Bigler.Ru - Армейские истории, Армейских анекдотов и приколов нет
Rambler's Top100
 

Выпуск N 2859

30.11.2860-21.08.2013

Военно-исторический календарь

19-08-1071
На территории Византии близ города Манцикерт армия императора Романа IV Диогена потерпела сокрушительное поражение от армии султана сельджуков Алп-Арслана. Из 70-тысячной армии императора профессиональные воины-византийцы составляли только 10 тысяч, остальные представляли из себя наспех собранные и плохо дисциплинированные отряды тюрков, болгар, грузин и армян. Долгий поход по территории Малой Азии сильно утомил солдат. Само сражение поначалу складывалось благополучно для византийцев, но двойное предательство предопределило поражение: тюрки перешли на сторону сельджуков, а командир арьергарда Андроник Дука проигнорировал приказ императора вступить в бой и увел свои отряды с поля боя. Диоген был ранен в бою и попал в плен. Через некоторое время Алп-Арслан отпустил пленника под уплату гигантского выкупа в несколько миллионов золотых монет. Кроме этого, под властью сельджуков оказалась большая часть Малой Азии. Но на этом злоключения императора не закончились: когда весть о поражении достигла столицы, царедворцы объявили Романа низложенным и возвели на престол его пасынка. Попытавшийся вернуть престол Роман потерпел несколько поражений, в обмен на обещание постричься в монахи ему пообещали личную безопасность, но обманули. Он был ослеплен и вскоре умер. Это время - пик могущества империи Сельджуков, а само поражение под Манцикертом (по мнению некоторых историков) - начало конца Византийской империи.
  Питерский банкир
19-08-1757

(30 августа н.ст.) Во время Семилетней войны 1756-1763 гг. в сражении при Гросс-Егерсдорфе русская армия (55 тыс. чел.) под командованием генерал-фельдмаршала С. Ф. Апраксина нанесла поражение прусским войскам (24 тыс. чел.) под командованием X. Левальда. Решающую роль в сражении сыграли мужество русских солдат и донских казаков, инициатива командира бригады П.А. Румянцева. Однако С.Ф. Апраксин не использовал эту победу для полного занятия Восточной Пруссии, был смещен с поста командующего и заменен В.В. Фермором. www.mil.ru

  Кадет Биглер
19-08-1853

(31 августа н.ст.) Родился Алексей Алексеевич Брусилов. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала Первой мировой войны назначен командующим 8-й армией, с марта 1916 г. - главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Выдвинулся в число лучших полководцев Первой мировой войны, приобрел особую известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. После Февральской революции - сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армией. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии, руководил кавалерийской допризывной подготовкой, был инспектором кавалерии; с 1924 г. выполнял особо важные поручения при РВС СССР. Автор мемуаров. Умер от воспаления легких 17 марта 1926 г.

  Кадет Биглер
19-08-1855

(31 августа н.ст.) В семье потомственного морского офицера родился Всеволод Федорович Руднев (ск. 7(20) июля 1913 г.). Окончил морское училище и флотскую стрелковую школу; в 1877 г. был произведен в мичманы. В 1880-1883 гг. совершил кругосветное плавание на крейсере "Африка", описанное им в мемуарах, изданных в 1909 г. После службы на различных кораблях в 1900 г. стал помощником командира военного порта в Порт-Артуре. С 1903 г. был назначен командиром крейсера. "Варяг". 27 янв. 1904 г., в первый день русско-японской войны, отказался сдаться в плен, и выйдя в Желтое море на крейсере "Варяг", сопровождаемом канонерской лодкой "Кореец", принял бой с японской эскадрой (1 броненосец, 5 мелких крейсеров, 8 миноносцев) вблизи корейского порта Чемульпо. В неравном часовом бою Руднев, несмотря на тяжелое ранение, потопил японский миноносец и повредил 2 крейсера, после чего "Варяг", получив ряд пробоин, возвратился в Чемульпо, где был затоплен, а "Кореец" взорван, чтобы не достались противнику. После этого Руднев через нейтральные порты вернулся в Россию. За умелое командование и проявленное мужество был награжден Георгиевским орденом и произведен во флигель-адъютанты. С апреля 1904 г. командовал броненосцем "Андрей Первозванный" и 14-м флотским экипажем в Петербурге. В ноябре 1905 г. был отправлен в отставку с производством в чин контр-адмирала за то, что не воспрепятствовал матросам в организации митинга, осуждавшего царский Манифест 17 октября.

