Выпуск N 264530.11.2646-27.04.2012
Военно-исторический календарь |
|
25-04-1599
|
Родился Оливер Кромвель (у. 1658 г.), создатель английской "Красной армии" - войск парламента. Начинал свою революционную карьеру как командир-конник, сформировал из свободных крестьян кавалерию "железнобоких", с которой решил успех сражений при Марстон-Муре и у Нейзби. Фактический диктатор Англии с 1649 г., с 1653 г. - лорд-протектор. Разгромил ряд восстаний в Англии, Ирландии (где подавление граничило с геноцидом), руководил походом в Шотландию. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
25-04-1652
|
(5 мая н.ст.) Родился Борис Петрович Шереметев (у. 17/28 февраля 1719 г.), генерал-фельдмаршал. Командовал войсками, на южной границе, участвовал в Крымских и Азовских походах. Во время Северной войны проявил себя как способный, но крайне осторожный военачальник. При Нарве командовал конницей, в 1701-05 гг. в Лифляндии одержал победы при Эрестфере, Гуммельсгофе, овладел Копорьем и Дерптом. При Полтаве командовал центром армии. В 1710 г. взял Ригу. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
25-04-1707
|
В ходе войны за испанское наследство у испанского же городка Альманса состоялось сражение между франко-испанской и англо-португало-австрийской армиями. Примечательно, что французской армией командовал англичанин (маршал Бервик), а английской армией - француз (маркиз де Рувиньи). В итоге французы под командованием англичанина побили англичан под командование француза. Решающим стало превосходство победителей в кавалерии, которая сначала разгромила правый фланг, а потом ударила в тыл центра. |
| Поделиться:
|
| |
Питерский банкир
|
|
25-04-1776
|
(6 мая н.ст.) Родился Пётр Михайлович Волконский (у. 27 августа/8 сентября 1852 г.), генерал-фельдмаршал. На службе с 1791 г., отличился при Аустерлице, где лично водил войска в атаку. В 1810-12 гг. - генерал-квартирмейстер, один из организаторов службы Генерального штаба. С декабря 1812 г. - начальник Главного штаба действующей армии, планировал действия в Заграничном походе. В 1815-23 гг. - начальник Главного штаба, фактически руководитель армии. В 1823 г. в результате столкновения с Аракчеевым вышел в отставку. В 1826-52 гг. - министр Императорского двора, зав. императорским кабинетом. Отличался педантичностью, основательностью, твердостью характера, за что получил прозвище "каменный князь" и "Князь НЕТ". |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
25-04-1861
|
Родился Эдмунд Алленби (у. 1938 г.), британский фельдмаршал. Участник англо-бурской войны. В Первой мировой войне командовал кавдивизией, корпусом и армией. В 1917 г. назначен главкомом в Египте и Палестине, нанес поражение турецкой армии у Газы, занял Яффу и Иерусалим, завоевал Сирию. До 1935 г. был Верховным комиссаром Египта. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
25-04-1895
|
(7 мая н.ст.) А.С. Попов осуществил в Русском физико-химическом обществе первую в мире передачу радиосигнала. РФХО не придало этому большого значения, и результаты не были детально отражены в трудах Общества. В середине года радиопередатчик был запатентован Г. Маркони. Широко известно, что Маркони был известен когерер Попова в начале 1896 г. А если учесть, что схема когерера никогда не публиковалась Поповым отдельно от схемы приёмо-передатчика, то... |
| Поделиться:
|
| |
Логопед
|
|
25-04-1901
|
В США в штате Нью-Йорк впервые в мире были введены автомобильные номера. Сначала не было нормированных номерных знаков и каждый владелец машины был обязан изготовить их сам. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
25-04-1915
|
ANZAC Day. Высадка английского/австралийского/новозеландского десанта в Турции, на полуострове Галлиполи. Операция планировалась следующим образом. Предполагалось, что на полуострове нет турецких воинских частей. Высадившийся десант должен был пересечь полуостров (причем весьма гористый) и, используя фактор внезапности, атаковать с тыла и уничтожить турецкие форты, контролировавшие проливы. Уже в момент высадки десант столкнулся с крайне эффективным и хорошо организованным сопротивлением турецкой армии. Для характеристики начавшихся боев больше всего подходил термин "мясорубка". Потери составили - союзные войска 55 тыс. чел. убитыми, 110 тыс. чел. пропавшими без вести, 21 тыс. чел. умершими от болезней. - турки 250 тыс. чел. убитыми (подробнее не нашел данных). Через восемь месяцев после начала операции остатки десанта были эвакуированы. 25 апреля в Австралии является днем памяти австралийцев, погибших в различных войнах, и называется ANZAC Day.(ANZAC - аббревеатура от Australian and New Zealand Army Corps.). (Операция проводилась по инициативе Черчилля. В мемуарах он называет ее самой большой трагедией своей жизни - КБ). |
| Поделиться:
|
| |
N.S.
|
|
25-04-1918
|
Начато формирование ПВО Москвы. Приказом № 01 руководителя московского района обороны (М.Н. Тухачевский) создан отряд воздушно-артиллерийской обороны – 308 человек, 35 самолетов, 4 противосамолетные батареи, 6 прожекторных станций, 6 пулеметных команд (начальник ПВО Москвы – Н.М. Энден). |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
25-04-1940
|
У побережья Норвегии Ju 88A и Не 111H из III./LG1 (Major Dr. Ernst Bormann) потопили норвежский торпедный катер KNM Trygg (Lt. Frantz W. Munster) и британские противолодочные траулеры HMS Bradman (Lt. Arthur Norman Blundell, RNR), HMS Hammond (Skr. Alexander McKay, RNR), HMS Larwood (Skr. Patrick Joseph Quinlan, RNR). Все эти корабли были впоследствии восстановлены немцами и вошли в состав Кригсмарине, как Zick, Friese, Salier и Franke соответственно. Bradman/Friese был уже окончательно потоплен 19 августа 1944 г. в Persfjord советской подводной лодкой М-201 (капитан-лейтенант Н.И. Балин) из 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. |
| Поделиться:
|
| |
nils73
|
|
25-04-1944
|
Первое применение вертолётов в поисково-спасательной операции (в Бирме). 21 апреля 1944 г. самолет Vultee L-1B, эвакуироваший трёх раненых военнослужащих ВС Великобритании, был подбит зенитным огнём японцев. Три дня спустя лейтенант Картер Харман на вертолёте Сикорский YR-4B, преодолев растояние в 500 миль, достиг места падения самолёта. Лейтенант Харман доставил раненых в район расположения британских коммандос в 10 милях, откуда те были эвакуированы самолётом. |
| Поделиться:
|
| |
Lt. Sch-ff
|
|
25-04-1945
|
Взятием Пиллау (ныне - Балтийск) завершена Восточно-Прусская операция. В тот же день войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов завершили полное окружение Берлина и состоялась встреча передовых частей советской и американской армий на Эльбе у г. Торгау. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
25-04-1945
|
День воинской славы советских военных железнодорожников.
На станцию Берлин-Лихтенберг одновременно с наступающими войсками прибыл первый советский воинский эшелон (паровозная бригада во главе со старшим сержантом А.Е. Лесниковым) с тяжелой артиллерией и снарядами. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
25-04-1945
|
Передовые части 1-го Украинского фронта вышли к Эльбе и встретились с войсками 1-й Американской армии в районе Торгау. |
| Поделиться:
|
| |
Rulon Oboev
|
|
25-04-1946
|
Родился Владимир Вольфович Жириновский (ск. 6 апреля 2022 г.), окончил Институт стран Азии и Африки по специальности "Турция и турецкий язык", служил двухгодичником в штабе ЗакВО (70-72 гг.). В последнее время появлялся форме полковника. Автор нескольких предложений, запоминающихся своей э-э... неординарностью (ОДНОЗНАЧНО!), например: Грозный не восстанавливать, а превратить в полигон для российских войск, или, закопать на границе с Эстонией радиоактивные отходы и ветряками гнать вредные испарения на их территорию. |
| Поделиться:
|
| |
Мыкола
|
|
25-04-1980
|
Провал операции "Орлиный коготь". 4 ноября 1979 г. толпа студентов напала на посольство США в Тегеране. Они были недовольны тем, что США приютили у себя опального шаха, и требовали его выдачи. Десяток морпехов, охранявших посольство, ничего не смогли поделать с толпой, в результате 66 человек были взяты в заложники. 14 из них - женщин, афроамериканцев и одного тяжелобольного - позже отпустили. Еще 6 дипломатов укрылись в доме канадского посла. Операцию по освобождению заложников должен был провести отряд армейского спецназа "Дельта", разбитый на 3 группы бойцов, всего 93 чел. Первые два отряда должны были атаковать здание посольства США, третий - МИД Ирана, где держали троих американских заложников. Все бойцы были оснащены бесшумным оружием и одеты в гражданское, на рукавах курток имелись нашивки с флагом США, изначально скрытые: по ним спецназ должен был отличать своих от чужих. На операцию отводилось 45 минут. 6 транспортных самолетов на предельно низкой высоте преодолели Оманский залив и вторглись на территорию Ирана. После посадки в точке "Пустыня-1" неожиданно обнаружилось, что рядом проходит оживленная дорога. Пришлось задержать проезжавший мимо автобус с 40 пассажирами, их планировали отпустить после отлета. А вот ехавший позже водитель бензовоза подчиниться требованиям военных отказался. Опасаясь, что миссия будет раскрыта, спецназ уничтожил машину с помощью гранатометов. Столб пламени взметнулся на десятки метров и был виден издалека. Следом подвела техника. Вертолеты ВМФ по пути к точке сбора попали в песчаную бурю, один из них заблудился и вернулся на авианосец. Еще один сломался (экипаж эвакуировали), третья машина дотянула до точки дозаправки, но тоже оказалась неисправной. Итого в строю осталось пять вертолетов, чего было недостаточно, чтобы вывезти из Тегерана всех спецназовцев и заложников. Командующий операцией полковник Бекквит отдал приказ к отступлению, но один из вертолетов в облаке пыли врезался в самолет-заправщик, произошел взрыв, обе машины охватило пламя, погибли 8 летчиков. Оставшиеся бойцы подумапи, что были атакованы иранской армией, и открыли беспорядочный огонь. Началась паника, вертолетчики бросили машины и поспешили укрыться в транспортных самолетах. Те, в свою очередь, срочно выруливали подальше от зоны пожара. В итоге весь американский спецназ покинул место операции на самолетах, бросив в пустыне пять целых вертолетов, а вместе с ними - секретные документы, карты, новейшее оборудование, деньги. По инструкции их следовало уничтожить, а в результате все это досталось иранской армии. Заложников освободили только 20 января 1981 г. спустя 444 дня плена. Иранцы же соорудили на месте катастрофы "Мечеть благодарения" в знак того, что "божий помысел" защитил Исламскую республику от США. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит, Кадет Биглер
|
|
25-04-1982
|
Британская эскадра высаживает десант на острове Южная Георгия, захваченном аргентинцами. Аргентинский гарнизон не оказывает никакого сопротивления. На следующий день командир гарнизона капитан де корбета (кап-3 по-нашему) Альфредо Астиц подписывает безоговорочную
капитуляцию на борту британского эсминца "Плимут".
27 апреля все пленные аргентинцы с Южной Георгии были переброшены вертолетами на подошедший к острову танкер "Тайдспринг". Под эскортом эсминца "Антрим" танкер 30 апреля вышел к острову Вознесения, куда прибыл 11 мая. На следующий день, 12 мая, все аргентинцы были перевезены пассажирским самолетом авиакомпании КЛМ в Уругвай, откуда 13 мая аргентинское судно доставило их в Буэнос-Айрес, где им была организована торжественная встреча.
Единственным нерепатриированным тогда аргентинцем стал капитан де корбета Альфредо Астиц, которому со стороны правительств Франции и Швеции были предъявлены обвинения в его участии в похищениях и убийствах граждан этих стран в бытность одним из руководителей военно-морской разведки Аргентины. Астиц был взят англичанами под арест на "Плимуте".
Позднее англичане по договоренности с аргентинским правительством все равно освободили и репатриировали его. После падения военного режима в Аргентине Астиц дважды привлекался к военному и гражданскому суду, но всякий раз был оправдан за недостаточностью улик или освобожден по амнистии пока наконец не был заключен в 2011 г. в тюрьму на пожизненный срок. |
| Поделиться:
|
| |
|
|
25-04-1986
|
На Балтийском заводе, сразу же после спуска на воду тяжелого атомного крейсера "Калинин", был заложен ТАКР "Юрий Андропов" проекта 1144. Первоначально предполагалось назвать корабль "Максим Горький". 27.05.1992 г. корабль был переименован в "Пётр Великий". (ТАКР "Калинин" в 1992 г. был переименован в "Адмирал Нахимов". В настоящее время на модернизации на Севмаше, должен вступить в строй в 2022 г.). |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
25-04-1999
|
В Вашингтоне закончился очередной, 17-й по счету, саммит НАТО – встреча глав государств и глав правительств стран-участников НАТО. По окончании мероприятия президент США Билл Клинтон настолько стремительно покинул Reagan Building (комплекс, где проходил саммит), что впопыхах все забыли об офицере с "ядерным чемоданчиком", который дисциплинированно ждал своего патрона в одной из комнат здания. Узнав, что президентский кортеж уже уехал, офицер не стал никому звонить, а пошел в Белый дом с чемоданчиком фирмы Zero Halliburton в руках пешком по улице. Идти было недалеко: от Reagan Building до White House напрямую около километра. Об инциденте стало известно журналистам, но на их вопросы о произошедшем пресс-секретарь Белого дома ответил коротко: "Все в порядке. Такие вещи иногда случаются". Возможно, он имел в виду инцидент с президентом Джимми Картером, который носил бумажку с кодами от "ядерного чемоданчика" в кармане пиджака и однажды сдал пиджак в химчистку вместе с этой бумажкой. |
| Поделиться:
|
| |
Питерский банкир
|
|
|
 |
Флот |
 |
Маленький горячий эпизод большой холодной войны
(продолжение)
Рождение корабля.
