Выпуск N 33830.11.0338-16.03.2003
Военно-исторический календарь |
|
15-03-0044 до н.э.
|
44 г. до н.э. Заговорщики убивают Гая Юлия Цезаря (точная дата рождения неизвестна), диктатора, консула, трибуна и префекта, одного из самых известных полководцев всех времен и народов. В 58-51 гг. Цезарь завоевал Галлию, выиграл гражданскую войну с Помпеем (победы при Илерде, Фарсале, Тапсе и Мунде). Цезарь точно выбирал место главного удара; громил противников по частям; был мастером стратегического маневра, быстрого марша и взаимодействия армии и флота. Ввел в практику резервы и разработал принципы их применения, широко применял военно-инженерное дело. Автор "Записок" (был еще и незаурядным писателем), знание которых Суворов и Наполеон полагали обязательным для каждого офицера. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
15-03-1809
|
(27 марта н.ст.) В станице Гугнинской войска Донского родился Яков Петрович Бакланов - русский генерал, герой Кавказской войны. На службу вступил 20 мая 1824 г. урядником в № 1 Донской казачий полк Попова, в котором командовал сотней его отец. В 1867 г. вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. 18/30 октября 1873 г. умер в бедности после тяжелой болезни. В 1911 г. прах Якова Петровича был торжественно перезахоронен в усыпальнице Вознесенского собора Новочеркасска, рядом с могилами других героев Дона - М.Платова, В.Орлова-Денисова, И.Ефремова. |
| Поделиться:
|
| |
solist
|
|
15-03-1818
|
Под эгидой Александра I разработана первая русская Конституция - "Государственная уставная грамота Российской империи". (До 1917 г. Российская империя действующей Конституции так и не получила - КБ). |
| Поделиться:
|
| |
Анка
|
|
15-03-1848
|
(27 марта н.ст.) Вышел первый номер журнала "Морской сборник" (главный редактор – капитан 1 ранга Богдан Глазенап). В задачи журнала входило: "распространение полезных сведений между служащими флота и вообще в морской службе необходимых знаний по морской части", а также - изучение и распространение военно-морских и технических знаний на флоте, освещение событий "прошедших времён во всех флотах", опубликование биографий видных деятелей русского флота, описание «необыкновенных происшествий» и кораблекрушений, сведений о плавании судов и эскадр, основах оперативного искусства и тактики. Выходит и поныне. Является старейшим в мире ежемесячным журналом по военно-морской тематике, издающимся без перерыва и без смены названия. До Октябрьской революции издавался в Санкт-Петербурге, после – в Москве. Первым главным редактором советского "Морского сборника" стал бывший унтер-офицер миноносца «Всадник» С.Лукашевич. В 1921-1924 гг. – одновременно с советским изданием – в Бизерте (Тунис) выходил "Морской сборник" под руководством капитана 2-го ранга Нестора Монастырева. |
| Поделиться:
|
| |
Питерский банкир
|
|
15-03-1899
|
В этот день на гавань города Апиа (столица островного государства Самоа в Тихом океане) обрушился сильнейший тайфун. В Самоа шла гражданская война между двумя претендентами на королевский престол. Одного претендента поддерживала Германия, другого - США и Великобритания. В гавани города находились военные корабли всех сторон. Несмотря на то, что моряки были оповещены о приближающемся тайфуне, никто не вывел свою флотилию в открытое море. Все руководствовались национальной гордостью и нежеланием показать противнику свою слабость. Итоговый счет Германия-США по кораблям - 3:3, а именно: 2 корабля утонули, 2 были выброшены на берег и еще 2 получили сильные повреждения. Погибли 145 моряков. Английский корабль не пострадал, потому что в последнюю минуту одумался и дал деру в открытое море. После произошедшей трагедии представители западной цивилизации сели