Выпуск N 341030.11.3411-27.12.2021
Военно-исторический календарь |
17-12-1619
|
Родился Рупрехт Пфальцский, известный полководец 17-го века, лидер английских роялистов времен Английской революции, человек с яркой биографией, необычной даже для того времени. Сын короля Чехии Фридриха V родился, когда уже начался военный конфликт, вошедший потом в историю как «Тридцатилетняя война», но, повзрослев, принял в нем активное участие на стороне протестантов Нидерландов. Попал в плен к австрийцам и был освобожден под честное слово не воевать против Священной Римской империи. Слово свое он сдержал, но военное ремесло не бросил: в Англии началась революция, и его дядя король Карл I позвал племянника на помощь. Рупрехт переехал в Англию и назначен главнокомандующим королевской кавалерии. В историю Англии он вошел как «принц Руперт». Горячий и увлекающий характер принца сыграли фатальную роль для его дяди в битве при Нейзби в 1645 году: роялисты потерпели полное поражение, и принц вынужден был бежать во Францию. Потом несколько лет Руперт занимался каперством в Средиземном море и в районе Азорских островов, нападая на суда английских купцов. После Реставрации 1660 года вернулся в Англию и принял активное участие в англо-голландских войнах. Потом принц уехал в Канаду и принял деятельное участие в её колонизации: его имя сейчас носит территория вокруг Гудзонова залива (Земля Принца Руперта), а также река Руперт в Квебеке.
Неугомонный роялист умудрился оставить свой след даже в истории математики: его имя носит задача («Куб принца Руперта»), заключающаяся в том, что в кубе можно проделать отверстие, через которое возможно протащить копию изначального куба. Согласно преданию, принц поспорил, что в кубе можно вырезать отверстие, достаточно большое, чтобы через него можно было протащить куб такого же размера и выиграл свой спор. |
Поделиться:
|
|
Питерский банкир
|
17-12-1796
|
Указом Павла I учрежден Фельдъегерский Корпус - связь специального назначения. День Фельдъегерской связи России. |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
17-12-1862
|
Улисс Грант издал приказ, согласно которому за спекуляции хлопком и торговлю с противником все евреи изгонялись из министерства финансов и все еврейские семьи обязаны были покинуть Теннеси. При этом одним из ведущих спекулянтов был отец самого Гранта! |
Поделиться:
|
|
Logo-d
|
17-12-1883
|
(29 декабря н.ст.) Родился Степан Сергеевич Вострецов, военачальник, участник Гражданской войны. В армии с 1906 г. Участник Первой мировой войны, за храбрость награжден тремя Георгиевскими крестами. В годы Гражданской войны командовал ротой, батальоном, полком. За проявленное мужество и умелое руководство одним из первых награжден четырьмя орденами Красного Знамени. Во время конфликта на КВЖД (1929 г.) возглавлял Забайкальскую группу войск. С мая 1931 г. командир стрелкового корпуса. Умер в 1932 г. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1892
|
(29 декабря н.ст.) Родился Архангельский Александр Александрович (ск. 18 декабря 1978 г.), ааиаконструктор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947 г.), доктор технических наук (1940 г.), Герой Социалистического Труда (1947 г.), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1949, 1952 гг.). Образование получил в Московском высшем техническом училище (1918 г.). С 1912 г. работал в аэродинамической лаборатории МВТУ под руководством Н.Е. Жуковского; с 1918 г. в ЦАГИ. В 1922 г. принял участие в создании первых советских самолетов. Участвовал в создании большинства самолетов конструкторского бюро А.Н. Туполева. Разработал основной фронтовой бомбардировщик первого периода Великой Отечественной войны - СБ и пикирующий бомбардировщик Ар-2. В 1957 г. получил Ленинскую премию. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1903
|
