Выпуск N 251930.11.2520-22.08.2011
Военно-исторический календарь |
|
17-08-1681
|
(27 августа н.ст.) Скончался Никон (Никита Минов), патриарх. Церковные реформы, проведенные Никоном, вызвали раскол в православной церкви, а его вмешательство в жизнь государства привело к разрыву с царем, в результате которого Никон был лишен сана патриарха и сослан. Никон был очень яркой и неординароной личностью. Интересна его идея создать на Руси некое подобие Святых мест, дабы верующие могли совершать паломничество, не пересекая границ. Ново-Иерусалимский монастырь в подмосковной Истре и прилегающий парк и есть реализация этой идеи. Монастырь неплохо сохранился, уцелел и скит Никона, а вот великолепный собор взорвали немцы. Взорвали просто так, никаких боев там не было. Реставрационные работы закончены, в результате получился яркий и безвкусный новодел. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
17-08-1739
|
(28 августа н.ст.) Сражение у села Ставучаны (12 км юго-зап. г. Хотин, ныне Ставчаны, Украина) в ходе русско-турецкой войны 1735-39 гг. Русская армия под командованием фельдмаршала Б.X. Миниха (около 48 тыс. чел., 250 орудий), турецкие войска сераскера Вели-паши (ок. 20 тыс. чел., 70 орудий) занимали сильно укреплённую позицию на высотах между Недобоевцами и Ставучанами. Русские стремились овладеть Хотином. Вели-паша, также готовившийся к активным действиям, направил конницу в тыл русской армии (до 50 тыс. чел.) и на её фланги (около 10 тыс. чел.). Утром 17 августа специально выделенный русский отряд (до 9 тыс. чел., ок. 50 орудий) предпринял демонстрацию атаки. Главные силы русской армии имитировали готовность развивать его успех. Вели-паша перебросил часть своих войск на правый фланг, значительно ослабив левый. Русские войска атаковали центр и левый фланг позиции противника. Попытки турецкой артиллерии, занимавшей господствующую высоту, остановить атаку русских войск успеха не имели. Русские канониры, втаскивая орудия в гору, подавляли артиллерию противника. Не дала результата и контратака янычар, поддержанная турецкой конницей. К вечеру 17 августа русская армия захватила турецкую позицию. Турецкая армия, потеряв до 1 тыс. чел. убитыми и 50 орудий, в беспорядке отступила. Потери русской армии - 13 убитых и 51 раненый. Следствием победы явилась капитуляция крепости Хотин 19(30) августа и занятие в начале сентебря 1739 г. большей части Молдавии. Турция пошла на заключение 18(29) сент. Белградского мирного договора 1739 г., который, однако, вследствие выхода Австрии из войны сводил на нет успехи русской армии. В Ставучанском сражении русские войска, отражая атаки турецкой конницы с флангов и тыла, применили боевой порядок каре. |
| Поделиться:
|
| |
max
|
|
17-08-1806
|
Прибытием в Кронштадт двух небольших исследовательских шлюпов ("Нева" и "Надежда"), завершилось первое русское кругосветное плавание, длившееся 3 года и 12 дней. Инициаторами путешествия выступили российский адмирал Иван Крузенштерн и капитан первого ранга Юрий Лисянский. Путешествие Крузенштерна и Лисянского внесло значительный вклад в развитие отечественной географии и картографии, а также положило начало целому ряду русских кругосветных экспедиций. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
17-08-1812
|
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов назначен главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. Русское дворянство было недовольно общим ходом войны и отступательной стратегией Барклая-де-Толли, вследствие чего и приняло решение о замене полководца. До этого, на начальном этапе войны, Кутузов занимал пост командующего Петербургским и Московским ополчениями. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
17-08-1836
|
По повелению императора Николая I в Московском Кремле был установлен Царь-колокол - выдающийся памятник русского литейного искусства XVIII века. В 1730 г. императрица Анна Иоанновна приказала перелить разбитый колокол Григорьева с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тыс. пудов. После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными в 1733-1735 гг на Пушечном дворе.
