Выпуск N 312830.11.3129-10.02.2017
Военно-исторический календарь |
|
07-02-1238
|
Войско хана Батыя взяло приступом Владимир. Князья Всеволод и Мстислав Юрьевичи были убиты в бою, их дружины уничтожены. Большинство жителей города погибло. Москва, тогда ещё не слишком значительный город, пала за 5 дней до этого - 2 февраля. Зимой 1238 г. та же участь постигла ещё 12 городов, среди которых оказались Ярославль, Дмитров, Волоколамск, Тверь. Через 2 года орды татаро-монголов возьмут и разграбят Киев. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
07-02-1807
|
Во время русско-прусско-французской войны 1806-1807 гг. в районе Прейсиш-Эйлау 26-27 января (7-8 февраля) 1807 г. произошло сражение между русскими и французскими войсками. 4 (16) января русская армия под командованием генерала Л. Л. Беннигсена начала наступление от Бялы на запад с целью разбить изолированные левофланговые корпуса (М. Нея и Ж. Бернадота) наполеоновской армии. Из-за нерешительности Беннигсена этого достигнуть не удалось. Наполеон собрал войска с зимних квартир (до 70 тыс. чел.) и перешёл в наступление от Алленштейна (современный Ольштын) на север с целью отрезать русскую армию (78 тыс. чел., в том числе 8 тыс. пруссаков) от сообщений с Россией. Под прикрытием арьергарда генерала П. И. Багратиона главные силы русских войск отошли на позицию северо-восточнее Прейсиш-Эйлау, где произошло двухдневное кровопролитное сражение. Попытка Наполеона обойти левое крыло русских войск была сорвана их упорной обороной. Потери составили по 26-36 тыс. чел. с каждой стороны. Активные боевые действия продолжались до мая 1807 г. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
07-02-1885
|
Сформирована Воздухоплавательная команда – первое в русской армии воздушное регулярное подразделение под началом поручика А.М. Кованько. Занималось всем, что летает - от почтовых голубей до первых аэропланов. На протяжении многих лет располагалась в Гатчине, где находился учебный аэродром авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы (первый в России), и в 4-х километрах от Гатчины, в деревне Сализи – учебный полигон с аэростатами и эллингами для них. В апреле 1887 года команда была переименована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, а в мае 1890 года утверждено положение о Воздухоплавательной части и основан Учебный воздухоплавательный парк (УВП). |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
07-02-1887
|
(19 февраля н.ст.) Родился Андрей Григорьевич Шкуро (фамилия при рождении — Шку́ра, генерал-лейтенант. В Первую мировую войну - командир "особого партизанского отряда" (в нынешней терминологии - отряда спецназа), в Гражданскую - командир Кубанской казачьей бригады и конного корпуса, совершил ряд успешных рейдов по советским тылам. Войска Шкуро отличались особой жестокостью и разгулом. Во время Второй мировой войны занимался подготовкой резерва для 15-го казачьего корпуса фон Паннвица. Арестован англичанами и выдан в СССР. За сотрудничество с гитлеровцами повешен 16 января 1947 г. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
07-02-1899
|
Родился Мордух (Матвей) Борисович Шенкман — советский промышленный деятель, организатор производства, директор воронежского авиационного завода №18, первым наладившего производство штурмовика Ил-2 - самого массового советского самолёта во время войны. В ноябре 1918 г. вступил добровольцем в РККА. Сражался с Петлюрой и Юденичем. В армии был направлен в броневую автомобильную школу. В 1922 г. послан учиться в Ленинградский технологический институт. Окончив его, работал на заводе «Большевик» на должностях инженера-конструктора, мастера и начальника цеха. Ездил в командировки за границу на закупки оборудования и занимался его запуском в Советском Союзе. Работал на руководящих должностях на заводе «Двигатель» и Подольском электровозостроительном заводе. В 1928 г. был снова призван в РККА, где прошёл техническое обучение. В начале 1930-х годов - директор фабрики швейных машинок в Подольске, затем директор авиазавода в Таганроге. В годы репрессий Шенкман на приеме у Сталина подписал документ, запрещающий работникам НКВД находиться на территории завода, прекратив тем самым истребление ведущих специалистов и начальников цехов. В 1938-1941 гг. - директор Воронежского авиационного завода №18 им. Ворошилова. После эвакуации завода в Куйбышев, в промышленную зону Безымянка, выпуск Ил-2 был возобновлён уже к ноябрю 1941 г. Ему адресована знаменитая телеграмма Сталина:
«Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Если 18 завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше "Ил"ов. Предупреждаю последний раз. СТАЛИН»
Шенкман не струсил и ответил Сталину:
«Вашу справедливую суровую оценку нашей плохой работы довели до всего коллектива. Во исполнение Вашего телеграфного указания сообщаем, завод достиг ежедневного выпуска 3 машин, 19 января по 6 машин, 26 января 7 машин. Основной причиной отставания завода по развороту выпуска самолётов является размещение на недостроенной части завода. Настоящее время не достроены корпус агрегатных цехов, кузница, корпус заготовительно-штамповочный, компрессорная. Отсутствуют воздух, тепло, кислород, жилье для рабочих. Просим Вашей помощи по ускорению окончания строительства, ускорению снабжения завода готовыми изделиями, материалами. Просим обязать соответствующие организации мобилизовать для нас рабочих и улучшить питание рабочих. Коллектив завода обязуется позорное отставание ликвидировать. Шенкман».