  Кадет Биглер
19-08-1871
Родился один из братьев Райт, Орвилл.
  Кадет Биглер
19-08-1872

(31 августа н.ст.) Родилась Матильда Феликсовна Кшесинская, артистка балета, педагог. В 1890-1917 гг. танцевала в Мариинском театре. Считается одной из наиболее ярких представительниц русской академической школы. Больше известна тем, что была "юношеским увлечением" цесаревича Николая Александровича. В 1921 г. уже в Париже Кшесинская вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, таким образом все-таки породнившись с Романовыми. Прожила долгую жизнь, почти до самой смерти занималась балетной педагогикой, оставила любопытные воспоминания.

  Кадет Биглер
19-08-1874

(31 августа н.ст.) Родился Вячеслав Рудольфович Менжинский. Получил прекрасное образование, увлекался литературой и языками (к концу жизни владел 16 иностранными языками), в 1898 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Вел пропагандистскую работу в нелегальных кружках. В 1902 г. вступил в РСДРП. После II съезда РСДРП вошел в большевистскую фракцию. Участвовал в революции 1905-1907 гг., будучи членом Военной организации при ЦК РСДРП. В 1907 г. эмигрировал, жил в Бельгии, Швейцарии, Франции, США сотрудничая в большевистских изданиях. Вернулся в Россию после Февральской революции 1917 г. и поддержал курс В.И. Ленина на вооруженное восстание. В.Р. Менжинский был участником Октябрьского переворота, а после победы был назначен Наркомом финансов и вместе с Лениным жестко повел себя в отношении работников банков, бойкотировавших распоряжения Советского правительства. В 1918-1919 гг. в качестве генерального консула был направлен в Берлин. С 1919 г. находился в аппарате ЧК. В 1923 г. стал заместителем Ф.Э. Дзержинского, а после его смерти в 1926 г. возглавил ОГПУ при СНК СССР. Сыграл огромную роль в становлении и развитии советской разведки, превращении ее в одну из мощнейших разведслужб мира. При активной помощи своего заместителя Г.Г. Ягоды фабриковал дела "вредителей" ("Шахтинское дело", процесс "Промпартии", "агентов иностранных разведок", процесс "Союзного бюро меньшевиков" и мн. др.). С 1927 г. член ЦК ВКП(б). Умер 10 мая 1934 г. от болезней сердца и последствий автомобильной аварии. Похоронен у Кремлевской стены.

  Кадет Биглер
19-08-1874

Приказом генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича Романова,  младшего брата Александра II, установлено обязательным для нижних чинов ношение нательной рубахи с синими поперечными полосами - "тельняшки". (Впервые появилась в русском флоте в 1862 г.). Тем же приказом вводились черные фуражки-бескозырки с лентами, на которые нанесено название корабля или номер экипажа.

День рождения тельняшки.