Если уж и теперь науке неизвестно, каких преференций хотел парторг судостроительного завода в Комсомольске, то тогда народ и вовсе воспринял эту инициативу как данность. Ну принято было, то города брать к Дню солидарности трудящихся, то мосты сдавать к Международному женскому дню. На этом фоне принятые обязательства - сдать досрочно лодку к празднованию Великого Октября было не только рутиной, но и возможностью для руководства напомнить о себе Москве, а работягам - надеяться, что злые люди в черных шинелях из военной приемки не будут настолько злы...
В общем, жизнь у лодки не задалась с самого рождения. Во-первых, к означенной дате сдать лодку не успели. Зато «под сурдинку» успели втюхать в нее турбину с настолько глубоко и крепко врожденным дефектом, отчего максимальная скорость подводного хода ее не превышала 16.5 узлов (при 26 паспортных). Приемная комиссия, которую за различные места больно плющили кровно заинтересованные партийные и хозяйственные органы, будучи в рассуждениях о целости поименованных органов, твердо сказала себе - да и накуа нам такая скорость? Тише нужно быть! Тише, чтобы тебя никто не слышал! - и подписала Акт межведомственных испытаний. Кроме этого, заметим в скобках, что АПЛ серии 667 БРД, несколько сложней не только автомата имени Калашникова, но и Очень Большого Артиллерийского Орудия, поэтому проверка работоспособности парохода методом стрельбы из каждой шахты, ну как бы это сказать... не проводится. Поэтому факт того, что одна из шахт сделана хоть и крепко, по пролетарски, но чуток кривовато, обнаружили уже тоже после того, когда исправлять было малость поздно. Так и возили там «Кузькину мать» копирайта тов. Хрущева, резонно полагая, что ежели, случись чего, то в заявленную, конкретно данному изделию, цель, наверняка не попадем, но по целому материку промахнуться все же затруднительно. Ну и, как заповедано в отчизнах и дединах, апофеозом ввода в строй стало присвоение тактического номера. Номер был знаковым: К-500. Отныне пароход иначе, чем «Ка-поллитра» никто, кроме политработников, не звал.
Давно известно, что «как вы яхту назовете»... А имя оправдывать надо и дальнейшая военно-трудовая жизнь означенного парохода, уже «в линии», блистала сочным разнообразием и яркими моментами. Яркими в прямом смысле, - например, на одном из выходов пять раз боролись с каким то очень упорным возгоранием, произвольно мигрирующим в трех отсеках. Хотя экипаж, уже привычный к приключениям, отнесся к свершившемуся довольно таки пофигистически - мол, не удивите, и не такое было. Потом, слегка зацепили корпусом в подводном ходу гидролокационный отражатель, к счастью не свернув его к херам. Затем, при перезагрузке «изделий», накормили рыбу, чаек и сопутствующих бакланов немного несимметричным ракетным топливом. Не понравилось никому. Понятно, что экипаж на лодке набрался некоторого стоицизма и пополам с флегматичностью реагировал на «вводные» окружающего лодку флера невезухи. Явно, что фея Фортуна, заглянувшая было на лодку при постройке, была прижата где то в трюмах наглым лодочным гремлином и быстро покинула инспектируемый пароход навсегда. С другой стороны, то, что пароход был на в линии и плаву и успешно выполнял поставленные задачи, не может быть объяснено ничем, кроме того, что отчаявшийся гремлин, твердо вступил на путь исправления и исправно починял машины и механизмы, недоделанные корабельностроительными криворучками...
Так и жила АПЛ, ходила на БС, вставала на ремонты, меняла ракеты и торпеды, получала новых людей в экипаж и отправляла «старых» на дембель, повышение или в отставку. Но в ядерном ее сердце всегда была вера, что не может она не прославиться. А может это привыкший к месту жительства гремлин мечтал о славе, сидя где то около визжащего кривого вала турбины?