совместно и подумали, зачем проливать кровь за каких-то самоанцев. Одно дело, когда островитяне сами себя истребляют, и совсем другое дело, когда... В итоге, обоим претендентам на престол было заявлено, что воевать между собой они больше не будут, потому что "большие дяди" решили монархию в Самоа отменить, а саму Самоа - поделить "по справедливости". Западные острова архипелага отошли Германии, а восточные - США. Англичане было обиделись, но им в ответ сказали, что обещают не покушаться на ранее приватизированные бриттами острова Тонга и Соломоновы острова. И все остались довольны. Во время I мировой войны новозеландцы отобрали у немцев Западное Самоа (хотя последние не шибко и сопротивлялись), но в 1962 г. признали независимость. Восточное Самое так и осталось под американцами, которые придумали для бедолаг специальный термин "unorganized & unincorporated territory", т.е.территория не входит в состав США, но находится в ведении Департамента островов МВД США. |
| Поделиться:
|
| |
Питерский банкир
|
|
15-03-1912
|
(28 марта н.ст.) Родилась Марина Михайловна Раскова (в девичестве Малинина). Училась в Московской консерватории, одновременно работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 г. - лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. В 1934 г. окончила Ленинградский институт инженеров ГВФ, стала штурманом. В 1935 г. окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в ВВА в должности инструктора-летнаба. В 1937 г. в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 г. - в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1. 24-25 сентября 1938 г. на самолёте АНТ-37 "Родина" (командир - В. С. Гризодубова, второй пилот - П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 г. Расковой присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль "Золотая Звезда" № 106. В Красной Армии с 1938 г. Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 г. - феврале 1939 г. - штатный консультант, затем уполномоченный особого отдела НКВД, позже - в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности. Жила в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые хотели участвовать в изгнании врагов с территории своей Родины. В конце октября 1941 г. с официального одобрения Ставки ВГК (Приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в г. Энгельс на Волге она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), которая носила неофициальное название "Ночные ведьмы". Позднее Раскова была назначена командиром 587 БАП. Погибла 4 января 1943 г. в авиакатастрофе близ Саратова. Причина - сложные метеоусловия при перелёте на фронт после переформирования. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. |
| Поделиться:
|
| |
solist
|
|
15-03-1915
|
После того, как парой дней раньше турецкий заградитель "Нусрет", водоизмещением всего 365 тонн и длиной 40 м, имевший скорость 15 узлов, не имеющий ни закрытой минной палубы, ни специального оборудования выставил в бухте Эренкиой мины, на них подорвались и затонули сразу три линкора (др. данные - броненосцы) - английские "Иррезистебл" и "Оушен" и французский "Бувэ". |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
15-03-1916
|
(28 марта н.ст.) военным министром России был назначен генерал от инфантерии Д.С. Шуваев (1854-1937). До этого он занимал пост главного полевого интенданта при штабе Верховного Главнокомандующего. Возглавив в 1909 г. Главное интендантское управление, генерал Шуваев добился отдачи под суд военных чиновников, обворовывавших армию во время русско-японской войны. Проводил реформу своего ведомства под девизом: "Интендантство - для армии, а не армия для интендантства". Составил записку об истории воровства в русской армии.