  Мыкола, solist
19-08-1903
Шестой Сионистский съезд в Базеле раскололся при обсуждении предложения основать Еврейское государство в Уганде. Вот какую интересную дату я нашел в одном интернет-календаре! Впрочем, за достоверность не ручаюсь.
  Кадет Биглер
19-08-1914
По приказу военного министра в России начинается формирование 1-й автомобильной пулеметной роты - первой в мире бронечасти (к началу Первой мировой войны бронечастей не было ни в одной армии мира). Роту сформировали за полтора месяца и 19 октября 1914 года отправили на фронт. В составе роты было 9 бронеавтомобилей - 8 пулеметных на шасси "Руссо-Балт С" и один пушечный на шасси 5-ти тонного грузовика "Маннесман-Мулаг". Рота с успехом применялась в боевых действиях, дав тем самым толчок к развитию отечественных бронесил - к октябрю 1917 года по числу и организации бронечастей, качеству и количеству броневиков Россия не уступала, а кое в чем превосходила армии основных воюющих государств, уступая по количеству броневиков лишь Англии. Однако, стоит отметить слабость отечественного автопрома тех лет - основная масса броневиков была иностранного производства, или отчественного, но на иностранных шасси. Однако, многие броневики английского производства подвергались модернизации и доработкам на отечественных предприятиях.
  Палыч
19-08-1915

(н.ст.) канонерская лодка "Сивуч" геройски погибла в неравном бою с двумя немецкими линкорами, крейсером и двумя эсминцами. В истории войн найдется немного морских сражений со столь колоссальным неравенством сил, тем не менее "Сивуч" сражался, пока не ушел под воду и пока могло стрелять его последнее орудие. Из 148 человек его команды выжили только 42, погибли почти все офицеры во главе с командиром корабля - 33-летним капитаном 2-го ранга П.Н.Черкасовым.

  solist
19-08-1920
С бунта крестьян в городке Хитрово началось массовое антисоветское восстание на Тамбовщине.
  Кадет Биглер
19-08-1941

Экипаж танка КВ-1 под командованием старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова, грамотно реализовав тактическое и техническое преимущество, уничтожил в одном бою 22 (двадцать два) танка противника. Подробнее можно почитать тут или в журнале Танкомастер №1/2003.

  Палыч
19-08-1942
Началась героическая оборона Новороссийска. Противник выделил для захвата города 5 дивизий. Войска Новороссийского оборонительного района (НОР), созданного 17 августа (генерал-майор А. А. Гречко), уступали противнику в численности: по людям — в 4 раза, по орудиям и минометам — в 7 раз, по танкам и самолетам — в 2 раза. 19 августа немецко-фашистские войска начали наступление из района Краснодара на станицу Крымскую и на следующий день подошли к передовому рубежу НОР. Несмотря на превосходство противника в силах и средствах, войска 47-й армии (генерал-майор Г. П. Котов, с 8 сентября генерал-майор А. А. Гречко) и части морской пехоты, отразив атаки, не дали ему прорваться к городу и 25 августа остановили его наступление. Усилив наступающую группировку, противник к 10 сентября занял западную часть города. В ожесточенных боях советские войска 11 сентября остановили врага в юго-восточной части города. Несмотря на все усилия, врагу не удавалось прорваться в Закавказье по Черноморскому побережью. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1973 г. Новороссийску было присвоено почетное звание «Город-герой» и вручен орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». www.mil.ru
  Кадет Биглер
19-08-1943
Первая в боевой практике успешная операция с применением собаки-диверсанта: это произошло во время «рельсовой войны» в Белоруссии. В этот день овчарка Дина выскочила на рельсы перед приближающимся немецким воинским эшелоном, сбросила вьюк с зарядом, зубами выдернула чеку капсюля-воспламенителя, скатилась с насыпи и умчалась в лес. Дина была уже рядом с минёрами, когда прогремел взрыв, взорвавший эшелон. В краткой сводке по итогам операции говорилось: «19 августа 1943 года на перегоне Полоцк – Дрисса подорван эшелон с живой силой противника. Уничтожены 10 вагонов, выведен из строя большой участок железной дороги, от взорвавшихся цистерн с горючим на всем участке распространился пожар. С нашей стороны потерь нет». Дрессировкой Дины занималась лейтенант Дина Волкац, инструктор по служебному собаководству, хозяйка знаменитого пса Джульбарса. За разработку в инициативном порядке методики подготовки собак-миноискателей и успешное ее внедрение в 1944 г. лейтенант Волкац была награждена орденом Красной Звезды.
  Питерский банкир
19-08-1960