Ползком по Лаперузу.
Выход на БС из Приморья весьма сильно осложняется географией. Мало того, что мы имеем довольно мелкое море, с востока оно ограничено совершенно чуждыми нам самурайскими островами. А на них, на секундочку, располагается супостат, которому ну совсем не в жилу, ехающая мимо него по своим делам совершенно мирная военно-морская лодка. Чтобы не травмировать слабую и нежную психику потенциального противника, советские подводники освоили множество сравнительно честных способов не нарушать покоя акустических датчиков и постов наблюдения. В этот раз вышестоящие начальники выбрали вариант - «шаланды полные чего-то с Тихаса лодкой вывозил...», ну или как то так. Т.е. внаглую пропереть через пролив Лаперуза. Проблема только одном. Точнее только в двух. Во-первых, он, хотя и судоходный, но мелкий, а во-вторых, один берег у него совершенно японский. Поэтому, под покровом ночи, боцманята, под ласковым взглядом своего «папы», взбадриваемые его отеческими матерками, шустро натянули на выдвижные «гирлянды», люстры, топовые огни и прочую цветную бижутерию, имитирующую мирный тралец рыбосовхоза «Камчатский икрометец». После чего выдвинули указанные устройства и встали «в хвост» настоящему траулеру, дизель которого был оттюнингован до того состояния, что от его грохота глохли селедки в Желтом море, а сахалинские крабы говорили только жестами. И в предрассветный час, когда спят самые злые сторожа и самые бдительные собаки, вылезли на просторы Великого, он же Тихий, океана. Иллюминацию мгновенно сняли, помахали на прощание мирному сейнеру с буквами ССВ на борту и ушли в глубину, взяв курс в район Сиэтла), откуда нынче начинался маршрут патрулирования ракетовоза.
Задача, служба, экипаж.
Главная задача, которая ставится на несение БС, как легко догадаться, проста: никому кроме касаток не мешать, находиться, где велено ГШ, в нашем случае - в подмышке Аляски и меланхолично помахивать ядерной дубиной на такой дистанции, чтобы адекватно по времени доставить заказанную корреспонденцию в адреса, указанные в полетном задании.
Экипаж Ка- поллитра классический коллектив советских людей. Обучен, одет и накормлен Родиной, ей же проверен и допущен к самостоятельному несению боевой службы. На бытовом языке это означает, что сто двенадцать человек в возрасте 18-35 лет вышли в море после изнурительной учебы, оставив на берегу все бытовые проблемы, а также движимое и недвижимое имущество. Коллектив этот организационно разбит на три боевые смены различной степени подготовленности и существует внутри прочного корпуса корабля в трех биологических сутках, сдвинутых относительно друг друга на восемь часов. Каждая смена несет ходовую вахту «четыре через восемь» и когда одна смена борется со сном на постах ядерного исполина, другая, проиграв в этой битве, спит по каютам и кубрикам, а третья смотрит фильм в кают-компании. Первые 2 недели течение подводной жизни напоминает санаторий. Экипаж по традиции отдыхает после нервотрепа и бессоницы контрольного выхода и погрузочной колготни и е..возни (погрузка ракет, торпед, свиней, вина с шоколадом, картошки, прощания со славянками).
Спокойная и размеренная санаторно-морская жизнь, недели примерно через три, оборвалась сразу после нервного доклада акустика с первичными характеристиками шумов цели «ПОД ТУРБИНОЙ».
Что сей сон означает? - спросит меня пытливый читатель. А все довольно просто - имея на тот момент примерно троекратное превосходство в дистанции обнаружения, в обычной практике слежение американскими «боевиками» за советским РПКСН ведется скрытно. После обнаружения по данным стационарных или мобильных средств SOSUS, следящая лодка сближается на дистанцию уверенной и окончательной классификации объекта слежения. Получив полную (достаточную для определения бортового номера) гармонику цели по совокупности общих шумов, примерно с 40 — 90 кбт, следящая лодка сразу отходит на безопасную дистанцию слежения, производит маневр в носовой сектор, т. е. идет впереди цели на дистанции, обеспечивающей уверенной контакт в частотной гармонике ГТЗА. Прием сигнала идет через буксируемую антенну гидроакустического комплекса A/N BQQ-5.
И то, что наглый Лось дал себя обнаружить, при этом опасно маневрируя, говорило о чрезвычайности происходящего.
(окончание следует) |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.7426 Историю рассказал(а) тов.
ПВОшник
:
24-04-2012 16:37:27 |
|
Обсудить
(0)
|
| Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|