Мая 25 дня 1706 года Петр Первый издал Указ: "Построить гошпиталь за Яузой рекой, против Немецкой слободы, в пристойном месте для лечения болящих людей и поставить над лечением доктора Николая Бидлоо." 21 ноября (2 декабря н.ст.) 1707 г. госпиталь принял первых пациентов. Ныне это главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко.
(6 декабря н.ст.) Переворот Елизаветы Петровны. Конец немецкого правления.
Елизавета, дочь Петра Великого и Марты Скавронской, не была порфирородной, т.е. родилась до официального заключения брака между родителями. "Беспорядочная, причудливая, не имеющая определённого времени ни для сна, ни для еды, ненавидящая всякое серьёзное занятие, чрезвычайно фамильярная и вслед затем гневающаяся за какой-нибудь пустяк, ругающая иногда придворных самыми скверными словами, но, обыкновенно, очень любезная и широко гостеприимная".(Валишевский).
Тем не менее, Елизавета показала себя сильным, расчетливым и эффективным монархом. Многие историки считают ее предтечей Екатерины II. - КБ
Создан лейб-гвардии Казачий полк.
20 апреля 1775 г. императрица Екатерина II в дополнение к уже имеющейся у нее личной гвардии на основе Петербургского легиона с добавлением лучших донских казаков повелела создать придворную Донскую казачью команду. По штатам, утвержденным год спустя, в ней должно было состоять 77 человек: 1 полковник, 4 есаула, 65 казаков и 7 денщиков. Отбором казаков занимался сам Г.А.Потемкин. Конвойная служба Донской казачьей команды продолжалась недолго. В 1793 г. из донцов формируется Казачий полк Гатчинских войск наследника Цесаревича. После воцарения Павла I на основе Гатчинского казачьего полка, а также Донской казачьей и гусарской конвойных команд формируется лейб-гусарский Казачий полк.
(8 декабря н.ст.) Открыто Михайловское артиллерийское училище, первым начальником которого стал генерал-лейтенант А.Д. Засядко, создатель русской ракетной артиллерии.
При Советской власти неоднократно меняло название, в 1957 г. было передислоцировано в г. Коломна и стало Коломенским артиллерийским училищем, в 2004 г. ликвидировано - КБ.
Родился Граве Иван Платонович (ум. 3 марта 1960 г.), ученый-артиллерист, генерал-майор инженерно-технической службы, доктор технических наук. Один из основателей отечественной научной школы внутренней баллистики. В 1916 г. изобрел боевую ракету на бездымном порохе. В 1926 г. получил патент на боевую светящую ракету. Именем Граве назван кратер на Луне.
(7 декабря н.ст.) Родился Александр Николаевич Бакулев, военный хирург, Герой Социалистического Труда (1960 г.), лауреат Ленинской и Государственной премий, академик АН СССР. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Один из основоположников нейрохирургии. Внедрил метод активной обработки огнестрельных ран. Президент АМН. Умер 31.03.1967 г.
В городе Вальпараисо, Чили, в семье портового служащего Пиночета родился первый сын, Аугусто (ск. 10.12.2006). В 1933-1940 гг учился в Военной школе и Академии сухопутных войск, где получил звание лейтенанта пехоты. В 50-х гг. преподавал в Военной академии геополитику и военную географию, редактировал офицерский информационный бюллетень "Сто орлов", а также учился в Школе права в Университете Чили. В 1956-59 гг.сСлужил в военной миссии Чили в столице Эквадора Кито. В 1963 г. назначен заместителем директора Военной академии, в 1968 г. получил звание бригадного генерала, стал главнокомандующим шестой дивизии и военным губернатором провинции Тарапака. Учился в США, во время военной учебы был слушателем Гарвардской школы бизнеса. В 1973 El Gran Lider que Salvo a Chile del Marxismo. 1974-1990 - Президент Чили. В последние годы жизни находился под следствием, с трудом избежал суда и тюрьмы.
