Выпуск N 150030.11.1500-15.11.2006
Военно-исторический календарь |
14-11-1263
|
По пути из Орды умер Александр Невский (р. 1221 г.?), князь новгородский в 1236-51 гг., великий князь владимирский с 1252 г.. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва 1240 г.) (однако в шведской Хронике Эрика 14 века о жизни Биргера этот поход вообще не упоминается) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242 г.), обезопасил западные границы Руси.
Считается, что именно за победу над шведами князя стали называть Невским, но впервые это прозвище встречается в источниках только с 14 века. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то возможно таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Канонизирован Русской православной церковью. |
Поделиться:
|
|
РПГ
|
14-11-1803
|
Впервые в истории российского флота пересекли экватор два трехмачтовых шлюпа - "Надежда" (450 т.), под командованием капитан-лейтенанта И.Ф. Крузенштерна, и "Нева" (350 т.), под командованием капитан-лейтенанта Ю.Ф. Лисянского. 26 июля 1803 г. экспедиция под общим руководством Крузенштерна вышла из Кронштадта в первое в истории Российского флота кругосветное путешествие. 22 июля 1806 "Нева" первой вернулась в Кронштадт. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла "Надежда". Но слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия. |
Поделиться:
|
|
Gosa
|
14-11-1851
|
Прошел первый поезд между Санкт-Петербургом и Москвой |
Поделиться:
|
|
|
14-11-1860
|
Заключение в Пекине договора России с Китаем. Присоединение к России Уссурийского края. |
Поделиться:
|
|
РПГ
|
14-11-1893
|
(26 ноября н.ст.) Родился Александр Игнатьевич Седякин, советский военачальник, командарм 2 ранга. В 1915 г. окончил Иркутское военное училище. Участник Первой мировой войны, штабс-капитан. Во время Гражданской войны командовал бригадой, дивизией. С 1927 г. заместитель начальника Главного управления Красной Армии, инспектор пехоты и бронесил РККА. В 1933-1936 гг. начальник Управления ПВО РККА. Незаконно репрессирован и расстрелян в 1938 г. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
14-11-1909
|
В семье фермера в штате Висконсин родился будущий сенатор Джозеф Реймонд Маккарти, один из самых колоритных американских политиков времен холодной войны. До февраля 1950 г., когда Маккарти обнародовал в своей речи в штате Западная Вирджиния сенсационный список из 205 тайных коммунистов, состоящих на службе в Госдепартаменте, он выделялся разве тем, что в 1946 г. стал самым молодым в истории сенатором из Висконсина. В 1935 г. Маккарти получил диплом юриста, в годы войны служил лейтенантом во флоте, а оказавшись на Капитолийском холме, заслужил репутацию серого и бесцветного политика. В 1950 г. о Маккарти узнала вся Америка - вскоре он возглавил печально знаменитую комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. "Охота на ведьм" велась методами, весьма схожими со сталинскими, - Америку захлестнула всеобщая подозрительность, всюду выявлялись и разоблачались "коммунисты". Большим успехом Маккарти стало принятие закона 1954 г., установившего 14 признаков, по которым практически любой американец левых взглядов мог быть причислен к коммунистам и поражен в гражданских правах. Но торжество маккартизма было недолгим - уже в декабре 1954 г. сенатор фактически стал нежелательной персоной для американской власти. Маккарти спился и все чаще вел себя неадекватно. 2 мая 1957 г. он умер в возрасте 47 лет. |
Поделиться:
|
|
РПГ
|
14-11-1916
|