Братья Вилбур (1867-1912 гг.) и Орвил (1871-1947 гг.) Райт совершили первый устойчивый, управляемый и самоходный полет на аппарате тяжелее воздуха. Первый полет длился 12 секунд, самолет пролетел 36 м, четвертый и последний в тот день - 59 с, и 260 м. Мир изменился навсегда. Фото первого полета сохранилось. Пилот - Орвил. Вилбур бежит вслед летяшему самолету, оставляя следы в песке. На земле виден рельс, с которого самолет взлетал, стартер для двигателя, скамейка, к которой проволокой крепилось крыло. За четыре года, которые эти велосипедные механики занимались проблемой полета, они построили аэродинамическую трубу, измерили влияние профиля крыла и угла атаки на подьемную силу и сопротивление, изобрели контроль крена и координированный (горизонталь и крен) поворот, разработали теорию пропеллера и построили пропеллеры с КПД 70-80% (лучшие тогда были 30%, сейчас - 85%), построили вместе с Ч.Тейлором двигатель внутреннего сгорания на 16л.с, отработали схему управления полетом, летая на планерах собстевенной конструкции. Позже братья улучшали свой самолет: был загрублен и перенесен в хвост руль высоты, появилось место для пассажира, более мощный двигатель, варианты с шасси и поплавками, закрытая кабина и т.д, но уже к 1911 г. другие конструкции превозшли их детище. |
Поделиться:
|
|
Женя
|
17-12-1905
|
В селении Раутъярви Выборгской губернии в семье крестьян родился Симо Хяюхя (Хайха), один из самых результативных снайперов Второй мировой войны (ск. 1 апреля 2002 г.). По данным финнского коммандования с декабря 1939 по март 1940 гг. уничтожил 705 солдат противника (возможно, часть из его боевого счёта была приписана в целях пропаганды). В войсках был прозван белой смертью. 6 марта 1940 г. получил тяжёлое ранение в голову. Был признан негодным к службе и не принимал участия в войне 1941-1944 гг. За заслуги был произведён из капрала в лейтенанты. Хяюхя предпочитал использовать М 28-30 без оптического прицела, что позволяло ему избежать обледенения оптики, держать голову ниже, и избегать блеска. Помимо прочего, Хяюхя разработал такие приёмы работы снайпера как замораживание водой наст перед стволом винтовки, чтобы предовратить всплеск снега при выстреле и держание снега во рту чтобы скрыть дыхание. |
Поделиться:
|
|
Lt Scheissekoppff
|
17-12-1912
|
(29 декабря н.ст.) Родился Березняк Александр Яковлевич (ск. 7 июля 1974 г.), советский конструктор, д.т.н. (1968 г.), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973 г.). С 1931 г. в авиационной промышленности. После окончания МАИ (1938 г.) работал в ОКБ В. Ф. Болховитинова, где совместно с А. М. Исаевым создал первый советский ракетный самолет БИ с ЖРД (1942 г.). С 1957 г. - главный конструктор. Ленинская премия (1962 г.), Гос. премия СССР (1970 г.). |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1917
|
Родился летчик-испытатель Юрий Александрович Гарнаев, Герой Советского Союза. Испытывал высотные скафандры, средства спасения летчиков реактивных самолетов, системы дозаправки самолетов в воздухе. Проводил исследовательские полеты на вертолетах Камова, Миля, Яковлева. Испытал ЛА вертикального взлета и посадки "Турболет". Провел эксперимент по отстрелу лопастей на вертолете Ми-4. Погиб в 1967 г. при тушении лесных пожаров во Франции на Ми-6. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1917
|
(30 декабря н.ст.) Вступил в силу Декрет СНК "Об уравнении всех военнослужащих в правах", которым отменялись все чины и звания в армии, а также все ордена и знаки отличия. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1918
|
Временное Советское правительство Латвии во главе с Петром Стучкой объявило о переходе всей власти в руки Советов. После Нового года под его контролем находилась практически вся территория Латвии. Правительство Карлиса Улманиса переехало в Лиепаю. |
Поделиться:
|
|
|
17-12-1923
|
