Выпуск N 195230.11.1952-31.10.2008
Военно-исторический календарь |
|
30-10-1837
|
(11 ноября н.ст.) Торжественно открыта первая в России железная дорога от Петербурга до Царского Села. Выходцу из Чехии, инженеру Францу Герстнеру в 1835 г. удалось уломать петербургские власти разрешить создание акционерного общества для строительства "в виде опыта" железнодорожной линии. Император Николай I в то время еще смутно представлял себе стратегические выгоды нового вида транспорта, а простой народ удивлялся тому, что появился стальной конь, везущий сразу много-много карет. Первую железнодорожную станцию в Петербурге возвели невдалеке от Семеновского плаца. После торжественной церемонии восемь вагонов с благородной публикой направились в Царское Село. Все путешествие заняло всего 33 минуты, а управлял локомотивом сам инженер Герстнер. Поездка прошла успешно, и новая техническая новинка при дворе понравилась. Однако первый опыт не побудил власти развернуть массовое строительство железных дорог. Только в 1851 г. была открыта линия "Москва -Петербург", а уж к решительным действиям приступили и вовсе после болезненного поражения в Крымской войне, одной из причин которого стала острая нехватка современных коммуникаций. |
| Поделиться:
|
| |
РПГ
|
|
30-10-1848
|
(11 ноября н.ст.) Родился Зиновий Петрович Рожественский - вице-адмирал, проигравший Цусимское сражение, которое решило исход русско-японской войны. В молодости Рожественский считался талантливым, прогрессивно мыслящим военным: был сторонником электрификации русского флота и даже разработал оригинальный проект электрического освещения петербургских театров. В 1905 г. царь назначил его командующим Тихоокеанской эскадрой, которую послали из Петербурга на Дальний Восток в помощь осажденному Порт-Артуру. Рожественский понимал, что после длительного плавания эскадра вряд ли сможет воевать успешно, но перечить царю не решился. Через семь месяцев порядком потрепанные в штормах корабли добрались до Цусимского пролива. И тут же были атакованы японскими эсминцами. Рожественский не успел отдать никаких распоряжений, как флагманский броненосец "Князь Суворов", на котором он находился, был потоплен, а сам контр-адмирал тяжело ранен и захвачен в плен. Вину за это позорное поражение русская общественность возложила на Рожественского. Но военный трибунал (возвратившись на родину, вице-адмирал предстал перед судом) оправдал его. После войны Зиновий Рождественский почти не появлялся на публике и 1 [14] января 1909 г. скончался от паралича сердца. |
| Поделиться:
|
| |
РПГ
|
|
30-10-1854
|
В 1854 г. на Российском флоте образован корпус инженеров-механиков. По приказу Главкома ВМФ День инженера-механика отмечается с 1996 г.
|
| Поделиться:
|
| |
Шевелюрыч
|
|
30-10-1866
|
30 октября 1866 года (по новому стилю) российский экспедиционный корпус под командованием генерала Романовского после короткой шестидневной осады штурмом взял Джизак и беспощадно перебил большинство его защитников. Соотношение потерь при штурме выглядит просто потрясающе: у русских - шестеро убитых и 92 раненых, а у узбеков, согласно официальным российским данным, - шесть тысяч (!!!) убитых и две тысячи пленных, раненых нет. |
| Поделиться:
|
| |
solist
|
|
30-10-1918
|
Родился Георгий Михайлович Егоров, адмирал флота (1973 г.), Герой Советского Союза (1978 г.). В ВМФ - с 1936 г. Во время Великой Отечественной войны штурман, затем командир подводной лодки на Балтике. В послевоенные годы на командных должностях в ВМФ. С 1972 по 1977 гг. - командующий Краснознаменным Северным флотом. В 1977-1981 гг. - начальник Главного штаба ВМФ, 1-й заместитель главнокомандующего ВМФ. В 1981-1988 гг. - председатель ЦК ДОСААФ СССР. Автор воспоминаний "Дело всего народа" и "Фарватерами флотской службы". |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