С космодрома Байконур был осуществлён запуск космического корабля "Спутник-5", на борту которого находились советские собаки-космонавты Белка и Стрелка (дублёры Чайки и Лисички, погибших вследствие крушения ракеты-носителя). Запуск прошёл успешно, и космический аппарат вышел на земную орбиту. Полёт продолжался более 25 часов. За это время Белка и Стрелка преодолели около 700 тыс км, совершив 17 полных оборотов вокруг Земли, и впервые в истории успешно вернулись на Землю. Основной целью полёта было изучение влияния внеземных условий на земные организмы. Полученные сведения позволили сделать выводы о том, что человек способен перенести полёт в космос.

  Кадет Биглер
19-08-1981
Председатель КГБ СССР подписал приказ о формировании спецподразделения "Вымпел", предназначенного для проведения диверсионно-разведывательных операций вне территории Советского Союза. Одно из уникальнейших специальных подразделений в мире, бойцы которого сочита в себе навыки разведчиков-деверсантов и оперативных работников. К сожалению с 1991г. для "Вымпела" наступили черные дни, сперва был перевод из ПГУ, ныне СВР, в подчинение контразведки, потом в 1993г., после октябырьских событий, отряд передали в МВД и переименовали в "Вегу", но с началом первой Чеченской компании его сново передали теперь уже в ФСК. С начала в Департамент по борьбе с терроризмом, а потом в Антетеррористический Центр уже ФСБ, основной задачей подразделения стала борьба с терроризмом. Все эти события пагубно сказались на личном составе отряда и многие офицеры его покинули, но в настоящий момент "Вымпел" переживает свое второе рождение и снова встал на ноги. Сейчас это Управление "В" Центра специального назначения ФСБ РФ.
  Полицейский
19-08-1981
Американские истребители сбили над Средиземным морем два ливийских самолета.
  Кадет Биглер
19-08-1991
В этот день в Советском Союзе было объявлено о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). По радио и телевидению было передано "Заявление советского руководства" о болезни президента Горбачева и передаче его полномочий вице-президенту Янаеву. В Москву были введены войска. Сопротивление ГКЧП возглавил президент РСФСР Борис Ельцин. Были оглашены Указ Ельцина и "Обращение к гражданам России", в котором создание ГКЧП квалифицировалось как государственный переворот, а его члены объявлялись государственными преступниками. Центром сопротивления выступлению ГКЧП стал Дом советов РСФСР (Белый дом).
  Кадет Биглер
19-08-2002

Катастрофа Ми-26 в Чечне 19 августа 2002 г - самая крупная авиакатастрофа в истории Российских вооруженных сил. Произошла из-за поражения вертолёта ракетой из переносного зенитно-ракетного комплекса "Игла". Дополнительными причинами, увеличившими количество жертв, стало фатальное стечение обстоятельств: сильной перегруженности вертолёта и падения его на минное поле. Является самой крупной в мире катастрофой вертолёта и одной из самых крупных авиакатастроф в истории России.

  Piligrim

Щит Родины

ЕЩЕ НЕМНОГО О ШВАРТОВКЕ.