В этот день с внешнего рейда Батуми в Стамбул отправился караван советских судов: ледокол "Анастас Микоян" и танкеры "Сахалин", "Туапсе" и "Варлаам Аванесов". Капитан ледокола Ю.К.Хлебников имел приказ о переходе на Дальний Восток через Индийский океан: СССР нуждался в ледоколах в Арктике для доставки военных грузов. Танкеры же шли в Турцию с грузом нефти. В Стамбуле корабли получили новый приказ: прорываться на Дальний Восток должны были не только ледокол, но и танкеры. Британцы отказались предоставить советским кораблям эскорт, поэтому корабли вышли в поход без охранения и поодиночке. В Средиземном море ледокол подвергся атаке итальянских торпедных катеров и самолетов, но смог оторваться от преследования. Добравшись до Хайфы, моряки узнали о вступлении в войну Японии, что делало переход через Индийский океан крайне опасным. Капитан принял решение изменить маршрут и идти на Дальний Восток через Атлантику и Тихий океан. Через Суэцкий канал ледокол дошел до Кейптауна, там опять получил отказ британцев о предоставлении сопровождения и в одиночку пошел через Атлантику в Монтевидео, оттуда через пролив Дрейка в Сан-Франциско. 9 августа 1942 года, спустя девять месяцев после выхода из Батуми, "Анастас Микоян" вошел в Анадырский залив. Спустя 4 месяца во Владивосток вошел танкер "Сахалин". Судьба "Туапсе" и "Варлама Аванесов" была печальной: они были торпедированы немецкими подлодками.
В Средиземном море немецкая подводная лодка U-331 (барон фон Тизенгаузен) потопила четырехторпедным залпом британский линкор "Бархэм" - первый корабль этого класса, потопленный ПЛ во 2МВ в открытом море. Производя уклонение после атаки, лодка провалилась на глубину более 200 м, но корпус выдержал давление. После этой атаки Тизенгаузену можно было сидеть сложа руки, потому как место в пантеоне славы Кригсмарине он себе уже заслужил. Он и сидел - на счету U-331 до 17 ноября 1942 года, когда поврежденная самолетом RAF лодка была потоплена торпедой "Альбакора" с авианосца "Формидебл", только один военный транспорт "Лидстаун", и тот на момент атаки уже был поврежден торпедоносцами Люфтваффе.
Пройдет почти ровно три года, и 21 ноября на Тихом океане американской лодкой "Си Лайон II" (SS-315) будет потоплен второй и последний линкор, погибший от ПЛ - японский "Конго".
Определен план работ по проектированию объекта № 627 (одно из условных наименований АПЛ). Главным конструктором энергетической установки был назначен Н.А. Доллежаль (НИКИЭТ), а проекта подводной лодки В.Н. Перегрудов (СКБ-143, позднее СПМБМ "Малахит").
Борт авианосца "Корал Си", точка "Янки Стэйшн" у берегов Вьетнама. Командир штурмовой авиаэскадрильи VA-155, летающей на А-4Е "Скайхок", капитан 2 ранга Уильям Сирфас занял место в самолёте для послеремонтной проверки двигателя неготового к полёту А-4Е (обычно эту работу выполняли молодые пилоты) и, катясь на "Скайхоке" по полётной палубе на минимальном режиме РУДа, попал под форсажный выхлоп готовящегося к взлёту с катапульты F-4. Лёгкий (незаправленный и невооруженный) А-4Е просто сдуло с палубы, самолёт перевернулся в воздухе и упал в море вверх колёсами. Комэск погиб...
Иллюстрация старой поговорки палубных авиаторов ВМС США: "Есть двигатель J79. Его к чему ни привяжешь, то и полетит: можно к кирпичу, а можно к "фантому". Разницы никакой."
Неудачная попытка переворота на Сейшельских островах - отряд из 53 наемников (бывшие военнослужащие ЮАР и ветераны конголезских войн 60-х годов) под командованием известного наемника Майка Хоара прилетел на Сейшелы под видом команды регбистов. Версии о том, как в багаже одного из наемников было обнаружено оружие, - сильно расходятся. По одной - внимание таможенника привлек необычно тяжелый баул, в котором под рубашками оказалась базука, по другой - нетрезвый наемник почему-то сам пошел по red channel и из его сумки при досмотре выпал автомат. Как бы то ни было, началась перестрелка с охраной аэропорта и расчет на внезапность был утерян. Бойцы Хоара быстро захватили аэропорт и без проблем удерживали его в течение нескольких часов, но их попытки прорваться на ближайшую военную базу не удались. Поняв, что попытка переворота окончательного провалилась, отряд Хоара, потеряв 7 человек пленными, захватил индийский пассажирский самолет и на нем улетел обратно в ЮАР. Эта попытка переворота на Сейшелах, предпринятая Хоаром, была не первой и не последней в период правления президента Франса-Альбера Рене, пришедшего к власти в результате переворота 1977 года и провозгласившего курс на построение социализма и сотрудничество с СССР. Свергнутый президент Джеймс Мэнчем предпринимал одну неудачную попытку переворота за другой. А когда Рене открыл доступ на Сейшелы ВМФ СССР, к разработке очередного переворота подключились спецслужбы США, недовольные появлением советских военных кораблей с морпехами на борту неподалеку от стратегической базы Диего-Гарсия. Тем не менее, режим президента Рене оказался весьма устойчивым, подавил в 80-е годы еще несколько попыток переворота, сумел обеспечить устойчивое экономическое развитие страны и довольно высокий уровень жизни. После распада СССР Рене объявил о переходе к рыночной экономике и многопартийной системе и успешно выигрывал все президентские выборы вплоть до 2004 года, когда передал власть и ушел в почетную отставку. Наемник Майк Хоар, сделавший себе имя во время конголезских войн 60-х годов, отсидел за сейшельскую авантюру 4 года в тюрьме, после чего отошел от дел. Сейчас "Бешеный" Майк пишет книги, консультирует киносценаристов и путешествует на яхте.
Был смещён со своего поста советник президента Рейгана по национальной безопасности Джон Пойндекстер, а его помошник, подполковник морской пехоты Оливер Норт, был уволен из армии, после того, как становится известно, что американское оружие продавалось Ирану, а вырученные деньги переправлялись никарагуанским повстанцам "контрас".
Я уже тут рассказывал, что основновная моя причина поступления в ВВМИУ (военно-морское инженерное училище) была романтика... походы, море, подвиги мимоходом тут совершать...
в конце первого курса мне повезло (не буду говорить кто там мое везение продвигал) но я попал в поход. На наш знаменитый учебный корабль "Перекоп" загрузили 600 везунчиков курсантов, из разных систем и из разных курсов, и повезли в Голландию!
1996 год, мне заграница была знакома только по словам тех, кто слышал, как кто-то ходил туда! Ну и дядя, куда же без него, он там всех рыб поймал и всех врагов соляркой залил, и электричеством запитал... (кому там уж эти провода высоковольтные вставляли история умалчивает)
несколько моментов из нашего похода:
- бороздим мы Северное море, штормит вроде неплохо, по крайней мере на камбуз ( в столовку) я бегал с удовольствием, т.к. процентов 70 валялись по кубрикам и никуда идти не хотели, они плавно зеленели, желтели, дозревали, а в это время я пользовался их состоянием расстения и ел три пайки, или сколько там в меня влезало.
Этого развлечения мне показалось мало, всегда любил шторм, волны, ветер....
выбрался я из темных кубриков на волю, на борт, и смотрю, вроде можно и на нос корабля пройти...
а там прям картина достойная Айвазовского.
Нос корабля, в спокойную погоду возвышается над водой, примерно метров на 10. А в шторм, он то на нулевой отметке, то на метров 20.
вот я полез на этот нос.
мужественно и самодурственно перебрался через все ограждения на баке и добрался до самого носа... а там... Ты то в невесомости, то тебя волна окатывает немного, огромные волны накатываются на корабль, а ты взмываешь над этим всем и потом снова падаешь в зеленую пучину! Лежал я на самом носу и смотрел на волны, которые то были в метре от меня, то я над ними взлетал аки птица.
За пару минут море меня довело до щенячьего восторга! я и взмывал над волнами и почти окунался в них!!! я готов был так провести весь поход!!!
пока я не услышал рев корабльной трансляции... по громкой, на весь корабль орали с ГКП (Главный командный пост, т.е рубка, где командир сидит и все босы)
Что за х... на баке! б.... ё...п.. и т.д.
я даже сразу не понял, что это ко мне, начал оглядываться, что это это за хрен тут сидит, на которого так громко и некультурно говорят...
Хорошо, оглядывался не долго, и понял, что пора делать ноги....
ушел... не нашли, разминулись с карательной командой буквально в нескольких секундах )
но вот воспоминания остались самые впечатляющие.
и второй случай.
была у нас то ли практика, то ли стажировка.. (после второго курса) и попал я на тюрьму всех народов, на авианесущий крейсер им Кузнецова.
3000 человек по мирному времени.
по военному до 5 или 6000. уже не помню, знакотоки уточнят )
много было там откровений в морской жизни, но я об одном.
Нашел свободное время в распорядке дня, курсант же, и полез исследовать крейсер!
Это же интересно! выбраться на взлетку, вокруг походить, оружие руками потрогать.
Выбрался я на палубу, смотрю, какие-то кружки, типа люков на палубе. Подошел поближе, понюхал... непонятно, залез на каждый из них и начал прыгать, как их открыть то? посмотреть а что там внутри?
и тут услышал знакомый мат... опять те же слова... что за х.. тут б.. делает..
от греха подальше побежал к ближайшему трапу.
Но не успел, из трава вылетел взмыленный кап-лей с цветом лица спелой вишни и с размером кулаков дыни торпеда, и побежал на меня с плохо различимыми воплями, в воплях я различил частицы мата и замер от уивления! такого я раньше не слышал. Это был филологический ступор курсанта технаря и почти маслопупа.
Когда этот филологически подкованный каплей подбежал ближе, я услышал краткую речь, что если бы я не был курсантом... то я бы стал ЛГБТ всех сообществ одновременно..
Оказалось, я удачно попрыгал на стартовых люках (или крышках) ПКРК Гранит, во время осмотра и проворачивания боевых средств.
За несколько мгновений до последнего нажатия или команды, которые активировали внезапное отхлопывание этих самых крышек, командир БЧ увидел идиота, который прыгает на этих самых крышках.
Как кап-лей сказал, тебя бы выбросило в море кучкой фарша, спасло меня от состояния фарша только то, что КБЧ оказался на ГКП, а от вторичного фарша меня спасли курсантские якоря на погонах, и тот самый каплей меня пожалел а не размазал своими кулачками-дыньками.
в тот момент я даже не понял, что он сказал, осознание пришло чз несколько лет, когда изучили это коварное оружие с коварной круглой крышкой.
Так получилось, что меня чз 5 лет выпустили посмотреть мир. Поглядел я его... ну и случайно временно осел в стране моей юношеской мечты (айкидо, карате, бусидо...) в Японии.
и конечно не упустил возможности, что было совершенно случайно, посмотреть.. а как они там служат.
Заехали мы в город Йокосука, японцы его произносят как Йокоска.
там и американская ВМБ (военно морская база) и японцы тоже стоят.
поплавал на кораблике по этой базе, фотки все сделал, тщу майору передал, все как полагается.
А потом полез на японские корабли и лодки.
Ну... что я хочу сказать, у японцев... дисыиплина и порядок превыше всего. и куда ходить дорожки специальные проложены, и леера правильно проложены. Один разу правда чуть не прокололся, при заходе на корабль, хоть и чужой, но привычка осталась, то рука дернется, то спина выпрямится... но Честь не отдал им )
хотя вахтенный на трапе и подозрительно покосился.
Побродили мы по этому кораблику, пофоткались (там даже плакаты в ангаре вертолетном стояли с голыми анимешными персонажами) ну и сошли на берег. секретов не выведали.
а тут... вижу, что на лодку тоже можно попасть, которая подводная... и очереди нет.
вот и побежал туда
Тут проявилось наше врожденное свойство, бежать туда, куда нельзя... все в очереди стоят, а я гляжу... а некоторые под ограждение ныряют и в люк! т.е. наши обочечники.
я так подумал, и решил, что я тоже еще наглость нашу не утерял, и нырнул туда же.
Признаюсь честно, на лодках я не привых скакать в эти маленькие люки... тут же набил себе шишку на обоих лодыжках и спустился в лодку...
а где тут экскурсовод? а кто расскажет? а что это за хрен стоит с выпучеными глазами? ....
Так близко к провалу, к3р в запасе еще не был никогда... но в то же время и вся дежурная служба ПЛ была тоже на грани увольнения...
Выпихнули меня оттуда быстро, фоток нет.. есть только снаружи пару фоток. .
вот такой несостоявшийся рейд на японскую подлодку.