30-10-1936
|
В ВМФ введены персональные воинские звания от лейтенанта до флагмана флота 1 ранга. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
30-10-1938
|
По заказу радио компании CBS Орсон Уэллс поставил в своем театре "Меркьюри" пьесу "Война миров" Г. Уэллса. Радиопостановка вызвала в США настоящую панику. На следующий день О. Уэллс принес свои извинения, одновременно выразив удивление, что столько народу приняло инсценировку за правду. |
| Поделиться:
|
| |
Анка
|
|
30-10-1939
|
30 октября 1939 г. подводная лодка U-56 типа IIC под командованием капитан-лейтенанта Вильгельма Цана западнее Оркнейских островов обнаружила шедшие в охранении десяти эсминцев британские линкоры "Нельсон", "Родней" и линейный крейсер "Худ". Цан, умело маневрируя, сумел преодолеть заслон эсминцев и занять позицию для атаки "Нельсона". По команде капитана три торпеды вышли из носовых аппаратов и вскоре достигли линкора. На подводной лодке слышали, как они ударили в борт "Нельсона", но взрыватели не сработали и торпеды не взорвались. U-56, так и не замеченная английскими эсминцами, ушла из этого района. В этот же день от Вильгельма Цана было получено донесение: "10.00. "Родней", "Нельсон", "Худ", 10 эскадренных миноносцев. Квадрат 3492, курс 240 градусов. Выпустил три торпеды. Отказы". Командир подводной лодки Вильгельм Цан, проведший с огромным напряжением торпедную атаку среди эсминцев противника, был настолько потрясен этой неудачей, что Карл Дёниц принял решение отозвать его из действующего флота и использовать в качестве преподавателя учебной флотилии подводных лодок. Позднее стало известно, что в момент атаки на "Нельсоне" находился глава Адмиралтейства, будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, и неизвестно, как бы повернулся ход истории, если бы в тот день контактно-неконтактные взрыватели торпед U-56 все-таки сработали. С сайта . |
| Поделиться:
|
| |
Kostyanos
|
|
30-10-1940
|
На предвыборном митинге в Бостоне президент США Ф. Рузвельт торжественно поклялся, что Америка ни под каким видом не вступит во Вторую мировую войну. |
| Поделиться:
|
| |
|
|
30-10-1941
|
Залпом 54 береговой батареи Черноморского флота по передовым частям 11-й немецкой армии генерала Манштейна началась оборона Севастополя. За три дня батарея уничтожила около 30 танков и бронемашин противника и около 700 солдат и офицеров. Командир батареи - старший лейтенант Иван Заика, оставшийся прикрывать отход своих бойцов к присланному катеру, долгое время считался погибшим, однако ему и нескольким его товарищам удалось прорваться из окружения, и уйти в горы, где он возглавил второй отряд бригады Восточного соединения крымских партизан. Почетный гражданин города Севастополя Иван Иванович Заика скончался 3 января 2009 г. и с воинскими почестями похоронен на родине, в Кременчуге. |
| Поделиться:
|
| |
чокнутая выхухоль
|
|
30-10-1941
|
Войска Приморской армии (командующий генерал И.Е. Петров) и силы Черноморского флота (командующий вице-адмирал Ф.С. Октябрьский) отразили попытку гитлеровских захватчиков овладеть Севастополем с ходу. В ноябре Сухопутные войска и силы флота были объединены в Севастопольский оборонительный район. 250 дней защитники города героически сражались с превосходящими силами врага. Однако, к 1 июля 1942 г. противник блокировал с моря и держал под артиллерийским огнем все побережье Севастополя. 4 июля 1942 г. по приказу Ставки Верховного Главнокомандующего город был оставлен. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
30-10-1961
|
