Bigler.Ru - Армейские истории, Армейских анекдотов и приколов нет
Rambler's Top100
 

Выпуск N 3102

30.11.3103-25.08.2016

Военно-исторический календарь

17-08-1681

(27 августа н.ст.) Скончался Никон (Никита Минов), патриарх. Церковные реформы, проведенные Никоном, вызвали раскол в православной церкви, а его вмешательство в жизнь государства привело к разрыву с царем, в результате которого Никон был лишен сана патриарха и сослан. Никон был очень яркой и неординароной личностью. Интересна его идея создать на Руси некое подобие Святых мест, дабы верующие могли совершать паломничество, не пересекая границ. Ново-Иерусалимский монастырь в подмосковной Истре и прилегающий парк и есть реализация этой идеи. Монастырь неплохо сохранился, уцелел и скит Никона, а вот великолепный собор взорвали немцы. Взорвали просто так, никаких боев там не было. Реставрационные работы закончены, в результате получился яркий и безвкусный новодел.

  Кадет Биглер
17-08-1739
(28 августа н.ст.) Сражение у села Ставучаны (12 км юго-зап. г. Хотин, ныне Ставчаны, Украина) в ходе русско-турецкой войны 1735-39 гг. Русская армия под командованием фельдмаршала Б.X. Миниха (около 48 тыс. чел., 250 орудий), турецкие войска сераскера Вели-паши (ок. 20 тыс. чел., 70 орудий) занимали сильно укреплённую позицию на высотах между Недобоевцами и Ставучанами. Русские стремились овладеть Хотином. Вели-паша, также готовившийся к активным действиям, направил конницу в тыл русской армии (до 50 тыс. чел.) и на её фланги (около 10 тыс. чел.). Утром 17 августа специально выделенный русский отряд (до 9 тыс. чел., ок. 50 орудий) предпринял демонстрацию атаки. Главные силы русской армии имитировали готовность развивать его успех. Вели-паша перебросил часть своих войск на правый фланг, значительно ослабив левый. Русские войска атаковали центр и левый фланг позиции противника. Попытки турецкой артиллерии, занимавшей господствующую высоту, остановить атаку русских войск успеха не имели. Русские канониры, втаскивая орудия в гору, подавляли артиллерию противника. Не дала результата и контратака янычар, поддержанная турецкой конницей. К вечеру 17 августа русская армия захватила турецкую позицию. Турецкая армия, потеряв до 1 тыс. чел. убитыми и 50 орудий, в беспорядке отступила. Потери русской армии - 13 убитых и 51 раненый. Следствием победы явилась капитуляция крепости Хотин 19(30) августа и занятие в начале сентебря 1739 г. большей части Молдавии. Турция пошла на заключение 18(29) сент. Белградского мирного договора 1739 г., который, однако, вследствие выхода Австрии из войны сводил на нет успехи русской армии. В Ставучанском сражении русские войска, отражая атаки турецкой конницы с флангов и тыла, применили боевой порядок каре.
  max
17-08-1806
Прибытием в Кронштадт двух небольших исследовательских шлюпов ("Нева" и "Надежда"), завершилось первое русское кругосветное плавание, длившееся 3 года и 12 дней. Инициаторами путешествия выступили российский адмирал Иван Крузенштерн и капитан первого ранга Юрий Лисянский. Путешествие Крузенштерна и Лисянского внесло значительный вклад в развитие отечественной географии и картографии, а также положило начало целому ряду русских кругосветных экспедиций.
  Кадет Биглер
17-08-1812
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов назначен главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. Русское дворянство было недовольно общим ходом войны и отступательной стратегией Барклая-де-Толли, вследствие чего и приняло решение о замене полководца. До этого, на начальном этапе войны, Кутузов занимал пост командующего Петербургским и Московским ополчениями.
  Кадет Биглер
17-08-1836
По повелению императора Николая I в Московском Кремле был установлен Царь-колокол - выдающийся памятник русского литейного искусства XVIII века. В 1730 г. императрица Анна Иоанновна приказала перелить разбитый колокол Григорьева с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тыс. пудов. После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными в 1733-1735 гг на Пушечном дворе. 20 мая 1737 г. во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок. Колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой версии он упал и разбился. В 1792 г. и в 1819 г. делались неудачные попытки поднять колокол, но в 1836 г. Царь-колокол был наконец-то поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на постамент, исполненный по проекту Огюста Монферрана.
  Кадет Биглер
17-08-1878