(В ноябре 1917 г. арестован ВЧК как бывший царский министр, но затем отпущен. С 1918 г. - в РККА, главный военный интендант в Петрограде. Преподавал в военно-учебных заведениях Красной Армии. В 1922 г. начальник штаба Петроградского военного округа РККА. Позже преподавал тактику на курсах "Выстрел". В 1926 г. уволен в отставку по возрасту, жил в Липецке, персональный пенсионер. 8 августа 1937 г. арестован НКВД по статье 58. Дело прекратили за преклонностью возраста и болезнью». 9 декабря 1937 г. был повторно арестован, приговорен и расстрелян в возрасте 83 лет. В 1956 г. посмертно реабилитирован - КБ). |
| Поделиться:
|
| |
Nauta Romanus
|
|
15-03-1918
|
Родился Арон Абрамович Рихтер. В 1939 г. закончил МВТУ имени Н.Э. Баумана и поступил в аспирантуру. С начала войны - конструктор на Ижевском Машиностроительном заводе. Одна из первых разработок А.А. Рихтера - гидравлический тормоз отката для 37-мм пушки Нудельмана-Суранова НС-37. В 1943 г. А.А. Рихтер был переведен в ОКБ-16 А.Э. Нудельмана (ныне - АО "Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана") на должность ведущего конструктора, впоследствии Арон Абрамович стал заместителем главного конструктора. В ОКБ-16 (КБ Точмаш) Рихтер разработал синхронизатор для 23-мм авиационной пушки Нудельмана-Суранова НС-23, совместно с А.Э. Нудельманом - 23-мм авиационную пушку НР-23 и 30-мм авиационную пушку НР-30, 23-мм авиационную пушку Р-23, 23-мм пушку для вооружения космических аппаратов Р-23М. За свой труд А.А. Рихтер был дважды удостоен Сталинской премии и Государственной премии СССР. Скончался 19 мая 1988 г. |
| Поделиться:
|
| |
Шурик
|
|
15-03-1919
|
Михайловская артиллерийская академия реорганизована в Артиллерийскую академию Красной Армии, ныне Военная академия РВСН им. Петра Великого |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
15-03-1924
|
Родился Юрий Васильевич Бондарев, участник Великой Отечественной войны, капитан, командир батареи, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. Секретарь Правления Союза писателей СССР. Автор повестей "Юность командиров", "Батальоны просят огня", "Последние залпы", романа "Горячий снег". Один из ярчайших представителей "лейтенантской" прозы. |
| Поделиться:
|
| |
Бывший Мент
|
|
15-03-1939
|
Ночью в рейхсканцелярии президенту Чехословакии Гахе было объявлено, что Чехословакия включена в состав рейха. От Гахи требовалось лишь отдать приказ чехословацкой армии не сопротивляться. Президент потерял сознание, а приведенный в чувство врачами согласился на все. В 6 часов утра 15 марта 1939 г. германские войска вошли в Чехословакию. Вечером того же дня Гитлер был уже в Праге. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
15-03-1941
|
Наркомом обороны СССР подписан приказ, согласно которому до 01.05.1941 г. весь личный состав РККА должен был получить пластмассовые медальоны с вложенными листками бумаги, на которых были написаны биографические данные и адрес родных. Тем не менее многие погибшие таких медальонов не имели... |
| Поделиться:
|
| |
Бывший Мент
|
|
15-03-1942
|
В Архангельске на судоремонтном заводе "Красная Кузница" проникшими диверсантами или агентурой заложено ВУ и подожен механический цех. То, что это не случайность, подтверждает предварительное повреждение пожарной донки и рукавов. Взрывчатка не взорвалась, но цех сгорел полностью. Если это и диверсия, то единственная успешная во всей Архангельской области. Лавры самых крутых диверсантов могут достаться двум организациям. Либо ведомству Шелленберга - VI упр. РСХА, либо «Abwehrnebenstelle Revel» под руководством фрегаттен-капитана Целлариуса, имевшему сферой деятельности северо-запад и приполярные области СССР. (Именно это подразделение Абвера фигурирует как "бюро Целлариуса" в фильме "Вариант Омега", где О. Даль - Мыкола.) |
| Поделиться:
|
| |
Мыкола
|
|
15-03-1945
|
Войска 1-го Украинского фронта (И.С. Конев) начали Верхне-Силезскую операцию, в результате которой советские войска овладели Верхней Силезией и к 31 марта вышли в предгорье Судет, заняв выгодные подступы к Дрездену и Праге. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
15-03-1953
|
Издан Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Военного и Военно-морского министерств в Министерство обороны СССР. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
15-03-2005
|
Празднование иконы Божией Матери "Державная". Сия икона чудесным образом была явлена 2/15 марта 1917 г. в день отречения царя Николая II от престола. В подвале храма Вознесения ее нашли по указанию крестьянки Евдокии Андриановой, получившей перед этим откровение. Икона сразу же обнаружила свою чудотворную силу многочисленными исцелениями. Ей были составлены молитвы, и списки с иконы разошлись по стране. В период гонений "Державная" исчезла, но впоследствии удалось установить, что все эти годы она пребывала в запасниках Исторического музея. В июле 1990 г. её перевезли в Коломенское. Православные считают эту икону покровительницей России. |
| Поделиться:
|
| |
Ioann The Angry
|
|
15-03-2006
|
100-летие создания в Англии Ч. Роллсом и Г. Ройсом автомобилестроительной фирмы Роллс-Ройс, с 1915 г. строит авиадвигатели.