Спортсмен Сидоров, обидевшись на судью,
Начал метать копье не на дальность, а на точность.
(Анекдот)

Для сдачи норматива на метание выброски, следует подать ее на сорок метров и попасть в квадрат размером метр на метр. Ну это детская задача. Так подают разве что в Анапе. Курсанты. Настоящий швартовщик может «закинуть» ее куда угодно. Особенно если очень хочется. А хочется очень. Во-первых перед флотскими неудобно (потому как пограничник изначально круче и никогда не промахивается), а во-вторых... А во-вторых я уже как-то описывал наши швартовки. Поэтому лучше не промахиваться.
Кстати, в Анапе лучше всех подавал выброску бурят-табунщик. По гражданской специальности был он ветеринаром, поэтому после Анапы занимался лечением собак на заставах. А жаль, такой талант пропал.
Ну а раз пропал такой талант, пришлось выращивать «метателя» в коллективе. Среди ютовых. И метал он выброску с «вертолетки», и поражал своей точностью не только швартовные команды, но и меня лично. Ибо после того как он «засветил» прямо в кабину портового крана, я за ним наблюдал уже специально.
А получилось все так: Кто знает Севастопольские пирсы Северной стороны (жаль номеров их уже не помню), тот знает, что больше всего они похожи на гребенку с очень редкими зубьями. Каждый «зуб» по ширине равняется как раз ширине кормы корабля, и швартуются корабли как раз к этим зубьям. Это, конечно, куда больше метра, но попасть в этот «квадрат» все-таки затруднительно. Промахивались поначалу. Поэтому мы старались подать подальше. Чтобы не на «зуб» попасть, а уже на пирс. Так было и в тот раз. Замах, бросок и... и зачем надо было там кран оставлять? Отогнали бы подальше. Вы ж видели, что флаг у нас зеленый.
«Легкость» ударила точно в кабину с веселым стуком. Стекло выдержало (к сожалению... или к счастью... возможно). Да, бросок этот можно было считать неудачным. Так крановщик и заявил. И именно потому что стекло выдержало. «Легкость» отскочила и упала в воду. Перебрасывать пришлось. Так что незачет.
И снова Севастополь, снова Северная сторона. Размах! Бросок! Швартовная команда, раскрывши рты, наблюдает за полетом. Самый шустрый бросает все и мчится, желая схватить «легкость» прямо в полете. Бежит-бежит - маленький, толстенький - в спасжилете почти кубический. Некоторое время они двигались вровень. Но на последних метрах «легкость» обогнала швартовщика и с грохотом влетела прямо в мусорный бак! В самую середину! Швартовщик мгновение постоял, оценивая ситуацию, потом развел руками, напоминая пингвина, словно бы говоря «ну а что я могу теперь сделать?», потом повернулся к баку спиной и двинулся к пирсу, сунув руки в карманы. Уже вразвалочку. А чего торопиться? Теперь. Это зачет, однако.
Очередная швартовка. Снова Северная сторона. На пирсе собака. Глупая. Умная бы не стала лаять на наш корабль. Размах! Бросок! Выброска со свистом несется к берегу! Глупая собака начинает что-то понимать! Честное слово, я, от флагштока увидел, как округлились ее глаза. Все еще лая, собака начала набирать скорость, пытаясь избежать той печальной участи, которую ей предложил наш «метатель». Глупая собака не различала цветов, потому не могла видеть, что флаг у нас зеленый. Пограничники мы. А пограничники не промахиваются. НИ-КОГ-ДА!
Визг и удар двухсотграммовой «легкости» слились воедино!
А-ПО-ФИ-ГЕЙ!
Швартовная команда зааплодировала не сговариваясь.
ЗАЧЕТ!
С тех пор собака не лаяла. На нас. Вообще. Черт их знает, этих, под зеленым флагом, - думала, наверное, собака. - Они шуток, похоже, совершенно не понимают
Оценка: 1.6311 Историю рассказал(а) тов. Константин Изварин : 15-08-2013 20:12:12
Обсудить (29)
20-08-2013 16:52:06, Baloo
Да. Незарегистрированные ники не учитываются....
Версия для печати

Флот

Без дострела.


