оставались чуть более получаса. Поняв, что через внутреннее КПП ему так просто не пробиться, он решил двинуть через «комсомольские проходные» (дырку, существовавшую в колючем ограждении с момента установления зоны строгого режима). Он ринулся в сторону моря так, что ему позавидовал бы любой стайер мира.
...Подводная лодка пришвартовалась у пирса. Встречающие подошли поближе. Первым по трапу спускался хмурый командир корабля, видимо, размышляя, как доложить начальству о пропаже командира БЧ-1. И тут в толпе он видит злополучного штурмана, пытающегося мимикой лица и размахиванием рук привлечь к себе внимание.
«Вот негодяй! - подумал кэп, всматриваясь в изможденное лицо штурмана. - Но все-таки, какие кадры воспитал! Какие кадры!»
http://www.proza.ru/2011/07/04/1318 |
Поделиться:
|
Оценка: 1.8114 Историю рассказал(а) тов.
MariViRu
:
16-03-2012 17:27:22 |
Обсудить
(7)
|
19-03-2012 17:50:39, Baloo
|
Очень хорошо написано. Как тут не вспомнить Попутной лошадью... |
Версия для печати |
 |
Флот |
 |
Б Е С К О З Ы Р К А
Мы редко надевали бескозырки. В основном носили береты. Но иногда приходилось. В Севастопольской учебке мне досталась маленькая, аккуратная беска. И здесь на крейсере она приглянулась одному годку. Не входя со мной в конфликт, он предложил мне поменяться. Естественно я не хотел обострять отношения со старослужащими и согласился на обмен. Заодно поменялись и ремнями. Но о ремне потом. Бескозырка! Было такое ощущение, что в ней революционные матросы брали Зимний дворец или принимали участие в Крондштатском мятеже. Выгоревшая, без пружины, вместо краба звездочка, на ленточке еле проступает СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. Внутри вставлена из какого-то журнала потертая картинка красавицы. После первого же выхода на построение в этом уборе, я остался без оного. Но с нарядом. Проходивший мимо строя помошник командира кап.3 ранга И. увидев меня в этом революционном уборе, остановился, и произвел команду: «Снять и отдать!.Снял звездочку, вынул ленточку, отдал их мне, а бескозырка, как диск полетела за борт. Вся эта процедура сопровождалась непечатанной игрой слов. Лишился я головного убора. Но временно... Через некоторое время мне в кубрик принесли мою промокшую красавицу. Беску волной постепенно прибило к трапу, куда подходил дежурный катер, боцмана выловили ее, и она вновь приобрела своего прежнего хозяина. После ее восстановления и приведения в божеский вид, я снова стал появляться в ней на построениях. Иногда проносило. Но когда появлялся И., бескозырка летела за борт, в руках у меня оставались звездочка и ленточка, ну и естественно очередной наряд. А бескозырка была, как заколдованная. Ее как магнитом тянуло к трапу. И снова мне ее приносили, и снова я пришивал нитки для ленточки, крепил звездочку и снова надевал ее, когда было надо, заранее готовясь к внеочередному наряду. Я к ней уже привязался, как к любимой. Но однажды она не вернулась. Просто был поднят трап. Сходящие «годки» подарили мне нормальную бескозырку, а в душе осталась какая-то грусть о той, революционной. Сколько же матросов, таких как я, ее носило
|
Поделиться:
|
Оценка: 1.2879 Историю рассказал(а) тов.
Станислав Солонцев
:
18-03-2012 16:11:03 |
Обсудить
(1)
|
19-03-2012 14:28:25, Notsaint
|
"Мы редко надевали бескозырки. В основном носили береты."
Чт... |
Версия для печати |
 |
Флот |
 |
ДВА БРАТА
Стояли в Росте, прижавшись друг к другу, как два брата-близнеца, плечом к плечу, два крейсера - «Мурманск» и «Невский». Вроде бы один проект, один флот, один народ, но чувствовалась в них какая-то разница. Вечные соперники в выполнении боевых и политических задач. Рядовой состав почти не общался друг с другом, лишь иногда с борта на борт летели незлые подковырки. Матросы гордились своими кораблями и не допускали мысли, что другой корабль, хоть и похожий, может быть лучше родного крейсера. В одно прекрасное утро на палубы выбежал народ на утреннюю зарядку. На «Мурманске» ее начали на несколько секунд раньше. Под звуки духового оркестра прозвучала команда: «Комплекс N1 начинай!», как вдруг на «Невском» запел своим с хрипотцой голосом полуопальный Владимир Семенович Высоцкий песню «Утренняя гимнастика». Возникло легкое замешательство. На «Мурманске» прибавили громкость, «Невский» ответил тем же. Противостояние кораблей длилось минут пять. Моряки «Мурманска» стараясь не сбиться с ритма продолжали выполнять упражнения, но песни доносящиеся с «Невского» нравились больше духового оркестра и, в конце концов, была отдана команда о прекращении зарядки. Все с интересом ждали развязки. На следующее утро экипажи были построены на зарядку, и после команды: «Комплекс N1 начинай!», зазвучала ... «Утренняя гимнастика». Пел Высоцкий. Командиры и замполиты, посовещавшись, нашли решение. Так крейсер «Мурманск» впервые добровольно уступил крейсеру «Невский». Он был очень строгий - крейсер «Мурманск». «Невский» был чуть помягче. Но оба делали одно дело - служили Родине. И старались делать это на совесть. |
Поделиться:
|
Оценка: 1.1550 Историю рассказал(а) тов.
Станислав Солонцев
:
17-03-2012 17:15:45 |
Обсудить
(1)
|
19-03-2012 13:55:54, Notsaint
|
"Мурманск" до конца держался строго, не дал себя порезать и ... |
Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|