20 мая 1737 г. во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок. Колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой версии он упал и разбился. В 1792 г. и в 1819 г. делались неудачные попытки поднять колокол, но в 1836 г. Царь-колокол был наконец-то поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на постамент, исполненный по проекту Огюста Монферрана. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
17-08-1878
|
(29 августа н.ст.) Родился Александр Андреевич Свечин, русский военный историк, генерал-майор (1916 г.). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1897 г.) и Академию Генштаба (1903 г.). Участник русско-японской и первой мировой войн. В 1917 г. начальник штаба Северного фронта. В Красной Армии с 1918 г. С ноября 1918 г. профессор Академии Генштаба РККА. Автор многих трудов по военной тактике и стратегии. Незаконно репрессирован и расстрелян 29.07.38 г. Ценность наследия Свечина по-настоящему не осознана и в наши дни. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
17-08-1915
|
В ночь на 17 августа 1915 года (по новому стилю) у острова Эзель (ныне Сааремаа) состоялась артиллерийская дуэль эскадренного миноносца "Новик" с германскими новейшими эсминцами "V-99" и "V-100". "Результат боя, - вспоминал впоследствии старший минный офицер "Новика", - надо считать для нас блестящим, так как противник в сумме был значительно сильнее "Новика", имея шесть 100-мм орудий против наших 4-х примерно того же калибра". В германские миноносцы попало 11 снарядов из пушек "Новика", в германских экипажах было убито 17 человек, 39 ранено и 6 пропало без вести. Особенно серьёзные повреждения получил "V-99" - корабль потерял управление, запутался в противолодочных сетях и, пытаясь высвободиться, налетел кормой на две русские мины, взрыв которых довершил дело. |
| Поделиться:
|
| |
Рядовой необученый
|
|
17-08-1933
|
Пуск первой советской жидкостной ракеты ГИРД Р-1 ("09"), конструктор М.К. Тихонравов, полигон в Нахабино (это километрах в 30 от Москвы). ГИРД сами сотрудники расшифровывали как "Группа инженеров, работающих даром". |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
17-08-1944
|
Английская авиация выполнила одну из самых массированных бомбардировок Второй мировой войны, уничтожив порт Киля. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
17-08-1945
|
На этот день у Гитлера была запланирована ядерная атака США, цель: Сан Франциско. Альтернативные цели: Лос Анжелес, Вашингтон. 25 марта 1945 г. грузовая подлодка U-234 типа XB (капитан Fehler) взяла курс на Японию, имея на борту 560 кг оксида урана, 3 разобранных самолёта (2 реактивных МЕ.262 и 1 МE.163 с ракетным двигателем) и 3 тонны чертежей. Среди пассажиров были немецкие и японские инженеры, ученые и военные.
Предполагалось, что ураном в Японии должны были быть снаряжены обычные бомбы, затем два подводных японских авианосца (субмарины класса I-400) доставили бы самолёты, оснащённые этими бомбами к берегам США, и там "грязные" бомбы были бы сброшены на города. 8 мая Fehler получил известие о капитуляции Германии и приказ немецкого генштаба сдаться союзникам. U-234 сдалась американцам 14 мая. Японские офицеры покончили самоубийством приняв смертельную дозу снотворного и были похоронены в море за день до этого. Раскрытие этих планов сыграло значительную роль в решении о применении ядерного оружия против Японии. (По материалам программы Dead Men's Secrets: Hitler’s Nuclear Arsenal, History Channel) |
| Поделиться:
|
| |
Филипп Филиппыч
|
|
17-08-1945
|
В этот день у берегов Аргентины всплыла подводная лодка типа VIIC U-977 (командир - обер-лейтенант цур зее Хайнц Шаффер). Сперва к ней подошли несколько рыбацких лодок. Потом подплыл тральщик и две аргентинские подлодки. На борт U-977 сошел аргентинский офицер, который сопроводил подлодку в гавань Мар-дель-Платы. Так закончился 2-й боевой поход ПЛ, начавшийся 2-го мая с выходом из норвежского порта Кристиансанн и продлившийся 108 дней. Гросс-адмирал Дёниц лично поставил Шафферу боевую задачу проникнуть в гавань Саутгемптона и нанести как можно больше вреда кораблям противника. Уже было известно о самоубийстве Гитлера, но Дёниц закончил свою речь словами: «Сражайтесь до конца. Германия никогда не сдастся». Поэтому известие о капитуляции Германии, полученное по радио, повергло командира в шок. Он собрал команду и предложил не сдаваться в плен, а плыть в дружественную Аргентину и поставил вопрос на голосование: 31 человек проголосовали «за». Остальных высадили на остров рядом с Бергеном. В течение 66 дней (с 10 мая по 14 июля) ПЛ двигалась без всплытий под шнорхелем. Экипаж был интернирован и допрошен срочно прибывшей комиссией из ошарашенных американцев и англичан, которых интересовал главный вопрос: «Куда вы спрятали Гитлера?» Но команда решительно отрицала присутствие на подлодке Гитлера или кого-то еще из нацистских бонз.