Всего через полгода после начала работы завод выпускал продукцию уже с перевыполнением плана.
23 мая 1942 г. Шенкман погиб в авиационной катастрофе. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
07-02-1903
|
(20 февраля н.ст.) Родился Доватор Лев Михайлович, Герой Советского Союза (посмертно), генерал-майор. В начале войны командовал кавгруппой, провел в августе-сентябре рейд по тылам противника на Смоленщине, командовал 3-м и 2-м гвардейским кавкорпусом. Убит в декабре 1941 г. в бою под Рузой. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
07-02-1907
|
(20 февраля н.ст.) Родился Семён Михайлович Штеменко (ск. 23 апреля 1976 г.), генерал армии. В годы войны - офицер-оператор Генштаба (замнач и начальник направления, 1-й зам и начальник ОперУ). С 1948 по 1952 гг. - начальник Генштаба и замминистра Обороны СССР, с 1968 г. - начальник штаба Объединённых ВС Варшавского договора. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
07-02-1909
|
(20 февраля н.ст.) Родился Григорий Яковлевич Бахчиванджи, советский летчик-испытатель. Погиб в 1942 г. при испытании экспериментального реактивного истребителя БИ-1 с ЖРД. Для работы тогдашних ЖРД требовалась кислота, поэтому летать на БИ-1 было смертельно опасно. Химические ожоги летчиков и отравления парами кислоты были в порядке вещей. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
07-02-1918
|
Народный комиссариат по военным и морским делам отдал приказ № 84, которым предписывалось полностью сохранить для трудового народа все авиационные части и школы. Согласно этому приказу авиационные отряды старой армии не демобилизовывались, а переформировывались в авиаотряды Красного Воздушного флота. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
07-02-1920
|
Красная Армия освободила Одессу от белогвардейцев.
|
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
07-02-1920
|
По постановлению Иркутского ВРК расстрелян адмирал Александр Васильевич Колчак. Его тело было сброшено в прорубь. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
07-02-1921
|
В Суйдуне (на территории Китая) в результате спецоперации ВЧК убит атаман Оренбургского казачества, генерал-лейтенант А.И. Дутов. После поражения армий Колчака и Анненкова под натиском РККА отряд Дутова перешел границу с Китаем, но борьбу с Советской властью атаман не прекратил. Член РВС Туркестанского фронта Г.Я. Сокольников совместно с Председателем ВЧК Ф.Э. Дзержинским приняли решение о ликвидации Дутова. Группу агентов ВЧК возглавил Касымхан Чанышев – выходец из богатой татарской семьи, перешедший на сторону красных. Группа Чанышева смогла ликвидировать и атамана, и охрану, и без потерь вернулась в Россию. По мотивам этих событий в СССР в 1970 году был снят первый фильм тетралогии о чекисте Чадьярове «Конец атамана». |
| Поделиться:
|
| |
Питерский банкир
|
|
07-02-1926
|
Родился Константин Петрович Феоктистов (ск. 21 ноября 2009 г.) - лётчик-космонавт СССР (1964 г.), Герой Советского Союза (1964 г.), доктор технических наук (1967 г.), профессор (1969 г.). Член первого в истории освоения космоса экипажа из трёх человек (вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым) на первом аппарате новой серии "Восход" (впервые - без скафандров). Участник Великой Отечественной войны. В 1949 г. окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1964 г. в отряде космонавтов. К. П. Феоктистов был первым гражданским космонавтом и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт. К. П. Феоктистов был первым конструктором космических кораблей, опробовавшим своё детище "в деле". Видный и активный представитель "гражданского лобби" в космических программах. С 1990 г. преподавал в МГТУ им. Баумана. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
07-02-1943
|
По трехсотметровому низководному мосту через Неву, построенному воинами-железнодорожниками всего за 10 суток, паровозная бригада машиниста И. Пироженко провела первый поезд с продовольствием от сибиряков и уральцев для блокадного Ленинграда. Паровоз ЭУ 708-64 установлен как памятник на платформе вокзала станции «Волховстрой-1».
www.mil.ru |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
07-02-1956
|
Родился Майданов Николай Сайнович. С 1974 по 1976 г. проходил службу по призыву в ГСВГ. В 1976 г. поступил в Саратовское ВВАУЛ. После окончания училища в 1980 г. проходил службу в ЮГВ, Одесском, Туркестанском, Забайкальском военных округах. С 1992 г., после окончания Академии им. Ю.А. Гагарина, служил в Средне-Азиатском, Северо-Кавказском военных округах. Дважды за время прохождения службы направлялся в ДРА, в период с 1984 по 1985 г. и с 1987 по 1988 г. Выполнил 1500 боевых вылетов с огневым поражением противника с общим налетом 1200 часов. Принимал участие в десантных операциях в районах Пандшер, Ташкудук, Мазари-Шариф, Газни, Гардез, Джелалабад, Бараки, Файзабад. Высадил более 200 десантных групп. На вертолете Ми-8 одним рейсом эвакуировал 46(!) человек с двух сбитых вертолетов, попавших в окружение (Майданов разогнал перегруженный вертолет по-самолетному, и бросил его в ущелье, в падении раскрутив винт и сумев удержать машину в воздухе - прим. Ioann). С территории, занятой душманами в районе населенного пункта Тулукан, эвакуировал летчика, катапультировавшегося с сбитого Су-25. 29 июля 1988 г. за проявленную доблесть был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина. С июня 1988 г. - командир войсковой части. С августа 1999 г. принимал участие в контр-террористической операции. Руководил личным составом части, выполнявшей боевые задачи на территории республики Дагестан и Чеченской Республики. За Ботлихскую операцию награжден орденом Мужества. 29 января полковник Майданов погиб при выполнении боевого задания. В 2000 г. Указом Президента Российской Федерации полковнику Майданову было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). |
| Поделиться:
|
| |
Ioann The Angry
|
|
07-02-1981
|
Самолет Ту-104А авиации ТОФ (регистрационный № СССР-42332) с высшим командованием Тихоокеанского флота, в том числе - главкомом Э. Спиридоновым, направлявшийся с промежуточными посадками во Владивосток после 10-ти дневных командно-штабных учений, разбился сразу после взлёта с военного аэродрома Пушкин. Через 8 секунд после отрыва при снегопаде на высоте 40 м вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С креном на правое крыло 20º и пологим снижением самолёт столкнулся с землей в 500 м от ВПП, разрушился и сгорел. Погибли все 50 человек, находившиеся на борту самолёта - 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Среди пассажиров на борту самолёта находились 13 адмиралов, 3 генерала и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот ВМФ СССР. Зв всю Великую Отечественную погибло меньше флотских военачальников. По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза, в том числе мебель и телевизоры. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что и повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю. - КБ |
| Поделиться:
|
| |
Кот Бегемот
|
|
07-02-1992
|
Отводя падающий самолет от с. Хворостянка Липецкой области, погиб начальник ЦБПЛФА (Центр боевой подготовки лётчиков Фронтовой авиации - КБ)- Суламбек Сусаркулович Оскаров. Герой России (посмертно). |
| Поделиться:
|
| |
1avn
|
|
07-02-1992
|
При выполнении тренировочного полёта в сложных метеорологических условиях у самолёта МиГ-29, который пилотировал начальник Липецкого центра переучивания лётчиков генерал-майор Суламбек Осканов, произошёл отказ авиагоризонта, в результате чего в условиях плохой видимости была потеряна пространственная ориентировка. Выйдя из облаков, лётчик увидел перед собой населённый пункт. Ценой собственной жизни он сумел предотвратить падение самолёта на посёлок Хворостянку Добринского района Липецкой области, отвернув от него в последние секунды полёта с 12-кратной перегрузкой. Самолёт упал в поле у окраины деревни Казельки Добринского района.