|
| Поделиться:
|
| |
Pashka
|
|
|
 |
Авиация |
 |
Всех с давно прошедшим праздником, взято с anekdot.ru
15 февраля - день вывода войск из Афганистана.
23 февраля - день Советской армии.
В тот вечер Валера пришел домой пьяным.
С тех пор, как он перешел летать на "таблетку" - так из-за красного креста в круге на борту называли в полку санитарный самолет - Валера домой приходил выпившим каждый день. Медицина, понятное дело, спирта немеряно, вот и пьют понемногу после полетов. Называется это "продезинфецировать желудок", в смысле от желтухи, тифа и другой гадости, которой в Афгане во все времена было много.
В этот раз дезинфекция была капитальной. На все завистливые вопросы - как да что - Валера говорил только одно слово - "Суки!!!" - после чего вяло махал рукой в сторону далеких и нелюбимых "сук", которые, судя по направлению движения руки, жили в гарнизонном туалете.
Делать нечего, подробности утром, и заботливые руки земляков уложили Валеру в его кровать.
Валера был нашим заводилой во всех начинаниях и попойках - характер у него был такой. За часто употребляемые им же слова, в экадрилье он имел два прозвища - Хуерга и Монтана ( первое он употреблял в смыле "плохо", второе- в смысле "хорошо"). Кроме этого он часто употреблял им же придуманное в Афгане ругательство, которое помогало в трудную минуту не только ему - "Баграм-формальдегид-залупа!"
Валера уже давно заменял заболевшего 'таблеточного' радиста, но ночевал на своей койке у нас. Поэтому так и получалось - пил Валера отдельно от нас, в приемном экипаже, спать же приходил в родной, обдавая нас свежим запахом перегоревшего спирта.
Только на этот раз Валера не пришел, а впал домой, повторяя заклинание "Суки!".
Экспедиция, снаряженная в комнату экипажа "таблетки" для уточнения подробностей, сообщила, что они все находятя в таком-же состоянии, а кто не находится - тот спит. Поэтому мы все улеглись спать, ведь завтра у нас был ранний вылет.
Если сказать что пробуждение для Валеры было тяжелым, это значит не сказать ничего. Встать с кровати он вообще не мог, сидеть же мог только в течении 5-10 секунд после чего безжизненно валился на кровать.
В течении этих секунд Валера пил холодную воду ( спирт, как известно из физики, лучший осушитель), смотрел с отвращением на котлету, принесенную из столовой, и принимал прежнее положение. Бодун. Состояние, вызывающее неподдельное сочувствие.
Но скоро Монтану приперло по малой нужде. И капитально... Да вот беда - органы вестибуляции были поражены алкогольным отравлением, поэтому выполнить свою малую нужду Валере было крайне трудно, даже с нашей помощью. Ну правда, не нести же его в гарнизонную парашу на руках, хотя и находится она в 100 метрах от модуля!
С течением времени давление внутри Хуерги росло, и прямо-пропорционально ему росла Валерина агрессивность по отношению к окружающему миру.
Перейдя на общевойсковой-матерный, он поминал последними словами всех и вся - начиная с Менделеева - за открытие водки и заканчивая Циолковским - основоположника авиации, которого Валера вообще всегда почему-то недолюбливал и считал его фамилию ругательной (типа - "Ну ты, Циолковский хренов!"). Досталось и нам - за неспособность помочь товарищу в трудную минуту, сопряженную со смехом.
Решение пришло неожиданно - если гора не идет к туалету, то туалет идет к горе! Надо поссать в бутылку! Сказано - сделано. Нашли бутылку из под шампанского, после чего драгоценный, но еще пустой сосуд как "олимпийский" факел был передан Валере - непосредственно, значит, для процесса.
Стыдливо попросив нас отвернуться, Валера наконец-то облегчил душу и тело.
Дело расставания со своими анализами Валера решил провести сам - видно сказалось облегчение. Приподнявшись на кровати и открыв окно, закрытое фольгой в качестве отражателя тепла, Валера отработанным броском истребителя танков метнул бутылку почти с коктейлем Молотова в образовавшуюся щель. Получи фашист гранату!
На этом бы история и закончилась, если бы не одно свойство, присущее, наверное, всем. Когда, например, где-то в поле вы облегчитесь по большой нужде, а, по простому говоря, посрете, то вытерев свою задницу и выкинув назад бумажку, 99 % из нас оглянется назад, посмотреть на дело своих... рук ( 1 % - это слепые, что они в таких случаях делают можно только догадываться).
Зачем и почему мы это делаем - неизвестно, да сейчас и не важно. Просто совершив расставание с бутылкой, Валера по вышеупомянутой привычке бросил ей в догонку прощальный взгляд, после чего, резко закрыв окно, вытаращенными глазами посмотрел на нас и шепотом закричал: "Васька, закрывай дверь, кажись в начштаба попал!!!". Уже двигаясь к двери комнаты, Вася спросил: "Эскадрилии?", на что Валера все тем-же шепотом ответил: " Полка, бля!!!".
А надо сказать, что начштаба полка был героическим вертолетчиком и поэтому всей душой ненавидел транспортников, на что они ему отвечали взаимностью. Щелкнул замок двери, и вовремя - в коридоре раздались громкие шаги и возмущенный голос начштаба полка :
" Ты представляешь, Иван Трофимович, (... замполит полка, тоже вертолетчик!...), до чего дошли эти транспортники, почти полной бутылкой шампанского в меня бросили! И ведь не пожалели!... Где-то в этих трех комнатах они..."
Раздался громкий поочередный стук в соседнюю, нашу и следующую дверь. Мы затаились, каждый на своей кровати. Типа - спим...
" Здесь они где-то, здесь!!! Открывайте!! - и стучит к соседям, но дверь не открывается.
" Да успокойся ты, случайно, наверно попали!"- это уже замполит.
" Да как случайно, шампанское не пожалели, смотри!" - может выпьет еще? - молча переглянулись мы.
"Товарищ подполковник, начальник штаба 1-й эскадрильи по вашему приказанию прибыл!" - о, наш пришел, и когда его только позвать успели.
" Кто у тебя в этих комнатах живет?" - злобно так и нахраписто!
"Все на вылетах, товарищ подполковник!" - ни хрена не знает, но докладывает уверенно, вот что значит 20 лет в авиации прослужить!
"А кто-же, бля, в меня вот эту (!!!!!) бутылку с шампанским кинул?!"
Пауза.
" Так наверно с той стороны модуля кто-то перебросил!" - молодец, оценка "пять"!!!
Пауза.
"Ладно, пошли, посмотрим, может следы какие остались" - это уже замполит.
Раздались удаляющиеся шаги и голос все того же начштаба полка:" Чтобы сегодня же на всех дверях были повешены списки проживающих, а то взяли моду..." - какую моду взяли мы уже не услышали, но могли догадаться.
Пронесло! Мы облегченно вздохнули и заулыбались, все еще продолжая лежать в кроватях. В наступившей тишине Вася тихо спросил: " Валер, а чего ты так вчера напился-то?".