Так закончилась история Кригсмарине: 863 ПЛ, участвовавших в боевых действиях, потопили и повредили 193 военных корабля, а также потопили 2759 грузовых судов. Из них было уничтожено 753 субмарины, при этом погибло 32 тысячи подводников из 39 тысяч. |
| Поделиться:
|
| |
Питерский банкир
|
|
17-08-1977
|
Советский атомный ледокол "Арктика" первым из надводных кораблей достиг Северного полюса. |
| Поделиться:
|
| |
Анка
|
|
17-08-1982
|
Выпущен первый в мире коммерческий серийный компакт-диск. По заказу Philips его произвёл завод звукозаписывающей компании Polygram. На нем был записан альбом "The Visitors" группы АВВА.
Изначально предполагалось, что ёмкость одного CD диаметром 115 мм составит ровно 1 час звука. Но легенда гласит, что планку подняли до 74 мин., чтобы на диск полностью поместилась Девятая симфония Бетховена. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
17-08-1991
|
На секретном совещании в Москве принято решение о начале действий ГКЧП 18 августа. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
17-08-1998
|
Обвал курса рубля. Тоже история... |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
17-08-2009
|
Произошла авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Из-за разрушения гидроагрегата в машинный зал станции под большим напором стала поступать вода, затопившая зал и технические помещения под ним. Были повреждены все десять гидроагрегатов станции, из них три полностью разрушены. Короткое замыкание в системах управления генераторов привело к полному прекращению работы ГЭС. В результате техногенной катастрофы погибли 75 человек, 13 получили травмы. Ростехнадзор непосредственной причиной аварии назвал разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата. Работы по восстановлению и комплексной модернизации Саяно-Шушенской ГЭС завершились 12 ноября 2014 г., когда был введён в строй гидроагрегат № 2. 24 декабря 2014 г. оглашен приговор. Бывший директор ГЭС Николай Неволько и главный инженер Андрей Митрофанов получили по 6 лет колонии. Зам. главного инженера станции Евгений Шерварли и Геннадий Никитенко получили 5,5 лет и 5 лет 9 месяцев соответственно. Работники службы мониторинга оборудования ГЭС Александр Матвиенко и Александр Клюкач получили по 4,5 года лишения свободы условно. Седьмой признанный виновным сотрудник станции Владимир Белобородов был амнистирован. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
17-08-2025
|
18 августа 1933 года на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе (бывшее Ходынское поле) состоялся первый авиационный праздник, посвящнный Дню Воздушного флота СССР. Отсюда берет начало праздник. Теперь празднуется в 3 воскресенье августа. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
|
 |
Флот |
 |
С ЧУВСТВОМ ВЫПОЛНЕННОГО ДОЛГА
9 мая 1993 года наш корабль отмечал одновременно три праздника. Так сказать, «три в одном». Во-первых, как и вся страна, День Победы. Во-вторых, 9 мая у нас День корабля, «ежегодный корпоративный праздник». А так как это был уже вышеназванный 93-й год, у нас был первый корабельный юбилей - пятилетие крейсера. В тот богатый на события день автор этих строк заступил на вахту помощником дежурного по низам. Вся наша вахта прекрасно понимала, что тройной праздник просто не может пройти без приключений. После отбоя гулянье медленно перекочевало в «подполье» - «большой зам» (заместитель командира корабля по воспитательной работе), вооружившись баяном, в кают-компании офицеров с приехавшими шефами из одного заполярного города распевал песни; офицеры и мичманы уютно уединились по ранжиру и группам в каюты; «сверчки», годки и наиболее «борзые» матросы по разным корабельным «шхерам» - постам и прочим заведованиям. Так как советский и российский военный моряк отличается отменной подготовкой и планированием, то «шило» и «закусь» были заготовлены заранее и ждали в укромных местах своего времени. Время это пришло аккурат с корабельной командой «Ночное освещение включить!» После этой команды вся наша вахта стала ожидать происшествий, в душе все ж надеясь, что пронесет. Не пронесло...
Меня команда «Человек за бортом!» застала около часа ночи при обходе корабля где-то в 22 коридоре. Первое, что пронеслось в голове, как такое может быть, что человек оказался за бортом, мы же у причала? Да и качка не наблюдается (даже сначала не сообразил, что и стоя у стенки, можно умудриться окунуться, но для этого постараться надо сильно). Бегом в рубку дежурного, выяснять, что случилось. Какой человек, и за каким бортом, если левым мы стоим у стенки. А оказалось вот что. В одной из кают по левому борту (именно по тому, который обращен к причалу, то бишь, к стенке) группа лейтенантов мирно отмечала праздники. Вдруг, по словам одного из них, все услышали сильный всплеск воды. Несколько минут обсуждали варианты, что же это могло быть. Самого любопытного не убедила версия, что коки с камбуза сбрасывают за борт отходы (какое счастье, что все же эта версия не прижилась в лейтенантских умах!), и он, высунув голову в иллюминатор, стал в темноте вглядываться в мутную воду между причалом и бортом крейсера. Еще через несколько минут он все же смог разглядеть, что какое-то тело барахтается около кранца. Офицер позвонил в рубку и сообщил, что «кто-то купается в весенней водичке Кольского залива Баренцева моря и распугивает чаек». В рубке на тот момент оказались только горнист и рассыльный, так как вся вахта была на обходе крейсера на предмет возможной ловли шатающихся после отбоя нетрезвых матросов. Горнист принял самое правильное решение: связался с тем офицером вахтенной службы, кто был на тот момент ближе, а именно, с вахтенным на трапе. Старлей не стал вдаваться в подробности, а просто по громкой связи, как учили в училище, звонками дал команду «Слушайте все!» и крикнул в КГС «Человек за бортом!!!» После этого пришлось вспомнить известную русскую народную сказку про репку. Все стали тянуть. Дежурно-вахтенная служба корабля, закинув бедняге шкерт, вытягивала его с крейсера, а на причале, прикрывая своей могучей грудью от любопытных взоров с соседнего корабля, потерпевшего вылавливал «большой зам», явно расстроенный, что пришлось прервать веселое общение с шефами, и очень опасаясь, что если пойдет молва по эскадре, то от комиссий и рапортов не будет отбоя. «Репку» вытянули, ей оказалось замерзшее (хоть и май месяц, но явно погодка не для купания), полупротрезвевшее, испуганное матросское чудо. Получив «на орехи» от зама прямо на причале, чудо было срочно эвакуировано на корабль под прикрытием прибывшей группы офицеров и мичманов и отправлено в медпункт, где ему была оказана первая помощь путем полного растирания и наложения шва на голень ноги (полет оказался не совсем удачным). На следующий день чудо по имени Вася поведало свою версию произошедшего ЧП.
Матросская кровь, разбавленная праздничным «шильцом», ударила в голову так, что пилотка подпрыгнула. В сознании полетели живописные картинки: дембель, весна, цветущие деревья и поющие птички, родная деревня, а также девушки, девушки, девушки... Выйдя подышать на верхнюю палубу свежим майским североморским нордом, Вася, вздыхая, стал вглядываться в сотни манящих огоньков столицы Северного флота. Вот он, город, совсем рядом, только сопку перемахнуть, а там девушки, девушки, девушки... Молнией Васю осенило - срочно в город, чего бы это не стоило. Праздник и вечерняя темнота помогут. Но как попасть на причал, стартовую дорожку к тем манящим огонькам? Через трап не пройти - бдительный вахтенный заметит. И Вася решился. Осторожно, в позе макаки, ползущей по лиане за спелыми бананами, он стал спускаться с борта крейсера по одному из швартовочных концов. Для непосвященного читателя стоит подчеркнуть, что при большом желании и свежем уме можно было просто перелезть через леер и спрыгнуть с борта, не сильно оттолкнувшись, и миновав всего метра два (в диагонали), приземлиться на причал - не слишком комфортный, но все же более простой и надежный путь. Наш герой пошел другим. «Синусоида» швартовочного каната провисла, и Дон-Жуану в робе пришлось сначала спускаться в темноту, а потом, в перспективе, если спуск пройдет удачно, подниматься вверх на причал. Спуск прошел не слишком удачно, и Вася полетел в мутную, грязную, в мазутных разводах воду между бортом крейсера и причалом. А дальше пошло фартить: хорошо, что придумали кранец, и тяжелый корабль не прижимается своей броней к причальной стенке; хорошо, что праздник не заставил всех спать, и лейтенанты услышали шлепок о воду; хорошо, что все же май месяц, и водичка по северным меркам не совсем ледяная; хорошо, хорошо, хорошо...
А спустя несколько месяцев, когда ярко светило солнце, ласково пели птички и зеленели деревья, Васина мечта осуществилась. Не знаю, как он улизнул с крейсера, воспользовался трапом или более удачно сполз по канату. Но я очень хорошо помню: Васю под руки из города ведет патруль по причалу на корабль, а лицо его просто излучает радость, блаженство и эйфорию. Как говорится, с чувством выполненного долга! |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.5519 Историю рассказал(а) тов.