Севастопольская бухта. Год 1983. Месяц июнь. Понедельник. Утро.
Боевые корабли не по ранжиру подобно мухам липнут к берегу, свешивая языки трапов на влажный по утру асфальт Минной пристани. Их борта легонько щекочет покачивающийся на волнах мусор.
Все, как обычно - уборка, завтрак, построение личного состава.
Нескладно, вразнобой, где голосом, где посредством динамиков по верхним и нижним палубам проносится одна и та же команда:
- ... личному составу приступить к проверке оружия и технических средства...
Экипажи привычно расходятся по боевым постам. Ничего особенного. Еженедельная процедура, боеготовности ради.

Личному составу эскадренного миноносца «Сведущий», накануне поздно вечером вернувшемуся к месту приписки с учебных стрельб, никаких поблажек. Корабельный Устав не велит. И связисты, торпедисты, механики, гидроакустики, боцмана там так же послушно жмут, включают, вращают, крутят, вверенное им военное имущество...

Старший матрос с боевым номером БЧ-2 на робе - не исключение. Он со всей ответственностью относится к поставленной задаче. Управляет, ведет спаренные стволы скорострельного орудия вдоль ровно очерченной линии моря, вдоль берега по часовой стрелке и обратно, вверх-вниз и давит на педаль, имитируя пальбу. Все согласно регламенту проворачивания оружия и технических средств...

И имитация удается ему сверх того. Один за другим, меньше чем за секунду, раздаются хлопки, и два семидесятимиллиметровых снаряда уходят в город-герой Севастополь.
Город вздрагивает от разрывов и разом сбрасывает последнюю дрему.

С набережных ранние туристы и, неохотно сдающие им занятые еще с вечера позиции, влюбленные с беспристрастностью понятых имеют возможность наблюдать, как над небольшим отдельно стоящим на склоне и утопающим в южной зелени административным зданием поднимаются клубы черного дыма.
Причем, одной половиной здание сохраняет чопорный и одновременно строгий стиль сталинского ампира, другой же походит на дом Павлова с берега Волги. И только догорающий остов автомобиля «Жигули» первой модели у его чудом уцелевших дверей вносит некий элемент современности в жуткую картину катастрофы.
Слава богу, обходится без жертв; ни сторож, ни дворник не пострадали...

Конечно, проводится расследование. Дотошное. И оно выясняет; при учебной или боевой стрельбе в спаренные стволы корабельных скорострельных орудий, в те самые, что по утру так старательно проворачивал старший матрос из боевой части два, снаряды из артпогреба подаются элеватором и могут оставаться там по ее окончании в количестве одного-двух.
Оставшиеся заряды не извлекают в ручную, а избавляются по иному; отключив элеватор, производят ими дострел в свободный от судоходства район моря.
Впрочем, в инструкции все по пунктам расписано. Да видно, один из них и пропустили по халатности. Обыкновенной халатности. И получили то, что получили. В том числе и по городу Севастополю.

Разрушенное строение вскоре отстраивают, но совещания в нем с тех пор не решаются проводить раньше одиннадцати.
Оценка: 1.5534 Историю рассказал(а) тов. Константин Керимка : 14-08-2013 13:57:09
Обсудить (168)
01-09-2013 22:42:39, Константин Керимка
Спасибо!!!...
Версия для печати

