Bigler.Ru - Армейские истории, Армейских анекдотов и приколов нет
Rambler's Top100
 

Выпуск N 2981

30.11.2982-27.01.2015

Военно-исторический календарь

23-01-1558
Начало Ливонской войны - использовав в качестве предлога отказ Ордена платить дань, русские войска перешли границу Ливонии.
  Замполит
23-01-1681
Подписанием Бахчисарайского мирного договора завершилась Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Границы России и Турции установились по Днепру. Турция признала левобережную Украину и Киев воссоединенными с Русским государством.
  Ioann The Angry
23-01-1830

Родился Гастон Огюст де Галифе (у. 1909 г.), французский генерал, один из руководителей подавления Парижской Коммуны, впоследствии - военный министр. Введенные им кавалерийские штаны нового образца так и назвали - галифе. (Т.н. "кривые штаны" в Советской армии носили повсеместно, в Российской армии отменены вместе с папахами, хромовыми сапогами и портупеями, после чего служба потеряла цель и смысл - КБ).

  Замполит
23-01-1881

(4 февраля н.ст.) Родился Климент Ефремович Ворошилов (ск. 2.12.1969 г.), маршал Советского Союза (1935 г.). С 6 ноября 1925 г. по 20 июня 1934 г. нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета СССР; в 1934-40 гг. нарком обороны СССР. Во время Великой Отечественной войны показал себя бездарным полководцем и впоследствии оставался на "третьих ролях" Награждён 8 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й степени, Трудового Красного Знамени Узбекской ССР, Трудового Красного Знамени Таджикской ССР, Трудового Красного Знамени ЗСФСР, а также почётным оружием с изображением Государственного герба СССР. Герой Монгольской Народной Республики.

  Кадет Биглер
23-01-1899

(4 февраля н.ст.) Родился Виктор Фёдорович Болховитинов (ск. 29 января 1970 г.), авиаконструктор, д.т.н., генерал-майор-инженер. В его КБ был создан первый советский ракетный истребитель БИ, с 1946 г. преподавал в ВВИА им. Н.Е. Жуковского. Самолет БИ назван по первым буквам конструкторов Березняка (общее руководство) и Исаева (двигатель). Всего было построено 9 экз., это была опытная машина.

  Кадет Биглер
23-01-1915

Начало сражения в Карпатах. Начало встречного сражения в Карпатах. Армия А.А. Брусилова успешно противостоит сразу трём армиям - 3-й, 4-й австро-венгерским и Южной (смешанной австро-венгро-германской). В этот же день на Кавказе завершён разгром 3-й турецкой армии. Под командованием Н.Н. Юденича Русская армия на Кавказе не потерпела ни одного поражения. Сильнейший полководец той войны сегодня фактически забыт. (В 1918 г. Юденич эмигрировал в Эстонию, в 1919 г. возглавил белогвардейскую Северо-Западную армию, после провала похода на Питер вывел остатки войск в Эстонию, в 1920 г. уехал в Великобританию, умер в 1933 г.- КБ)

  Логопед
23-01-1918

 Петрограде в Таврическом дворце открывается 3-й Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который продлился 9 дней. На момент открытия съезда присутствовало 1046 депутатов, но в ходе работы съезда к участникам присоединились еще 600 депутатов. С официальными докладами на съезде выступили Ленин, Свердлов, Троцкий, Сталин и Колегаев. На 3-й день работы съезд принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а созданное государство получило официальное название РСФСР. Съезд поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции нового государства, в которую (по предложению Ленина) в качестве вводного раздела будет включена ранее принятая Декларация.

  Питерский банкир
23-01-1923

На базе эвакуированных из Риги в 1915-16 гг. Вагоностроительного и автомобильного Русско-Балтийских заводов Совет Труда и Обороны принял решение образовать концессию на 30 лет с самолетостроительной фирмой "Юнкерc" для создания цельнометаллический самолетов и моторов к ним. До 1925 г. было освоено производство Ю-20 и Ю-21, затем концессия расторгнута (Юнкерс не смог наладить производство дюралюминия). Ныне это - ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. С 1924 г. началась разработка советских цельнометаллических самолетов, аппараты Юнкерса не нашли своей ниши, к тому же "Юнкерc" не выполнила условий концессии по производству дюрали и строительству моторов. 1 марта 1927 г. концессионный договор с фирмой "Юнкерc" был расторгнут.