При ОГПУ создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) для выполнения особого задания - поиска затонувшего в районе Балаклавы (Крым) в 1854 г. английского парохода "Чёрный принц" с предполагавшимся большим грузом золота на борту. Позже ЭПРОН занимался подъёмом затопленных, затонувших судов и терпящих бедствие судов. С 1932 г. ЭПРОН - единственная организация в СССР, осуществляющая судоподъёмные, аварийно-спасательные, водолазные, опытные подводные работы, проводимые на всех морях, реках и озёрах СССР, и подготовку водолазных кадров в учебном центре — Военно-морском техникуме в Балаклаве. В начале Великой Отечественной войны ЭПРОН был передан в ВМФ, где на его основе была создана Аварийно-спасательная служба, а ЭПРОН как самостоятельная организация перестал существовать. За время своей деятельности Э. поднял 450 и спас от гибели 188 судов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1929 г.). |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1926
|
В Литве совершен военный переворот: к власти пришел диктаторский режим Антанаса Сметоны. |
Поделиться:
|
|
|
17-12-1928
|
Родился Леонид Сергеевич Броневой (ск. 9 декабря 2017 г.) советский российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1987), Лауреат Государственных премий РСФСР (1976) и России (1996). Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством". Отец в 1936 г. был репрессирован как троцкист. Мать развелась с ним и сменила сыну отчество с "Соломонович" на "Сергеевич", но несмотря на это они как "семья врага народа" были отправлены в ссылку. В 1950 г. окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Н. Островского, играл во многих театрах и в кино. Лучшие кинороли - Мюллер, Доктор из "Формулы любви", Велюров. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1932
|
Образовано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). Оно было организовано для оборудования пути от Белого моря до Берингова пролива и обеспечения безопасности плавания по нему. В задачи ГУСМП, в числе прочих, входило изучение берегов, определение глубин, нахождение бухт, якорных стоянок и подходящих мест для посадки аэропланов, составление карт, оборудование фарватеров знаками и маяками, построение сети метеорологических станций и организация воздушной разведки. |
Поделиться:
|
|
Octopus
|
17-12-1935
|
Первый полет пассажирского самолета Дуглас DC-3 (в СССР выпускался под названиями ПС-84 и Ли-2) |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1939
|
Преодолев предполье, Красная Армия вышла к первой полосе укреплений "линии Маннергейма". |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
17-12-1939
|
Блокированный в бухте Монтевидео, карманный немецкий линкор "Граф Шпее" уничтожен своим экипажем. Немецкие моряки отклонили предложение англичан о сдаче и взорвали свой корабль, практически повторив подвиг русского крейсера "Варяг". Экипаж был интернирован в Уругвае. |
Поделиться:
|
|
|
17-12-1958
|
В Северодвинске произошло событие, значение которого для отечественного Флота трудно переоценить – Правительственная комиссия подписала акт приемки в состав ВМФ первой в Советском Союзе АПЛ ( тактический номер К-3), впоследствии получившей имя "Ленинский Комсомол" (пр.627). 17 января 1959 г. Совет Министров СССР специальным постановлением утвердил акт приемки и обязал ВМФ принять АПЛ в опытную эксплуатацию. |
Поделиться:
|
|
Мыкола
|
17-12-1959
|
Создание Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). На боевое дежурство заступили первые МБР Р-7 (ОКБ С.П. Королева). Первый Главнокомандующий - М.И. Неделин.
С 1995 г. - День РВСН |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
|
|
 |
Армия |
 |
ДВЕ КОПЕЙКИ
Самовольная отлучка для курсанта - всегда волнующее событие;
широко распахнутые ноздри самовольщика вдыхают не воздух,
они вдыхают огромный объем информации;
мозг его работает на пределе, чувства все обострены,
пропасть отделяет его от остального некрадущегося человечества,
и только эта пропасть позволяет оценить жизнь во всей ее неповторимой сладости...
Александр Покровский
В начале лета восемьдесят третьего года на территории Полтавского Зенитного Ракетного Училища (в простонародье «артучилище») появились две новеньких телефонных будки с новенькими телефонами-автоматами. Неожиданное появление общедоступной телефонной связи на территории режимного военного объекта стало событием. Во-первых, телефонизация облегчила жизнь курсантов, кардинально повлияв на такое явление, как самовольная отлучка.
Сколько существует армия, столько существует и самоволка. Тема самоволок неисчерпаема. Она никем глубоко не изучена и ещё ждёт своего исследователя. С самоволками велась и ведётся безжалостная борьба. Дисциплинарная ответственность за этот проступок суровая. Статья, предусматривающая наказание самовольщикам, есть даже в Уголовном Кодексе. Но никакие наказания и никакие суровые статьи Закона не могут одолеть душу курсанта, окрылённую идеей. Идея может быть разной. От примитивного желания напиться, до высокого-превысокого чувства.
Молодые и неопытные первокурсники к проблеме самовольного ухода подходили банально, примитивно, неорганизованно и без фантазии. Прыг через забор - и бегом по центру города. Редко кому удавалось сбегать в самоход незаметно. Обычно свободный полёт курсантской души длился до первого патруля. А дальше комендатура - комендант майор Курочка -гарнизонная гауптвахта. После отдыха в уютной камере начинались круги дисциплинарного и общественного ада: построение Училища, долгое позорище пред огромным строем, взыскание от генерала, комсомольское собрание и прочая, прочая, прочая. Понятно, что курсант-залётчик попадал в категорию «политических». Ему ещё очень долго икалось его малодушие. Мало того, этот «подвиг» влиял на показатели всего подразделения в учёбе и дисциплине. Какому командиру понравится такое? Никакому. Зная это, первокурсники бегали в самоволку ну в самых исключительных случаях.
С приходом опыта, развивалась курсантская смекалка. Ближе к выпуску число самовольщиков росло, а число «залётов» уменьшалось. Мы искали и находили разные способы незаконно выйти «за забор», развивали тактику встречи с патрулями и методы ухода от них. Комендант выявлял и тщательно изучал эти новые тактические приёмы, придумывая эффективные меры противодействия. Борьба умов шла с переменным успехом и закончилась в день расформирования Училище с ничейным счётом.
Появление общедоступного телефона на порядок увеличило процент успешных самоходов. В повседневную жизнь успешно внедрялась любимая нашим комбатом «научная организация труда». Горит душа, просится на волю, а до выходного жить и жить? Берёшь карандаш, пишешь записку с номером городского телефона, кладёшь записку в мыльницу, что лежит в прикроватной тумбочке, туда же прячешь две копейки, говоришь товарищам (ещё лучше командиру отделения) куда бежишь и свободен. Главное вернуться в казарму минут за двадцать до подъёма. Отработанная методика сбоев не давала.
Сработала она и в ту декабрьскую ночь, когда мне срочно понадобилось увидеть свою невесту. Записка в тумбочке, дежурная монета в мыльнице. Подошёл к своему командиру сержанту Давыдову:
- Саша, я после отбоя отлучусь? К подъёму буду на месте.
- Записка с монетой на месте?
- Конечно!
- Давай! Только без приключений.
Мы пожали руки, я надел шинель, вышел из казармы, перемахнул через трёхметровый забор, поймал такси и минут через пятнадцать звонил в заветные двери. Жила моя Татьяна на противоположном конце города. Небольшая квартирка в спальном районе с романтическим названием «Алмазный». В одной комнате будущие тесть и тёща, во второй - мы с любимой. Негромкая музыка, обычные в такой обстановке разговоры, объятия, поцелуйчики.
Дом давно спал. Как вдруг проснулся стоявший в прихожей телефон.
- Алё! - сонно сказала в трубку тёща.
Через мгновение она показалась в дверях нашей комнаты и испуганно произнесла:
- Війна, Андрюха!
Разбираться с вопросом какая вражина среди ночи объявила нам войну, я даже не подумал. Привычно мотаю портянки, на ходу накидываю шинель и мысленно просчитываю, как буду добираться ночью в Училище. Десять километров в спящем советском городе - это расстояние.
Голова соображает, ноги несут к ближайшей остановке.
Миную заснеженный двор, вот улица Калинина - главная улица района. Остановка. Когда бежал, надеялся увидеть там такси. Но не судьба. В восемьдесят третьем после одиннадцати вечера улицы пустели: погасшие витрины, редкие прохожие и случайные такси, которые никогда не останавливались. Все-таки социализм - дневной общественный строй, в отличие от капитализма - строя ночного.
Ноги в руки - бегу. Десять километров для курсанта выпускного курса - это тридцать минуть бега. Может, и успею на ту войну.
Бежать в темноте по нечищеному тротуару неудобно. Сворачиваю на пустынную проезжую часть и беру максимальный темп. Пробежав больше километра, слышу шум догоняющей машины.
- Частник! - радуется душа самовольщика.
Одна рука голосует, вторая нащупывает бумажный рубль, который при прощании сунула в карман шинели милая. В те времена за рубль можно было проехать через весь город!
Машина остановилась. Открываю дверь и на одном дыхании:
- Шеф! К артучилищу подкинешь?
- Садись, военный!
И вот я в тёплом салоне. Мотор мягко зарычал, свежие сугробы вдоль дороги понеслись всё быстрее. Отдышавшись, осмотрелся. Как оказалось, я ехал в «Волге». Машина чёрного цвета, салон красный, из колонок негромко напевают про вечную любовь модные тогда итальянцы. Ого! «Волги» такого типа в гаражах простых советских граждан не стояли. На таких обычно ездило крупное начальство. Но когда заметил трубку радиотелефона, сердце ёкнуло. Спецсвязь в машине - это, скорее всего, КГБ.
- Влип, очкарик! - сказал я сам себе, - Щас тебя доставят по назначению!
Машина ехала в сторону Училища. В том же направлении находилось и здание областного управления КГБ. Оно занимало самый красивый особняк города.
Водитель молчал. Он, казалось, наслаждался пустыми улицами Полтавы. В темноте дымилась хорошая сигарета. Товарищ вёл машину молча. Молчал и я. Внутреннее напряжение нарастало.
Проехали рынок, Корпусный парк, свернули на Октябрьскую - вот и Управление КГБ. Машина, не снижая скорости, проехала мимо особняка. Ещё метров пятьсот и «Волга» остановилась у порога родного КПП.
Выхожу, протягиваю спасителю дежурный рубль, но в ответ добрая такая улыбка и прощальное:
- Будь здоров, военный!
Мотор заурчал, огоньки машины удалялись.
Взяв себя в руки, вхожу на КПП. Делаю, как у нас говорили, морду «кирпичом». Только дежурному не до меня. По тревоге у него иные заботы.
За КПП толпились курсанты. Все в полном снаряжении и вооружены. Это мой четвёртый дивизион. Офицеров не видно. Захожу с тылу. Вот моя батарея, вот и родной взвод. С ходу занимаю своё место сразу за командиром отделения и тут же шёпотом:
- Давыд, я на месте!
Саша, в ответ, молча, кивнул.
Сзади на плечи уже сыпалось нехитрое армейское снаряжение: автомат, вещмешок, противогаз и полевая сумка. Это товарищи, проявив смекалку, захватили из казармы всё моё имущество. Даже засунули в вещмешок полотенце и зубную щётку.
А минут через двадцать начали прибывать офицеры, вызванные по тревоге. В числе первых появился капитан Чегликов. Видно было, что комбат долго бежал. При его появлении я усмехнулся. Ведь окна квартиры комбата смотрели на окна моей будущей тёщи. Они жили в одном дворе. Этой ночью мы с Чегликовым проделали один путь. Только я гораздо быстрее.
Заветные две копейки сработали!
Кривой Рог
26. 03. 2017
|
Поделиться:
|
Оценка: 1.3548 Историю рассказал(а) тов.
Андрей Самойлов
:
13-12-2021 12:42:29 |
Обсудить
(11)
|
23-12-2021 22:19:18, Питерский банкир
|
Нет, в спортивной форме: майка, трусы, кеды.... |
Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|