Авиация

Из архива моего отца, ветерана ВВС.
На предельную дальность (*).
К этому событию вела длинная во времени и пространстве дорога. На ней, как и на всех протяженных дорогах, встречались довольно сложные трудности, имели место крутые повороты, которые приходилось преодолевать.
Итак, мой путь в авиацию начался в далеком 1942 году, когда я поступил сразу в 9-ый класс Одесской спецшколы ВВС N 14, находящейся в эвакуации в поселке Пенджикенте в Заравшанской долине Таджикистана (с 1953 г. город, ныне административный центр Пенджикентского района Согдийской области РТ). В те годы в системе Наркомпросса функционировали спецшколы, в которых заранее готовились кадры для военных учебных заведений с авиационным, артиллерийским и морским уклоном. Школы обеспечивали среднее образование на довольно высоком уровне и в них знакомили с некоторыми сведениями по выбранной военной специальности и давали базовый курс общевоинской подготовки, сравнимый с тем, что позже был реализован в системе суворовских и нахимовских училищ. В 1944 году я окончил спецшколу с отличными оценками в аттестате и был призван на действительную военную службу. В дальнейшем моя служба сложилась так, что только в 1949 году я получил разрешение, сдал вступительные экзамены и был зачислен слушателем в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского. Крепкие базовые знания, полученные в спецшколе (я до сих пор вспоминаю с благодарностью своих преподавателей) помогли мне успешно пройти обучение в академии. И вот в феврале 1955 года, закончен почти шестилетний курс обучения, защищен диплом, получен «академический поплавок» (тогда номерной и именной). Впереди предстояло распределение и назначение к новому месту службы.
Мне «выпало» попасть в группу выпускников, которые направлялись на занятие вакантных инженерных должностей во вновь формируемое соединение Дальней Авиации (ДА) под командованием легендарного советского военного деятеля, дважды Героя Советского Союза, одного из наиболее результативных летчиков АДД (авиация дальнего действия, прежнее название ДА) периода Великой Отечественной войны, генерала Молодчего Александра Игнатовича (**). Соединение формировалось на аэродромной базе в г. Узине (Белоцерковский район Киевской области), на его вооружение должны были поступить совершенно новые и абсолютно неизвестные нам самолеты Ту-95. Предстояло освоить эту технику и в дальнейшем обеспечить безаварийную эксплуатацию. Процессы изучения техники на заводе-изготовителе, предвойсковых заводских испытаний на Чкаловском аэродроме, получение самолетов с завода и начала первых самостоятельных полетов шли друг за другом, зачастую перекрываясь. И поэтому у инженерно-технического состава началась работа в режиме «плавного перехода», т.е. плавного перехода со дня на ночь и наоборот. Кроме того мы, инженеры по специальности по приказу комдива летали вместе с экипажами на ответственные полетные задания, с тем чтобы наблюдать работу «своих» систем непосредственно в полете, давая советы и оказывая помощь техническим специалистам летного экипажа. Это были такие задания, как испытательные полеты на максимальную дальность, полеты с применением систем вооружения на полигонах, полеты по маршруту: «Узин - полигон на Новой Земле с бомбометанием - пролет на параде в Тушино - Узин». Из всех привилегий - только кислородная маска. Так нарабатывался бесценный опыт эксплуатации. В 1956 году было принято решение о формировании второго полка соединения генерала А.И. Молодчего.
В конце лета 1957 года к одному из воздушных кораблей нашего полка было проявлено повышенное внимание командования дивизии. На нем были заменены все двигатели, проведены годовые регламентные работы, наконец, самолет и все его агрегаты были тщательно проверены и осмотрены специально созданными для этого комиссиями сначала полковой, а потом и дивизионной. И вот однажды, к концу рабочего дня, к этому кораблю стали подъезжать тяжелые топливозаправщики. В течение нескольких часов они из своих цистерн перекачивали в топливные баки корабля многие тонны авиационного керосина. Ранним утром следующего дня инженеры полка всех специальностей были на стоянке у этого корабля. Таков был порядок установленный старшим инженером дивизии (заместителем комдива по инженерно-авиационной службе): перед особенно ответственными полетами, например учениями в