(29 августа н.ст.) Родился Александр Андреевич Свечин, русский военный историк, генерал-майор (1916 г.). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1897 г.) и Академию Генштаба (1903 г.). Участник русско-японской и первой мировой войн. В 1917 г. начальник штаба Северного фронта. В Красной Армии с 1918 г. С ноября 1918 г. профессор Академии Генштаба РККА. Автор многих трудов по военной тактике и стратегии. Незаконно репрессирован и расстрелян 29.07.38 г. Ценность наследия Свечина по-настоящему не осознана и в наши дни.

  Кадет Биглер
17-08-1915
В ночь на 17 августа 1915 года (по новому стилю) у острова Эзель (ныне Сааремаа) состоялась артиллерийская дуэль эскадренного миноносца "Новик" с германскими новейшими эсминцами "V-99" и "V-100". "Результат боя, - вспоминал впоследствии старший минный офицер "Новика", - надо считать для нас блестящим, так как противник в сумме был значительно сильнее "Новика", имея шесть 100-мм орудий против наших 4-х примерно того же калибра". В германские миноносцы попало 11 снарядов из пушек "Новика", в германских экипажах было убито 17 человек, 39 ранено и 6 пропало без вести. Особенно серьёзные повреждения получил "V-99" - корабль потерял управление, запутался в противолодочных сетях и, пытаясь высвободиться, налетел кормой на две русские мины, взрыв которых довершил дело.
  Рядовой необученый
17-08-1933

Пуск первой советской жидкостной ракеты ГИРД Р-1 ("09"), конструктор М.К. Тихонравов, полигон в Нахабино (это километрах в 30 от Москвы). ГИРД сами сотрудники расшифровывали как "Группа инженеров, работающих даром".

  Кадет Биглер
17-08-1944
Английская авиация выполнила одну из самых массированных бомбардировок Второй мировой войны, уничтожив порт Киля.
  Кадет Биглер
17-08-1945
На этот день у Гитлера была запланирована ядерная атака США, цель: Сан Франциско. Альтернативные цели: Лос Анжелес, Вашингтон. 25 марта 1945 г. грузовая подлодка U-234 типа XB (капитан Fehler) взяла курс на Японию, имея на борту 560 кг оксида урана, 3 разобранных самолёта (2 реактивных МЕ.262 и 1 МE.163 с ракетным двигателем) и 3 тонны чертежей. Среди пассажиров были немецкие и японские инженеры, ученые и военные. Предполагалось, что ураном в Японии должны были быть снаряжены обычные бомбы, затем два подводных японских авианосца (субмарины класса I-400) доставили бы самолёты, оснащённые этими бомбами к берегам США, и там "грязные" бомбы были бы сброшены на города. 8 мая Fehler получил известие о капитуляции Германии и приказ немецкого генштаба сдаться союзникам. U-234 сдалась американцам 14 мая. Японские офицеры покончили самоубийством приняв смертельную дозу снотворного и были похоронены в море за день до этого. Раскрытие этих планов сыграло значительную роль в решении о применении ядерного оружия против Японии. (По материалам программы Dead Men's Secrets: Hitler’s Nuclear Arsenal, History Channel)
  Филипп Филиппыч
17-08-1945
В этот день у берегов Аргентины всплыла подводная лодка типа VIIC U-977 (командир - обер-лейтенант цур зее Хайнц Шаффер). Сперва к ней подошли несколько рыбацких лодок. Потом подплыл тральщик и две аргентинские подлодки. На борт U-977 сошел аргентинский офицер, который сопроводил подлодку в гавань Мар-дель-Платы. Так закончился 2-й боевой поход ПЛ, начавшийся 2-го мая с выходом из норвежского порта Кристиансанн и продлившийся 108 дней. Гросс-адмирал Дёниц лично поставил Шафферу боевую задачу проникнуть в гавань Саутгемптона и нанести как можно больше вреда кораблям противника. Уже было известно о самоубийстве Гитлера, но Дёниц закончил свою речь словами: «Сражайтесь до конца. Германия никогда не сдастся». Поэтому известие о капитуляции Германии, полученное по радио, повергло командира в шок. Он собрал команду и предложил не сдаваться в плен, а плыть в дружественную Аргентину и поставил вопрос на голосование: 31 человек проголосовали «за». Остальных высадили на остров рядом с Бергеном. В течение 66 дней (с 10 мая по 14 июля) ПЛ двигалась без всплытий под шнорхелем. Экипаж был интернирован и допрошен срочно прибывшей комиссией из ошарашенных американцев и англичан, которых интересовал главный вопрос: «Куда вы спрятали Гитлера?» Но команда решительно отрицала присутствие на подлодке Гитлера или кого-то еще из нацистских бонз. Так закончилась история Кригсмарине: 863 ПЛ, участвовавших в боевых действиях, потопили и повредили 193 военных корабля, а также потопили 2759 грузовых судов. Из них было уничтожено 753 субмарины, при этом погибло 32 тысячи подводников из 39 тысяч.
  Питерский банкир
17-08-1977
Советский атомный ледокол "Арктика" первым из надводных кораблей достиг Северного полюса.
  Анка
17-08-1982
Выпущен первый в мире коммерческий серийный компакт-диск. По заказу Philips его произвёл завод звукозаписывающей компании Polygram. На нем был записан альбом "The Visitors" группы АВВА. Изначально предполагалось, что ёмкость одного CD диаметром 115 мм составит ровно 1 час звука. Но легенда гласит, что планку подняли до 74 мин., чтобы на диск полностью поместилась Девятая симфония Бетховена.
  Кадет Биглер
17-08-1991
На секретном совещании в Москве принято решение о начале действий ГКЧП 18 августа.
  Кадет Биглер
17-08-1998
Обвал курса рубля. Тоже история...
  Кадет Биглер
17-08-2009