Генерал Осканов стал первым в истории Героем Российской Федерации.
Похоронен на родине в Ингушетии. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
|
 |
Свободная тема |
 |
Ташкентские путевые заметки (трехлетней давности, найденные вчера)
Командировка была короткая, три дня. Из гостиницы утром на машине в офис, вечером обратно в гостиницу. А после 7-8 вечера уже все закрыто, кроме ресторанов. Рынок "Боз бозори" располагается по соседству с офисом заказчика. Поэтому весь "репортаж" сложился из увиденного по дороге, созерцания окрестностей офиса и рынка на перекурах между проектными делами, вечерних посиделок в ресторане и рассказов главного инженера ташкентской конторы об особенностях местной жизни.
Автопарк Ташкента состоит из трех больших частей: ДЭУ (Матизы и прочие), Шевроле всяких мастей и советский автопром ("копейки", "Москвичи-412", "Волги" и т.п.). ДЭУ и Шевроле - местной сборки, советские машины неплохо сохранились из-за сухого климата. Есть немного и других машин, в том числе российских, но все импортные машины облагаются большими пошлинами и обходятся в два раза дороже. А чтобы купить машину узбекской сборки, нужно заплатить ее полную стоимость, встать на очередь, ждать примерно год, и потом еще доплатить разницу, возникшую из-за вечноголодной инфляции.
Курсы валют - 80-85 узбекских сумов за 1 рубль. 1 "угрюмый енот" - 2000-2700 сум. Цены, как обычно, высокие на все привозное и намного ниже на все местное. В больших магазинах (типа "Кorzinka.uz") на полках все то же, что в Москве или Волгограде, только на ценниках нулей больше. Рынок уже радует местным колоритом. Укроп, кинза, прочая зелень, овощи и фрукты пахнут издалека и очень душисто, сразу обращаешь на это внимание. Десяток яиц на рынке - 450 сум, то есть 5-6 наших рублей, традиционная узбекская лепешка - 15-20 рублей. Самса (приготовленная в тандыре и очень вкусная) - 7 рублей, местная минералка - 10 рублей. Проезд в метро - 10 рублей. Поужинать втроем в ресторане - 500-600 рублей (если без употребления зла).
Сами деньги - отдельная история. Купюры в ходу по 500 и по 1000 сум, расчеты в основном пачками, перетянутыми резинками. Говорят, при крупных покупках могут на вес деньги принять, если нет бухгалтерской машинки для пересчета купюр. Технология виртуозного пересчета денег вручную - местная достопримечательность и освоить ее непросто. Хоть нам и показали и рассказали, как это правильно делается (наберите в Ютубе «Как правильно считать узбекские деньги»), но за их скоростью пересчитывания нам не угнаться. Обычных кошельков там нет, деньги носят в сумках. Видел у некоторых мужиков местный "кошелек" - симпатичный чемоданчик размером с том "Войны и мира".
Шурпа, лагман, самса, шашлык - все очень вкусно и в ресторане, и в простой кафешке. Если что-то сделано из баранины - не факт, что это заметишь, они умеют ее готовить. Чай, кстати, во всех заведениях (и в офисе тоже) приносят в чайниках, а не в чашках.
Из ресторанов запомнился "Сис-Сим" - большой, очень известный восточный ресторан, где по вечерам на двух этажах и в подвале собирается куча народу. Иностранцы туда приезжают целыми автобусами. В "Сим-Симе" и в ресторане "Бек" можно увидеть и танец живота (восточные красавицы пользуются заслуженным вниманием), и кавказскую лезгинку в исполнении джигитов с кинжалами. И, похоже, ни один вечер не обходится без фонограммы Наташи Рудиной "О, Боже, какой мужчина!".
Ташкент - вполне современный город, если не считать кварталов с частной застройкой. Люди постарше с уважением вспоминают, как после сильного землетрясения в 1966 году город отстраивал почти заново весь Советский Союз. Сейчас на государственных учреждениях надписи на узбекском и на латинице. На торговле, автосервисах и прочих - на узбекском и на русском.
Не сказал бы, что в городе много зданий "восточной" архитектуры. Да и местных жителей в халате и прочей узбекской одежде видел всего пару раз за три дня, все в городе одеты по-современному. Как сказал один из коллег, в столицы ездить смысла нет, они во многих странах "на одно лицо", а достопримечательности нужно искать в маленьких отдаленных городах. Для Узбекистана, наверное, это Самарканд или Бухара.