После долгой паузы глухим и неожиданно трезвым голосом Валера заговорил: "Так ведь это... Вчера капитана одного везли... Он с отделением в разведку пошел... Да на мину нарвался... Как взлетел, так на вторую мину упал... Руками... В общем, ни рук, ни ног нет... Лежит обрубок такой... Плачет... Лучше бы убило, говорит... Зачем я такой жене нужен... Суки.... Суки!..". И замолчал.
Наступила тишина.
Только было слышно как далеко, там, на другом конце аэродрома, возле пересылки, разворачиваясь, гудит движками Ил-76, только что прилетевший из Союза. Он привез из Ташкента солдат и офицеров. Чьих-то мужей и сыновей. Чью-то замену...
В. Х.
|
| Поделиться:
|
Оценка: 1.6897 Историю рассказал(а) тов.
TAV
:
14-03-2003 15:14:48 |
|
Обсудить
(7)
|
|
17-03-2003 15:02:20, MAXiS
|
| > to Виктор
Думаю, что раз мои инициалы остались - значит вс... |
| Версия для печати |
 |
Авиация |
 |
В авиации есть такое понятие - "ХОЛОСТОЙ".
Из fido7.ru.aviation рассказана Александром Вишняковым.
Это когда на полигоне по тем или иным причинам экипаж не смог отработать. Причины бывают разные - технические неисправности, сложные метеоусловия и пр.
В то время я был молоденьким капитаном, только занял должность штурмана эскадрильи на самолетах 3М.
В полку был легкий переполох. Все ждали ГИМО - Генеральную Инспекцию Министерства Обороны. Драились самолеты, подкрашивались стоянки, делалась показательная полетная документация к предстоящим вылетам на учение. Всего планировалось два вылета. Hе такие уж сложные - рядовые полеты с бомбометанием на нескольких полигонах. Hадоела только та шумиха с которой дивизионное начальство крутилось вокруг нас постоянно одергивая и понукая. Подготовка из-за такой дерготни достаточно утомительна, люди до полетов успевают хорошо измотаться.
Hо вот, наконец-то, прилетела комиссия. Прошел строевой смотр и мы ждем учебную тревогу, которая неожиданно начнется в шесть утра. Как обычно "совершенно случайно" все городские в этот день ночевали в казарме. Hачальники нас оставили в покое - им бы сейчас самим не попасться в лапы членов комиссии.
Итак - тревога, затем постановка задачи на полеты и мы сидим в высотном домике своей эскадрильи.
Hадо сказать что мы очень хорошо подготовились к приезду комиссии. В одном углу комнаты я установил свой самодельный компьютер, на котором крутились в демо-варианте красивые заставки с изображением самолета, бортжурнала, профиля и маршрута полета, а также инженерно-штурманский расчет. Компьютеров тогда еще не было, многие слышали о них только по наслышке и видели его впервые. Собран он был наполовину из самолетных запчастей, благо свалки отработанной техники тогда, в начале восьмидесятых, процветали и можно было много чего найти из старых блоков. Графика выводилась на небольшой телевизор "Сапфир". Создан он был во время командировки в Моздоке - на нашем аэродроме в Энгельсе ремонтировали полосу и мы по восемь месяцев в году сидели на других аэродромах, время было достаточно. Конечно, без внимания такую новинку никто не мог оставить. Расчет же полета на компьютере был очень точен и все это прекрасно понимали и с уважением относились к таким вещам.
В другом же углу комнаты мы посадили писаршу эскадрильи. Это трудно рассказать - такое надо видеть. Это была жена одного из инженеров эскадрильи, которую он привез с Украины. Молоденькая пухленькая и весьма симпатичная женщина с очень большим бюстом (размер примерно 5-6), с огромным декольте, которое она одела по нашей просьбе. При виде такой супербомбы у мужиков отваливалась челюсть и только через минуту они вспоминали какие-то слова.