Родился Николай Михайлович Афанасьев (ск. 15.03.2009 г.). В 1938 г. закончил техникум механизации сельского хозяйства в г. Торжке. В 1939 г. был призван в РККА, службу проходил в танковых частях в Монголии. Во время службы, познакомившись с советскими и японскими авиационными пулеметами, разработал проект двуствольного скорострельного (до 4000 выстрелов в минуту) 7,62-мм пулемета собственной конструкции. По рекомендации Г.К. Жукова сержант Афанасьев был направлен для теоретической подготовки и дальнейшей работы в тульское ЦКБ-14 (ныне - Конструкторское бюро приборостроения). С начала Великой Отечественной войны - в действующей армии. В 1943 г. был направлен на работу в Научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения Красной Армии. Коллегами Афанасьева по полигону были Алексей Иванович Судаев и Михаил Тимофеевич Калашников. Во время работы в НИПСВО Н.М. Афанасьев разработал предохранитель от двойного заряжания минометов, конструкция которого используется до сих пор. В 1944 г. конструкция предохранителя была защищена патентом США - единственный подобный случай в истории советской оружейной промышленности. В 1948 г. вернулся в ЦКБ-14, где им были разработаны 12,7-мм авиационный пулемет А-12,7, совместно с Николаем Федоровичем Макаровым - 23-мм авиационная пушка АМ-23, совместно с Петром Герасимовичем Якушевым - 23-мм зенитные автоматы 2А14 и 2А7 (для ЗУ-23 и ЗСУ-23-4 "Шилка"). В 1960 г. был переведен в Центральное конструкторско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия, где под его руководством был создан пистолет-пулемет ОЦ-02 "Кипарис" и несколько автоматов, участвовавших в конкурсе по теме "Абакан". Всего Н.М. Афанасьев разработал более тридцати образцов стрелково-пушечного вооружения, за свою работу был удостоен званий Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии, заслуженного изобретателя России, дважды лауреата премии имени С.И. Мосина, был награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны 2-й степени и многими медалями. |
Поделиться:
|
|
Шурик
|
14-11-1918
|
Родился Павел Трофимович Морозов, пионер, выдавший своего отца, сотрудничавшего с кулаками, боровшийся с укрывателями урожая от советской власти, за что в 1932 г. был убит кулаками. Превозносимый несколько десятилетий как герой-мученик, Морозов стал затем антигероем множества публицистических статей. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
14-11-1920
|
В подмосковной деревне Кашино зажглась электрическая лампочка - первая в российской деревне! На открытие крохотной электростанции прибыл В.И. Ленин. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
14-11-1920
|
Последние корабли белого флота вышли из Севастопольской бухты. Эту эвакуацию армии генерала Врангеля за пределы страны принято считать фактом окончания Гражданской войны на Юге России. Эвакуация проходила организованно и относительно спокойно. Генералу Врангелю удалось эвакуировать с полуострова 145693 человека, из которых 100 тыс. чел. - гражданские лица. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
14-11-1930
|
Приказом ОГПУ № 386/180 основана Первая школа пограничной охраны. Ныне Голицынский пограничный институт ФСБ. Лучший в мире. |
Поделиться:
|
|
третий
|
14-11-1940
|
В результате налета 500 фашистских бомбардировщиков разрушен английский город Ковентри. Англичане к тому времени расшифровали немецкие коды и Черчилль стоял перед дилеммой: спасать город и его жителей или принести их в жертву, но не дать понять Гитлеру, что союзники раскрыли стратегическую тайну Германии. "Хитрый лис" выбрал последнее. |
Поделиться:
|
|
РПГ
|
14-11-1941
|
Английские десантники совершили неудачную попытку захвата немецкого генерала Э. Роммеля в его штабе в Ливии (в момент операции Роммель был в Риме). |
Поделиться:
|
|
РПГ
|
14-11-1941
|
В оккупированном немцами Харькове в доме № 17 по ул. Ф.Э. Дзержинского по радиокоманде, поданной с Воронежской радиовещательной станции, взорван радиофугас, установленный диверсионной группой полковника И.Г. Старинова. Техническую часть операции обеспечивали инженеры А.В. Беспамятнов и Ф.С. Коржов. В результате взрыва убит начальник гарнизона генерал-майор Браун и около 20 солдат и офицеров. Одно из первых применений радиофугасов. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
14-11-1943
|
У Бермудских островов во время учений американского флота торпеда, по ошибке выпущенная эсминцем, едва не попала в линкор "Айова", на котором в этот момент находился президент США Ф. Рузвельт |
Поделиться:
|
|
РПГ
|
14-11-1956
|
Постановлением Совета Министров СССР в г. Калинине создана Военная академия ПВО, учебный процесс в которой начался в марте 1957 г. Первым начальником академии был генерал-полковник П.Г. Шафранов. В 1974 г. ей присвоено имя Г.К. Жукова. С 1992 г. – Военная командная академия противовоздушной обороны. В настоящее время – Военная академия воздушно-космической обороны им. маршала Советского Сюза Г. К. Жукова (г. Тверь). |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
14-11-1985
|
Предатель Олег Гордиевский приговорен к смертной казни с конфискацией имущества. |
Поделиться:
|
|
Pashka
|
|
|
 |
Авиация |
 |
Дорожка, укрытая выпавшим за ночь снегом, казалась сказочным коридором в неимоверно прекрасном лесу, созданным не иначе волшебником по какой-то своей магической надобности. Изящные ели и строгие сосны, одетые в белоснежные подвенечные наряды, казались сошедщими с рождественских открыток. Тройка, показажись она за поворотом, с Санта-Клаусом в санях, никого бы не удивила. Зимняя тайга. Впрочем, в этих местах её называт пармой. В меру морозно, пронзительно солнечно и ясно. Полярная ночь вступит в свои права через час или два.
По дорожке продвигаются несколько десятков человек, уверенно направляющихся к какой-то, только им известной цели. Не толпа,хотя и идут растянувшейся гурьбой, разномастно одетые и с разнообразнейшей поклажей. Мужчины, женщины, дети. Скрип снега под ногами, гомон, смех.
Во всем их облике явственно чувствуется непонятная сила, объединяющая их всех, окутывая аурой общности, общей причастностью к чему-то серьезному. И радость на всех без исключения, даже не улыбающихся лицах. Впереди их ждало явно что-то хорошее и долгожданное.
Вот высокий, худощавый мужчина лет сорока, в черной нагольной куртке и слегка неуместной здесь фуражке с голубым околышем, оживленно беседующий со стройным блондином, облаченным в лётный камуфляж. За ними молодая, нарядная женщина,одетая совсем не по-таежному, с двумя детками, запакованными в шубы . Это командир отряда Сан Сеич и б/инженер Серёга С. со своим семейством. А вот инженер по СД, родом из черноморского города, фамилия которого совпадает с названием другого, но тоже черноморского города, что очень нравилось местным острословам. Молодая пара, прапорщик Лешка и официантка из летной столовой Рита, виновники первой свадьбы в нашем таежном гарнизоне. Не забыть мне армейский КАМАЗ, весь в грязи и разноцветных ленточках, с кольцами на кабине и куклой на лобовом стекле (до ближайшего сельсовета 8 верст по бездорожью).
Людей было много, всего около семидесяти человек. Где-то там, среди них, приближаясь к заветной цели, находился и я.
Лес, даже сказочный, когда-нибудь да заканчивается. Дорожка не подвела, вывела куда надо.Внезапно расступившийся лес открыл не менее впечатляющий пейзаж. Заснеженный простор, сверкающий в лучах клонившегося к горизонту светила. Знакомый до последнего закутка, и увиденный впервые, поражающий величием и целесообразностью. АЭРОДРОМ!
Здесь и находилась цель, вынудившая стольких людей покинуть теплые жилища и пуститься в путь через заснеженный лес. Простой полковой «горбатый», или транспортный Ил-76, если иначе. Нет, не простой он был в этот день, 27 декабря 1991 года, совсем не простой. Чудесный ковер-самолет Хоттабыча, не иначе, способный перенести куда угодно. Большинству он дарил Новый год в кругу семьи, многим встречу праздника в цивилизации, в нормальном городе, без трескучих морозов и тайги, в благополучной еще Прибалтике.
Все шло своим чередом. Лайнер усиленно готовился к вылету, суетились не на шутку, часть готовящих отбывала вместе со всеми на праздничном борту. Б/инженер Паша О. сосредоточенно докачивал крайнее ТЗ, вливая керосин под заглушку, все 90 тонн, чтобы хватило туда и обратно. Заправляться в Литве уже было проблематично. Паша - опытный и толковый технарь, прошедший многолетнюю наземную практику, но этот полет был для него первым самостоятельным в качестве б/инженера. Волновался вдвойне.
АДОшник - капитан Валера Р., из бывших замполитов, но человек свой, изгнанный из комиссаров за порядочность и разгильдяйство, пытался рассадить пассажиров, устроить груз, но на него мало обращали внимание: и так все всё знают.
Радистом пр-к Игорь Б.- лучший спортсмен части, специалист по части дефицитов, и просто хороший человек. Занят устройством жены и тещи в кабине экипажа.
Подкатили и остальные члены экипажа. Экипаж сильный подобрался. Командиром п/п-к Боря Д. - опытнейший пилот, из тех, кто чувствует ситуацию, как говорят, «жопой». Помощником ст.л-т (возможно, капитан,точно не помню) Валера К. - талантливый пилот, подающий большие надежды. Штурманом ст.л-т (капитан?) Серега М. - не менее талантливый навигатор, балагур и весельчак.
Наконец-то летим. Настроение предновогоднее, расслабленное, на борту обычная, слегка возбужденная атмосфера. Нормальная авиационная атмосфера, то есть легкий бардак, но в меру. В грузовом отсеке резвятся дети, взрослые тоже, не забывая о наступающем празднике, начинают закусывать, чередуя закуску с выпивкой. Вход в кабину экипажа почти свободный. Не обычный рейс гражданского аэробуса, где все сидят на строго указанных местах и еду приносят стюардессы, а обычный рейс военного борта, где все разместились как им удобней, едят и пьют то, что взяли с собой, и ходят по самолету как у себя дома. Группа из трех человек, включая и меня, разместилась в уютной нише недалеко от штурмана. Радуемся не меньше остальных, и под ровный рокот моторов ведем задушевную беседу, не без выпивки, конечно, закусывая заморскими деликатесами. НАТОвскими пайками - гуманитарная помощь, бля, разваливающейся российской армии от благодарного бундесвера.
Идиллию нарушил встревоженный инженер по СД майор с черноморской фамилией, спустившийся из кабины экипажа и попросивший подняться меня наверх. Был я в ту пору старшим б/инженером - инструктором эскадрильи. Встревожился тоже, инженер по пустякам отрывать от стола не будет.
В кабине все вроде как обычно, экипаж на месте, движки урчат, летим. Только приборы странно себя ведут. Стрелка указателя спойлеров мечется вверх-вниз, светотабло загораются то желтым, то красным, то зеленым, та еще новогодняя иллюминация. Топливная система в отказе, один суммарник работает. Судя по левой руке правака, периодически бьющей по переключателю вверху и слева от себя, «Рита» в истерике (речевой информатор, способный нежным женским голосом довести до инфаркта). Никто ничего не понимает, но летим. Сталкиваться с таким еще не приходилось, и что дальше делать, пока не знаем. В ход пошли инструкции, особые случаи в полете, не стесняясь, листаем книги, лететь еще три часа, а тут такие непонятки, и чем кончится, непонятно.
Поднявшийся в кабину пилот Сан Сеич (как и многие - пассажир в этот раз), чрезмерно бледный, заставил мое сердечко биться значительно быстрее. Уж его-то из-за стола могло поднять только что-то неординарное. Он произнес всего несколько слов: «Володя, левая плоскость горит!» Горело хорошо, в районе закрылка.
Сердечко уже не билось, оно просто куда-то упало. В голове пронеслось: «...системы пожаротушения там нет, кессоны полные, с таким весом сесть невозможно, аварийного слива топлива не предусмотрено... это все! Жопа!»
Но ведь летим еще пока, надо что-то делать! Книги брошены, пошли в ход все помнящие руки и лихорадочно заработали мозги.
Экстренное снижение, пламя сбили! Повторное воспламенение, очередное экстренное снижение. Командир, светлая голова, додумался: приказал отключить АЗСы левого закрылка. После этого больше не горели.
Но наступила очередь чудить гидросистеме. Уровень гидрашки начал резко падать. Вначале не особенно переживали - есть ведь вторая, аварийная. Задергались когда и вторая г/система пошла на убыль. Этого не могло быть. Конструктивно так устроено, что этого не могло произойти. Но произошло.
Снизили скорость и решили, пока есть гидрашка, хотя бы выпустить закрылки. Посадка с полным весом и с гладким крылом шансов на успех не имела никаких. Попытка не увенчалась успехом - несинхронный выпуск закрылков. Еле успели на остатках гидрашки вернуть их в исходное положение.
Ничего необычного дальше не происходило. Не горим, не падаем, рули слушаются, двигатели как часы, а в перспективе посадка с запредельным весом без механизации, аварийный выпуск шасси и, может быть, Новый год. Если долетим, если опять не загоримся.
Атмосфера на борту заметно изменилась. Экипаж уверенно вел самолет домой, советуясь с землей, однако толковых советов пока не получал.
Боковым зрением ловлю жену и мать радиста (они сидели в кабине возле термосов) перекрещивающих не то кабину, не то экипаж. В грузовом салоне не лучше. Дети уже не бегают, прижаты материнскими руками к себе. Никто не ест и не пьет. Пробираясь в конец отсека по нужде, чувствую на себе напряженные взгляды, народ пытается понять по моему лицу, насколько хреновая ситуация.
Три офицера, вольготно расположившиеся у входа в кабину, создали свого рода баррикаду с целью не допустить народ в кабину в случае паники, продолжают веселиться, выпивают и травят анекдоты... Своим бесшабашным видом пытались поддержать женщин и детей, создавая видимость нормального полета.
До места долетели без приключений. Три часа кружили над городом, вырабатывая топливо. Что за эти часы передумали люди, трудно предположить. Впереди неизвестность, и могло быть всякое. Уходить из жизни никому не хотелось, многие наверняка молились про себя. И я тоже. Просил Господа, что бы это случилось на обратном пути, если по-другому невозможно, повидать детей, а потом уж ладно...
Дождались и посадку. Шасси аварийно выпустились. Посадочная скорость на 100 км/час выше положенной. Пассажиры привязаны ремнями к лавкам по 5-6 человек. Спасибо экипажу, сели сказочно, притерлись как никогда.
Лайнер на земле, в конце полосы. В кабине полное молчание и никакого движения. Неуправляемый самолет медленно, на малом газу начинает скатываться с ВПП на грунт. Только тогда пришли в себя. Живы...
Людей посадили в автобусы и отвезли домой, экипаж и участвовавшие выпили за удачу тут же на борту и тоже поехали по домам.
А в ДОСах нас уже встречали. Первыми были дети. С возгласами: «А вы что, не разбились?!» После этого меня по-настоящему проняло.
Экипаж награжден орденами Мужества, радист медалью «За Отвагу».
Командира корабля Борю Д. недавно видел в новостях ОРТ, на борту самолета, объясняющего что-то министру Обороны РФ Иванову. Помощник Валера К. - полковник, командир части, в отряде им. Ю.Гагарина. Штурман Серега М. там же, старшим штурманом части. Б/инженер Паша О. живет в Дальнем Зарубежье. Радист Игорь Б. инвалид, переживший прободную язву желудка и инсульт, обитает на Украине. Судьба АДОшника Валеры Р. печальней - 10 лет тюрьмы. Подставили. 5 уже отсидел. |
Поделиться:
|
Оценка: 1.8028 Историю рассказал(а) тов.
Испанец
:
08-11-2006 22:34:46 |
Обсудить
(45)
|
,
24-11-2006 15:20:29, Носорог
|
Понравилось.
Но летать люблю только на авиасимуляторах... |
Версия для печати |
 |
Армия |
 |
История незатейливая, но вспоминаю ее до сих пор с удовольствием.
Итак, 1980-й олимпийский год, управление радиотехнического полка в Северном Зауралье. Жаркое лето. Бригада из четырех залетчиков осуществляет заветную мечту начальника тыла - строит теплицу. Дело в том, что на открытом грунте здесь овощи не растут (страна вечнозеленых помидоров). Стимул у бригады, что называется, неслабый: по окончании строительства - дембель.
Строительство, естественно, начинается с фундамента. Так что, ладим мы опалубку из бросовых досок, которые обтесываем топорами, и ими же сколачиваем.
Аккурат в это время наступает чисто солдатский праздник - 100 дней до приказа. В этот день было принято стричься наголо, чтобы к дембелю как раз отросли нормальные волосы. В соответствии с присущей командирам и особенно замполитам СА абсурдной логикой, обычай этот преследовался беспощадно.
Я же, как человек, относившийся к самодурству начальства с особым цинизмом, на сто дней не просто постригся, а при помощи двух молодых бойцов побрился до зеркального блеска.
Как уже говорилось, ладим мы опалубку. Как вдруг появляется на нашей стройплощадке продавщица из войскового магазина и просит помочь. Дескать, привезли говядину, две полутуши, и надо ее нарубить. Мясо рубить никому из нас не доводилось, но я все же решился взяться за это дело. Тем более, что продавщица пообещала не только осуществить руководство процессом, но и снабдить меня сигаретами.
С полутушами я справился, хотя умаялся изрядно.
Здесь надо сказать, что магазин у нас располагался в подвале двухэтажного здания штаба, и вела туда широкая бетонная лестница. Так что, поднимаюсь я неспешно по ступеням, как вдруг из-за угла выходят пять курсантов. Это были практиканты из Вильнюсского училища - ВВВКУРЭ, которые буквально только что приехали, и ничего еще о нашей части не знали.
А вид у меня такой: голова бритая, пилотка за поясом, ворот расстегнут, рукава закатаны. Все х/б в ошметках мяса, в руке - скользкий от крови топор.
Курсанты стали, как вкопанные, и один из них спросил:
- А что у вас там?
- Гауптвахта, - устало ответил я, и, помахивая топором удалился.
Немая сцена удалась на славу. |
Поделиться:
|
Оценка: 1.5984 Историю рассказал(а) тов.
Дядя Ваня
:
10-11-2006 09:56:12 |
Обсудить
(16)
|
04-12-2006 14:41:00, Дядя Ваня
|
> to Таманский
> > to Мореход
> > Северное Зауралье... это П... |
Версия для печати |
 |
Армия |
 |
Заградотряды, говорите? Хе-х!
Зима 1979 года, Северная Карелия, гарнизон Новый Софпорог, 909 военно-строительный отряд.
Заградотряды, говорите? Кровавые опричники из войск НКВД готовы выстрелить красноармейцам в затылок? Ох, как любят киношники и демпресса вовсю мусолить эту тему. Про злодеяния кровавого сталинского режима, про чекистов, поливающих из пулемета отступающих наших бойцов и пристреливающих из нагана раненных. И все это чтоб пощекотать нервы обывателя, припугнуть и успокоить одновременно: не беспокойтесь, это только при Сталине было, да и то на войне. С усмешкой гляжу я на эти страшилки. Мне в армии, в мой затылок целились десяток автоматов солдат из комендатуры, пока я лежал на огневом рубеже всего лишь с тремя патронами в АКМ.
Расскажу по порядку, обстоятельно.
Итак, отгулял я на проводах, бортовой ГАЗ-52 отвез меня в райвоенкомат в поселке Ленино, где нас пересчитали, выдали военные билеты, потом загрузили в автобус и повезли на сборный пункт в Симферополь. На полпути, сразу за Старым Крымом, у горы Агармыш (это где фильм «9 рота» потом снимали), нас вывели из автобуса с вещами и офицер военкомата сказал просто:
- Ребята, если у вас есть с собой спиртное, то доставайте прямо сейчас и пейте. Поверьте, в Симферополе у вас все это отнимут.
Забегая вперед, скажу, что он оказался прав, даже одеколон у ребят отняли, у кого нашли. Мы достали домашнюю закусь и выпивку, которые у каждого были припасены в дорогу и начали подкрепляться, офицеры присоединились к нам.
В Симферополе узнал интересную вещь: в нашей команде N153 из четырнадцати человек все были водители. В дальнейшем мы гордо именовали себя автобатом, хотя и знали, что в стройбат призываемся. Но в стройбате тоже нужны водители, да еще как! Нарулил дай бог за два года службы, дорога ночами снилась.
Через пару дней нас погрузили в прицепной вагон к поезду Севастополь-Ленинград вместе с остальными командами стройбатяг, два вагона таких набралось. На вокзале при погрузке в эшелон репродукторы играли «Прощание славянки». Узнал интересную вещь: на нашу команду из 14 человек в сборном пункте выдали аж семь ящиков армейского сухпайка, а на соседнюю команду в полтораста человек, которая следовала в Кузему (это тоже в Карелии) дали столько же, семь ящиков сухпая. Тогда я впервые понял, что на военной службе логики нет, здравого смысла тоже, их заменяют армейские порядок и дисциплина.
Привезли нас, в конце концов, в гарнизон Новый Софпорог, Лоухского района Карелии, в карантин.
Не буду долго рассказывать, грузить подробностями, лишь упомяну, как мы на КМБ страдали от молдаван. Хорошие ребята, ничего плохого про них не скажу, за два года службы каких-то неуставных трений с ними не было. Но есть у них очень вредная для военной службы особенность: они абсолютно не умеют молчать. Где соберутся двое или больше молдаван, там болтовня не смолкает. Если молдаванин молчит - значит, он или спит, или уже умер.
Построил нас сержант-ростовец как-то на стадионе и приказал:
- Смир-рно!
Все вытянулись по струнке. И только негромко в строю по-молдавски: быр-быр-быр.
-Я сказал смир-рна! Малчать! - Заорал сержант. - Что за разговорчики в строю после команды «смирно»?
Молдаване на мгновение испуганно притихли, а потом снова по-своему «быр-быр-быр».
- Ах, так! - Рассвирепел сержант. - Нале-во! Два круга по стадиону бегом марш!
Пробежали мы, запыхались. Сержант решил, что провел воспитательную процедуру для молдаван.
- А теперь я сказал: «Смирно»! И чтоб не одного слова в строю.
Молдаване опять негромко по-своему: «быр-быр-быр».
На сержанта было жалко смотреть. Отчаянно, чуть не плача, он заорал сорванным голосом:
- Вы, пулы! Вы что, русского языка не понимаете? Я же сказал «смирно»! После этого в строю ни одного слова или шевеления не должно быть. За то, что не умеете молчать, буду гонять весь карантин кругами по стадиону. Налево, вокруг стадиона - бегом марш!
Пробежали, снова построились перед казармой карантина. Стоим запаренные, высунув языки, еле дышим. Лишь молдаване меж собой:
- ...быр-быр-быр... вот зверствует сержант, издевается... и чего взъелся на нас, мы ж совсем тихо разговариваем, никому не мешаем...
Матч закончился в пользу молдаван.
Перед присягой нас повезли, как и положено, на стрельбище, стрелять из боевого оружия. Стройбату, как известно, оружие не дают, боятся. И лишь когда сам попал в стройбат, узнал, что это не анекдот, а горькая правда. При каждом военно-строительном отряде, как и при любой части, есть гауптвахта. На губе при стройбатах служат губари из специального комендантского взвода, «красноперые» или «менты», как мы их называли. Чтобы охранять арестованных и вообще - усмирять буйную стройбатовскую вольницу, вроде военной полиции.
Так вот, автоматы для присяги и на стрельбище выделяет именно это комендатура, своего оружия в отряде не было.
Привезли наш карантин в трех машинах на маленькое стрельбище, принадлежавшее той же комендатуре. Оно находилось в распадке между сопками, закрытое с трех сторон.
С нами же приехала машина из комендатуры, кроме начальника губы, в ней было отделение губарей, патроны и автоматы, из которых мы будем стрелять.
На огневом рубеже были постелены три одеяла, с них мы стреляли лежа, перед нами были три мишени. Делали по три одиночных выстрела, на результаты никто не смотрел, никого не интересовало, попали мы или нет.
А за нами, а за нами-то... прямо за нашими спинами, наведя автоматы в наши затылки, с полными рожками, стояло отделение губарей, десять человек. Так, на всякий случай...
И такой случай в этом отряде был. В стройбат призывают и судимых. Вот один из них, когда ему на стрельбище дали автомат, навел его на офицеров, дал выстрел поверху, и положил их в снег. А потом бросил автомат и присел на пенек. Дали срок ему, конечно.
Да, а потом у нас, новобранцев, была присяга. «Волнующий, торжественный момент в жизни каждого солдата», как любят писать в газетах. Момент серьезный и ответственный, конечно, не спорю. Только никакого волнения и подъема я не испытывал. Меня с частью других солдат с карантина уже перевели к тому времени из Софпорога в другой гарнизон, Верхняя Хуаппа, того же 909 отряда.
Нам привезли два автомата от губарей. Построили новобранцев в казарме, потом мы выходили по одному, и, держа автомат перед собой, зачитывали текст присяги, потом расписывались. Автоматы передавали друг другу по очереди. Запомнились два момента.
Первое, два баптиста присягу принимать и брать в руки оружие отказались на отрез. Они и на стрельбище те же пенки выдавали. Так и служили без присяги. Впрочем, оказались самые надежные солдаты: не пили, не буянили, не сквернословили, работали добросовестно. Газет не читали, правда, и кино не смотрели. Впрочем, глядя на нынешние газеты и телевидение, думаю: а может, они были не так уж и неправы?
Второе: один молдаванин не умел читать, совсем. По-русски он тоже почти не говорил. По документам у него было два класса образования, но и те он фактически задвинул. Как рассказали его земляки, он очень рано остался сиротой, жил в доме дяди, пас домашних коров. Так и задвинул школу. Текст присяги ему читал его земляк и переводил на молдавский, тот повторял. Потом пастух поставил какую-то закорючку под присягой. Впрочем, служил потом нормально, и русский скоро выучил.
Но не об этом, собственно, хотел рассказать, а о «страшных кровавых заградотрядах». Вот тогда-то, когда мне в спину смотрели десять автоматов красноперых, пока лежал перед мишенью всего лишь с тремя патронами, будучи сам мишенью, я в полной мере ощутил, как горячо любит нас Родина, горячо дыша нам в затылки автоматными стволами, как она нам доверяет и гордится нами.
А вы говорите - заградотряды... Детей ими пугайте. |
Поделиться:
|
Оценка: 1.0870 Историю рассказал(а) тов.
Stroybat (Скутин Александр)
:
09-11-2006 22:00:02 |
Обсудить
(45)
|
,
02-03-2009 12:00:36, Сергей Аксентьев
|
> to Stroybat
Я служил В 909 ВСО в 1991 по 1993 . Да , ра... |
Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|