Самый Большой Босс в той конторе, куда мы ездили - кореец. Его замы и начальники отделов - узбеки. Главный инженер - русский. Бухгалтерия - русские женщины, начальница над ними - сразу не определишь (похоже, папа русский, а мама - узбечка). Уборщицы в офисе - русские. Системный администратор - эффектная восточная красавица лет 27.
Узбекские коллеги-проектировщики опоздали на совещание на 3 часа. Они утром вылетели из Бухары в Ташкент, но совершили незапланированную промежуточную посадку в Самарканде (можно сказать, почти по пути). Два пассажира высадились там, а остальные продолжили путь в Ташкент. Местные сказали, что это не такой уж исключительный случай, просто уважаемым людям срочно нужно было в Самарканд.
Много всяких непривычных тонкостей. Например, если ты не гражданин Узбекистана, то купить билет на самолет можешь только за валюту. Официальный курс обмена доллара - грабительский. Наличку снять с карточек очень и очень трудно. Банкоматов почти нет. Хождение иностранной валюты ограничено. Способы добычи налички разные, например на заправке пенсионеры просят у водителей наличку, а за бензин платят со своих карточек.
Жизнь в Ташкенте и в областных городах, а тем более - в поселках сильно отличается. "При Советском Союзе было лучше. Колхоз был. Зарплата была." А сейчас сравнительно неплохо живут те семьи, у которых есть возможность хотя бы одного человека отправить на заработки в Россию. Если нет - то мясо на обед один раз в неделю, остальное - что Аллах пошлет.
В то же время государственная политика направлена на пресечение трудовой миграции. Уезжающие на заработки подвергаются всяческим гонениям. В колледжах и вузах с молодежью проводят беседы и берут с них подписку о невыезде на работу в другие страны. А по официальным данным - 46 процентов населения живет за счет родственников, работающих в России.
Мы спросили главного инженера, не планирует ли он уехать? Он ответил: "Я этим живу. Сын уже давно в Подмосковье прочно обосновался. А я мать оставить не могу, ей за 80 и переезжать она никуда не хочет".
Один из дней начался с переполоха. Абоненты местного Билайна получили смс-ки о том, что с 5.00 завтрашнего дня Билайн прекращает работу в Республике Узбекистан. Народ научен горьким опытом, ибо несколько лет назад в Узбекистане закрыли деятельность МТСа. Просто закрыли и все. Под предлогом неправильного оформления земли под ретрансляционными вышками. Обещали рассмотреть вопрос возврата пропавших денег (у кого 10 неизрасходованных долларов на МТС-симке было, а у кого и 100), но не рассмотрели. Поэтому народ бросился в офисы и салоны Узтелекома (конкурент Билайна, но с худшим качеством связи) покупать их симки, к 10 утра очереди были до 70 человек. Те подняли цены и ограничили продажу не больше трех симок в одни руки, а заодно вызвали на подмогу своих знакомых и родственников, которые предлагали в конце очередей симки втридорога. После обеда обнародовали разъяснение Министерства связи о том, что это слухи и закрытие Билайна не планируется. Народ послушал, вздохнул, и пошел купил еще по две симки Узтелекома. На всякий случай.
Особенности национальных традиций:
По официальным данным, на свадьбы и поминки народ ежегодно тратит громадные деньги, сопоставимые с половиной республиканского бюджета. У простого крестьянина на свадьбе может быть 250-300 человек, иначе не поймут родственники и соседи. Это дается непросто. Деньги на свадьбу начинают копить с рождения ребенка, отказывая себе во всем. Ребенкам не разрешается сорвать виноградину в саду, все выращивается на рынок, на продажу, и т.д. Чтобы как-то разорвать этот заколдованный круг, правительство несколько лет назад издало указ, призывающий отказаться от "излишней помпезности" и ограничить количество гостей на праздниках. К этому указу отношение неоднозначное и спорное. "Восток - дело тонкое" (с).
Вот, в общем-то и все. В гостях хорошо, а дома лучше.
|
| Поделиться:
|
Оценка: 1.5000 Историю рассказал(а) тов.
Нойруппин
:
06-02-2017 12:05:21 |
|
Обсудить
(13)
|
|
08-02-2017 13:32:22, серегин
|
|
В частности в Казахстане, на свадьбе еще принято дарить под... |
| Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|