Мы же с командиром стояли посередине, наблюдая за реакцией входящих генералов. Они перешагивали порог, взгляды их упирались в один угол комнаты, затем в другой и затем долго продолжали курсировать в этих двух направлениях. Такого они конечно не ожидали и были просто ошарашены. Эффект был потрясающим. Hас они замечали только минут через пять. Состояние их напоминало всем известную рекламу "Шок".
Забегая вперед скажу, что во всех отчетах ГИМО было отмечено, что впервые была использована компьютерная техника для расчета полетов. А наша писарша была удостоена благодарности за хорошую работу...
Hо вот позади и предполетные хлопоты. Мы должны лететь на восток, разбомбить радиолокационные цели на нескольких полигонах - обычная работа. Зачетные полигоны - Торткудук и Гурьяново. Hа Торткудук мы выходим при полете обратно домой. Удобный полигон. При выходе на боевой путь в кильватере оказывается станция РСБH - Радиотехническая Система Ближней навигации одного из гражданских аэропортов. Хороший контроль для быстрого определения дальности до цели. Единственно, сзади у меня сидит молоденький второй штурман и это его первый полет на маршрут. Обычно в экипажи штурманов отрядов, пом.штурмана эскадрильи и штурмана эскадрильи мы брали вторыми штурманами молоденьких ребят с училищ. Это были инструкторские экипажи и мы легко вводили в строй новоиспеченных лейтенантов. Так что будут конечно сложности. Hа 3М многое зависит от второго штурмана, или как мы обычно называем, оператора. Он работает на радиолокационной прицельной станции РБП-4. Когда я заканчивал училище, мы считали, что такого старого оборудования, 50-х годов издания, уже нигде нет. Hо вот оно до сих пор летает. Оператор должен высветить мне цель в прицеле. Причем он не видит как она светится на моем индикаторе и работает ручками выделения только по моим командам. Добавил лишнего - весь экран у меня заливается белым светом, добавил мало - цели не видно. Причем в процессе подлета к цели необходимо работать постоянно с этим изображением.
Hочной полет. Облака внизу, а сверху красивое звездное небо - в училище оно доставило нам много хлопот, когда ночами сидели на подоконнике казармы с секстантами в руках.
Ровный гул турбин - спокойный полет.
Hачальство, а вместе с ними и нервотрепка, остались на земле.
Hо вот и самая восточная точка маршрута позади, ложимся на обратный курс, впереди полигон Торткудук.
И как оказалось, сложности только начинались.
Полигон был закрыт. Через весь боевой путь проходила огромная гряда грозовых облаков, оставляя яркий след на локаторе и отсвечиваясь бликами молний по кабине.
Мы летим на последнем перед полигоном этапе маршрута - с юга на север, чтобы разворотом влево встать на боевой путь.
Слева, параллельно нашему пути, гряда грозовых засветок, но вот вроде мелькнул просветик, правда находится он гораздо севернее боевого пути. Сообщаю об этом следующим за мной экипажам и разворачиваемся в брешь. Гряда позади, теперь только отдельные грозы, обойти которые гораздо легче.
Разворачиваемся на юг, чтобы вернуться на боевой путь и вертясь среди засветок занимаем "тропу". Кругом сверкает, самолет облеплен статикой. Hо до цели более менее свободно, а она теперь уже совсем рядом, по приборам всего в 35 километрах. При стандартной длине боевого пути 120 километров это для стратегического корабля конечно маловато - нет времени на синхронизацию, но и на таких режимах работали без проблем. То что боевой порядок разбросан, это без сомнения - каждый видит грозы по своему и по своему пытается их обойти, принимая по взгляду штурмана наиболее безопасное и приемлемое решение, по возможности, конечно не нарушая "Руководство по самолетовождению". Уточнением кто где находится заниматься уже некогда, оставим это командиру. Теперь для меня с оператором существует только бомбометание. Уточняю свое место по приборам, докладываю время расчетного удара. Быстро находим цель, беру управление самолетом и докладываем на полигон. Земля подтвердила "Вас вижу, работу разрешаю" и тут же запрещает работу следующему за мной экипажу. Выяснять в чем у них дело уже некогда, на земле разберемся. В такой круговерти все может быть. Прошли рубеж 25 километров, полигон и командир корабля работу разрешили. Hо что-то не так.
Hормальная радиолокационная цель. Три маркера ее расположены треугольником, вершиной ко мне. Может какие-то бледноватые? Даю команду оператору включить локатор на обзор. Вот же она в 20 километрах дальше чем мы прицеливаемся. Срочно уточнить свое место по приборам. Дальность, азимут с РСБH - по ним все правильно, на линии пути и работаем по необходимой цели, полигон также нас видит и подтверждает правильность захода и разрешает работу. Снова локатор в режим "Hаведение". Все-равно что-то не так. вспоминается строка из наставлений по бомбометанию: "...запрещается бомбометание при неуверенности в опознавании цели". Рука еще держится на выключателях разрешающих работу. Hет причин не бомбить. Hо нет - холостым. Hе думал что когда-то придется сделать это, тем более на таких ответственных полетах. Обидно конечно. Hа земле разберемся.
Остальные полигоны отработали на отлично, теперь домой.
Копаться в материалах объективного контроля пришлось недолго. Что-же тогда произошло?
В РСБH ушли калибровки, ошибка и составила как раз те 20 километров. Очень редко но бывает. Полигон же перепутал позывные моего экипажа с другим. Причем мой доклад при проходе рубежа 25 совпал с отметкой того экипажа, которому он якобы давал разрешение. Поэтому нам дали добро на работу, а второму экипажу - запрет. Кстати, второму экипажу просто повезло, так как прицел у них был слабеньким и они вообще не видели цель среди массы грозовых засветок. Виновным же в ихнем случае оказался полигон. Засветки же на полигоне по своей конфигурации совпадали с радиолокационным изображением города Экибастуз, который находится в 20 километрах от полигона и по которому мы и прицеливались.
Вот тогда и начинаешь верить в интуицию и доверять ей иногда больше чем приборам.
Александр Вишняков
|
| Поделиться:
|
Оценка: 1.3968 Историю рассказал(а) тов.
Грубер
:
14-03-2003 15:36:17 |
|
Обсудить
(4)
|
|
28-08-2014 17:07:18, Ветеран СГВ
|
| вот это я понимаю - терпение....... |
| Версия для печати |
 |
Армия |
 |
О вежливости
Отдавал долг Родине в славном 346 СЦ МЧС России. Сразу скажу что служить было весело и не в напряг. Однако на второй год службы как сильно умного затянули в штаб рисовать предстоящие учения.
Преамбула.
Часов 11 вечера. В кабинете я рисую зело секретную карту (падение метиорита на д. Лопухинка), майор рядом сочиняет такт. задание к этой мутоте.
Заходит писарь секретчик и начинает какой то левый базар, капая всем на мозги.
Майор (М): Солдат, а че тебе не спится после отбоя ???
Солдат (С): Тврщ мр, я это дежурный по штабу.
М: А наряд нести не надо ?
С: Не-е, все убрано, молодой шуршит.
М: А не надо ли его контролировать?
С: Не-е, он нормальный молодой, все пучком.
М: Иди проверь наряд, вдруг че не так.
С: Все нормально, я здесь постою...
М: Солдат, бысто 3.14здуй на #@й отсюда, за@#ал уже...
С: А, ну так бы сразу и сказали, а то все намеками, намеками...
К вопросу о том почему офицеры в армии матом разговаривают: солдаты, придавленые тяготами службы, просто не понимают нормального языка. |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.2364 Историю рассказал(а) тов.
Stalker
:
14-03-2003 16:29:55 |
|
Обсудить
(0)
|
| Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|