  Logo-d
23-01-1926
СССР заявил, что захватит Харбин, если арестованные в Манчжурии русские служащие КВЖД не будут отпущены. В дальнейшем это переросло в военные действия, известные как конфликт на КВЖД.
 
23-01-1927

Образовано Оборонное общество России - Осоавиахим. В 1948 г. вместо Осоавиахима было образовано 3 самостоятельных общества - ДОСАВ, ДОСАРМ, ДОСФЛОТ. В 1951 г. вновь объединены в единое общество - ДОСААФ СССР. Ныне - РОСТО. Вы таки будете смеяться, но в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. № 973 - опять ДОСААФ. Сейчас ДОСААФ ведет множество судебных процессов, пытаясь вернуть свою собственность, разошедшуюся в 90-е годы по рукам.

  Кадет Биглер
23-01-1945
Гитлер назначил Гиммлера командующим группой армий "Висла". На военном поприще шеф СС не стяжал себе громкой славы. Группа армий "Висла" потерпела сокрушительное поражение от войск 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов.
 
23-01-1951

Образовано главное управление специального строительства МО СССР (соорудило все космодромы и многие оборонные объекты). С 1.05.2005 г. - Главное управление обустройства войск. С 15.09.2008 г. - в составе холдинга "Оборонстрой", который входит в ОАО "Оборонсервис". В доме, который построил Джек. Гм... Да. В ноябре 2016 г. после череды скандалов при строительстве космодрома "Восточный"  Спецстрой расформирован, его функции переданы МО РФ.

  Кадет Биглер
23-01-1960

Батискаф ВМС США "Триест" опустился на дно Марианской впадины. Глубина погружения - около 11 км, до самого дна не достал.

  Анка
23-01-1962

Первый полет самолета Ту-126. Это первый советский самолет дальнего радиолокационного дозора. Создан на основе пассажирского лайнера Ту-114. Был вооружен РЛС "Лиана". Ту-126 должны были наводить на цель тяжелые перехватчики Ту-128 в арктической зоне. Эта РЛС не могла обнаруживать низколетящие цели, поэтому в 1984 г. Ту-126 сняли с вооружения, заменив на А-50 с РЛС "Шмель". Всего было построено 9 Ту-126.

  Кадет Биглер
23-01-1967

На вооружение принят ЗРК "Куб" (на экспорт поставлялся под названием "Квадрат") индекс ГРАУ - 2К12, по классификации НАТО - SA-6 Gainful. Разработан в ОКБ-15 ГКАТ (филиал НИИ-17) (ныне НИИ Приборостроения им. В. В. Тихомирова). "Куб" разрабатывался как средство войсковой ПВО для прикрытия танковых и мотострелковых дивизий. "Куб" обнаруживал воздушные цели на дальностях до 65 км и поражал на дистанциях от 4,5 до 23,5 км и в диапазоне высот до 14000 м. На то время - один из самых компактных ЗРК в своем классе.

  Кадет Биглер
23-01-1973
В Париже заключено соглашение о прекращении огня между США и Северным Вьетнамом.
  Замполит
23-01-1976

Впервые в мире проведено десантирование боевой техники (БМД-1) с экипажем при помощи парашютной реактивной системы "Реактавр" Московского агрегатного завода "Универсал", гл. конструктор - А.И. Привалов. Испытатели Л.Н. Щербаков, А.В Маргелов (сын Командующего ВДВ), парашютодром Кислово (под Псковом).

