Bigler.Ru - Армейские истории, Армейских анекдотов и приколов нет
Rambler's Top100
 

Выпуск N 3410

30.11.3411-27.12.2021

Военно-исторический календарь

17-12-1619
Родился Рупрехт Пфальцский, известный полководец 17-го века, лидер английских роялистов времен Английской революции, человек с яркой биографией, необычной даже для того времени. Сын короля Чехии Фридриха V родился, когда уже начался военный конфликт, вошедший потом в историю как «Тридцатилетняя война», но, повзрослев, принял в нем активное участие на стороне протестантов Нидерландов. Попал в плен к австрийцам и был освобожден под честное слово не воевать против Священной Римской империи. Слово свое он сдержал, но военное ремесло не бросил: в Англии началась революция, и его дядя король Карл I позвал племянника на помощь. Рупрехт переехал в Англию и назначен главнокомандующим королевской кавалерии. В историю Англии он вошел как «принц Руперт». Горячий и увлекающий характер принца сыграли фатальную роль для его дяди в битве при Нейзби в 1645 году: роялисты потерпели полное поражение, и принц вынужден был бежать во Францию. Потом несколько лет Руперт занимался каперством в Средиземном море и в районе Азорских островов, нападая на суда английских купцов. После Реставрации 1660 года вернулся в Англию и принял активное участие в англо-голландских войнах. Потом принц уехал в Канаду и принял деятельное участие в её колонизации: его имя сейчас носит территория вокруг Гудзонова залива (Земля Принца Руперта), а также река Руперт в Квебеке. Неугомонный роялист умудрился оставить свой след даже в истории математики: его имя носит задача («Куб принца Руперта»), заключающаяся в том, что в кубе можно проделать отверстие, через которое возможно протащить копию изначального куба. Согласно преданию, принц поспорил, что в кубе можно вырезать отверстие, достаточно большое, чтобы через него можно было протащить куб такого же размера и выиграл свой спор.
  Питерский банкир
17-12-1796
Указом Павла I учрежден Фельдъегерский Корпус - связь специального назначения. День Фельдъегерской связи России.
  Замполит
17-12-1862

Улисс Грант издал приказ, согласно которому за спекуляции хлопком и торговлю с противником все евреи изгонялись из министерства финансов и все еврейские семьи обязаны были покинуть Теннеси. При этом одним из ведущих спекулянтов был отец самого Гранта!

  Logo-d
17-12-1883

(29 декабря н.ст.) Родился Степан Сергеевич Вострецов, военачальник, участник Гражданской войны. В армии с 1906 г. Участник Первой мировой войны, за храбрость награжден тремя Георгиевскими крестами. В годы Гражданской войны командовал ротой, батальоном, полком. За проявленное мужество и умелое руководство одним из первых награжден четырьмя орденами Красного Знамени. Во время конфликта на КВЖД (1929 г.) возглавлял Забайкальскую группу войск. С мая 1931 г. командир стрелкового корпуса. Умер в 1932 г.

  Кадет Биглер
17-12-1892

(29 декабря н.ст.) Родился Архангельский Александр Александрович (ск. 18 декабря 1978 г.), ааиаконструктор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947 г.), доктор технических наук (1940 г.), Герой Социалистического Труда (1947 г.), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1949, 1952 гг.). Образование получил в Московском высшем техническом училище (1918 г.). С 1912 г. работал в аэродинамической лаборатории МВТУ под руководством Н.Е. Жуковского; с 1918 г. в ЦАГИ. В 1922 г. принял участие в создании первых советских самолетов. Участвовал в создании большинства самолетов конструкторского бюро А.Н. Туполева. Разработал основной фронтовой бомбардировщик первого периода Великой Отечественной войны - СБ и пикирующий бомбардировщик Ар-2. В 1957 г. получил Ленинскую премию.

  Кадет Биглер
17-12-1903

Братья Вилбур (1867-1912 гг.) и Орвил (1871-1947 гг.) Райт совершили первый устойчивый, управляемый и самоходный полет на аппарате тяжелее воздуха. Первый полет длился 12 секунд, самолет пролетел 36 м, четвертый и последний в тот день - 59 с, и 260 м. Мир изменился навсегда. Фото первого полета сохранилось. Пилот - Орвил. Вилбур бежит вслед летяшему самолету, оставляя следы в песке. На земле виден рельс, с которого самолет взлетал, стартер для двигателя, скамейка, к которой проволокой крепилось крыло. За четыре года, которые эти велосипедные механики занимались проблемой полета, они построили аэродинамическую трубу, измерили влияние профиля крыла и угла атаки на подьемную силу и сопротивление, изобрели контроль крена и координированный (горизонталь и крен) поворот, разработали теорию пропеллера и построили пропеллеры с КПД 70-80% (лучшие тогда были 30%, сейчас - 85%), построили вместе с Ч.Тейлором двигатель внутреннего сгорания на 16л.с, отработали схему управления полетом, летая на планерах собстевенной конструкции. Позже братья улучшали свой самолет: был загрублен и перенесен в хвост руль высоты, появилось место для пассажира, более мощный двигатель, варианты с шасси и поплавками, закрытая кабина и т.д, но уже к 1911 г. другие конструкции превозшли их детище.

  Женя
17-12-1905

В селении Раутъярви Выборгской губернии в семье крестьян родился Симо Хяюхя (Хайха), один из самых результативных снайперов Второй мировой войны (ск. 1 апреля 2002 г.). По данным финнского коммандования с декабря 1939 по март 1940 гг. уничтожил 705 солдат противника (возможно, часть из его боевого счёта была приписана в целях пропаганды). В войсках был прозван белой смертью. 6 марта 1940 г. получил тяжёлое ранение в голову. Был признан негодным к службе и не принимал участия в войне 1941-1944 гг. За заслуги был произведён из капрала в лейтенанты. Хяюхя предпочитал использовать М 28-30 без оптического прицела, что позволяло ему избежать обледенения оптики, держать голову ниже, и избегать блеска. Помимо прочего, Хяюхя разработал такие приёмы работы снайпера как замораживание водой наст перед стволом винтовки, чтобы предовратить всплеск снега при выстреле и держание снега во рту чтобы скрыть дыхание.

  Lt Scheissekoppff
17-12-1912

(29 декабря н.ст.) Родился Березняк Александр Яковлевич (ск. 7 июля 1974 г.), советский конструктор, д.т.н. (1968 г.), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973 г.). С 1931 г. в авиационной промышленности. После окончания МАИ (1938 г.) работал в ОКБ В. Ф. Болховитинова, где совместно с А. М. Исаевым создал первый советский ракетный самолет БИ с ЖРД (1942 г.). С 1957 г. - главный конструктор. Ленинская премия (1962 г.), Гос. премия СССР (1970 г.).

  Кадет Биглер
17-12-1917

Родился летчик-испытатель Юрий Александрович Гарнаев, Герой Советского Союза. Испытывал высотные скафандры, средства спасения летчиков реактивных самолетов, системы дозаправки самолетов в воздухе. Проводил исследовательские полеты на вертолетах Камова, Миля, Яковлева. Испытал ЛА вертикального взлета и посадки "Турболет". Провел эксперимент по отстрелу лопастей на вертолете Ми-4. Погиб в 1967 г. при тушении лесных пожаров во Франции на Ми-6.

  Кадет Биглер
17-12-1917

(30 декабря н.ст.) Вступил в силу Декрет СНК "Об уравнении всех военнослужащих в правах", которым отменялись все чины и звания в армии, а также все ордена и знаки отличия.

  Кадет Биглер
17-12-1918
Временное Советское правительство Латвии во главе с Петром Стучкой объявило о переходе всей власти в руки Советов. После Нового года под его контролем находилась практически вся территория Латвии. Правительство Карлиса Улманиса переехало в Лиепаю.
 
17-12-1923

При ОГПУ создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) для выполнения особого задания - поиска затонувшего в районе Балаклавы (Крым) в 1854 г. английского парохода "Чёрный принц" с предполагавшимся большим грузом золота на борту. Позже ЭПРОН занимался подъёмом затопленных, затонувших судов и терпящих бедствие судов. С 1932 г. ЭПРОН - единственная организация в СССР, осуществляющая судоподъёмные, аварийно-спасательные, водолазные, опытные подводные работы, проводимые на всех морях, реках и озёрах СССР, и подготовку водолазных кадров в учебном центре — Военно-морском техникуме в Балаклаве. В начале Великой Отечественной войны ЭПРОН был передан в ВМФ, где на его основе была создана Аварийно-спасательная служба, а ЭПРОН как самостоятельная организация перестал существовать. За время своей деятельности Э. поднял 450 и спас от гибели 188 судов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1929 г.).

  Кадет Биглер
17-12-1926
В Литве совершен военный переворот: к власти пришел диктаторский режим Антанаса Сметоны.
 
17-12-1928
Родился Леонид Сергеевич Броневой (ск. 9 декабря 2017 г.) советский российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1987), Лауреат Государственных премий РСФСР (1976) и России (1996). Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством". Отец в 1936 г. был репрессирован как троцкист. Мать развелась с ним и сменила сыну отчество с "Соломонович" на "Сергеевич", но несмотря на это они как "семья врага народа" были отправлены в ссылку. В 1950 г. окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Н. Островского, играл во многих театрах и в кино. Лучшие кинороли - Мюллер, Доктор из "Формулы любви", Велюров.
  Кадет Биглер
17-12-1932
Образовано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). Оно было организовано для оборудования пути от Белого моря до Берингова пролива и обеспечения безопасности плавания по нему. В задачи ГУСМП, в числе прочих, входило изучение берегов, определение глубин, нахождение бухт, якорных стоянок и подходящих мест для посадки аэропланов, составление карт, оборудование фарватеров знаками и маяками, построение сети метеорологических станций и организация воздушной разведки.
  Octopus
17-12-1935
Первый полет пассажирского самолета Дуглас DC-3 (в СССР выпускался под названиями ПС-84 и Ли-2)
  Кадет Биглер
17-12-1939
Преодолев предполье, Красная Армия вышла к первой полосе укреплений "линии Маннергейма".
  Замполит
17-12-1939
Блокированный в бухте Монтевидео, карманный немецкий линкор "Граф Шпее" уничтожен своим экипажем. Немецкие моряки отклонили предложение англичан о сдаче и взорвали свой корабль, практически повторив подвиг русского крейсера "Варяг". Экипаж был интернирован в Уругвае.
 
17-12-1958
В Северодвинске произошло событие, значение которого для отечественного Флота трудно переоценить – Правительственная комиссия подписала акт приемки в состав ВМФ первой в Советском Союзе АПЛ ( тактический номер К-3), впоследствии получившей имя "Ленинский Комсомол" (пр.627). 17 января 1959 г. Совет Министров СССР специальным постановлением утвердил акт приемки и обязал ВМФ принять АПЛ в опытную эксплуатацию.
  Мыкола
17-12-1959
Создание Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). На боевое дежурство заступили первые МБР Р-7 (ОКБ С.П. Королева). Первый Главнокомандующий - М.И. Неделин. С 1995 г. - День РВСН
  Кадет Биглер

Армия

ДВЕ КОПЕЙКИ

Самовольная отлучка для курсанта - всегда волнующее событие;
широко распахнутые ноздри самовольщика вдыхают не воздух,
они вдыхают огромный объем информации;
мозг его работает на пределе, чувства все обострены,
пропасть отделяет его от остального некрадущегося человечества,
и только эта пропасть позволяет оценить жизнь во всей ее неповторимой сладости...
Александр Покровский

В начале лета восемьдесят третьего года на территории Полтавского Зенитного Ракетного Училища (в простонародье «артучилище») появились две новеньких телефонных будки с новенькими телефонами-автоматами. Неожиданное появление общедоступной телефонной связи на территории режимного военного объекта стало событием. Во-первых, телефонизация облегчила жизнь курсантов, кардинально повлияв на такое явление, как самовольная отлучка.

Сколько существует армия, столько существует и самоволка. Тема самоволок неисчерпаема. Она никем глубоко не изучена и ещё ждёт своего исследователя. С самоволками велась и ведётся безжалостная борьба. Дисциплинарная ответственность за этот проступок суровая. Статья, предусматривающая наказание самовольщикам, есть даже в Уголовном Кодексе. Но никакие наказания и никакие суровые статьи Закона не могут одолеть душу курсанта, окрылённую идеей. Идея может быть разной. От примитивного желания напиться, до высокого-превысокого чувства.

Молодые и неопытные первокурсники к проблеме самовольного ухода подходили банально, примитивно, неорганизованно и без фантазии. Прыг через забор - и бегом по центру города. Редко кому удавалось сбегать в самоход незаметно. Обычно свободный полёт курсантской души длился до первого патруля. А дальше комендатура - комендант майор Курочка -гарнизонная гауптвахта. После отдыха в уютной камере начинались круги дисциплинарного и общественного ада: построение Училища, долгое позорище пред огромным строем, взыскание от генерала, комсомольское собрание и прочая, прочая, прочая. Понятно, что курсант-залётчик попадал в категорию «политических». Ему ещё очень долго икалось его малодушие. Мало того, этот «подвиг» влиял на показатели всего подразделения в учёбе и дисциплине. Какому командиру понравится такое? Никакому. Зная это, первокурсники бегали в самоволку ну в самых исключительных случаях.

С приходом опыта, развивалась курсантская смекалка. Ближе к выпуску число самовольщиков росло, а число «залётов» уменьшалось. Мы искали и находили разные способы незаконно выйти «за забор», развивали тактику встречи с патрулями и методы ухода от них. Комендант выявлял и тщательно изучал эти новые тактические приёмы, придумывая эффективные меры противодействия. Борьба умов шла с переменным успехом и закончилась в день расформирования Училище с ничейным счётом.

Появление общедоступного телефона на порядок увеличило процент успешных самоходов. В повседневную жизнь успешно внедрялась любимая нашим комбатом «научная организация труда». Горит душа, просится на волю, а до выходного жить и жить? Берёшь карандаш, пишешь записку с номером городского телефона, кладёшь записку в мыльницу, что лежит в прикроватной тумбочке, туда же прячешь две копейки, говоришь товарищам (ещё лучше командиру отделения) куда бежишь и свободен. Главное вернуться в казарму минут за двадцать до подъёма. Отработанная методика сбоев не давала.

Сработала она и в ту декабрьскую ночь, когда мне срочно понадобилось увидеть свою невесту. Записка в тумбочке, дежурная монета в мыльнице. Подошёл к своему командиру сержанту Давыдову:
- Саша, я после отбоя отлучусь? К подъёму буду на месте.
- Записка с монетой на месте?
- Конечно!
- Давай! Только без приключений.

Мы пожали руки, я надел шинель, вышел из казармы, перемахнул через трёхметровый забор, поймал такси и минут через пятнадцать звонил в заветные двери. Жила моя Татьяна на противоположном конце города. Небольшая квартирка в спальном районе с романтическим названием «Алмазный». В одной комнате будущие тесть и тёща, во второй - мы с любимой. Негромкая музыка, обычные в такой обстановке разговоры, объятия, поцелуйчики.

Дом давно спал. Как вдруг проснулся стоявший в прихожей телефон.
- Алё! - сонно сказала в трубку тёща.
Через мгновение она показалась в дверях нашей комнаты и испуганно произнесла:
- Війна, Андрюха!

Разбираться с вопросом какая вражина среди ночи объявила нам войну, я даже не подумал. Привычно мотаю портянки, на ходу накидываю шинель и мысленно просчитываю, как буду добираться ночью в Училище. Десять километров в спящем советском городе - это расстояние.

Голова соображает, ноги несут к ближайшей остановке.

Миную заснеженный двор, вот улица Калинина - главная улица района. Остановка. Когда бежал, надеялся увидеть там такси. Но не судьба. В восемьдесят третьем после одиннадцати вечера улицы пустели: погасшие витрины, редкие прохожие и случайные такси, которые никогда не останавливались. Все-таки социализм - дневной общественный строй, в отличие от капитализма - строя ночного.

Ноги в руки - бегу. Десять километров для курсанта выпускного курса - это тридцать минуть бега. Может, и успею на ту войну.

Бежать в темноте по нечищеному тротуару неудобно. Сворачиваю на пустынную проезжую часть и беру максимальный темп. Пробежав больше километра, слышу шум догоняющей машины.
- Частник! - радуется душа самовольщика.
Одна рука голосует, вторая нащупывает бумажный рубль, который при прощании сунула в карман шинели милая. В те времена за рубль можно было проехать через весь город!

Машина остановилась. Открываю дверь и на одном дыхании:
- Шеф! К артучилищу подкинешь?
- Садись, военный!

И вот я в тёплом салоне. Мотор мягко зарычал, свежие сугробы вдоль дороги понеслись всё быстрее. Отдышавшись, осмотрелся. Как оказалось, я ехал в «Волге». Машина чёрного цвета, салон красный, из колонок негромко напевают про вечную любовь модные тогда итальянцы. Ого! «Волги» такого типа в гаражах простых советских граждан не стояли. На таких обычно ездило крупное начальство. Но когда заметил трубку радиотелефона, сердце ёкнуло. Спецсвязь в машине - это, скорее всего, КГБ.

- Влип, очкарик! - сказал я сам себе, - Щас тебя доставят по назначению!

Машина ехала в сторону Училища. В том же направлении находилось и здание областного управления КГБ. Оно занимало самый красивый особняк города.

Водитель молчал. Он, казалось, наслаждался пустыми улицами Полтавы. В темноте дымилась хорошая сигарета. Товарищ вёл машину молча. Молчал и я. Внутреннее напряжение нарастало.

Проехали рынок, Корпусный парк, свернули на Октябрьскую - вот и Управление КГБ. Машина, не снижая скорости, проехала мимо особняка. Ещё метров пятьсот и «Волга» остановилась у порога родного КПП.

Выхожу, протягиваю спасителю дежурный рубль, но в ответ добрая такая улыбка и прощальное:
- Будь здоров, военный!

Мотор заурчал, огоньки машины удалялись.

Взяв себя в руки, вхожу на КПП. Делаю, как у нас говорили, морду «кирпичом». Только дежурному не до меня. По тревоге у него иные заботы.

За КПП толпились курсанты. Все в полном снаряжении и вооружены. Это мой четвёртый дивизион. Офицеров не видно. Захожу с тылу. Вот моя батарея, вот и родной взвод. С ходу занимаю своё место сразу за командиром отделения и тут же шёпотом:
- Давыд, я на месте!
Саша, в ответ, молча, кивнул.

Сзади на плечи уже сыпалось нехитрое армейское снаряжение: автомат, вещмешок, противогаз и полевая сумка. Это товарищи, проявив смекалку, захватили из казармы всё моё имущество. Даже засунули в вещмешок полотенце и зубную щётку.

А минут через двадцать начали прибывать офицеры, вызванные по тревоге. В числе первых появился капитан Чегликов. Видно было, что комбат долго бежал. При его появлении я усмехнулся. Ведь окна квартиры комбата смотрели на окна моей будущей тёщи. Они жили в одном дворе. Этой ночью мы с Чегликовым проделали один путь. Только я гораздо быстрее.

Заветные две копейки сработали!

Кривой Рог
26. 03. 2017
Оценка: 1.3548 Историю рассказал(а) тов. Андрей Самойлов : 13-12-2021 12:42:29
Обсудить (11)
23-12-2021 22:19:18, Питерский банкир
Нет, в спортивной форме: майка, трусы, кеды....
Версия для печати
Читать лучшие истории: по среднему баллу или под Красным знаменем.
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю
Архив выпусков
Предыдущий месяцДекабрь 2021Следующий месяц
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Предыдущий выпуск Выпуск N3410Следующий выпуск

Категории:
Армия
Флот
Авиация
Учебка
Остальные
Военная мудрость
Вероятный противник
Свободная тема
Щит Родины
Дежурная часть
 
Реклама:
Спецназ.орг - сообщество ветеранов спецназа России!
Интернет-магазин детских товаров «Малипуся»




 
2002 - 2025 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru   
купить кровать с мягким изголовьем
Интернет-магазин тут горшки с доставкой