Выпуск N 218030.11.2180-19.10.2009
Военно-исторический календарь |
|
16-10-1813
|
16-19 октября в сражении под Лейпцигом Россия, Пруссия и Австрия разбили войска Наполеона. На стороне союзников сражались около 330 тыс. солдат, на стороне французов - около 200 тыс. Потери обеих сторон были огромными - 52 тыс. у союзников и более 70 тыс. у французов. Сражение получило название "Битва народов". Вся территория Германии была освобождена от господства Наполеона, но он все-таки сумел сохранить вполне боеспособную армию. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
16-10-1854
|
Родился Карл Каутский, немецкий марксист, лидер германской социал-демократической партии. После знакомства в Лондоне с Фридрихом Энгельсом поддерживал с ним тесные дружеские отношения. Отстаивал эволюционную форму марксизма, враждебно встретил Октябрьскую революцию в России. Заклеймен как отступник от подлинного марксизма в работе В.И. Ленина "Пролетарская революция и ренегат Каутский". Переписку Каутского с Энгельсом внимательно изучал гр. Шариков Полиграф Полиграфович.
Узнав о смерти Ленина, Каутский сказал: "Нужно быть сумасшедшим, чтобы не признать величия Ленина. Собрать в единое целостное государство погрязшую в анархии, подстерегаемую со всех сторон контрреволюцией, до смерти вымотанную Россию - это достижение, равное которому вряд ли можно найти в истории. " - КБ |
| Поделиться:
|
| |
|
|
16-10-1869
|
(28 октября н.ст.) Родился Мамонтов (наст. фам. Мамантов) Константин Константинович. В 1890 г. окончил Николаевское кавалерийское училище. В Первую мировую войну командовал 6-м Донским казачьим полком. Во время Гражданской войны в чине генерал-лейтенанта был командиром конного корпуса в "Вооруженных силах Юга России". В 1919 г. возглавил рейд 4-го Донского корпуса в тылу советских войск Южного фронта. Мамонтову удалось с 9 тыс. штыков и сабель, 12 орудиями и 3 броневиками внезапным ударом пробиться вперед, взять Тамбов и Козлов. Это был первый в истории рейд подвижных соединений по тылам противника, разработанный А.Н. Деникиным. Партизанская борьба местного населения и начавшееся окружение войсками красных заставили Мамонтова прорываться в обратный путь. Взяв Елец и Воронеж, Мамонтов был выбит из города, потерпев поражение от конного корпуса С.М. Буденного, и ушел за линию фронта, 40-дневный рейд не смог сорвать наступления Красной Армии. Мамонтов был отстранен А.И. Деникиным от командования. Умер от тифа в 1920 г. в Екатеринодаре. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
16-10-1884
|
(28 октября н.ст.) Родилась Мария Александровна Спиридонова , российский политический деятель, эсер. В 1906 г. застрелила усмирителя крестьянских восстаний в Тамбовской губ. Г.Н. Луженовского. Пыталась застрелиться, но не успела, подбежавший казак оглушил её ударом приклада. Спиридонова была зверски избита и, возможно, изнасилована, врач, осматривавший её в тюрьме, засвидетельствовал многочисленные повреждения. Приговорена к вечной каторге (Акатуй). После февральской революции освобождена по распоряжению министра юстиции А.Ф. Керенского. В 1917-18 гг. член ВЦИК и его Президиума; один из лидеров партии левых эсеров. Идейный руководитель левоэсеровского мятежа, после подавления которого арестована, амнистирована ВЦИК. С начала 20-х гг. неоднократно подвергалась репрессиям, пыталась бежать за границу, в 1941 расстреляна близ Орла. Место захоронения не найдено до сих пор. Историки подсчитали, что из 56 лет жизни 34 года Спиридонова провела в тюрьмах и ссылках. Реабилитирована в 1992 г. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
16-10-1904
|
(29 октября н.ст.) Родился Александр Александрович Морозов, конструктор танков, генерал-майор-инженер (1945 г.). Дважды Герой Соц. Труда (1942, 1974 гг.), лауреат Ленинской (1967 г.) и Государственных премий (1942, 1946, 1948 гг.). Участвовал в разработке танков серии "БТ". Вместе с конструкторами М.И. Кошкиным и Н.А. Кучеренко создал танк Т-34, принятый на вооружение в 1940 г. После Великой Отечественной войны под его руководством был создан ряд новых образцов танков и бронетанковой техники. Умер 14.06.1979 г. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
16-10-1918
|
Летчик Ф.А. Граб и летнаб А. Шульц в 8 км от станции Шамары (Екатеринбургская губерния) впервые в Гражданской войне в воздушном бою сбили самолет противника, белогвардейский.
|
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
16-10-1920
|
Завершилось трехдневное сражение за Каховский плацдарм - последняя попытка белой армии барона Врангеля нанести контрудар и перехватить стратегическую инициативу у красных. Но эта попытка закончилась для нее катастрофой. Контрудар был отбит с большими потерями, причем и в первый же день боев - 14 октября - белогвардейцы лишились своего главного и, фактически, единственного козыря - английских танков.
Такой результат был вполне закономерным, поскольку красные сосредоточили в районе Каховки 10 тысяч пехотинцев, 500 всадников, 368 пулеметов и 70 артиллерийских орудий, включая 120-миллиметровые и 155 миллиметровые пушки, а также 15 броневиков, из них семь тяжелых пушечных бронеавтомобилей "Гарфорд-Путиловец", которые вполне могли на равных противостоять вражеским танкам. А у белых было всего шесть тысяч штыков, 700 сабель, 60 пушек и 200 пулеметов.
У красных имелся даже такой "хайтек" как стационарные фугасные огнеметы СПС с дистанционным управлением, которые выбрасывали заряды огнесмеси на 60 метров по электросигналам с пульта управления. Это оружие, разработанное еще в царской России, было применено под Каховкой впервые в мировой практике.
Укрепления, возведенные красными вокруг Каховки и состоявшие из трех линий обороны, были беспрецедентными для гражданской войны. Их проектировал и руководил строительством бывший подполковник инженерных войск царской армии Д.М. Карбышев, вставший на сторону большевиков еще в 1918 г. На танкоопасных направлениях были установлены десятки мощных управляемых фугасов.
В результате, уже утром 14 октября, в первые часы сражения, восемь из 12 белогвардейских танков были подбиты артиллерией и "Гарфорд-Путиловцами", а еще один застрял, провалившись в обрушенный блиндаж, после чего пехотинцы забросали его гранатами. Только трем боевым машинам удалось развернуться и отойти на исходные позиции, а остальные стали трофеями красных.
В ходе боя красный броневик с характерным названием "Антихрист" подбил белый танк "Генералиссимус Суворов". Получив несколько трехдюймовых снарядов, один из которых проломил броню и разбил три цилиндра двигателя, "Суворов" лишился хода и был оставлен экипажем. Впоследствии его починили и включили в состав РККА. Та же участь постигла еще четыре из девяти трофейных танков. Остальные сгорели или были разбиты настолько, что уже не подлежали ремонту. |
| Поделиться:
|
| |
solist
|
|
16-10-1934
|
Спасаясь от разгрома, Китайская Красная Армия под командованием Мао Цзедуна и Чжоу Эньлая начала Великий Поход. За 370 дней пешего марш-броска армия покрыла почти 9 тыс. км, потеряла 70 тыс. чел. из первоначальных 90 тыс., но сохранила структуру. |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
16-10-1936
|
Родился Анатолий Степанович Обухов, генеральный конструктор НПО "Базальт" (1982-2000 гг.). Академик РАРАН, доктор технических наук, профессор, известный ученый и конструктор в области специального машиностроения, механики сплошной среды и физики быстропротекающих процессов. Развитые им идеи по созданию многофункциональных образцов боеприпасов послужили основой для разработки перспективной системы авиационного вооружения, позволяющей в несколько раз повысить эффективность его действия при одновременном резком сокращении номенклатуры образцов. При его участии разработано и внедрено в серийное производство более 40 принятых на вооружение высокоэффективных конкурентоспособных образцов боеприпасов, часть из которых до сих пор не имеет зарубежных аналогов. Лауреат Ленинской, Государственной РФ и Совета Министров СССР премий, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и "Знак Почета". |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
16-10-1941
|
Немецко-румынскими войсками захвачена Одесса. |
| Поделиться:
|
| |
|
|
16-10-1941
|
Советские войска начали Тихвинскую оборонительную операцию против немецких соединений из группы армий "Север", в результате которой противник был обескровлен и не смог выйти к реке Свирь и Ладожскому озеру. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
16-10-1946
|
По приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге повешены Розенберг, Кейтель, Кальтенбруннер, Фрик, Франк, Йодль, Заукель, Штрейхер, Риббентроп и Зейсс-Инкварт. Также повешен труп Г. Геринга, отравившегося накануне. Ходатайство адвоката Мартина Бормана о помиловании отклонено, и он был приговорен к смертной казни заочно. Быть палачом добровольно вызвался сержант американской армии Джон Вуд. После казни тела повешенных и труп самоубийцы Геринга положили в ряд, их сфотографировал официальный фотограф. Затем тела были преданы сожжению, а на другой день прах развеяли с самолета по ветру. |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
16-10-1949
|
В результате конфликта Сталина и Тито последний закрыл границы с Грецией и прекратил помощь просоветской ЭЛАС. Н. Захариадис объявил о прекращении боевых действий. Гражданская война в Греции закончилась. Десятки тысяч беженцев - греков перебрались в СССР, в основном, в Узбекистан. |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
16-10-1950
|
На помощь Северной Корее выступили полмиллиона китайских "добровольцев", начало отступления американских войск. |
| Поделиться:
|
| |
|
|
16-10-1964
|
Китай провел первое испытание ядерного оружия. Решение о создании собственного ядерного арсенала китайские лидеры приняли в январе 1955 г. В первые годы Китай пользовался научной и технологической поддержкой Советского Союза, но с 1958 г. стал полагаться исключительно на собственные ресурсы. В октябре 1959 г. на северо-западе Китая в районе озера Лобнор (Урумчи) был сооружен испытательный полигон. В отличие от американской и советской атомных бомб, Китай использовал в качестве ядерной начинки уран-235, плутоний стал применяться начиная лишь с восьмого по счету испытания. |
| Поделиться:
|
| |
|
|
16-10-1967
|
Летчики строевого полка ПВО (Елизово, Камчатка) на самолетах Су-9 впервые уничтожили автоматический дрейфующий аэростат - нарушитель воздушного пространства СССР.
|
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
16-10-2003
|
Китай официально объявил об успешном окончании своего первого пилотируемого полета в космос.
Спускаемый аппарат космического корабля "Шэньчжоу-5" с Яном Ливэем на борту совершил успешную посадку в китайской провинции Внутренняя Монголия 16 октября в 06:23 по пекинскому времени.
Первыми словами космонавта по прибытии на землю стали "Космос просто великолепен".
Ян Ливэй провел в космосе 21 час, совершив 14 витков вокруг Земли.
|
| Поделиться:
|
| |
Ветеран СГВ
|
|
|
 |
Флот |
 |
Мимоходом. О противолодочных силах ...
Мой отец, тоже бывший подводник, перед тем, как я впервые ехал на Север в офицерском чине, сказал мне: страшнее всего не море - оно суровое, могучее, переполненное дремучей природной силой, но все же это просто стихия. А вот страшнее стихии только береговые "противолодочные" силы. Тылы, штабы, отделы. В чем мне, да и наверное, всем служившим в плавсоставе приходилось убеждаться не раз. Все без исключения береговые службы флота - это организации с искривленным восприятием действительности. По идее, они существуют для того, чтобы сравнительно немногочисленный плавсостав не имел никаких проблем, уходя и возвращаясь из плавания. На самом же деле все обстоит с точностью до наоборот. Берег убежден, что подводники ходят в море с единственной целью: обеспечить тыловым службам получение всех видов довольствия. И очень важно, чтобы плавсостав в распределение этих благ не участвовал, а лучше даже и не знал, что ему положено, а что нет. Вот и получается: не они для нас, а мы для них. Так и происходит в действительности. Перед походом подводники, высунув язык, носятся по всем довольствующим органам, выпрашивая даже не лишнее, а положенное по всем нормам, а там их встречают лоснящиеся от осознания собственной значимости краснопогонные "противолодочники". Они вальяжно отмахиваются от надоедливых представителей плавсостава, закрываясь щитом из приказов, директив и просто устных указаний начальства. Они старательно изображают нечеловеческую усталость от решения важных стратегических задач хозяйствования, а тут им на голову мы со своими разовыми трусами и недостающими простынями. И уж если и делают что-то, то с видом очень большого человеческого одолжения, участия, как будто отрывая от себя последнее и ожидая от тебя за эту беспредельную доброту как минимум фляжки с «шилом».
Флотский тыл - это что-то запредельное, вне моего понимания. Я не чекист, а потому не берусь судить о финансовых и тыловых службах флота с точки зрения закона, хотя и на моей памяти начальники этих довольствующих органов и стрелялись и арестовывались неоднократно. Я всё больше об отношении. Более заносчивых и чванливых военных чем в довольствующих органах флота, я больше нигде в своей жизни не встречал. Это не офицеры и мичмана флота, это патриции пайков и центурионы денежных ведомостей. Это аристократы складов и элита кабинетов. Это - самые настоящие противолодочные силы! Где-то в глубинах памяти сидят полузабытые рассказы о кашеварах, мчащихся с полевыми кухнями через лавину пуль и снарядов на передовую, чтобы привезти горячий обед бойцам, и воспоминания отца о том, как сам начальник тыла раздавал на пирсе канадки, одеяла и подушки всем членам экипажа первого атомохода, прибывшего в базу. Это седые и уходящие в прошлое предания, в которые молодежь уже не верит, да и те, кто постарше, начинают сомневаться, было ли такое вообще или просто приснилось... Нынешний тыл - это бизнес с погонами, помноженный на воинские уставы и руководящие хозяйственные документы, в которых кроме них самих никто и ничего не понимает.
Я нечасто сталкивался с тыловскими службами по служебным вопросам, но я все же много помню. Я помню, как щеголяла в новеньких канадках вся береговая база, когда подводникам уже давно выдавали ватники, как на лесоповале. Я помню автобус, возивший тыловиков на службу, катившийся мимо потока плавсостава, бредущего по грязи через сопки на корабли. Я помню штаб тыла, регулярно получавший зарплату, когда плавсоставу ее задерживали месяцами. Я помню ремонты базовых камбузов, разгребание мусора с дорог и покраску бордюров по всей базе силами подводников, а не этих «береговых братьев», и продирающий промозглый холод в матросских казармах экипажей, на ремонт которых средств почему-то никогда не находилось. Да и кто из хотя бы раз бывавших на вещевых или продовольственных складах может забыть лоснящиеся и самодовольные шайбы кладовщиков в мичманских погонах, у которых надо было, стесняясь в глубине души перед самим собой за свое же поведение, выпрашивать полагающиеся тебе брюки нужного размера. И получить их только тогда, когда для кладовщика становилась приемлемой степень твоего унижения перед ним. А лично мне никогда не забыть услышанные лично мной ответ дежурного по тылу командиру корабля, попросившему один бортовой Камаз, чтобы отвезти домой офицеров и мичманов из Оленьей губы в Гаджиево. Мы вернулись с боевой службы, и из-за непогоды нас после 75 суток морей отшвартовали не в основную базу, а поздним вечером завернули в Оленью губу. Так вот, этот «деятель» с красными полосами на погонах ответил словами, в которых, наверное, сконцентрировался весь стиль службы тыла военно-морского флота:
- Не могу товарищ капитан 1 ранга! Рабочий день закончился, свободных машин нет, да и заявки на вас не было. Заранее надо было готовиться. Никак не могу вам помочь... Да вашим бойцам даже полезно будет ножками-то...
И даже то, что командир взорвался после его слов и дозвонился до самого «верха» флотилии не помогло. Тыл победил и машину за нами не прислали. И побрели героические подводники на своих двоих, скрипя мышцами, атрофировавшимися за неполных три месяца автономки из Оленьей губы до развилки, чтобы там, в двадцать три часа вечера, стоя на морозе, ловить попутки, дабы просто повидать семьи, по которым и правда можно сильно соскучиться за два с половиной месяца...
А ведь есть еще береговые структуры, процентов на сто состоящие из бывших моряков. Наши могучие штабы. Вот это клоповники еще те! Конечно, не стоит говорить о командовании и флагманских специалистах. Они, бывает, почаще нашего в морях пропадают. А вот штабная накипь... Господи, кто только не липнет к этой кухне. Мичмана, только и умеющие на пишущей машинке стучать, офицеры, списанные по здоровью с плавсостава, да и просто хитрозадые. Выгодное дело. В штабе дивизии подводных лодок по штату людей совсем немного, а дел выше крыши. Одного бумагомарательства тонны. А сами начальник люди занятые, и по совести говоря, они, как и мы, канцелярщину не особо жалуют, хотя и вынуждены этим заниматься. Вот и хитрят. Умеешь быстро строчить на машинке - добро пожаловать в штаб! Числиться будешь на корабле, морские получать, выслугу год за два, а сам только ходи и бумажки перебирай. Ни моря, ни вахт, два гарантированных выходных в неделю - что еще надо военному, чтобы достойно дождаться пенсии! Опять же погоны на плечах с завидной аккуратностью меняют, невзирая на должность. И делается это удивительно ловко и быстро. Служит, допустим, где-нибудь в недрах штаба капитан-лейтенант Иванов. Давно служит. Попросил его как-то какой-нибудь флагманский к важной проверке карты помочь начертить. Пока чертил, без мыла весь штаб пролез, одному бумажку оформить, другому жену встретить из аэропорта, с третьим просто выпил душевно и с приседанием. И вроде работу свою сделал, а его еще на неопределенный срок при штабе оставляют. Помогать. И сидит он в штабе, формально подводником числясь. Если командир у него настоящий, то ударит кулаком по столу и вернут его обратно. А если командир не хочет со штабными ссориться, то закроет на это глаза, и просто на каждый выход в море начинает просить прикомандировать кого-то вместо Иванова. Тут ему от штаба отказа никогда не будет. И вот подошло время Иванову «майора» получать. Должность у него каплейская, но ведь как-то стыдно в штабе с маленькими звездочками сидеть. Он со своим «шефом» пошепчется, тот командира дивизии попросит, тот отдел кадров выдаст целеуказание и глядишь, Иванова неожиданно на свободную должность командира боевой части назначают и одновременно представление на звание в штаб флота высылают. Через пару месяцев Иванов уже майор. И его сразу же с этой должности переводят на какую-нибудь другую, и желательно, на отстойный корабль. Проходит еще несколько лет. Подходит Иванову уже кавторанг. И все повторяется снова и в той же последовательности. И ходит целый «подполковник» по базе ракетных стратегических атомоходов, сам всего пару раз в море выйдя, и дерёт плавсостав во все дыры. И бывает, ходишь с человеком в море, и вдруг он оказывается на берегу. Проходит полгода, и глядишь, твой бывший сослуживец, застрявший в штабе на какой-то мифической должности десятого помощника начальника штаба, нос воротит. Куда там! Белая береговая кость, Штаб же!
А к примеру, нужны командиру дивизии и его замам водители - нет проблем! Отобрали матросов с водительскими правами в экипажах, откомандировали в свое распоряжение, и все. Они на «коне», экипаж в напряжении. Ведь этому матросу на каждый выход в море нужно замену найти. А в наше нелегкое время матросов совсем мало осталось. Да и те... Такой подбирается контингентик! От гордых сынов кавказских гор до истинных крестьян Нечерноземья.
Но все же это штабы. Штабы боевых дивизий, в которых и правда рук на все всегда не хватает, и все можно понять и простить, разве кроме того, что оседают в штабах вот на таких «левых» должностях почему-то почти всегда не самые достойные личности.
А что самое страшное, ведь то, что в во всех этих околофлотских, подчас «самопальных» структурах служат нормальные и хорошие вне службы люди, абсолютно ничем не отличающиеся от всех остальных. А это может значить только то, что система до такой степени влияет на тех, кто в ней функционирует, что через совсем небольшой промежуток времени это уже в крови, и ничего с этим не поделаешь. И даже если неожиданно получается поставить на место какой-нибудь из винтиков этой системы, он совершенно искренне и долго будет хранить обиду за «незаслуженно» понесенное наказание из-за какого-то там никому не нужного плавсостава...
И в который раз поражаешься тому, что флот по сути своей стал просто утрированной и сильно уменьшенной калькой со всей нашей державы. Пародия на Россию, одетая в черную флотскую шинель. Хотя уже теперь не в отмененную шинель, а в мешковатое форменное пальто, сидящее на офицере как седло на ишаке. Самая боеспособная пародия в мире. Штабы, тылы и управления - это ведь как правительство, администрации и чиновники. Плавсостав - простой народ. Прикинули? Не похоже? А самое печальное, что плавсостава на флоте с каждым годом все меньше и меньше. А вот чиновников в стране все больше и больше... |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.7318 Историю рассказал(а) тов.
Павел Ефремов
:
14-10-2009 17:37:43 |
|
Обсудить
(63)
|
|
,
25-10-2009 23:41:25, DDoS
|
|
Трезвенник, что-ли?... |
| Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|