  Кадет Биглер
23-01-1989
Начало операции "Тайфун" (завершилась 26 января) - последней крупномасштабной операции советских войск в Афганской войне (1979-1989 гг.). Осуществлялась под командованием генерал-лейтенанта Б.В. Громова. С целью минимизировать потери предпочтение отдавалось не прямому столкновению, а массированным авиационным бомбардировкам и артиллерийским обстрелам позиций боевиков Ахмад-шаха Масуда в центральных и северных провинциях страны.
  Кадет Биглер

Флот

Купель адмирала - II


Один мой хороший знакомый, особо не мудрствуя , делит людей на «звёзды» и «остальных». «Звёзды» это те, кто благодаря незаурядным способностям, сумасшедшему трудолюбию и упорству, добиваются впечатляющих успехов. (здесь не имеется в виду только карьерный рост) Такие люди редки и, собственно говоря, они, звёзды и двигают нашу жизнь вперёд. За немалый жизненный путь мне посчастливилось встретить лишь двоих, которых можно отнести к «звёздной расе». Первый, ставший позже известным писателем Григорий Медведев. С другим работаю по сей день, и в тандеме с которым с нуля(!) создали современное эффективное машиностроительное производство.


А вот пересечься с восходящей звездой флота, к сожалению, было не судьба. Не свёл господь... Хотя и родились мы без малого чуть ли не в один день, он 14, я 19 августа, но разница в два года не позволила встретиться на малом противолодочном корабле. Ушёл я с МПК-85 летом 1970 года, он пришёл летом 1972. Разминулись на два года, а жаль, было бы интересно и, думается, полезно послужить с таким офицером. По крайней мере, узнал бы, каковы они, адмиралы в молодости, но не довелось. Тем не менее, приятно сознавать, что на моём корабле начал службу будущий адмирал, командующий флотом. И пусть не имею возможности изложить здесь личные впечатления от общения с этим человеком, но попытаюсь на основе сведений, почерпнутых из сети, эскизно показать восхождение молодого лейтенанта на флотский Олимп.
Но прежде, ещё одно загадочное повторение случая с моим, теперь буду говорить, с нашим кораблём.

Южная Балтика. Июньский погожий денёк 1970г. Позади промозглая балтийская зима и затяжная весна, пора непрерывных походов, боевых дежурств, отработка задач боевой подготовки. Живы в памяти и разговорах перипетии грандиозных учений советского ВМФ «Океан». В канун долгожданного лета, когда накал боевой подготовки спадает и вожделенный сезон отпусков не за горами, на корабле царит приподнятое настроение.

Суббота. Закончена большая приборка. На верхней палубе ни пылинки, палубная бронза отливает цыганским золотом. Корабельная рында, ни дать ни взять ёлочная игрушка, магнитом притягивает взор. Команда отобедала и предалась обыденной субботней суете - стирка, стрижка, наведение порядка в рундуках. Корабельный котёл набирает пары, вот-вот по кораблю объявят "помывку" личного состава. А завтра - воскресенье. В городе местные красавицы истосковались по матросскому неутомимому теплу. Фанаты футбола ждут, не дождутся воскресенья, чтобы вволю наиграться на крошечной площадке, расположенной неподалёку и приспособленной для игры в пресловутый «дыр-дыр».

Корабль наш дремлет напротив штаба дивизиона правым бортом к причальной стенке. К левому борту причален другой противолодочник дивизиона. За нашей кормой правым бортом на обычном расстоянии около пятнадцати метров на швартовых стоит ещё один корабль, на котором, не смотря на субботний день, проводятся экстренные работы по ремонту пневматической муфты главного дизеля. Дизель то запускается, то останавливается. Похоже, что-то там не клеится и работы затягиваются.

«Мы в цвете лет, мы бодры духом». Эта римская цитатка почти про меня, но, к сожалению, не сегодняшнего. Cудите сами, человеку нет и двадцати двух, заканчивается последний год службы на флоте. Как - никак, старшина первой статьи, специалист первого класса, довольно известная и уважаемая в дивизионе фигура. Только что окончил курсы офицеров запаса и представлен к званию младшего лейтенанта. Ну что ему тужить? А, через неделю-другую под звуки «Прощания славянки» с чувством исполненного долга, последний раз пройдёт он по трапу родного корабля. Впереди встреча с родными - друзьями и, наконец, заветная мечта - Московский энергетический институт (звучит то как!).

С таким светлым чувством, с удовольствием щурясь на солнышке, сошёл я с корабля на причал для осмотра силового кабеля берегового электропитания. Ведь заступающая на дежурство дивизионная служба первым делом пробавляется состоянием береговых коммуникаций кораблей - кабелей берегового электропитания и рукавов водоснабжения. Проложенные на специальных деревянных «козликах», они должны и смотреться культурно, и не препятствовать проезду - проходу на причальной стенке. И не приведи боже, если у кого-то «козлик» скопытился невзначай, или что другое не в масть дежурному придётся...