Александр Хрусталев
:
15-08-2011 07:25:32 |
|
Обсудить
(7)
|
|
21-08-2011 19:39:08, Барс
|
| надо же, случается такое. читаю Покровского с братьями. сам ... |
| Версия для печати |
 |
Флот |
 |
Корабли и танки
Эта забавная история произошла на борту тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» у стенки 8 причала главной базы Северного флота в г. Североморске. Бывает так, что иногда не все идет по намеченному плану, но бывалые люди привыкли, а для «чужака» это в диковинку. Ну, подумаешь, перебой с питанием с берега, ну, «вырубилось» освещение отсеков, ну, сработало включение аварийного освещения, ну, по одной тусклой лампочке в отсека - но все ж видно. Опытный моряк уже на ощупь по родному кораблю бегом из носа в корму попадет. Так надо ж такому случиться, что в этот самый момент проверяющий из ГЛАВПУРа в красивой зеленой форме с погонами генерал-майора, с папкой (!), обходя кубрики личного состава на предмет житья-бытья, погрузился «во мрак», аккурат находясь рядом с рубкой дежурного, и в недоумении застыл, явно оценивая обстановку. Далее привожу практически дословный диалог «военно-политического» генерала и дежурного по кораблю в звании капитан-лейтенанта.
- Товарищ капитан-лейтенант, пожалуйста, проводите меня ко мне во флагманскую каюту.
- Товарищ генерал-майор, да все же хорошо видно. Проходите по правому борту 41 коридор, дальше несколько отсеков, поворачиваете налево в коридор 22, дальше два трапа вверх, еще налево... Все же хорошо видно... Дежурный не договорил, т.к. выражение лица генерала менялось с каждым загадочным для его слуха словом - отсек, трап. Но больше всего его слух резала невозмутимая фраза «Да здесь все видно...»
И генерал изрек классическую фразу: «Это вам(!), ебаны в рот, все видно! А я всю жизнь на танке ездил!»
Занавес, все в шоке - дежурный по кораблю, дежурный по низам, помощник дежурного по низам, рассыльный дежурного по кораблю, горнист, да и сам генерал в красивой зеленой форме и с папкой. |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.4286 Историю рассказал(а) тов.
Александр Хрусталев
:
15-08-2011 07:23:17 |
|
Обсудить
(26)
|
|
18-08-2011 11:44:51, alexl
|
|
Пару лет назад, подвозя с работы коллегу, я с удивлением... |
| Версия для печати |
 |
Армия |
 |
Лейтенантские истории 5
Диалоги в солдатской столовой
Солдатская столовая у нас в полку была громадная. На полторы тысячи человек. Во время приёма пищи (так официально называется завтрак, обед и ужин) в столовой обязательно присутствует дежурный по полку. Однако, когда по плану боевой подготовки надо было покормить бойцов раньше или позже распорядка дня, туда посылался помощник дежурного по полку. В частности, ваш покорный слуга. И чего только там не наслушаешься.
Диалог первый
Прибыла команда с молодыми солдатами с Украины. Возили эти команды самолётами, поэтому они прибывали в самое разное время суток. Как правило, вечером или ночью. Первым делом их кормили, потом устраивали спать до утра. Приезжали они (бойцы) с котомками домашней снеди, и к солдатской каше относились с презрением. Первые два дня. Потом лишний кусочек чёрного хлеба делили на десять крошек. Ну, это к слову.
Прибыла, значит, команда с молодыми солдатами из Украины. Прибыла поздно вечером. Посадили их в столовой за столы. Подали кашу. Бойцы кашу сразу отвергли и достали «сидоры» с харчами. Пирожки, сало, яйца, конфеты. Встаёт тут один солдатик и идет к окну раздачи пищи. А там дежурный повар, узбек, стоит. Дембель, лохматый, в засаленной поварской куртке. « Силь е?» - спрашивает молодой. И получает гордый ответ - «Не силь, а сол. Чурка, билят, не русский».
Диалог второй
После ночного вождения механики инструкторы (срочники) пришли в столовую. Им оставлен расход. Механик инструктор - дембель, повар - дембель.
Механик ( протягивает миску):
- Хуйни хуйни.
Повар (шлёпает в миску черпаком):
- Хуйни хуйнул.
Механик:
- Дохуя хуйнул.
Повар:
- Хуйня, хуйнёшь.
Вот и поговорили. |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.2054 Историю рассказал(а) тов.
Старший Офицер
:
16-08-2011 09:25:04 |
|
Обсудить
(27)
|
|
,
18-08-2011 13:26:31, Leiser
|
|
Так там по книге дед семь лет на каторге сидел.Ты прикин... |
| Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|