Произошла авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Из-за разрушения гидроагрегата в машинный зал станции под большим напором стала поступать вода, затопившая зал и технические помещения под ним. Были повреждены все десять гидроагрегатов станции, из них три полностью разрушены. Короткое замыкание в системах управления генераторов привело к полному прекращению работы ГЭС. В результате техногенной катастрофы погибли 75 человек, 13 получили травмы. Ростехнадзор непосредственной причиной аварии назвал разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата.  Работы по восстановлению и комплексной модернизации Саяно-Шушенской ГЭС завершились 12 ноября 2014 г., когда был введён в строй гидроагрегат № 2. 24 декабря 2014 г. оглашен приговор. Бывший директор ГЭС Николай Неволько и главный инженер Андрей Митрофанов получили по 6 лет колонии. Зам. главного инженера станции Евгений Шерварли и Геннадий Никитенко получили 5,5 лет и 5 лет 9 месяцев соответственно. Работники службы мониторинга оборудования ГЭС Александр Матвиенко и Александр Клюкач получили по 4,5 года лишения свободы условно. Седьмой признанный виновным сотрудник станции Владимир Белобородов был амнистирован.

  Кадет Биглер
17-08-2025

18 августа 1933 года на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе (бывшее Ходынское поле) состоялся первый авиационный праздник, посвящнный Дню Воздушного флота СССР. Отсюда берет начало праздник. Теперь празднуется в 3 воскресенье августа.

  Кадет Биглер

Армия

Место и время действия:
1986 год. 5 июня. СССР. Дальний Восток. г. Хабаровск.

Общепринято было, что на Дембель, обычный советский солдат должен уходить в поглаженных утюгом сапогах со сточенными и подкованными каблуками, в начёсанной шинели (осень) или парадке с аксельбантами (весна). Подпоясываться надо было исключительно кожаным (не дерматиновым) ремнём, потёртым наждачкой и пропитанным марганцовкой до цветов неестественной побежалости. Отполированная рандоль должна была окаймлять все лычки, петлицы, шевроны и даже (видел у некоторых) служить подложкой под кокарду! В руках дипломат, в котором дембельский альбом, ... и т.д..., и прочие стереотипы...

А я, двадцатилетний паренёк, как сейчас помнится, получив на вечерней поверке из рук отца-командира всё необходимое (предписание, проездные и т.д.), и тепло попрощавшись со всеми сослуживцами, отбыл по вечеру из ставшей почти родной ВЧ на Родину к Маме - одевшись по гражданке и с небольшим чемоданчиком в руке. А Родина - это пос. Николаевка, 50 км от Алма-Аты, Казахстан.