Не успел я, спустившись по трапу, приблизиться не спеша к полуюту, где расположен щит берегового электропитания, как МПК, стоящий за нашим кораблём, вдруг истошно взревел дизелем. Дальнейшие события приняли оборот крутого экшен по какому-то безумному мультяшному сценарию. Необъезженным конём, которого безжалостно хлестанули по крупу нагайкой, корабль, подпрыгнув из воды, сорвал швартовы и ринулся на мой, ни в чём не повинный корвет, впавший в сладкую дрёму субботней идиллии. Коварный удар, нанесённый острым форштевнем взбесившегося корабля в транец , оказался настолько мощным, что наш корабль резко пошёл вперёд. Швартовы натянулись в струну, готовые вот-вот разорваться, кабель берегового питания, выбрав слабину, также стал угрожающе прямолинейным. Из кубриков, как по "большому сбору", высыпал народ с испуганными лицами, не понимая, в чём дело, не представляя, что делать и куда бежать. Некоторые, от греха подальше, сбежали на земную твердь, другие кинулись на боевые посты, проявляя должную выучку в непонятной ситуации, остальные пребывали в растерянности на палубе.


На ходовых мостиках обоих кораблей появились офицеры. Колокола громкого боя сыграли аврал. На причал из штаба дивизиона выбежал обескураженный дежурный офицер дивизиона, ведь оставалось ему до смены каких-то пару часов, и на тебе - ЧП.

Из люка Поста энергетики и живучести показался старшина первой статьи Валерий Коробко. На рукаве голландки бело-синяя повязка «рцы» - дежурный электромеханик. Понятно, почему его появление на палубе задержалось почти на минуту. Из железного чрева машинного отделения доносились звуки работающего дизеля носовой корабельной электростанции. Который уж раз поразился находчивости и самообладанию этого спокойного, толкового парня, с которым служил почти три года. Возможно, он был единственным в царившей на корабле суматохе, кто действовал хладнокровно и последовательно. Ведь в случае потери берегового электропитания, корабль остался бы без энергоснабжения, а, значит, все системы, обеспечивающие живучесть корабля, были бы мертвы. Теперь Коробко, отвечающий за живучесть корабля, как дежурный по электромеханической боевой части, должен установить суть происшедшего. Он бросился на полуют по правому борту, но угрожающе натянутый электрокабель заставил его отпрянуть и подняться на полуют по левому трапу (Опыт!). Ему хватило секунды, чтобы охватить взглядом невероятную картину тарана и оценить ситуацию.

«Да, да, проверить, дошла ли пробоина до поверхности воды» - об этом мы с Коробко подумали одновременно. Он открыл люк в румпельный отсек и рухнул вниз. Если пробоина достигла воды, то в румпельный отсек сейчас поступает вода, причём, коль скоро «дикий» МПК решит освободить свой форштевень и даст задний ход, то затопление отсека возрастёт в разы. В принципе, затопление небольшого румпельного отсека не угрожает плавучести корабля, но там расположены приборы и электродвигатели управления рулём. При таком раскладе корабль, как минимум, месяц не сможет выйти в море. А ведь это уже моё заведование! Я бросился на корабль. На полуюте столкнулся с Коробко, который лаконично сообщил:
- Порядок! Сухо...
«Порядок», то же сказанул, корабль с проломленной кормой. Что же тогда называть беспорядком? Впрочем, могло быть и хуже...
На «спятившем» МПК запустили дизель левого борта, ибо дизель правого борта, виновника «торжества», экстренно заглушили, и злополучный МПК дал задний ход. Пред нашим взором предстала впечатляющая картина следов таранной атаки. Транец корабля имел треугольный пролом, как после удара гигантским колуном, с максимальной шириной на палубе более полуметра и глубиной «въезда» более полутора метров. Сквозь пробоину видны внутренности турбинного отсека. В месте пролома находились стеллажи с ЗиПом. Ящики с запчастями в беспорядке разбросаны по всему отсеку. С первого взгляда показалось, что никакое оборудование, не считая ЗиП, не пострадало. Однако, при детальном осмотре места аварии обнаружилось ещё кое-что. Праздничное дотоле настроение моё пошло на убыль при виде повреждённых пучков кабеля, проходящих по транцу на расстоянии полуметра друг от друга. «Повреждённых» - мягко сказано! Они были сорваны с креплений и варварски разодраны.

Бывалые военморы уж верно догадались, что дело тут не пустяшное, и пучки эти, до полусотни кабелей в каждом, есть не что иное, как обмотка размагничивающего устройства (РУ) корабля, которая опутывает весь его корпус по стрингерам и шпангоутам. Назначение этого довольно хитрого электромагнитного устройства заключается в защите корабля от магнитных мин путём компенсации собственного магнитного поля корабля. Без исправного РУ ни один корабль выйти в море не может. А суть всего в том,что РУ это пресловутое наряду с рулёвым устройством обслуживается корабельными электриками, старшиной коих являлся на тот период ваш покорный слуга.

Закралось сильное подозрение, что до устранения повреждения обмотки РУ демобилизации не видать мне, как собственных ушей. Вот вам, бабушка, и Юрьев день! Пробоину в транце ребята с плавмастерской «оформят» за пару дней - комар носа не подточит, но без действующего размагничивающего устройства корабль враз сделался никудышным и «де-факто» вышел из строя боевых кораблей.

Опасения мои не замедлили материализоваться уже на следующее утро. В штаб дивизиона вызвали механика корабля старшего лейтенанта Лихачёва. Не прошло и пяти минут, как дивизионный рассыльный явился и по мою грешную душу. Несмотря на изумительный воскресный день, в штабе собрался озабоченный синклит в составе механика бригады, командира нашего корабля капитан-лейтенанта Овчинникова и нового начальника штаба дивизиона МПК капитан-лейтенанта Добышева.

Заседали недолго, чай воскресенье на дворе, и до занудства дело не дошло. Просто популярно объяснили, что на всё про всё сверху "спущена" неделя, и корабль, что твой сивка-бурка, должен быть в строю. А ремонт обмотки Родина возлагает конкретно на старшину первой статьи Садовского, то бишь, на Вашего покорного слугу. Ну и мякенько так дали понять, что Дону- батюшке нашему Тихому придётся погодить со встречей казака донского недельку - другую, (авось, водицы в нём не поубавится), пока РУ не заработает в штатном режиме.

Честно признаться, не верилось в успех «заплаточного» ремонта обмотки. Они то, начальство, не знают, как мы с этим РУ нянчимся, как с дитяти малым, в попку дуем. Чуть сопротивление изоляции обмоток поплыло - сразу паника: «Обмотки на прогрев и не отходить! Изоляция растёт? Слава тее..., пронесло!» А здесь стрингерные пучки в лохмотьях, ну что с этого «роЯ» может выйти путного?

Мои попытки отказаться под предлогом сложности работы, требующей профессионального подхода, лишь изрядно подлили масло в огонь. Ничего не оставалось,как без проволочек приняться за работу. Чем быстрее будет восстановлена обмотка, тем скорее грянет демобилизация. Моя, а то чья же!


После ремонта корпуса турбинный отсек за неделю стал роднее кубрика, и покидал его я, чтобы поесть - поспать. Зачищал, паял, накладывал изоляцию, формировал пучки. Каждый день в отсек являлись проверяющие,- «Как дела? Сколько осталось? Когда закончишь?» Я же знал, что работу мою будет принимать не люди, а само устройство. После включения оно даст индикацию об исправности обмоток и готовности к работе. Ещё были сомнения о состоянии изоляции в местах срыва пучков с креплений. В этом случае следовало бы менять все повреждённые пучки. К счастью, прокатило. Первые после ремонта замеры показали соответствие требованиям, а последующий запуск устройства показал, что ремонт выполнен качественно. Устройство милостиво приняло мою работу.

Похожая история с МПК -85 удивительным образом случилась спустя четыре года. И вновь лейтенант Владимир Комоедов исполнял обязанности командира корабля. В тот день он с утра находился в штабе 64 бригады ОВР на занятиях по командирской подготовке. Там ему и сообщили о ЧП с МПК бортовой номер 151, то есть с его кораблём. В борт МПК в районе полуюта, то есть почти там же, куда четыре года назад «въехал» другой МПК, при швартовке врезался базовый тральщик, дивизион которых дислоцировался за дивизионом МПК в сторону внутренней гавани. Владимир срочно вернулся в дивизион.
Повреждения корпуса оказались серьёзными, и Комоедов энергично принялся за организацию срочного ремонта. Конечно, он никоим образом не был виноват в происшедшем, но чувство вины перед командиром не проходило. Ведь ему же доверил командир корабль, который в итоге оказался повреждённым. Замечено, что талантливый человек проявляет способности во всех делах, за которые принимается. Владимир Комоедов и в этом, казалось бы, не свойственном ему деле, проявил деловитость, организаторский талант, настойчивость и требовательность. В течение месяца интенсивных работ повреждение было устранено, и корабль вновь мог нести боевую службу. Маленький шаг на большом пути, но, не совершив его, не факт, что человек пройдёт весь путь и достигнет цели.

А путь к адмиральским звёздам того энергичного, дотошного и толкового лейтенанта оказался тернистым. Ведь на Олимп он поднимался из самой непрезентабельной и тяжёлой флотской глубинки - малые противолодочные корабли, сторожевики. Бесконечная рутина боевых дежурств в составе поисково-ударных групп, дозорные походы и отработка задач в тяжёлых погодных условиях. Небольшие по водоизмещению корабли кланяются каждой волне, переваливаясь с борта на борт и зарываясь носом так, что иногда с непривычки кажется, что бак уже не появится над клокочущей балтийской волной. Непрерывная качка, к которой невозможно привыкнуть, сутками изматывает человека физически и морально. Далеко не каждый человек способен выполнять тяжёлую морскую работу в таких непростых условиях.

Офицеры, не имея помощников, в течение всего похода сутками не покидают боевых постов, командиры не уходят с мостика. Густые «шапки» густого ядовитого газовыхлопа главных дизелей порой накрывают палубу и мостик, выжимая слёзы из глаз, сворачивая судорогой грудь и вызывая невыносимые приступы тошноты. Это пришлось испытать и мне- маслопупу в составе баковой авральной команды во время швартовок. Но особенно от газовыхлопа дизелей страдали авральные команды на шкафуте.

Бытовые условия на таких кораблях суровы для матросов, не намного лучше они у офицеров. Тесные, крошечные каютки, включая командирскую, в которых приходилось жить неделями даже тогда, когда корабль стоит у причальной стенки и находится в получасовой боевой готовности, которая реально воплощается в экстренные выходы в море. И так год за годом...

Далеко не каждому дано пройти всё это ,преодолеть, и всегда быть лучшим и успешным без пресловутой родственной поддержки. Не взирая на "принцип Питера", стать адмиралом, командующим флотом, начав лейтенантом на малом противолодочном корабле. Ведь говорил же один остроумный адмирал северного флота, что со своего адмиральского мостика может одним махом обоссать целый дивизион МПК. Знать, ему повезло по жизни, и службу он начал на БПК с дружеского визита в одну из западноевропейских стран. На МПК о визитах в зарубежные порты не мечтали, но корабли свои уважали.

Продолжение следует.
Оценка: 0.9306 Историю рассказал(а) тов. ortah : 21-01-2015 19:27:33
Обсудить (2)
23-01-2015 11:08:25, Старшина
Хорошо, нормальное акынство. Суть короблятской жизни отражен...
Версия для печати
Читать лучшие истории: по среднему баллу или под Красным знаменем.
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю
Архив выпусков
Предыдущий месяцЯнварь 2015Следующий месяц
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Предыдущий выпуск Выпуск N2981Следующий выпуск

Категории:
Армия
Флот
Авиация
Учебка
Остальные
Военная мудрость
Вероятный противник
Свободная тема
Щит Родины
Дежурная часть
 
Реклама:
Спецназ.орг - сообщество ветеранов спецназа России!
Интернет-магазин детских товаров «Малипуся»




 
2002 - 2025 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru