Умер Ягайло Ольгердович (Владислав II Ягелло, точная дата рождения неизвестна, ок. 1350 г.), великий князь литовский, король польский, родоначальник династии Ягеллонов. Оформил польско-литовскую Кревскую унию браком с королевой Ядвигой. В 1410 г. при Грюнвальде, командуя союзной армией, разгромил войско Тевтонского ордена.
Первое письменное упоминание о шотландском виски ("Списки казначейства Шотландии"). Производитель - монах Джон Кор. Какое это имеет отношение к армии? Никакого. Но многие его любят.
Разгром войска коронного гетмана Калиновского (ок. 40 тыс. чел.) у горы Батог Богданом Хмельницким (27 тыс. чел. - сердюки, запорожцы и союзные татары). Потерпев неудачу в поле, поляки отступили в укрепленный лагерь. Утром следующего дня казаки прорвали первую линию "вагенбурга" и ногайцы ворвалась в лагерь. Калиновский с ландскнехтами занял круговую оборону в центре, но все польское войско было уничтожено - пленных не брали. В сражении погибли лучшие части польских войск, что стало одним из решающих успехов Хмельницкого - поляки спешно эвакуировали Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства.
В этот день (по новому стилю) императрица Екатерина I учредила орден Святого Благоверного Князя Александра Невского.Учреждение ордена было приурочено к свадьбе дочери Петра I Анны с герцогом Шлезвиг-Голштейнским Карлом-Фридрихом, который и стал первым кавалером ордена. Идея создания награды как знака отличия исключительно за военные заслуги, появилась у Петра I после заключения Ништадтского мира - к тому времени наградная система Российской империи имела всего 2 ордена: орден св. Андрея Первозванного и женский орден св. великомученицы Екатерины. Но воплотить свою идею в жизнь император не успел. Его волю исполнила Екатерина, но идею ордена изменила: с первого же награждения он превратился в престижную награду за чин, родовитость и стал вручаться как военным, так и гражданским лицам. Орден просуществовал до Октябрьской революции и был отменен вместе со всей наградной системой Российской империи. Орден Александра Невского был возрожден в 1942 году именно как награда командного состава РККА (кавалером ордена за № 1 стал старший лейтенант морской пехоты Иван Рубан) и просуществовал до распада СССР. В 2010 году орден был снова официально введен в систему государственных наград страны (кавалером ордена за № 1 стал Председатель Государственной Думы Борис Грызлов), став, таким образом, единственным орденом, существовавшим и при Российской империи, и при СССР, и в РФ. Правда, в том виде, как его задумал Петр I, орден существовал только в СССР, но это уже совершенно другая история…
Родился Карл Клаузевиц (у. 1831 г.), крупный военный теоретик, генерал. В армии с 12 лет, участник войны с Францией 1806-07 гг. В 1812 г. - на службе в русской армии, квартирмейстер кавкорпуса. В 1813 г. офицер связи при Блюхере, с 1814 г. - начштаба прусского корпуса, в 1818-30 гг. - директор военного училища. Главный труд - "О войне". Много сделал в теории военного искусства, стратегии и тактики. Установил некоторые стратегические принципы достижения победы (предельное напряжение, концентрация, быстрота и внезапность действий, энергичное развитие успеха). Большое значение придавал материальному, географическому и моральному факторам, роли полководца. "Война есть продолжение политики иными, насильственными средствами".
Американец Вильям Уокер захватывает Никарагуа и впоследствии восстанавливает там рабовладение. Уокер с 57 другими наемниками высадился в Никарагуа по контракту с одной из воюющих в гражданской войне сторон. Он установил марионеточного президента и управлял страной через него. Президент США Франклин Пирс немедленно признал правительство Уокера как законное правительство Никарагуа. Фирма Корнелиуса Вандербильта, имеющая огромные финансовые интересы в Никарагуа, была одной из движущих сил переворота. Вандербильт, финансировавший и поддерживавший Уокера вначале, был лишен Уокером прав на коммерческую разработку ресурсов в Никарагуа. Вандербильт оказал давление на президента, чтобы США отозвали официальное признание режима Уокера. Позже армия, организованная Уокером, потерпела поражение (частично в результате эпидемии холеры) от армии центрально-американского союза. Уокер сдался командующему американским флотом Чарльзу Давису 1 мая 1857 г.
Гражданская война в США. Генерал У. Грант , только что назначенный командующим Армии Союза, принял решение нанести удар по Армии Северной Вирджинии, которой командовал генерал Р. Ли. В этой операции он взял на себя непосредственное командование Потомакской армией в 115 тыс. чел. Армия встретилась с южанами (75 тыс. чел.) недалеко от г. Ричмонда. В результате сражения погибло около 18 тыс. северян, но Грант проигнорировал эти потери. В ходе дальнейших боев потери северян составили более 14 тыс. чел. В боях в районе Колд-Харбор погибли еще 12 тыс. северян. Грант продолжал получать подкрепления и, используя численное преимущество, заставил Ли отойти к Ричмонду и занять оборону. До сих пор данные о потерях в этой кампании вызывают среди историков споры и неоднозначную оценку действий Гранта, но в то время большинство американцев поддерживало его.
В бою с с турецкими войсками на горе Вол погиб Христо Ботев - национальный герой болгарского народа. День его гибели объявлен днём национального траура и памяти героев, погибших в борьбе против национального угнетения и фашизма.
Родился авиаконструктор Александр Сергеевич Шенгардт. В 1948 г. окончил МАТИ. С середины 1948 года в ОКБ А. Н. Туполева. Прошёл путь от инженера-конструктора III категории до главного конструктора. Принимал участие в создании Ту-16, Ту-95, Ту-22, Ту-104, Ту-114 и первых беспилотных летательных аппаратов. С 1975 г. — главный конструктор самолёта Ту-154. Под его руководством была разработана технология безремонтной эксплуатации пассажирских самолётов «Ту». Ведущий конструктор по самолёту Ту-134 . Первый помощник А. А. Туполева по внедрению в эксплуатацию самолётов Ту-154А, Ту-154Б и Ту-154Б-2 — первого самолёта, обеспеченного технической документацией международного класса. Организатор широкой продажи самолётов Ту-154 за границу. Руководитель работ по модификации Ту-154 до модификации Ту-154М. Под его руководством был создан экспериментальный самолет Ту-155, который использовал в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ. Лауреат Ленинской премии.
Советское правительство заключает контракт с американской фирмой Albert Kahn на проектирование и строительство 90 индустриальных объектов в СССР. Всего за время сотрудничества с СССР фирма обеспечила более 500 промышленных объектов (включая Уралмаш, Магнитка, Новокузнецкий Металлургический Комбинат,Казанский и Пермский Авиационные Заводы, Челябинский,Харьковский и Сталинградский Тракторные заводы, Горьковский Автомобильный Завод и проч.) и обучение около 4 тыс. инженеров.
День создания правительственной связи в СССР. В этот день в стране была была пущена в эксплуатацию собственная сеть междугородной высокочастотной связи. Над ее созданием объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете народных комиссаров СССР работало с 1928 г. Новый вид связи получил условное название «ВЧ-связь». Необходимость создания специальной связи для нужд государственного управления была вызвана тем, что все существовавшие ранее виды связи – телеграфная с середины 19 века, затем телефонная, проходившая по сетям связи общего пользования, — не могли обеспечить передаваемым сообщениям должную конфиденциальность. Проверка ВЧ-связи в тестовом режиме состоялась в 1930 г. — было установлено соединение с Харьковом, на тот момент бывшим столицей Украины. Проверка прошла успешно. Вскоре высокочастотная связь стала активно использоваться в работе по управлению государством.
Сформирована Школа связи ВМС РККА, подчиненная ВМУ им. Ф.Э. Дзержинского. 29.03.1933 г. преобразована в Училище связи ВМС РККА. Первый выпуск состоялся в 1936 г. Ныне Военно-морской институт радиоэлектроники, Петродворец.
В строй действующих введен Челябинский тракторный завод, на базе которого в годы Великой Отечественой войны возник Танкоград, где было изготовлено 18 тыс. танков и САУ.
На верфи "Виккерс-Армстронг" в Тайне заложен первый легкий авианосец проекта "Колоссус". До конца 1945 г. в строй вошли 10 кораблей проекта. На 70% корпуса сооружались по гражданским стандартам Ллойда, потому как после войны корабли планировалось переоборудовать в быстроходные транспорта: корпус не имел ПТЗ, был лишь локально бронирован, максимальная скорость составляла всего 25 узлов. ГЭУ корабля мощностью в 40 тыс. л.с. составляла половину от машинной установки легкого крейсера типа "Фиджи", полное водоизмещение чуть превышало 18 тыс. тонн. Готовый банановоз. Однако проект оказался настолько удачным, что карьера кораблей оказалась долгой, а два вымпела, "Венерейбл" и "Венженс", прослужили в составе флотов соответственно Бразилии (под названим "Минас Жераис") и Аргентины ("25 де Майо") до середины 90-х годов - 50 лет, установив рекорд службы кораблей этого класса. Напомню, американские супера "Форрестолы" выдержали около 40 лет. Я для чего это пишу: списание наших 1143 "по техническому состоянию" через 15 лет службы - просто лажа. Надо просто нормально базировать корабли и нормально их ремонтировать.
Восемь немецких истребителей Ju88C-6 сбили над Бискайским заливом гражданский лайнер DC-3, рейс 777-А компании ВОАС, выполнявший рутинный рейс Лиссабон-Бристоль. Погибли 17 пассажиров, в числе которых был 1,5-годовалый ребенок, и экипаж. Думали, что убили Черчилля. На самом деле в самолете находился похожий на телохранителя Черчилля английский актёр Л. Хоуард и его друг А. Ченнхолс, похожий на самого Черчилля. Немцы ушли в отказ, англичане считают это военным преступлением.
В нарушение данного раньше обещания, британские оккупационные власти выдали СССР 30 тыс. казаков, воевавших на стороне Германии и членов их семей. Казаки отказались добровольно грузиться на машины, при возникших беспорядках более 100 человек было убито.
День рождения Военного института радиоэлектроники (Воронежского вышего военного инженерного училища радиоэлектроники)- единственного специализированного учебного заведения по подготовке специалистов радиоэлектронной борьбы. 25 лет, и это крайний праздник. Потому что с 1 августа институт злою волею ушлых начальников присоединяют к тыловому авиационному чушку под названием ВВВАИУ. Восплачем, братие...
День образования Космических войск России как самостоятельного рода Вооруженных Сил РФ. Командный пункт Космических войск взял на себя управление российской орбитальной группировкой и всей наземной инфраструктурой в соответствии с решением Совета Безопасности РФ и указом президента об образовании Космических войск как межвидовой структуры.
Русская Православная Церковь празднует день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Димитрий Донской родился в 1350 г., воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Собирая силы для решающего сражения с Мамаем, князь Димитрий просил благословения у преп. Сергия, игумена Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. По окончании жизни земной, князь Димитрий был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Продолжение Идущих за солнцем.
Предыдущие части в выпусках от 29.05.21, 24.12.20, 24.07.20,10.03.20, 05.02.20, 20.01.20, 13.01.20, 05.01.20
А что же было дальше? Дальше всё пошло как в том античном анекдоте: " В песне английского ВИА Deep Purple "Smoke on the Water" рассказывается о нелёгком труде пожарных...". Словом, всё пошло не так как задумывалось, но, тем не менее удачно. Сначала кат Алексеича образцово зашёл в первый слив, поймал отбойный вал от скалы, элегантно, используя его импульс и свою инерцию, встал носами по струе и столь же элегантно уехал во второй слив. Пробил бочку, отряхнулся, как утка, и встал на страховку в улове. Словом, продемонстрировал идеальное прохождение. Предварил, так сказать, выступление цирка клоунов-паралитиков.
Сначала народ веселил Адмирал. Нет, зашёл он в порог тоже образцово, но потом сказалось, что идёт Володя без лапки: когда надо было уходить от прижима и пробивать бочку за первым сливом, Борис не дотянул. Собственно, он и не мог - не имея заднего гребца в диагонали гружёный кат быстро не повернёшь. И как ни старался Карпыч сбросить корму - увы. Прижим напоследок влепил им смачного подсрачника, поставил кормой вперёд и в таком положении погонщикм Матильды и уехали во второй слив, умудрившись при этом как-то миновать бочку.
И вот! Барабанная дробь! Почтеннейшая публика! Впервые на арене! Коллектив клоунов-инвалидов с акробатическим уклоном! Смертельный номер! Анцефалы верхом на пупындре! Жаль что этот текст я придумал уже после всех событий на стоянке. Перед нашим прохождением он оказался бы к месту.
Во-первых, зашли мы криво - кэп поздно скомандовал. И это плохо. Зато в экипаже четыре лося не старше тридцати лет. И это хорошо. Словом, сила есть - ума не надо. Бочку за сливом пролетели по диагонали даже не заметив, со всей дури - здоровья-то ведь до хрена, пробили отбойный вал прижима и, вереща что-то про penis canis, на приличной скорости воткнулись носами прямо в скалу.
На месте прижима я бы сказал "Ып!". Но воспитанные прижимы "Ып!" не говорят и потому носы ката спружинили и нас сначала закрутило волчком, а потом выкинуло кормой вперёд на микроплёс между двумя сливами. Да-да, аккурат туда, где из воды торчало бревно.
- Телемарк! - истошно заорал Белокурая Бестия.
Правильно заорал. И своевременно. Вот только забыл сказать куда: влево или вправо. И потому каждый борт начал разворачивать судно в свою сторону. И мы, то есть левый борт, победили!
- Табань, ля! - заорал я Илье Второму, налегая на весло изо-всех кишок.
Правый борт отважно и умело сопротивлялся и потому некоторое время катамаран стоял почти на месте и рыскал туда-сюда, но потом, по мере того, как доблестный левый борт брал верх, начал разворачиваться, выписывая на воде что-то вроде Архимедовой спирали. Выписывая эту хитрую фигуру мы с неподдельным изяществом, даже с артистизмом - куда там фигуристу Плющенко!
И объехав бревно справа, к слову, остальные экипажи обошли его слева, мы оказались перед самым вторым сливом опять-таки кормой вперёд.
- Отставить! - заорал кэп, наконец-то сориентировавшись в ситуации.
- Развернёмся! Успеем! - я завис над водой, готовясь заколоться в микроулов и развернуть кат вокруг своего весла.
Никита, похоже думал так же. Я увидел как он занёс весло над головой, готовясь сделать мощный гребок мне в помощь. А вот Илья чего-то тупил. По крайней мере подготовки к подтягу с его стороны я не заметил. Но капитан решил иначе:
- Отставить! - повторил Белокурая Бестия. - Идём говном!
Я тут же лёг на кат и вцепился одновременно в весло и раму.
- Жоооооопаааааа!!!! - истерически завопил внутренний голос.
- Заткнись! - прошипел я толи своему мозговому слизню, толи себе. - Главное за вал заколоться! Заколемся - вылезем!
Корма катамарана, а с ней и моя собственная, зависли над сливом.
- Падаю, падаю, падаю вниз! Каски передних с пеной слились! - невесть откуда всплыло у меня в голове стихотворение собрата-водника.
- Не каски передних, а задницы задних! - дрожащим голосом, но, как всегда ехидно, поддел внутренний голос. - Надо бы переделать вирши!
- Надо! - согласился я, но придумать рифму к слову "задница" не успел: течение подвинуло катамаран, корма перевесила и мы полетели в слив.
Вода с шипением обняла меня по грудь, а пена и вовсе скрыла с головой, но Катяра - умница красьненький, не подвёл: широкие, тупоносые баллоны взлетели на вал, как уточка для ванны, которую ребёнок притопил до самого дна и тут же отпустил. Верно говорят: " Не мешайте судну проходить препятствия!".
Катяра фыркнул, отряхнулся и, игнорируя потуги экипажа, кормой вперёд проследовал в улово. Стоявший на страховке Алексеич беззвучно изобразил аплодисменты. Адмирал же просто ржал.
Ладно, хорошо всё, что хорошо кончается. Вылезли, отсмеялись, покурили, разобрали прохождение, аксакалы выписали, а мы получили благодарности, хорошо что без занесения в грудную клетку, снова оседлали суда и двинулись дальше. Мне показалось, что как только мы отчалили, по воздуху на правом берегу пробежала чуть заметная радужная рябь и в этой ряби мелькнули зелёные петлицы. Может привиделось, а может и нет - всё-таки Алтай место силы и тут чего только не бывает...
Для экипажа Катяры весь этот день прошёл под знаком почти филосовского понятия, которое в те времена модно было обозначать словом "децл" или по-русски "чуть-чуть". Чуть-чуть не догребли и в очередном прижиме и на полном ходу сосчитали об скалу все свои поперечины. Над рекой пронёсся колокольный звон, а на каждой трубе появилось по аккуратной вмятине. Чуть-чуть не дочитали воду и поэтому уходили от лежащего в русле "жандарма" таким манёвром, что лётчики-истребители обзавидовались бы. А потом, уже на стоянке, разбавляя спирт, мы чуть-чуть переложили тёртой жимолости, чуть-чуть перелили спирта и чуть-чуть не долили воды. В прочем, не надо о грустном, тем более, что в последнем случае оказалось вовсе даже не чуть-чуть...
Однако, до откушивания божественного нектара "Жимолость" надо было ещё дожить. Вот я и доживал: переодевшись первым делом из мокрого в слегка влажное, сидел на скале свесив ножки и думал. О том, что произошло вчера и о том, как быть дальше. За удачный ходовой день наши с Костиком отношения пришли в состояние "ровно и холодно". Со стороны могло показаться, что беседуют два светских денди. Я, как и обещал, подчинялся приказам, поддерживал разговор и уходил от конфликтов. Он прятал глаза, но держался ровно. "Ну, так тому и быть", - решил я и поплёлся к костру.
Сейчас, много лет спустя, я считаю что был тогда не прав. Не перед Белокурой Бестией, нет - перед группой. Мне стоило сразу запихать свою гордость глубоко в задницу. Моя вспышка поставила под угрозу группу и это непростительная оплошность. Адмирал оказался прав - мне уже тогда некому и нечего было доказывать.
Да и с Костиком... Стоило допустить, что он тогда не врал и для него действительно было критически важно, чтобы прохождение посмотрели все. А я, как ни крути, взбунтовался и послал капитана в пешее эротическое путешествие. И второй раз, когда привёл Илью тоже не соврал. Возможно. Буду честным перед собой и читателями - я в это не верю, но теперь такую возможность допускаю.
В любом случае история сослагательного наклонения не имеет. Что было, то было и теперь не исправить. Это была развилка бытия и каждый из нас свернул на ней на свою дорогу, которая, в конце концов развела нас совсем в разные стороны и теперь ни я, ни Белокурая Бестия, ни Карпыч никогда не узнаем можно ли было избежать последствий, а главное, стоило ли их избегать? Возможно расхождение наших путей явилось неизбежной закономерностью и состоялось бы рано или поздно вне зависимости от того случая, а возможно и нет.
Отсюда, как писали в старинных книгах, moralite: "В любой ситуации, перед тем как что-то сказать, стоит прокрутить языком в закрытом рту десять раз по часовой стрелке и десять раз против. В худшем случае вас могут счесть тормозом. Но дров, в том числе и смертельных, вы не наломаете. И ещё - никогда не жалейте о случившемся. Лучше сделать и ошибиться, чем не сделать и кусать локти от того, что не сделал.
А теперь я эгоистично, в одно лицо, вспомню как мы в первый раз дегустировали ту амброзию, что со времён алтайского похода называется в нашей команде "Напиток Жимолость". Вот такой я бякой уродился и ничуть о том не жалею!