На Новоземельском полигоне произведено испытание самой мощной в мире термоядерной бомбы. В 11 ч 30 мин с самолета Ту-95-202 (экипаж майора А.Е. Дурновцева) с наружной подвески на высоте 10,5 км на площадку Д-2 в районе Маточкина Шара сброшено изделие массой 26 т (длина 8, диаметр 2 м) мощностью 50 Мт тротилового эквивалента. А.Е. Дурновцеву и командиру самолета-лаборатории Ту-16 подполковнику В.Ф. Мартыненко присвоены звания Героя Советского Союза, За проведение этого испытания в третий раз звания Героя Социалистического Труда удостоены Е.П. Славский и А.Д. Сахаров. www.mil.ru |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
30-10-1963
|
Подписан акт приемки в состав ВМФ АПЛ пр.645 (К-27) с паропроизводящей установкой, использующей жидкометаллический (висмут-свинец) теплоноситель. В ходе эксплуатации АПЛ выявилось, что все возможные преимущества ЖМТ (меньшие габариты, полный ход без специального повышения параметров ГЭУ) блекнут перед возникшими проблемами. Необходимо было постоянно поддерживать теплоноситель в расплавленном состоянии, даже во время перезагрузки активных зон. Требовалась периодическая температурная регенерация теплоносителя для удаления окислов. 24 мая 68 г. из-за непроведения регенерации последовал перегрев реактора с разрушением не менее 20% тепловыделяющих элементов. Все члены экипажа были переоблучены, погибло 9 подводников. К-27 так и не восстановили и в 81 г. затопили у Новой Земли. И тем не менее ГЭУ с ЖМТ имели АПЛ пр.705 (7 ед.), вступившие в строй в 71-81 гг. (американцы ограничились одной лодкой с ЖМТ).
|
| Поделиться:
|
| |
Мыкола
|
|
30-10-2014
|
День моряка-надводника.
День судостроителя (отмечается с 2014 г.) - КБ. |
| Поделиться:
|
| |
Ulf
|
|
|
 |
Авиация |
 |
Первый полет.
Мечты сбываются и не сбываются...
С детства я мечтал стать кадровым военным, офицером. Мальчишками мы по нескольку раз бегали на очередной сеанс шедшего тогда в прокате фильма "Последний дюйм", где мальчик вместе с отцом улетают к безлюдному побережью на съемки любительского фильма о жизни акул, и как он, 10-12 летний мальчишка, в одиночку затаскивает в самолет отца, искусанного акулами, и практически самостоятельно поднимает и ведет самолет к аэродрому.
Тогда половина пацанов из СССР грезила стать летчиками, другая половина - моряками. То ли время было такое и народ еще не был так испорчен, но в начале 60-х годов прошлого столетия не было такого как сейчас - поголовного "косилова" от армии. Служба в армии была действительно почетной обязанностью, святым долгом, каждого молодого человека. На обладателей "белого" билета смотрели кто свысока, презрительно, как на ущербных, кто снисходительно - как на больных.
В военную авиационную школу механиков (ВАШМ) я попал по осознанному выбору, и скорее от отчаяния: военная комиссия забраковала меня и в летное училище, и даже в военно-инженерную академию им. Жуковского по причине слабого вестибюллярного аппарата!? Попытка поступить в другую академию тоже была неудачной: в первый раз, как мне объяснили, я не сдал математику, но ошибки в моей письменной работе так и не показали! Кратко и ясно объяснили: никакой апелляции, тут тебе не гражданский вуз! Во второй (после первого курса МИСиС) - мне отказали по зрению (левый глаз коррекция -0.5!), мне - лыжнику и биатлонисту с 1-м мужским разрядом! И хоть была у меня "бронь", мог бы спокойно закончить институт, но возвращаться в МИСиС не захотел, и на предложение военкома (Москва, ВАШМ или Горький (спортрота СКА)), выбрал ВАШМ - все ближе к авиации!
...Первыми самолетами, которые я увидел в нашем отап, что базировался под Ступино Московской области, были Ли-2, и застал их по прибытию в часть в количестве аж трех штук! В период прохождения службы, т.е. за полтора года, один был разрезан в нашей ТЭЧ, пошел на запчасти, второй - кажется, отдали в музей, возможно в Монино, третий торжественно воодрузили на постамент перед штабом части. Тогда это казалось неизбежным: новые модели самолетов пришли на замену "старикам", на которых летали еще в период Великой Отечественной, и нет уже им места на современном военном аэродроме...
Никогда не забуду свой первый полет на Ли-2! До армии я, простой паренек из рабочего поселка во Владимирской области, окончивший металлургический техникум, ни разу не видел так близко самолет такого типа и еще не летал на каких-либо других, даже пассажиром. И хоть в ВАШМе я изучал совершенно другую авиатехнику - современные истребители, на которых мне уже не летать никогда, я, - рядовой срочной службы, специалист по АО из ТЭЧ после рассказа о своей мечте с огромной радостью согласился на предложение старого летчика, командира Ли-2, "полетать" над аэродромом во время дневных полетов. Тогда мы еще не знали, что уже через несколько месяцев эти "старики-самолеты" вместе с их экипажами уже не будут больше кружить над аэродромом... А жаль!
Тут же еще несколько младших авиаспецов напросились... Поднялись на борт. Сели в белые, зачехленные кресла, я напрягся... Взлетели... и ничего страшного, меня не тошнит, да и вообще - очень комфортно себя чувствую! Преодолев страх высоты, посмотрел в иллюминатор, картинка - прелесть, голова не кружится, восторг - неописуемый!
Пока мои коллеги, авиамеханики, любовались видами на окрестности, на излучину реки Оки, я осторожно прокрался к кабине пилотов, и с любопытством, присущим осмелевшему щенку, заглянул внутрь - место второго пилота - свободно!? Командир оглянулся, улыбнулся и спросил: "Как ты - сынок?".
- Замечательно! - отвечаю не столько голосом, сколько жестом.
- Садись! - показывает он мне на место второго пилота.
От радости мое сердце чуть не выпрыгнуло. После очередного почти горизонтального разворота легли на обратный курс к аэродрому...
- Бери штурвал! - следует его команда. "Смотри на приборы! Высота - такая-то, курс - такой-то, скорость - такая! Держи, сынок!"...
...Для меня эти три, может, пять минут самостоятельного управления самолетом показались вечностью и останутся самыми сильными ощущениями на всю оставшуюся жизнь. Руки, ноги от напряжения онемели, глаза слезились, стрелки приборов начали расплываться, но восторг был непередаваемым (поросячим!)! Эти ощущения и восторг даже сейчас, спустя 33 года, настолько превалируют в воспомининаниях, что даже вытеснили из моей памяти фамилию командира экипажа Ли-2 (весельчака и добряка, может это был сам комэск?)
Потом еще были дневные и ночные полеты и на Ан-ах, и на Ми-8 (тоже круто!), но только в качестве пассажира, как шутили военные летчики - балласта...
После того случая я резко передумал поступать в высшее военное авиационно-техническое училище, да простят меня авиационные инженеры и техники, ну не смог я мириться с тем, что кто-то будет летать, я буду только провожать его взглядом. Пусть я не стал кадровым военным - не всем покоряется небо! Но вот все же исполнилась моя мечта, хоть на мгновение,... и я, вспоминая тот незабываемый случай, могу твердо сказать: "...Я летал еще на Ли-2!"
Вот так, господа-авиамеханики! |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.6494 Историю рассказал(а) тов.
Поручик запаса
:
24-10-2008 16:53:37 |
|
Обсудить
(0)
|
| Версия для печати |
 |
Остальные |
 |
ТАНКОВАЯ ОСЕНЬ В БУДАПЕШТЕ
Командир взвода тяжелых танков 33-й гвардейской мехдивизии старший лейтенант Филатов получил приказ выдвинуться к кинотеатру "Корвин". Ротный предупредил, чтобы ушки держали на макушке, в октябре колонна их дивизии уже попадала в засаду, и предупреждения на вкус старлея были излишними. Приняв на броню отделение танкового десанта и венгерского коммуниста в качестве проводника, ИС-ы, заревев дизелями, поползли по улицам затаившегося Будапешта. Лейтенант рассекал на броне по этой столице уже второй раз. Недаром на груди его висела медаль за город Будапешт. С 29 октября 1944 г. по 13 февраля 1945 г. Сержант Филатов воевал на этих улицах на командирской ИС-е, (правда, тогда это был ИС-2) и спас тогда комполка, вытащив его из горящей машины. После войны командир его не забыл и пристроил в Казанское танковое училище, где командовал тогда батин однокашник, полковник Живлюк. Так что взводный, смотря через свой ТПК на дома, пытался найти что-то знакомое из тех военных лет, но сегодняшний город начала ноября 1956 года сильно отличался от Будапешта образца 1944 и в первую очередь тем, что было меньше развалин. Машины шли в специальном боевом порядке, обеспечивающим наилучший контроль за окнами верхних этажей. Один танк шел по левой стороне улицы, контролируя дома справа. Второй, соответственно, по правой стороне, а командирский полз посередине улицы, страхуя всех сзади. Передняя машина стала выползать на перекресток, и тут раздался непонятный звук, нечто вроде взрыва и звона одновременно. ИС-3 дернулся и остановился, с него горохом посыпался десант, неуверенно стал открываться люк на башне, и тут звук повторился, и люк, лязгнув, открылся до конца, и из башни потянулся вверх неуверенный дымок, густея на глазах. Тут же из верхних окон правого пятиэтажного здания полетели на танки бутылки с горючей смесью и ударили выстрелы. Все действия на такой случай были проговорены заранее. Усатый старшина Стецько, командовавший десантом, приказал уцелевшим солдатам прижаться к фасадам домов и открыть огонь по окнам. Отвлеченные стрекотанием ППШ, мятежники упустили момент, и два турельных ДШК прошлись свинцовой 12,7-миллиметровой метлой по окнам засады. Бутылки с коктейлями Молотова упали, к счастью, мимо танков, и горели они как-то не весело, видно венгры в своих подпольных мастерских что-то перемудрили. С той стороны перекрестка замелькали какие-то люди с оружием, и из-за дальнего поворота вывернула тридцатьчетверка с щитами Святого Стефана* на башне. Филатов проорал в рацию: «Двойка, огонь, и сразу заряжай бронебойным, и снова огонь!» И сразу же добавил переключившись на ТПУ: «Бронебойным заряжай». У «Двойки» пушка была заряжена осколочно-фугасным, ну а Филатову же было проще. Пушка была не заряжена, и заряжающий уже дослал бронебойный снаряд и заканчивал с зарядом. Филатов довернул башню на цель, нажав кнопку электропривода на ТПК. В это время бахнула стодвадцатидвухмиллиметровка «Двойки», и перед тридцатьчетверкой вырос фонтан взрыва. Венгерский танк торопливо огрызнулся, но болванка попала в дом, и тут наводчик Филатова сам себе скомандовав "огонь" (такая была у сержанта привычка), нажал на плунжер. Танк дернулся, завоняло сгоревшим порохом, обрезиненные обода окуляра привычно вжались в глазницы, и через секунду с тридцатьчетверки слетела башня. Но радоваться было рано, впереди слева было то, что подбило головную машину, и скорее всего, это была 57-миллиметровая противотанковая пушка ЗИС-2. Судя по глухому звуку выстрела, она была в укрытии, и как бы не в подвале. Старлей помнил, как в 1944 в этом же городе артиллеристы 9-го корпуса СС у него на глазах подбили три ИС-2 из замаскированных в развалинах орудий. Тут повторения такой ситуации допускать было нельзя, тем более, что одну машину он уже потерял, а батальонный передал по рации приказ: «Захватить перекресток и держать его зубами, пока не придет подмога». Взводный приказал «Двойке» сдать назад, зарядить орудие фугасно-осколочным и держать под прицелом улицу на той стороне перекрестка. Сам же, взяв старшину Стецько, венгра и трех десантников вооруженных соответственно - РПД, снайперкой и ППШ, пошел на рекогносцировку. Высовываться на перекресток было опасно, но выяснить, где там слева за углом проклятая огневая точка мятежников, было необходимо, и Филатов принял решение. В левом доме, несмотря на расстрелянные окна (они добавили по верхнему этажу еще пару фугасных), несомненно, были еще инсургенты, и соваться туда малыми силами было глупо, но дом справа был тих, молчалив и зашторен, и именно туда старший лейтенант и направил свою группу. Дверь запертого изнутри парадного вынесли гранатой, без помех поднялись на четвертый этаж и венгр Ференц, позвонив в дверь и сказав в ответ на вопросительное блеянье волшебное слово Авош**, открыл разведчикам путь в нужную квартиру. Оставив гражданских в дальней комнате под охраной Ференца и одного из солдат, старший лейтенант осторожно выдвинулся на балкон и стал изучать в бинокль перспективу слева. Метрах в трехстах была видна разбитая витрина какого-то магазина, заложенная частично мешками с песком. На улице никого не было, но внутри угадывалось какое-то движение, поставив свой старый но надежный Цейс на максимальное увеличение, Филатов разглядел в глубине помещения силуэт орудия, и план действий оформился моментально. Подозвав жестом снайпера и пулеметчика, он объяснил им ситуацию и порядок действий. Снайпер и пулеметчик занимают позицию в дверях балкона, и как только командирский ИС приблизится к углу, то они выходят на балкон и снайпер с позиции лежа начинает гасить все, что шевелится внутри витрины, а пулеметчик с колена начинает вести беспокоящий огонь по позиции ПТО и вообще всему, что шевелится, ну а далее действуют по обстановке...
Снайпер, кривоногий коротышка с простой якутской фамилией Иванов, молча кивнул и стал обустраиваться на своей позиции. Пулеметчик Коля Семенов (по прозвищу «Косая сажень»), в ожидании дела расположился на старинном диване и занялся пулеметом и коробами с лентами. Старший лейтенант хотел еще раз повторить указания, как на улице громко бабахнула стодвадцатимиллиметровка, сразу же добавила вторая и радостно замолотили короткими ДШК. Командир и старшина ринулись на улицу. К моменту их появления все успокоилось, как доложил сержант Балакин, остававшийся на команде, вдали за перекрестком нарисовалась еще одна тридцатьчетверка Национальной гвардии в сопровождении разношерстной пехоты. Сержант не стал выяснять, атака это или нет, и открыл огонь. Тридцатьчетверка потеряла башню, а мятежники были накрыты огнем и уничтожены. Больше шевелений в той стороне не было, а по рации батальонный передал, что к перекрестку приближается колонна мотопехоты, и Филатов решил приступить к операции по подавлению ПТО противника и захвата перекрестка...
Командирский танк полз посередине улицы. На полкорпуса сзади и правее его сопровождала «Двойка». У зенитных ДШК сидели старшина Стецько и ефрейтор Рахимов из десанта. Экипажи были нужны внутри танков, а в командирской машине на место наводчика сел сам взводный. Механик-водитель согласно полученным инструкциям медленно вел танк вперед, готовясь в любой момент остановиться и врубить реверс. Башня была развернута влево, и когда в панораме прицела появилась проклятая витрина, которая почему-то искрилась, Филатов крикнул: "Стоп!" и нажал электроспуск. Танк дернулся от выстрела, и взревев двигателем, подался назад, и только тогда старлей понял, что витрина искрилась от пуль бьющего по ней РПД. "Двойка" повторила тот же маневр, но назад уже не отъехала. Не переставая, трещал ДШК, поливая расширившийся проем на месте витрины, еще один фугасно-осколочный снаряд завершил разгром магазина. С балкона залился прощальной очередью РПД, и никто сначала не понял, почему прекратился веселый мат старшины Стецько, подсоединявшему к турели последний пятидесяти-патронный короб. И только когда новая очередь стеганула горохом по броне, Рахимов увидел в окне второго этажа щуплую фигурку с ППШ. Тяжелые 12,7-миллиметровые пули вбили кукушку назад в комнату. Когда через двадцать минут Филатов и Ференц ворвались в комнату, они увидели седую женщину, рыдающую над изуродованным телом подростка, рядом с которым валялся окровавленный автомат.
* Святой Стефан - Щит увенчаный короной святого Стефана - Герб Старой Венгрии
** АВОШ - Политическая полиция Социалистической Венгрии AVH. Államvédelmi Hatóság, State Defense |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.2326 Историю рассказал(а) тов.
Лорд Сварог
:
24-10-2008 19:17:32 |
|
Обсудить
(0)
|
| Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|