Ночной Хабаровский аэропорт встретил неестественным столпотворением и людской давкой перед кассами. Отстояв часа 2, я пробился к окошечку «воинской» кассы, протянул проездные и превозмогая гул толпы произнёс: - Мне, пожалуйста, в Алма-Ату билет. На ближайший рейс.
Дебелая, пергидрольная тётка-кассирша посмотрела на меня из амбразуры своего окошка, как на идиота и сказала:
- На Алма-Ату на 25-ое число могу продать. Выписывать? ... Говори скорей! За тобой люди ждут (а дело было 5-го))).
Я не знаю и не помню до сих пор, что именно произошло в тот момент. Может моя физиономия что-то выразила от этой перспективы. Может она заметила тельник, выглядывающий из-под рубашки... Может сопоставила, что в её «воинскую» кассу, с таким молодым лицом и тщедушным телосложением, может ломится только «срочник»... Да ХЗ...
Но эта злобная и упивающаяся своей властью над людьми тётка, вдруг как-то разом подобрев, спросила:
- Чё, на дембель, домой?
Я кивнул и промямлил что-то утвердительное, но тут же нарвался на жёсткий вопрос:
- А чё так поздно отпустили? Залётчик?!
- Да не.., мастерскую сдавал. Попросили задержаться.
Тут эта злобная тётка, сменив гнев на милость, велит:
- Ну, ты постой тут недалече. Я тебя кликну. Только далеко не отходи.
Я оттискиваюсь вглубь толпы вокруг касс и пытаюсь занять там устойчивое положение, и не выпустив, при этом, из рук свой чемодан... и так часа полтора... А вокруг толкотня, шум, гогот и гвалт беснующихся желающих заполучить билет на самолёт. (Звучат слова: на Индигирку, два билета на Тайшет, Москва - два места!, побежали..!, Анадырь задерживается, Тюмень не принимает, Ашхабад по депутатской брони всё забрали, Ленинград - на подсадку один сказали, на Киев опоздали, Чита - только через 6 часов бронь снимут... И т.д....)
И вдруг, поверх этой голготящей толпы я улавливаю крик:
- Эй, солдатик! Ну, ты, солдат! Да, ты-ты! Иди сюда. Один билет. Ташкент через час посадка. Солдатик, это же где-то рядом с твоей Алма-Атой?
(Ничего себе «рядом»! То, что с точки зрения дальневосточника «рядом» - для нас дальше чем от Москвы до Ленинграда))). А там как же ехать..?
Я думал 3 секунды... и под настойчивое подзуживание кассирши выложил ей проездные документы и доплату, рублей на 7 большую, чем рассчитывал заплатить, добираясь домой напрямую...
И примерно через сутки я уже был Дома!!! А там Мама, метущаяся между проблемами: варениками меня на утро покормить или напечь блинов, а на обед борща или налепить пельменей -))). Довольный Папа - «Ну что, в геологию пойдёшь?»...

/// Затем была обычная жизнь - работа, семья, дети, уже внук растёт...
Всё спокойно, благополучно и удачно во всех смыслах! Проблем особых нет. Житиё комфортное, деньги есть и всё честно заработано, спится сладко, кушается вкусно, мир осмотрен, аж обрыдл. Люди вокруг относятся хорошо - уважаемые уважают, неуважаемые скорее даже пресмыкаются... Ну да и Бог с ними... Не суть... И т.д. и т.п. ...///

И как-то уже, лет через 30, сидючи в удобном кресле перед компом, и читая и перечитывая «Текущие», и перескакивая на «Лучшие истории» www.bigler.ru, наталкиваюсь на откровения северян и каменты к ним дальневосточников про службу в стародавние времена...
И всяческие там перлы:
«Великий весенний исход на юга»
Каково это было - отправить на лето семью на материк...?
«Замполит помог с билетами».
«Трое суток в аэропорту ...»
«Начинали охотиться за билетами с конца апреля...»
Авторитетные такие мнения: на каждый рейс положена бронь местов - обкомовская (снимается за 6 часов), горкомовская (снимается за 3 часа) и бронь КГБ (снимается за час или даже за пол-часа до вылета)!!!
И даже: - «Отправил жену в аэропорт (и тут же пустился во все тяжкие))), а она не улетела и вернулась домой...» -))))))
И так далее и тому подобное...