составе не менее эскадрильи, все инженеры полка должны быть на стоянке. Этот порядок неукоснительно выполнялся и на этот раз, хотя в то утро мы отправляли в полет единственный корабль. Но в какой полет?! Мы тогда еще не знали, хотя и догадывались по характеру подготовки. Вот к кораблю подогнали электрокару (аэродромный передвижной электроагрегат, на техническом жаргоне электрокара или просто кара). Подключили к борту корабля электропитание. Еще одна проверка работоспособности всех систем. Наконец к стоянке подъезжает машина комдива, с ним вместе появляется и старший инженер дивизии. Корабль поведет сам комдив, а в роли бортинженера-инструктора летит старший инженер. После короткого доклада комдиву о готовности корабля экипаж занимает свои места. Слышно как заработали бортовые преобразователи электроэнергии. Идет предполетная проверка всего оборудования составом летного экипажа. Проверяют тщательно, со знанием дела. И вот в форточке правого борта кабины появляется поднятая рука комдива (***): просьба на разрешение выруливать со стоянки. Наземный инженер корабля дает отмашку флажком. Двигателям добавляют обороты. Корабль тяжело трогается с места и, чуть-чуть покачивая плоскостями с наполненными в них «под завязку» топливными баками выруливает на взлетную полосу. На взлетной полосе разворачивается по направлению «запад-восток», останавливается, еще одна проба двигателя, получение разрешения на взлет от руководителя полетами, включение полного форсажа и ... корабль, разгоняясь, устремляется к восходящему солнцу. К самому концу полосы отрывается от нее и постепенно исчезает в туманной дымке. Мы с напряжением следим за ним до тех пор, пока корабль не скрывается в лучах восходящего солнца, облегченно вздыхаем и идем отдыхать, еще не зная, на какой подвиг мы проводили этот экипаж...
Лишь значительно позже, по отрывочным рассказам членов экипажа, прояснилась картина полета. Оказывается корабль после взлета взял курс на север. Где-то в районе Мурманска-Оленегорска развернулся на восток, пролетел вдоль южных берегов всех морей Северного Ледовитого океана, дошел до Чукотки, там развернулся на юго-юго-запад, прошел вдоль западных берегов морей Тихого океана, дошел до Приморья, там снова развернулся, теперь уже на запад, пересек почти всю территорию Союза с востока на запад, и на следующий день утром мы его встречали на своей базе. Самолет приземлился, самостоятельно заруливает на стоянку. Очень усталые, но чрезмерно счастливые члены экипажа выходят на бетонку. Короткая благодарность всем нам от комдива, поздравления друг другу, мы тоже все довольные и радостные идем отдыхать.
Этот полет не афишировался средствами массовой информации, хотя были побиты все возможные рекорды длительности и дальности полета. Видимо в те годы считалось ненужным раскрывать стратегические возможности самолета Ту-95. Да и сам полет, я так подозреваю, проводился без особой поддержки и одобрения Москвы. Скорее всего это была инициатива и необыкновенная настойчивость генерала Молодчего А.И.
С высоты своих приближающихся 80-ти лет, оглядываясь назад, с гордостью вспоминаешь, что в становлении могучего Воздушного Флота страны, есть частичка, пусть небольшая, и твоего труда.
Рига, сентябрь 2005 года.
(*) - символично, что в книге А.И. Молодчего «Самолеты уходят в ночь» так же называется глава, посвященная бомбардировке Кёнигсберга 19.08.1942 г.
(**) - 106-ая ТБАД, первая «стратегическая» дивизия советских ВВС.
(***) - обычно старший начальник (инспектирующий), безусловно являясь старшим на борту, занимает место на «правой чашке», помощника командира корабля.
Оценка: 1.4706 Историю рассказал(а) тов. alexl : 16-08-2013 15:16:24
Обсудить (34)
22-08-2013 18:07:06, zjn
Вне, всяческих, сомнений....
Версия для печати
Читать лучшие истории: по среднему баллу или под Красным знаменем.
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю
Архив выпусков
Предыдущий месяцАвгуст 2013Следующий месяц
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Предыдущий выпуск Выпуск N2859Следующий выпуск

Категории:
Армия
Флот
Авиация
Учебка
Остальные
Военная мудрость
Вероятный противник
Свободная тема
Щит Родины
Дежурная часть
 
Реклама:
Спецназ.орг - сообщество ветеранов спецназа России!
Интернет-магазин детских товаров «Малипуся»




 
2002 - 2025 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru