Выпуск N 335630.11.3357-24.01.2021
Военно-исторический календарь |
|
18-01-0532
|
Вечером этого дня во дворце в Константинополе собрались перепуганные члены Императорского Совета во главе с императором Юстинианом I. Пятый день на улицах столицы бушевало восстание горожан, недовольных новыми налогами и церковными реформами, вошедшее в историю как "Ника". Несколько часов назад император с Евангелием в руках вышел к народу, говорил о своей неправоте, обещал прощение всем участникам, но народ не слушал Юстиниана и ему пришлось спасаться во дворце. А сейчас провозгласившие новым императором сенатора Ипатия горожане и
аристократы готовились к штурму дворца. Во дворце началась паника и император решил было бежать, как вдруг с кресла неожиданно встала императрица Феодора и произнесла речь, сохранившуюся для истории: "По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что пурпур власти — лучший саван". Пристыженные император и придворные
пришли в себя и перешли к решительным действиям. Подкупами власть переманила на свою сторону значительную часть лидеров восставших. А ночью
гвардия начала резню. Погибло более 30.000 человек, восстание в прямом смысле слова было утоплено в крови. |
| Поделиться:
|
| |
Питерский банкир
|
|
18-01-1776
|
(29 января н.ст.) Родился Сергей Никифорович МарИн (ск. 9 [21] февраля 1813 г.), русский офицер во время наполеоновских войн, оставивший по себе память главным образом как поэт-сатирик. В 1790 г., в возрасте 14 лет зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк, где сразу получил чин подпрапорщика, в 1797 г. произведён в портупей-прапорщики, но через месяц личным указанием Павла I был разжалован в рядовые, за то, что во время парада в присутствии императора сбился с ноги. Однако вскоре им же в звании прапорщика восстановлен. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда Марин возглавлял отряд преображенцев в карауле дворца, был в результате заговора убит император. В 1805 г. С.Н. Марин - поручик, участник Аустерлицкого сражения, был тяжело ранен и награждён золотой шпагой с надписью "За храбрость". Через два года в звании штабс-капитана и в чине флигель-адъютанта был контужен в бою под Фридландом, отмечен за храбрость орденом Св. Владимира 4-й степени и золотой медалью "Земскому войску" 1807 г. на георгиевской ленте. Во время Отечественной войны 1812 г. в чине полковника исполнял должность дежурного генерала во 2-й западной армии, состоявшей под командованием князя П.И. Багратиона. Вскоре после Бородинского сражения скончался от ран. Марин по праву считается выдающимся поэтом-сатириком; его произведения практически не печатались, однако, его сатирические стихотворения, пародии и эпиграммы пользовались успехом и широко расходились в списках. Он автор "Преображенского гимна":
Пойдем, братцы, за границу Бить отечества врагов,
под который русская армия вошла в Париж . Ныне его имя, к сожалению, забыто.
"Как, как, стихи-то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: "будешь в корпусе учитель..." Скажи, скажи, - заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться". "Война и мир" |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
18-01-1801
|
Присоединение грузинского царства к России. Однако следует иметь в виду, что то, что тогда называлось "Грузия" - это были восточные части современной Грузии. Не считались до того грузинскими Мингрелия и Имеретия (присоединены в 1804 и 1810 гг), Гурийское княжество (1811 г), Абхазия (1810 г). Таким образом, Грузию в современных границах создала российская закавказская администрация середины 19 века. |
| Поделиться:
|
| |
Логопед
|
|
18-01-1871
|
В Зеркальном зале Версальского дворца под Парижем провозглашена Германская империя. Через несколько лет Ф. Энгельс написал - "...Для Пруссии-Германии невозможна уже теперь никакая иная война, кроме всемирной войны. И это будет война невиданного ранее размера, невиданной силы. От восьми до десяти миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу. Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, но сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент, голод, путаница нашего искусственного механизма в торговле, промышленности и кредите, крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, - крах такой, что короны дюжинами валяются на мостовой." И как он догадался...? |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
18-01-1872
|
(30 января н.ст.) Родился Глеб Евгеньевич Котельников (ск. 22.11.1944 г.), изобретатель. Под впечатлением от гибели лётчика Л.М. Мациевича (1910 г.) создал первый в мире авиационный ранцевый парашют, успешно применённый в годы 1-й мировой войны. Впервые в СССР применил спасательный парашют летчик-испытатель М.М. Громов. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
18-01-1872
|
По инициативе академика Вильда в Петербурге открыто бюро погоды. С 1932 г. в Воено-технической Академии РККА началась подготовка военных метеорологов под руководством С.И. Троицкого. |
| Поделиться:
|
| |
Логопед
|
|
18-01-1881
|
Русские войска под командованием генерала от инфантерии Михаила Дмитриевича Скобелева после недолгой осады взяли аул Асхабад (Ашгабад), ныне - столица Туркменистана. |
| Поделиться:
|
| |
Ioann The Angry
|
|
18-01-1911
|
Первая посадка на палубу, Ю.Б. Эли на биплане Кертиса D.IV на крейсер "Пенсильвания" (США). Рождение палубной авиации США. Применены гак (тормозной крюк) на самолете и аварийный барьер на палубе. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
18-01-1918
|
Родился Александр Фёдорович Клубов, военный летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза (13.04.1944 г. и 27.06.1945 г., посмертно), командир эскадрильи. Погиб 01.11.1944 г. (скапотировал самолет). |
| Поделиться:
|
| |
Бывший Мент
|
|
18-01-1922
|
Группа коммунистов во главе с Лиамом О'Флаэрти (Liam Ó Flaitheartaigh, 1896-1984) захватила городскую ратушу Дублина и провозгласила создание Коммунистической Республики Ирландия.
Руководство Ирландской Республиканской Армии, в то время пытавшееся договориться с правительством Ирландского Свободного Государства, отказалось поддержать О'Флаэрти, поэтому 22 января восстание было подавлено правительственными войсками. |
| Поделиться:
|
| |
Шурик
|
|
18-01-1940
|
Немецкой подводной лодкой U-9 (командир Вольфганг Лют) потоплен нейтральный шведский сухогруз "Фландрия", шедший со всеми навигационными огнями. Первое из 47 судов, потопленных Лютом во Второй мировой войне. |
| Поделиться:
|
| |
Кот Бегемот
|
|
18-01-1942
|
В немецких ресторанах по понедельникам и четвергам в меню вводится "полевая кухня" - солдатский паёк. |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
18-01-1942
|
В ходе битвы под Москвой силами 4-го воздушно-десантного корпуса (генерал-майор А.Ф. Левашов) началась Вяземская воздушно-десантная операция. Десантники оттянули на себя значительные силы противника и уничтожили до 15 тыс. вражеских солдат и офицеров. Завершена 28 февраля. |
| Поделиться:
|
| |
Бывший Мент
|
|
18-01-1943
|
Прорыв советскими войсками блокады Ленинграда. Она длилась 900 дней, за это время (по официальным данным) от голода умерло 641 тыс. чел., во время обстрелов и бомбежек погибло 17 тыс. чел., было разрушено и серьезно повреждено 840 промышленных зданий, 500 школ, 170 медучереждений и полностью утрачено почти 3 миллиона квадратных метров жилой площади. |
| Поделиться:
|
| |
Логопед
|
|
18-01-1943
|
Выходит постановление Государственного комитета обороны СССР №2758сс "Об организации производства самоходных артиллерийских установок СУ-76 на базе трофейных танков Артштурм и Т-3 с 76-мм пушкой Ф-34". Производство СУ-76И ("И" - "иностранная") было развернуто на московском Государственном заводе N37 им. Орджоникидзе (в настоящее время - ОАО НПК "Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи"). Производство продолжалось с марта по декабрь 1943 года, всего было выпущено 201 СУ-76И. В танковых и самоходно-артиллерийских частях Красной Армии эти САУ эксплуатировались до середины 1944 года, в учебных подразделениях - вплоть до конца Великой Отечественной. |
| Поделиться:
|
| |
Шурик
|
|
18-01-1956
|
Создана Национальная Народная Армия ГДР. |
| Поделиться:
|
| |
|
|
18-01-1979
|
Состоялось торжественное открытие крупнейшего в мире магистрального газопровода "Союз" и третьей очереди Оренбургского газового комплекса. "Союз" строили с 1975 г. практически всем соцлагерем (помимо СССР привлекались предприятия и специалисты из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии и ЧССР). Общая протяженность газопровода составила 2750 км, впервые для столь масштабного проекта применялись трубы широкого диаметра (1420 мм), которые закупались в ФРГ в обмен на энергоносители. На трассе газопровода были сооружены 22 компрессорные станции, способные обеспечить перекачку 30 миллиардов кубометров газа в год. С помощью "Союза" газ из Оренбургского месторождения, а также из Центральной Азии оперативно доставляется потребителям в Европе. "Союз" вместе с другой ударной стройкой той эпохи, газопроводом Уренгой-Помары-Ужгород, стал центральным звеном в принадлежащей ныне "Газпрому" единой системе газоснабжения. |
| Поделиться:
|
| |
РПГ
|
|
18-01-1984
|
Впервые в мире выполнен пуск МБР с железнодорожной платформы. Ракетный комплекс РС-22 (SS-24 Mod.1 Scalpel) с твёрдотопливной трехступенчатой МБР 15Ж52 с активно-реактивным (минометным) стартом. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
18-01-2000
|
Впервые отмечался День Главного командования ВВС РФ. 5 января 1915 г. по ст.ст. в России было создано Управление заведующего организацией авиационного дела в действующей армии. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
18-01-2005
|
На Балтийском флоте День памяти морских пехотинцев, погибших в Чечне.
Установлен постановлением Военного совета Балтийского флота. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
18-01-2038
|
В этот день система отсчета времени, принятая в большинстве Unix-систем с 1 января 1970 года, в 03:14:07 достигнет значения 2 147 483 647 секунд, после чего обнулится. Все программы, написанные для этих ОС (особенно Linux) погибнут, все процессы под их управлением прервутся, наступит конец света и гибель цивилизации. |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
|
 |
Флот |
 |
Фуражка
На третьем курсе бескозырку на моей голове сменила фуражка. По независящим от меня причинам. Как правило, старшинами рот на младший курс назначали старшекурсников, но в нашем наборе что-то пошло не так, вразрез традициям, и в самом начале третьего курса на строевом смотре училища оказалось, что в стройном ряду старшин рот, облаченных в фуражки, обнаружилось три нестандартных типа в пилотках. Я, Грибович из роты Котовского с нашего факультета, и еще один старшина со второго факультета. И легендарный матерщинник контр-адмирал Сидоров, обходя строй старшин, и заметив отсутствие однообразия в головных уборах, недовольно пробурчал в адрес начальника строевого отдела:
- Это что за бл?о? Почему они в этих мятых чипиздонах, а не в фуражках?
Начальник строевого отдела, уж и не помню, был ли это знаменитый Конь, или еще нет, пояснил, что эти старшины назначены из состава своих рот, а не из старшего курса, и их удел пилотка и бескозырка. Сидоров, на миг призадумавшись, выразился коротко и ёмко:
- Все старшины, бл?, должны быть под единым козырьком! И погоны всем привести в соответствие.
За достоверность фразы ручаюсь, ибо отчеканил он ее стоя в непосредственной близости от моей тушки. И в этот же день после смотра я был отправлен командиром роты в Военторг, где приобрел белую, уставную "картонную" фуражку, в которой через пару дней стоял на повторном строевом смотре. Не сказать, что мне это не понравилось. Понравилось, да еще как! Третий курс, "веселые ребята", а ты еще и с лычками главного корабельного старшины, в мице, а не беске, красивый и непонятный. Невольно привлекаешь внимание севастопольского слабого пола своего возраста, прекрасно разбирающегося в особенностях курсантской формы и увы, комендантской патрульной службы г. Севастополя, инквизиторски настроенной в отношении нарушителей формы одежды.
Но на удивление, весь осенний период я прогулял в городе, щеголяя тремя курсовками в фуражке, и не единого раза не был остановлен патрулем. А когда подошло время переходить на черный головной убор, из Феодосии отец передал мне с оказией свою старую черную фуражку. Медслужба не носила дубы на козырьке, и оттого мне ничего не пришлось на ней переделывать. Фуражка, на мой взгляд, был великолепная. Отец пошил ее еще в шестидесятые годы в Ленинграде и проносил всю службу. Она не была "аэродромом", но и не была маленькой, как дореволюционная мичманка, Тулья была не высокой, и не низкой, а в самую меру. А козырек был лакированным и ко всему прочему мягким! Эту старую фуражку можно было сжать в кулаке, отпустить, и она возвращалась к прежней форме без малейших намеков на повреждения. Вот в этой фуражке, в одно из первых увольнений по форме три, меня и взяли.
До Дома офицеров я не дошел метров сто. Я покинул училище не с общей массой увольняемых, а через Северную сторону, сначала заскочив на переговорочный пункт, а уже потом на катере переправившись на Графскую пристань. И едва пересек площадь Нахимова, лоб в лоб столкнулся с патрулем, возглавляемым хмурым капитан-лейтенантом с лицом человека, давно не касавшегося головой подушки.
- Товарищ курсант!
Честь патрулю я отдал. Форма была уставная, хотя и подогнанная в училищном ателье, но в меру. Казалось, бояться было нечего.
- Товарищ капитан-лейтенант! Главный корабельный старшина Белов по вашему приказанию прибыл.
На мои документы офицер взглянул мельком, сконцентрировав взгляд на курсовке.
- Ты на третьем курсе учишься?
Я кивнул в знак подтверждения.
-Так точно!
- А почему в фуражке, к тому же неустановленного образца?
Я начал судорожно объяснять, что мол так и так, я старшина роты, и заместитель начальника училища приказал. И вроде бы начальник патруля уже был готов поверить моему рассказу, как рядом с нами тормознул комендантский бортовой ГАЗ-66, в кабине которого восседал один из помощников коменданта города. Видимо план задержаний трещал по швам, и меня без всяких долгих разговоров отправили в кузов, где вместе с патрулем уже находилось еще человек пять бедняг из разных родов войск, задержанных кто за что. А уже через десять минут нашу компанию злостных нарушителей выпихнули у комендатуры, куда мы и отправились, встав в живую очередь на раздачу наказаний. Помощник коменданта уселся в дежурке за стол, вывалил на него наши документы и начал вызывать всех по одному, оперативно "награждая" кого строевыми занятиями, а кого и отсылая в камеры. Меня, задержанного за нарушение формы одежды, ожидаемо ждал плац, где я с группой таких же горемык утрамбовывал асфальт до 23.30, после чего был бы отпущен в направлении последнего катера, и прошел бы в официальной сводке задержанных в выходной день.
На мое счастье, в комендатуре в этот момент находился обеспечивающий от нашего училища, какой-то молодой капитан 3 ранга с одной из кафедр нашего факультета. В воскресные дни, в дни массовых увольнений, от училища обязательно отправляли в комендатуру офицера в самых благих целях: по возможности уменьшить число замечаний, падающих в сводку по флоту и разруливать с комендантской службой тяжкие нарушения. Я в число тяжких не попадал, и ответственный капитан 3 ранга, неоднократно видевший меня на плацу во главе роты, немедленно бросился на выручку. Но все его потуги найти общий язык с младшим по званию комендантским волком закончились полным пшиком. Краснопогонный капитан стоял на страже воинского правопорядка как железобетонная опора моста, и все разумные доводы просто расплющивались о его непробиваемую убежденность в своей правоте. И когда помощник коменданта, лениво отложив мои документы в общую стопку, пальцем указал на дверь, ведущую на плац, а я окончательно пал духом, в комнату зашел еще один колоритный персонаж.
Полковник был немолод, чуть грузноват, но, высок и статен. Он был облачен в идеально сидящий на нем мундир с внушающим уважение количеством наградных планок. На морщинистом и изумительно багровом лице офицера легко читалась его биография с боевыми службами в Африке, на Ближнем Востоке и в других "братских" дырах и последовавшее за ними увлечение крепкими горячительными напитками. Он величаво прошествовал к столу, за которым сидел помощник коменданта, рукой показав тому, чтобы он не вставал.
- Задержанных много?
Говорил полковник вроде и негромко, но гулко, как будто камни во рту перекатывал, что придавало его голосу пугающую значимость.
Капитан снова начал подниматься со стула.
- Много. В основном за нарушения формы одежды. Пьяных нет. Пока.
Полковник скосил глаза на меня.
- А с этим что?
- Курсант на третьем курсе, но в фуражке.
В этот момент подал голос наш офицер.
- Товарищ полковник! Курсант является старшиной роты, и согласно приказанию командования училища...
Полковник жестом руки остановил речь обеспечивающего.
- Голландия?
- Так точно!
Он хотел еще, что-то добавить, но тут взгляд полковника снова зафиксировался на мне. Точнее теперь на моем головном уборе.
- Ну-ка дай сюда свою фуражку.
Я снял с головы и протянул фуражку. Полковник взял ее в руки, повертел, посмотрел внутри, помял пальцами гибкий козырек. Хмыкнул. Положил ее на стол. Снял свою и положил рядом.
- Близнецы? Боец, откуда у тебя такая?
Скрывать мне было нечего.
- Это фуражка отца. Он ее еще в шестидесятые в Ленинграде сшил. Он врач, академию Кирова заканчивал, потом на атомоходах служил.
- Ясно. Отец еще жив?
- Так точно.
Полковник поднял со стола свой головной убор и проделал с козырьком те же действия, что и с моим.
- В одном ателье пошиты. Одним и тем же мастером. Его уже нет.
Одним резким движением нахлобучил свой головной убор на голову и, повернувшись к помощнику коменданта, голосом, не терпящим возражений, отдал приказ.
- Старшину отпустить. Нарушения формы одежды нет. Главный корабельный старшина приравнивается к сверхсрочнику и имеет право на ношение фуражки. Задержание не фиксировать. Боец, свободен!
Уже через пять минут я несся вниз по улице Ленина в направлении Дома офицеров довольный и счастливый. Кто был этот полковник, я так и не понял. Но точно не комендант гарнизона, которого я уже знал в лицо. А отцовская фуражка честно прослужила мне еще лет пять, пока совсем не обветшала и не пришла в полную негодность. Да и была она по большому счету хорошая, но обыкновенная. Но первая! |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.9375 Историю рассказал(а) тов.
Павел Ефремов
:
17-01-2021 12:56:29 |
|
Обсудить
(0)
|
| Версия для печати |
 |
Армия |
 |
У памятника К-ву
(часть 4-я)
_____________________________
В четыре вышли с бивака,
вначале квёлые слегка.
Грязь непролазная внизу,
а вместо неба наверху -
глаз выколи, такая тьма,
дождём и сыростью полна.
Канавы, ямы, да арыки,
конечно, были горемыки,
кто тут же оказался в яме,
′Без боя с мокрыми портками′,-
за штык тянули, хохоча,
но ротный ′щучил′ хохмача.
Но вот, колонна как струя,
‘стальной щетиной′ потекла,
согласно шлёпали в грязи
в ночи туманной сапоги,
да скрип от пушки иногда,
когда заедет не туда.
В пять сорок пять почти, утра
до Таш-Кепринского бугра
дошли и роты развернулись,
три роты поверху тянулись,
одна - по берегу реки.
‘А много всё же их, гляди’,-
то неприятеля ряды,
когда поднялись на бугры,
солдаты, хоть ещё тумане,
уж различали в вражьем стане.
И только разместили пушки,
где виден был тот берег Кушки,
раздались выстрелы афганцев,
взбодрились тут же туркестанцы.
А эти выстрелы вспугнули
лишь ворона на саксауле.
Он видит, вправо от моста
редут, и в метрах семистах
в тумане светлые штыки-
то закаспийские стрелки.
Налево от моста,бугор,
к реке крутой там косогор.
А на бугре, как неба кара,
то конники Наиб-Салара,
их много, тыщи две иль три,
а, метров триста, впереди,
гарцует дерзкий Алиханов,
он, разгадав афганцев планы,
казАкам спЕшиться велел
и твёрдо навести прицел.
На фланге, на коне, Казанцев
и силуэты туркестанцев.
Как капли тучи грозовой,
что от одной растут волной,
так выстрелы- один, два, пять,
и, вроде, залп, и, вот, опять.
Конь Алиханова хрипит,
и всадник из седла летит,
секунды, кажется, долгИ,
вскочил, кричит два раза: “Жги!”
Стреляют тут же казаки,
а закаспийские стрелки
в цепь развернулись на редут,
а из редута пушки бьют.
Тут конница сошла, как туча,
к мосту, что ближе, прямо с кручи,
и понеслись, как ураган,
три сотни и на левый фланг,
в равнину между казаками
и закаспийскими стрелками.
Туркменов сотня здесь была,
в начале дрогнула она.
Как ветер Алиханов мчит,
и на туркменском он кричит,
как бог с горящими глазами:
"Убейте, иль умрите сами!"
Джигиты развернулись - в сечу!
И залпы, как удары плети,
то подоспели туркестанцы,
и гибнут храбрые афганцы.
Другие вязнут в лесопашне -
толчёную копытом квашне.
Огонь казачий, залпы рот,
коней храпящих разворот,
и всадники летят с бугра,
друг друга в панике давя.
Но в ложементах и окопах
сидит кабульская пехота,
а закаспийские стрелки
перед редутом залегли.
Залп нашей полубатареи -
и в воздухе разрыв шрапнели,
и туркестанцы, и стрелки
в атаку бросились, в штыки.
В окопы хлынули потоком,
в напоре бурном и жестоком,
идут, стреляя, по бугру,
потом спускаются к мосту.
Казанцев вниз, по косогору
сбегает к первой роте споро.
Та шла низину вычищая,
к мосту противника сжимая.
Вдруг брызг камней от пуль у ног
Казанцев лишь заметить смог,
но звука выстрелов, огня
он не отметил сгоряча.
Афганцы, мщением горя,
бегут к нему, своё крича,
от недалёкого арыка,
ружьё у каждого, как пика.
Но им дорогу преграждая,
и командира тем спасая,
из первой роты, трое наших -
Нефедов, Павлов и Мурашев,
в короткой схватке штыковой,
отчаянной, кровавой, злой,
их уложили.
Среди афганцев тоже были
конечно, стойкие бойцы,
но вскоре выбиты борцы.
КазАки снова на конях,
и через речку на рысях,
пехота просто по мосту
выходят к вражью биваку.
Он пуст. Как майская гроза
всё тише общая стрельба.
Всё смолкло к десяти утра.
Другая, что ж, пришла пора.
В ней как звезды далёкой весть
в цепи времён забытых есть
и мне известное звено -
то, что приметил я давно:
Куб каменный, с крестом отбитым
и с надписью почти размытой. |
| Поделиться:
|
Оценка: 0.4074 Историю рассказал(а) тов.
Валериус
:
17-01-2021 12:30:42 |
|
Обсудить
(14)
|
|
23-01-2021 02:28:40, BratPoRazumu
|
|
ВотЪ
Эпиграмма - нашеффсе!... |
| Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|