И пронзительно вспомнилось, как я, ничего не знающий про эти проблемы юнец, легко и просто преодолел путь до дома менее чем за сутки! 5 часовых поясов! С Дальнего Востока до центра Средней Азии! В самый пик людского переселения! В Те времена! И в тамошних условиях!
И выпукло вспоминаются хорошие люди, с которыми столкнулся на пути Домой! ---
И те искорки добра...

Хабаровск. Аэропорт. Накопитель:
Толкочусь боком и спиной с мужиком. Перебрасываемся словами - кто куда. Мужик достаёт из карманов и суёт в руки две железные баночки красной икры со словами - «На, порадуй родных!»

Ташкент. Аэропорт. Остановка автобуса:
Узбечка - распорядительница при автобусах, облаяв кого-то сбоку, и мне - «Прахади, дорогой». И к водиле - «Самат, высади салдата на вакзале».

Поезд Ташкент - Алма-Ата:
Пожилая казашка-проводница: Куда?, Чего?, Пачиму так в окно смотришь? На тебе чай-сахар. Денег не нада!

ЖД вокзал Алма-Ата:
Та же проводница, провожая: - Ой, какая же твоя мама счастливая будет..!

(как же они все во мне сразу дембеля видели - до сих пор понять не могу!!!)

Алма-Ата. Автовокзал «Саяхат»:
Утро. Первый рейс Алма-Ата - Николаевка отходит в 07-05. Автобус лихо въезжает в треугольник бордюров и ждёт пассажиров. За рулём «классический» АРА. Кепка, нос... и всё остальное...
Короткий вопрос «за довезти бесплатно» (т.к. денег нет, кончились) и нарываюсь на возглас: «Ты где служил? Я сам в Яраславле!, С прошлый год на автобус важу! Какие деньги! Садись, дарагой, давизу в лучший виде!!!»

Первым делом иду к Маме:
Стучусь и открываю дверь комнаты в конторе Мамы: -«Здрасьте, это я». Мама всплёскивает руками и не знает, что сделать: броситься ко мне или рейсфедер, заполненный тушью, в конторку положить. Выручают мамины подружки по конторе: «Иди, Нина, домой. Мы тебя отпросим..»

Мы идём с Мамой домой вдвоём по улице:
Навстречу мамина подружка, тётя Дуся: - «Ой, Ниночка, с сыном тебя!»
Мамочка перестаёт семенить вокруг меня, берёт за локоть и говорит: -«Спасибо, Дусечка! Вот, дождалась.....


И много-много других тёплых и светлых воспоминаний...!!!


А сейчас как-то всё злее...
Или ошибаюсь?
Но нет же, нет, ни единого проблеска в памяти о подобной Доброте! Ни из 90-стых, ни из 2000-х, ни сейчас вокруг... Всё только шум, гам, круть.
И как сделать, что бы не оттолкнули и не обидеть никого?
Отвоевать место и не подставиться?
Ежедневная война за место под Солнцем и борьба за выживание...
И все люди вокруг поделились на 2 категории: одной половине нужно что-то от тебя, а от другой половины нужно что-то мне... Почти без промежутка и пересечения..!
А национализм, прущий вокруг изо всех щелей..? Чечня (в 90-х), Грузия и Украина в 2000-х и сейчас...
Чё за бред?! Всем же от этого только хуже! Со всех сторон!

Это что? Старость приходит?
Да мне же только 50 недавно исполнилось...

Или через 20-30 лет и об Этом окаянном времени ностальгично повспоминать захочется..?

Честь имею!
Всем Удачи!

P.S. Хочу назад, в СССР!!! В его лучшем виде!!!
Оценка: 1.5170 Историю рассказал(а) тов. AKF-KZ : 16-08-2016 00:21:36
Обсудить (35)
26-08-2016 14:22:42, AKF-KZ
Здравствуйте! Нет, в Николаевке не живу с 1987 года. И фа...
Версия для печати
Читать лучшие истории: по среднему баллу или под Красным знаменем.
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю
Архив выпусков
Предыдущий месяцАвгуст 2016Следующий месяц
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
Предыдущий выпуск Выпуск N3102Следующий выпуск

Категории:
Армия
Флот
Авиация
Учебка
Остальные
Военная мудрость
Вероятный противник
Свободная тема
Щит Родины
Дежурная часть
 
Реклама:
Спецназ.орг - сообщество ветеранов спецназа России!
Интернет-магазин детских товаров «Малипуся»




 
2002 - 2025 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru