Bigler.Ru - Армейские истории, Армейских анекдотов и приколов нет
Rambler's Top100
 

Выпуск N 1438

30.11.1438-16.08.2006

Военно-исторический календарь

15-08-1395
В этот день в Падуе состоялась дуэль между капитаном итальянских наемников Галеаццо Гонзага и маршалом Франции Жаном II ле Менгром. Причиной дуэли послужили публичные высказывания маршала, поставившего под сомнение воинскую доблесть итальянцев, и Гонзага послал маршалу вызов. Капитана не смутило, что ле Менгр был не просто известным полководцем Столетней войны, но и опытным бойцом – победителем большого рыцарского турнира в Нормандии в 1389 году. Дуэль должна была начаться верхом на лошадях с копьями наперевес, но ле Менгр, ожидая пока противник сядет на коня, потерял терпение, спешился и напал на итальянца. Противники нанесли друг другу несколько сильных ударов, но французу удалось обезоружить итальянца, и он потянулся за секирой, но тут герцоги Мантуи и Павии, присутствовавшие на дуэли, остановили её. Это событие примечательно тем, что капитана Гонзага к поединку готовил известнейший мастер фехтования того времени, рыцарь и дипломат Фиоре деи Либери. Испытывая живой интерес к фехтованию различными видами оружия, деи Либери с юных лет начал учиться этому делу, много путешествовал по Италии и Германии, и провел, как он сам писал в своей книге «Цветок битвы» («Fior di Battaglia»), «бесчисленное количество поединков с мастерами. Правда, большинство мастеров при дуэлях оказались недостойными того мастерства, которыми, как они утверждали, прекрасно владели». Позднее начал преподавать мастерство боя, но принимал в ученики не всех. В своих воспоминаниях он пишет, что «пять раз вынужден был отстаивать свою честь на дуэлях, на которые меня вызывали завистники, которым я отказал в обучении». Его книга «Цветок битвы» - один из древнейших сохранившихся европейских трактатов по фехтованию – оказала большое влияние на создание и развитие последующих школ фехтования в Европе.
  Питерский банкир
15-08-1416
В устье Сены английский флот из 400 судов с 7-тыс. десантной армией под командованием Джона герцога Бедфорда (брата короля Генриха V) разбил франко-генуэзскую эскадру (около 150 кораблей и лодок), блокировавшую ранее захваченный англичанами город Арфлёр. Это сражение облегчило завоевание англичанами Нормандии.
  алхимик
15-08-1572

В 50 вёрстах южнее Москвы состоялось крупное сражение, в котором сошлись русские войска под предводительством князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина и армия крымского хана Девлета I Гирея, включавшая кроме крымской конницы турецкие и ногайские отряды. Поход Девлет Гирея поначалу был на редкость удачным: он двинулся на Москву с огромным 80-тысячным войском и всерьёз рассчитывал на завоевание Руси. При Молодях отряд воеводы Хворостинина ударил по арьергарду Девлет Гирея и разгромил его. Затем сражение развернулось за русское укрепление — гуляй-город. Воротынскому удалось ударить по тылам противника. Враг отступал с огромными потерями. Вернулось из похода не более 15 тысяч. Походы крымских орд на Русь на время прекратились, а владения Русского государства продвинулись на юг.

Мало того, что погибла масса воинов, так и вернувшиеся вернулись, фактически, ни с чем. Не просто с пустыми руками, а чаще с меньшим хабаром, чем когда уходили в поход. Ибо Хворостинин не просто разгромил арьергард армии, он лишил орду всех трофеев и запасов, захватил обоз и даже ханский шатер. Так что помимо потерь людских - черт с ними, татарки еще нарожают - хан Гирей потерял казну и лицо.

И гнали их обратно тем же путем, где они до того огнем и мечом прошлись, не оставив ничего - ни еды, ни фуража. Так что татары от голодухи сожрали собственных коней.

Кстати, численность только татарской орды равна была 80 тысячам, еще 30 тысяч в поход ушло турок, и до 10 тысяч янычар. Так что сила была огромная, за год до того тот же Девлет Гирей сжег Москву с меньшим войском.

Пожалуй, самая недооцененная битва в нашей истории. А ведь речь шла о судьбе страны. Кроме того, эта битва окончательно сломала хребет Крымскому ханству. От этого поражения оно так до конца и не оправилось.

  Solist, Пиджак-2
15-08-1604

(25 августа н.ст.) Лжедмитрий I с войском польских и украинских наемников начал поход на Москву.

  Кадет Биглер
15-08-1760
В ходе Семилетней войны состоялась битва при Лигнице, что на территории нынешней Польши. В этой баталии австрийский фельдмаршал с подходящей фамилией Даун, имея в своем распоряжении свыше 100 тысяч солдат, умудрился потерпеть поражение от пруссаков, которых было менее 27 тысяч. Даун, зная о подавляющем численном перевесе своей армии, решил разделить ее надвое, чтобы зажать противника в клещи и полностью уничтожить, отрезав пути отхода. Однако прусский главком — король Фридрих II по прозвищу "Старый Фриц" в ответ на это реализовал свой план. Внезапно напав на одну из частей австрийской армии под командованием генерала Лаудона, он быстро разгромил ее и вырвался из тисков, в то время как основные силы Дауна пассивно переминались с ноги на ногу всего в нескольких километрах от места боя. Впоследствии фельдмаршал объяснял это тем, что сильный ветер не давал возможности услышать звуки канонады и поспешить на помощь. Впрочем, злые языки в Вене давали произошедшему другое объяснение: Даун с Лаудоном давно ненавидели друг друга, а потому Даун решил прикинуться глухим. Но это объяснение выглядит не очень убедительно, так как вряд ли он и впрямь был таким дауном, чтобы подобным образом гробить свою репутацию. Скорее всего, действительно, всему виной "неправильный" ветер. Пруссаки потеряли в сражении 775 человек убитыми, 2489 — ранеными, 348 — пленными и 10 пушек, а австрийцы — 1460 — убитыми, 4648 — ранеными, 4736 — пленными и 82 орудия.
  Solist
15-08-1769
Наполеон I Бонапарт, будущий император, родился в городке Аяччо на Корсике в семье небогатого дворянина. Он был вторым сыном в многодетной семье, насчитывавшей еще четверых мальчиков и трех девочек. В 16 лет Наполеон окончил артиллерийское училище в Бриенне и в чине младшего лейтенанта получил назначение в провинциальный гарнизон. Впервые его способности заметили и вознаградили в 1793 г., при осаде захваченного англичанами Тулона, за взятие которого он получил звание бригадного генерала.
  Кадет Биглер
15-08-1799
Во время Итальянского похода войска А. Суворова - союзные русско-австрийские войска (65 тыс. чел.) - разбили французов (38 тыс. чел.) у города Нови, в битве погиб командующий французской армией генерал Б. Жубер. Суворов искусно применил демонстрацию главного удара и преднамеренный отход своих войск, обманув противника. Потери французов - 13 тыс. чел., из них - 4,5 тыс. пленными. Потери союзников - 8 тыс. чел. убитыми и ранеными.
  Кадет Биглер
15-08-1878

(27 августа н.ст.) Родился Пётр Николаевич Врангель, барон, один из руководителей белого движения во время Гражданской войны, генерал-лейтенант (1918 г.). В 1910 г. окончил Академию Генштаба. Участник русско-японской войны 1904-1905 гг. В Первую мировую войну командовал кавалерийским корпусом. В январе 1919 г. возглавил белогвардейскую Кавказскую добровольческую армию. В апреле 1920 г. по настоянию Антанты был назначен главнокомандующим Вооруженными силами Юга России. Возглавляемые им войска потерпели поражение от Красной Армии в ходе общего контрнаступления Южного фронта в 1920 г. В 1924 г. создал во Франции промонархический Русский общевоинский союз. Умер 25.04.28 г. от пневмонии.

  Кадет Биглер
15-08-1888
Родился Лоуренс (Lawrence) Томас Эдуард (прозвище Лоуренс Аравийский) (ск. 19.05.1935 г.), английский разведчик на арабском Востоке, диверсант, лидер арабской революции против турок, переводчик Гомера, автор мемуаров "Семь столпов мудрости" (1926 г.). Лоуренс скончался в Мортоне (графство Дорсет) от последствий мотоциклетной аварии. Вечером Лоуренс заехал на почту и отправился обратно. Подъезжая к своему дому, мотоциклист резко свернул в сторону, чтобы не налететь на мальчишек на велосипедах, вылетел из седла и ударился головой о край тротуара. Ему было всего 46 лет.
  Кадет Биглер
15-08-1919
Родился Сергей Никитич Ковалев, главный, затем генеральный конструктор АПЛ пр. 658, всего семейства пр. 667, пр. 941 - то есть всех серийных АПЛ, несущих баллистические ракеты. Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974 гг.), академик АН СССР (1981 г.). Умер 24.02.2011 г.
  Мыкола
15-08-1920
Большевиками расстреляна Мария Бочкарева, командир первого женского батальона смерти, полный Георгиевский кавалер, руководитель обороны Зимнего в 1917 г.
  Кадет Биглер
15-08-1920
Варшавская битва - в Польше день армии, вместо 12-го октября - годовщины битвы под Ленино. Думаю, про то и другое излишне рассказывать.
  Mapk
15-08-1940
Подводная лодка Королевского военно-морского флота Италии «Дельфино» торпедировала и потопила стоявший на якоре у побережья острова Тинос греческий бронепалубный крейсер «Элли». Крейсер прибыл на остров для участия в торжествах по случаю христианского праздника Успения Богородицы. После взрыва торпеды корабль загорелся и затонул, 9 старшин и матросов из его команды погибли, а ещё 24 – получили ранения. «Дельфино» выпустила ещё две торпеды, попытавшись потопить два пассажирских судна в порту Тиноса, но они прошли мимо и повредили только часть причала. Италия и Греция в это время не находились в состоянии войны, и официально правительство Муссолини не признало ответственности за это преступное нападение. Но, по воспоминаниям итальянского посла в Греции Эмануэле Грацци, приказ «Дельфино» покинуть базу итальянских подлодок на острове Лерос в группе принадлежавших в то время Италии островов Додеканес отдал генерал-губернатор Чезаре Мария де Векки. Тот, в свою очередь, действовал по указанию самого дуче.
  solist
15-08-1941
Последняя казнь, выполненная в Лондонском Тауэре. Сержантом Шотландской гвардии Уилфордом был расстрелян немецкий диверсант Йозеф Якобс (Josef Jakobs). Он начал службу в вермахте в 1940 г. в звании обер-лейтенанта, скрыв при этом факт отсидки в Швеции. Когда это выяснилось, он был понижен до фельдфебеля. Видимо, в надежде поправить свой карьерный рост, он пошел на сотрудничество с абвером. Якобс выбросился с парашютом на территорию Англии 31 января 1941 г., но все сразу пошло не так. При прыжке он ударился ногой о фюзеляж и сломал себе щиколотку. Его парашют сразу был замечен, и к месту приземления быстро прибыли бойцы отряда местной самообороны (Home Guard). Якобса так и нашли в белом маскхалате, с пистолетом (тоже белым) и с радиостанцией. В любом случае, Якобса ждали, поскольку о заброске немецкого агента MI5 предупредил уэльский националист, работавший на абвер Артур Оуэн. Суд начался 4 августа и занял 2 дня.
  Эль Капитано
15-08-1944
Начало операции "Драгун". В ночь с 14 на 15 августа союзники начали высадку на Лазурном берегу. В первой волне десанта участвовали 3 американских пехотных и 1 французская бронетанковая дивизии. На пляжах от Сан-Тропеза и Канн до Ниццы будет создан плацдарм с которого началось освобождение Прованса.
  алхимик
15-08-1945
Одна из загадок Второй мировой войны. После того, как император Японии выступил по радио с сообщением о капитуляции, на авиабазе Оита к пилотам обратился с горячей речью адмирал Угаки, призвав атаковать американцев на Окинаве. После чего адмирал снял с себя знаки различия, но прихватил с собой самурайский меч и возглавил группу из 11 самолётов-камикадзе, полетевших на Окинаву. В 19.25 было получено радиосообщение от Угаки, что они атакуют американцев. В этот день ни один американский корабль, ни одно их наземное подразделение не подвергалось атакам. Но больше никто никогда не видел ни тех самолётов, ни их пилотов. Куда улетели самолёты Угаки, кого они атаковали - неизвестно до сих пор, исчезли без следа.
 
15-08-1946

Родился Анатолий Васильевич Квашнин, генерал армии (1997 г.). Окончил Курганский машиностроительный институт, Военную академию бронетанковых войск, Военную академию Генерального штаба. В 1989-1992 гг. - 1-й зам командующего, командующий армией. С 1992 г. в ГОУ ГШ. В 1995-1997 гг. - командующий войсками СКВО. С 1997 г. по 2004 г. - начальник ГШ ВС РФ. имел самое высокое воинское звание среди "двухгодичников". Известен открытым противостоянием с Министром обороны. По мнению "Независимого военного обозрения", в деятельности Квашнина просматриваются элементы бонапартизма и волюнтаризма. Ясное дело, родился в один день с Наполеоном! В июле 2004 г. снят с должности и назначен полномочным представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округе. В 2010 г. снят с должности.

  Кадет Биглер
15-08-1959

Состоялся первый полет винтокрыла Ка-22. Это была очень интересная машина: кроме двух несущих винтов поперечной схемы вертолет имел два тянущих винта изменяемого шага. При взлете по-самолетному винтокрыл мог брать до 12 т груза или 50-60 десантников. Всего было построено 4 машины, 2 из которых погибли в катастрофах. Как это нередко бывало, работы по винтокрылам решили прекратить, так как в причинах катастроф разобраться толком не смогли.

  Кадет Биглер
15-08-1966

В этот день из Ирака в Израиль на истребителе МиГ-21 перелетел летчик Мунир Редфа. Так закончилась одна из самых успешных спецопераций Моссада, целью которой был угон новейшего по тем временам истребителя с целью ознакомиться с его летно-тактическими характеристиками. В разных источниках эта операция называется "Бриллиант" или "Пенициллин". СССР начал поставлять Миг-21 в арабские страны с 1961 г. Израиль предпринимал неоднократные попытки угнать истребитель, но безуспешно: попытки работать с летчиками-мусульманами оказывались безуспешными. В итоге было решено сделать ставку на летчика-немусульманина. В это время власти Ирака начали гонения на христиан и семья Редфа - христиане-ассирийцы - приняли решение покинуть страну. Узнав об этом, слуга семьи - еврей по национальности - сообщил об этом Моссаду. За угон самолета Мунир Редфа получил 500 тыс. английских фунтов, израильское гражданство для себя и своей семьи, которой помогли бежать из страны. Угнанный самолет подвергся тщательному изучению в Израиле и США, и сейчас экспонируется в музее ВВС Израиля. Считается, что это оказало Израилю большую помощь в ходе Шестидневной войны: в ходе боевых действий было уничтожено 148 истребителей МиГ-21, из них 37 в воздушных боях, а 111 - на земле.

  Питерский банкир
15-08-1984
День Армии национального освобождения Курдистана. В этот день партизанский отряд Рабочей Партии Курдистана разбил турецкие войска и освободил от оккупантов города Эрук и Шамдинли.
  Шурик
15-08-2005
Премьер-министр Японии Коидзуми выступил с официальными извинениями перед азиатскими странами за участие его страны в агрессии во время Второй мировой войны. В частности, он заверил, что Япония больше никогда не примет участие в войне. Очевидно, что на такой шаг японцев подвигла в т.ч. недавняя очередная годовщина атомной бомбардировки. В этой связи возникает закономерный вопрос: является ли СССР азиатской страной по версии Коидзуми? (прим. Ленивого Пилота)
  Ленивый Пилот

Флот

Если бы мне кто-нибудь рассказал то, о чём вы прочтёте ниже, я благодушно воспринял бы всё это за рядовую военно-морскую травлю. Но "ёрш тому в корень", как говорил мой любимый преподаватель кафедры морской практики капитан 1 ранга Ников, бывший старпом парусника "Седов", кто не поверит хотя бы одному моему слову!!!
- "Ёрш тому в корень!!!"

"ОКЕАН-75"

Под таким названием весной 1975 года состоялось оперативно-стратегическое командно-штабное учение ВМФ.
Нашему, недавно прибывшему на Северный флот и бьющему копытом у причала племенному красавцу "Адмиралу Исаченкову" суждено было стать центром активной фазы этого учения. На борт ожидалось прибытие Министра обороны Гречко, начальника ГлавПУРа Епишева, нашего Главкома Горшкова и огромного количества адмиралов, генералов и важных гражданских персон.

Подготовительная стрельба для проверки готовности носового зенитно-ракетного комплекса "Шторм" в присутствии науки и заводских регулировщиков закончилась неподрывом боевой части ракеты при идеальном наведении на цель. Этот ребус так и остался неразгаданным, хотя яйцеголовые специалисты "вылизали" систему управления до неприличия. Перепаяли массу реле и конденсаторов, которые могли привести к сбою, но на представительном консилиуме было принято решение: стреляет кормовой комплекс. Во-первых, министру Обороны с ходовой будет лучше видно и не так страшно, а во-вторых, коль раз не сработало что-то, то может не сработать и во второй.
А управляющий огнём кормового комплекса - это я. Ещё мало чего знаю и умею, но у меня за кормой семь пусков на испытаниях и неистребимый лейтенантский задор.
- Коли дырку на погонах, лейтенант, - слышалось от начальников и друзей.
Учитывая, что мой комплекс впоследствии отрегулировали с ещё большим фанатизмом, чем носовой, такие рассуждения имели под собой вполне реальную почву.
Выход был назначен на 16 апреля. Измочаленный личный состав, позабывший что такое отдых и сон, в едином боевом порыве был готов завалить любой эпизод почётного мероприятия по причине приведённых выше обстоятельств. Складывалось впечатление, что подготовка к мероприятию планировалась в ЦРУ скрежетавшими зубами от ненависти ко всему нашему ихними операторами.
И вот - день "Д". Ещё не ложившийся спать боцман и не подозревавший, что он уже - труп, под утро, при окончательной проверке своего хозяйства, обнаружил отсутствие трапа, который благополучно оторвался и утонул ночью при приливо-отливных явлениях. Вахта этот эпизод проспала по причине уже известной.
Ну и что, что трап утонул? Возьмите на другом корабле - и дело с концом!
Да что вы! Это исключалось полностью. Утонул царь-трап, который мы доставили из Ленинграда. Видеть таких парадных трапов мне больше не приходилось никогда за свою долгую службу на четырёх Флотах. Его ширина была не менее трёх метров, а поручни - из какого-то ценного дерева.
На доклад боцмана о том, что "птичка сдохла", прикорнувший в кресле Командир ответил в соответствии со своим замордованным статусом:
- Хорошо, боцман, продолжайте работать.
Секундой позже боцманский доклад был всё же дешифрирован командирским мозгом. И тут - такое началось!
В шесть утра у места, где был погребён трап, толпилось уму непостижимое количество начальников разных мастей. Слюна от их ораторских экзерсисов не долетала, к счастью, до Командира, потому что причал и борт ничего, кроме полоски чёрной северной воды, не соединяло. Вскоре на этом единственном стационарном причале эскадры яблоку негде было упасть: водолазы с оборудованием, авиационные теплодуйные машины, маляры, художники, шхипера и масса других незаменимых в данной ситуации действующих лиц из командного и политического состава.
Трап был обнаружен водолазами, застроплен, поднят на причал плавкраном. Здесь его "замыли" пресной водой, высушили ревущими машинами, заново отлачили. Тут же уложили стерильные маты, закрепили новые обвесы, и к часам восьми ничего уже не напоминало о происшествии, за исключением ноющих и саднящих частей тела у Командира, помощника, вахтенного офицера и боцмана. Я наконец-то окончательно понял, как строился Днепрогэс и другие стройки первой пятилетки.
И вот легендарный Андрей Антонович Гречко поднимается по трапу, человек с повязкой "Како" - это я - орёт: "Смирно!" - и пожимает царственную руку. Короткий митинг, аврал и - вперёд!
Количество свиты, взошедшей на борт, не поддавалось подсчёту. Все корабельные офицеры, Командир в том числе, были выселены из своих кают на посты, в кладовые и другие места, для проживания не предназначенные. Младшие офицеры хлебали остывшую баланду в четвёртую очередь в кают-компании мичманов. Три носовых матросских кубрика были освобождены, чтобы матросы не нарушали покой высокого начальства в старпомовском коридоре.
Я нисколько не брюзжу и не злорадствую. Но и меня через столько лет не покидают глупые лейтенантские вопросы:
- А мог бы начальник перед дальней поездкой заставить водителя своего персонального авто работать всю ночь, не смыкая глаз, а перед выездом не поинтересоваться, сыт ли он и как себя чувствует?
- Неужели так сладко потреблять на выходе изысканные деликатесы из ресторанной посуды, отдыхать на дорогих цивильных постельных принадлежностях, специально завезённых по этому случаю на корабль, зная (а может, и не зная - это ещё хуже!), что уровень комфорта у экипажа качественно другой.
И не надо говорить мне о "тяготах и лишениях", о подводниках-дизелистах, о солдатах в окопах, наконец, которым значительно труднее. Я-то ведь никогда не желал служить на таком Флоте, где лейтенант питается и спит в одной каюте с Главкомом. Речь, понятно, совершенно о другом...
Оторвались от берега, что всегда приносит моряку явное облегчение и вводит жизнь сложного корабельного организма в заданный ритм. Так совпало, что сегодня был день рождения Командира, и клерк из управления кадров показал ему мельком капразовские погоны, которые лягут на натруженные плечи, если всё закончится, как положено. Не один я, оказывается, колол дырки!
Первый эпизод учения: бпк "Кронштадт" выполняет стрельбу противолодочной ракетой. Мы - на траверзе его левого борта. Всё, как учили: вертолёты в воздухе, подводная лодка обнаружена, целеуказание, пуск!
- Красиво пошла! - восхищённо откомментировал Министр.
- Пуск - вторая! - немедленно скомандовал по связи командир эскадры, переключив звук аппарата засекреченной связи на телефоны.
Жалкий лепет с "Кронштадта", что у них больше нет практических ракет, а все остальные в боевом снаряжении, был жёстко прерван. Принцип: куй деньги, не отходя от кассы! - торжествовал.
Старт второй ракеты с "Кронштадта" привёл всех в замечательное расположение духа, вселил уверенность, что и мы отстреляемся не хуже. Этот храбрый трюк в исполнении североморцев не являл собой ноу-хау: что-то подобное происходило ранее на Черноморском флоте, и было известно по устным пересказам. Тем не менее, не каждый решится на подобное гусарство, и мы втайне гордились своим командованием.
Неумолимо приближался основной для нашего корабля эпизод. Совместно с бпк "Огневой" мы выполняли зенитную ракетную стрельбу по радиоуправляемой мишени Ла-17. Центр событий переместился в мой центральный пост. Я жёстко расставлял по местам многочисленых наблюдающих, слегка дрожащим голосом отдавал последние распоряжения. В это время в носовом центральном перестал прописываться один из шлейфов осциллографа контрольно-записывающей аппаратуры, и, так как это было тоже моим заведованием, я побежал туда. Возвращаясь обратно, встретился с табуном офицеров, спешивших из кормы в нос, и всё понял. Моя звёздочка удалялась от меня в той толпе, и я её даже, кажется, видел.

А вот и пуск мишени. Производим её обнаружение, берём на сопровождение, согласовываем пусковую и, как добрый сигнал светофора, на моём пульте загорается зелёное табло "Готов". Но мы-то знаем, что целеуказание "внезапно" будет выдано теперь на носовой комплекс, и дырки в погонах вертеть уже им.
- Цель... дальность... курсовой угол... серией... ВДЗ - протяжка... Пуск! - первая "левая".
Увертюра к музыке ракетной атаки, донёсшаяся из носового центрального поста, прозвучала торжественно и безукоризненно, и - тишина...
- Комдив! Где доклад о "захвате"?
- Захвату нету...
- А по второй?
- И по второй нету, - нервным шёпотом докладывал командир дивизиона, чтобы не все слышали его предсмертные хрипы.
Два генерала, наблюдавшие стрельбу с верхней палубы, искренне восхищались полётом наших не управлявшихся ракет, огненно-дымными стрелами уходившими в облака по баллистическим траекториям:
- Что значит - современный зенитно-ракетный комплекс! Смотри: а с "Огневого" ракета пошла, как бык поссал, а вторая и вовсе упала у борта.
Вот эта единственная долетевшая до мишени старая ракета, запущенная под управлением нынешнего Главкома ВМФ, а тогда капитан-лейтенанта Масорина, и спасла честь Северного флота. Прозвучал победный доклад о блестящем поражении цели. А сбить её мог, естественно, только корабль с Министром Обороны на борту.
После выяснилось, что увёл с траектории наши ракеты передатчик команд с бпк "Адмирал Исаков", неизвестно почему работавший в эфир на излучение своей аналогичной системой управления на нашей несущей частоте и с нашими кодами. А если бы нажать кнопку "Пуск" доверили мне, никаких происшествий не случилось бы, так как коды и частоты в моей системе были выставлены другие.
Настроение присутствующих на мостике резко дифференцировалось: одни радовались успешной стрельбе, а тем, кто понимал, что произошло, оставалось только делать хорошую мину при плохой игре. Капразовские погоны из кармана кадровик больше не доставал.

Боцман, от которого стрелки временно были переведены, зря успокоился. Он ещё не знал, что судьба уготовила ему новое испытание, и вскоре ему предстоит стоять на планшире с колосниками на шее.
В ходовую рубку стали заходить генералы и адмиралы со следами краски на дорогом шинельном сукне. Командир всё понял: не успела высохнуть краска на переборках в командирском коридоре.
- Помощник! За что я тебя, мудака, кормлю?! Немедленно - человека с растворителем к выходу!
С таким же надрывом и с добавлением более сочных выражений, а на низших ступенях и с физическим акцентом, командирское приказание начало стремительный бег по иерархической лестнице. Маршрут этого стремительного бега: помощник - главный боцман - командир отделения боцманов - уткнулся в неделю не спавшего матроса Худайбердыева...
И вот в ходовую врывается генерал-лейтенант, по рукаву серебряной шинели которого стекает воняющий уайт-спиритом грязный чёрный след. Обретя дар речи, он громогласно объясняет, что думает о Флоте, если его, генерала, хватает за рукав у выхода из коридора грязный матрос и приводит в негодность дорогое генеральское обмундирование. Разбираться был послан лично Командир. Он увидел то, что и должен был увидеть: на своём ответственном посту спал стоя, как лошадь, матрос Худайбердыев, зажав в руке тряпку, которой он недавно оттирал кузбасс-лак на баке. Ведро с грязным растворителем стояло рядом.

Наступил мой черёд заступать на ходовую вахту, и я с блеском подхватил череду нелепостей, свалившихся в тот день на корабль. Для начала в служебном рвении "построил" двух гражданских мужиков, нарушавших корабельные правила посредством беседы у двери на сигнальный мостик.
- Лейтенант! - громогласным шёпотом одёрнул меня бывший ЧВС Северного флота адмирал Сорокин. - Остынь! Это же первые секретари Мурманского и Архангельского обкомов партии!
Но это было только прелюдией к более серьёзным свершениям энергичного и инициативного офицера.
- Вахтенный офицер! Подать сигнал на всплытие подводной лодки!
- Есть!
Я должен произвести за бортом несколько подрывов гранат с определённым интервалом. Специально для этого на выход мы получили гидродинамические гранаты СРГ-60, которые взрываются на установленной глубине от давления воды. Выполняя приказание, как и положено, бегом, я споткнулся о чью-то ногу, и несколько гранат вылетев из сумки, с грохотом приземлились у ног Главкома. Все, кто стоял рядом, бросились их поднимать.
- ... !... ...! ... мать! Тебя уже нет! Ты понял, сука! - шептал мне в ухо комбриг, вместе со мной ползая на корточках.
Главком не выказал никакого беспокойства по причине весёлого происшествия, и меня, впоследствии с блеском подорвавшего гранаты за бортом, оставили нести вахту дальше.

Вернувшийся после отдыха на мостик Министр поинтересовался, а может ли дать корабль максимальный ход. И вот мы несёмся по волне со скоростью, которую очень редко ощущают на больших кораблях.
- 35,8 узлов, товарищ министр Обороны! Это на 0,4 узла больше, чем на государственных испытаниях, - гордо доложил Командир, которого никак не покидала мысль о новых погонах.
- А сколько это будет в километрах в час?
- Почти семьдесят, товарищ министр Обороны!
- Неплохо, неплохо. Почти как средний танк. А ну-ка, покажите мне вашего механика-водителя, - улыбнулся Маршал.
Командир БЧ-5 прибыл в ходовую из ПЭЖа в своём далеко не парадном одеянии с мятыми погонами, чем заставил поволноваться своё начальство.
- Молодец, ничего не скажешь! - пожимал руку стушевавшемуся меху Министр. - Да и погоны ему бы сменить не мешало!
Двусмысленная фраза, от которой на мгновение повеяло холодком, была правильно понята кадровиками. Всем стало понятно, кому сегодня предстоит колоть дырки на погонах.

Несмотря на то, что в базу "Адмирал Исаченков" вернулся поздно ночью, экипаж был построен на торжественный митинг. Министр Обороны сказал много хороших слов о боевой готовности Северного флота, о нас, прекрасных людях, приумножающих его славу. Когда он благодарил экипаж за блестяще проведённую стрельбу, большинство в это время смущённо разглядывало носки своих форменных ботинок.
- Благодарю за службу, товарищи североморцы!
- Служим Советскому Союзу!
Не успела кавалькада машин покинуть причал, как перед личным составом начал своё выступление Командир. Он не скрывал чувств и не боялся перечить высочайшему мнению:
- Обращаю внимание всего экипажа: БЧ-2 на корабле - главные тормоза и суки! За моего капраза они мне ответят, это я обещаю!
Более угнетённого состояния, овладевшего умом и сердцем, и представить себе было невозможно. Как карточный домик рассыпалось детское представление о непогрешимости Флота и Армии. "Вот приедет барин, барин нас..." - но выше-то - некуда! А через несколько дней в "Комсомольской правде" появились интервью с матросами нашего корабля. В них они с восторгом излагали, какие чувства обуяли их в момент, когда наши ракеты блестяще поразили воображаемого супостата. Эта же белиберда транслировалась по первой программе всесоюзного радио. Все на корабле, включая редко появлявшегося на верхней палубе молодого трюмного, знали, что мы промахнулись. Выходило, что не ведал об этом только министр Обороны, которого с радостным упоением обманули.
И стало совсем худо на чистой и непорочной военно-морской душе лейтенанта. Ниже её ватерлинии была нанесена коварная пробоина, из которой суждено было сочиться сомнениям и обидам всю оставшуюся службу.

* * *
А ещё на том выходе я понял, что нет такой завесы секретности, через которую не проникают не очень-то охраняемые сведения.
Я слышал, как на мостике порученец министра Обороны рассказывал командиру эскадры, что после смерти маршала Малиновского решено было назначить на его место Д.Ф.Устинова. Но, учитывая заслуги последнего воевавшего командарма, пост министра был предоставлен А.А.Гречко.
Через пару месяцев после "Океана-75", когда наш корабль находился у Новой Земли, связисты приняли весть: умер министр Обороны. Мне, проснувшемуся после вахты, эту новость донесли обитатели нашей шестиместной каюты. Они наперебой стали предлагать спор на 0,5л, что я никогда не догадаюсь, кто будет новым Министром, ввиду, как они считали, несомненной парадоксальности этого назначения. Я заключил пари со всеми:
- А чего тут угадывать? Устинов, конечно!
Негодяи сблефовали и выигрыш мне не представили: тебе, мол, кто-то уже сказал!

Затем, когда в мутной перестроечной воде отдельные СМИшные негодяи торопились запатентовать своё первенство на освещение того или иного эпизода в нашей сложной истории, становилось смешно, грустно и противно.
Невозможно скрыть масштабные события и их детали. Например, о "Новороссийске" с теми же самыми подробностями, озвученными в "свободной" прессе через тридцать лет после случившегося, я узнал ещё в 1968 году на Телефонной стенке от бывшего матроса этого линкора. А я ведь только поступил в военно-морское училище и ещё даже присягу не принял. Все в Севастополе, для кого это было не сенсацией, а выстраданной болью, интересовались, знали и не могли не знать о трагедии.
А то, что об этом не публиковалось в открытой печати, плохо, но к сути события не имело никакого отношения. И, слава Богу, что нашлись серьёзные люди Б.Каржавин и Н.Черкашин (а не какие-нибудь доренки и киселёвы), рассказавшие в своих книгах без суеты и злопыхательства о трагедии 29 октября 1955 года.

Не буду останавливать свою мысль, начавшую неожиданно для меня самого наводить мосты из светлого лейтенантского прошлого в суровое настоящее. К тому же сюда вплетается нить не совсем обязательного философствования, которого я всегда пытаюсь избегать. Выйти без потерь из самому себе созданной западни попытаюсь при помощи реального случая, рассказ о котором логически завершит навеянную злую полосу.
Когда, издеваясь над народом и здравым смыслом, почти все СМИ исполняли брейк-данс на памяти экипажа "Курска", в моём мозгу неожиданно через десятилетия всплыла строфа одного стихотворения моего лейтенантского друга Шуры Александрова. Собирая на болоте клюкву и не в силах отвлечься от происходящего, я в уме невольно её перефразировал:
И ненависть в душе моей горит.
И я не в силах сон забыть вчерашний,
В котором видел жуткиий чёрный гриб,
На месте самой лживой телебашни.

Назавтра она загорелась. Я ничего не имел против гениального творения конструктора Николая Никитина. Но так получилось. Простите, пожалуйста!
Оценка: 1.7238 Историю рассказал(а) тов. Ulf : 10-08-2006 23:03:19
Обсудить (17)
28-09-2013 21:15:59, Североморец
Упомянут как серьёзный человек Николай Черкашин. Да, книги е...
Версия для печати

Вероятный противник

Военная служба по немецки
Байки базируются на реальных историях моих унивеситетских знакомых

Нумеро Уно - Халява, сэр!
Крис не хотел служить, его совершенно не тянуло бегать по Альпам с автоматом или гонять на Леопарде по автобану. Однако еще в школе он вступил в добровольную пожарную бригаду, на роль водителя скорой помощи. Так что в качестве альтернативки его направили водить скорую. А конкретно - придали его одной из немецких авиачастей поддерживающих НАТОвскую операцию в Югославии. С базированием в Италии, на адриатическом берегу. На скорой их было 3 человека, один военврач, только что из училища, и 2 альтернативщика. Вызовов за все 9 месяцев было лишь три - один раз техник навернулся со стремянки, один раз лейтенант перепил кьянти, и один раз надо было доставить местную девушку в роддом, когда все итальянские скорые были заняты. Так что "экипаж машины боевой" нёс службу весьма оригинально - запарковав машину на берегу Адриатики, двое купались или флиртовали с девушками на пляже, один дежурил с рацией, вахта сменялась каждые полчаса....
От такой службы я бы тоже не отказался!

Нумеро Дос - Вынос 1м
Анди, в отличие от Криса, всю жизнь мечтал покататся на танке. И его мечта почти сбылась - его направили на курсы механиков-водителей самоходной артиллерии (не танк но почти! В леопард он из за роста 196 см не влезал, а на Панцерхаубице места больше). Успешно подготовившись к экзаменам, и накатав нужное число часов, он вышел на экзамен. В программе была и поездка по второстепенной асфальтовой дороге за городом. Двигаясь по ней, Анди получил задание свернуть с нее на лесную грунтовку, и успешно с ходу свернул. Легкий удар он почти не заметил, думал, что свалил молодую елку у вьезда. Но это была не елка - задом самоходки он умудрился сбить ехавший по встречке мусоровоз. Экзамен он не сдал, и вместо этого собирал мешки с мусором по всему лесу.
Мусоровозу каюк, на самоходке пара царапин на крыле сзади. Люди не пострадали, за исключением турка-водилы мусорки, который обделался от страха.
Оценка: 0.8683 Историю рассказал(а) тов. PetrO : 14-08-2006 01:20:29
Обсудить (8)
21-08-2006 17:42:56, DBa
[C транслита] > то Сомневающийся > Два случая. Что бы в Герм...
Версия для печати

Авиация

Приказ

Дембель приближался. Его ждали, мысли о нем лелеяли, и сознание, что он неизбежен, воодушевляло нас - солдат батальона связи и РТО Большого Хабаровского аэродрома. К моменту окончания 100 дневки все созрели для большого праздника и готовились к нему заранее. Я особо в подготовке к празднику не участвовал, так как был занят ухаживаниями за своей нынешней супругой.
Праздник наступил, и сборная из коллективов «Глиссады», «Ближнего привода», «КДП», лучевиков и ГСМа собрались для радостной его встречи на территории «Глиссады». Я к этому моменту ушел на «Ближний» «крутить любовь», и размах праздника оценил позже по последствиям.
Отцам командирам юмора было не занимать, и находясь в курсе обычаев солдат, было решено рано по утру объявить «Тревогу». Дежурный по «Ближнему» боец в 5 утра принимает звонок от деж. по связи о сигнале «Тревога», по которому необходимо включить аппаратуру и завести дизель-генератор, ожидать появления офицерского состава и вообще суетиться и делать решительный вид готовности на все, а кое-кому еще и посыльным бежать. Телефонная линия была параллельна с «Глиссадой», и я с нетерпением ждал, когда ответит мой напарник. «Глиссада» молчала... Я, находясь на Ближнем, принимаю сигнал тревоги, извиняюсь перед любимой за столь резкое отбытие, и включив форсаж, мчусь с марафонской скоростью на "Глиссаду", пара километров пустяк сущий! Приближался к "Глиссаде" как к дому с приведениями, даже по внешнему виду объекта было понятно, что живых там нет. Когда я открыл дверь, меня обдало таким перегаром, что я сам чуть не отправился в мир иной. В голове представлялись картины из фильмов ужасов, и подсознание уже готовило меня к жуткой картине «мертвых» тел. Тела были... Два. Остальные каким-то чудом разбрелись в процессе употребления спиртосодержащей продукции. Набравшись воздуха и смелости, я шагнул внутрь и чуть не поплатился за неосмотрительность: пол был усыпан пустыми бутылками, и совершая эквелебристические движения, я кое-как удержался на ногах после того, как наступил на одну из них... Крики «рота подъем!!!», «Тревога!!!», маты и вообще русский язык результат имели нулевой, пришлось продвигаться в окружающем хаосе к телам, мирно спавшем в алкогольном бреду. К чему точно была не готова моя психика, так это к созерцанию довольно-таки нетрезвой собачки с Ближнего, смачно поглощавшей продукт борьбы чьего то желудка с ядом, которая после увесистого пинка отправилась трезветь на простор аэродрома... С телами дело обстояло хуже, пинать их, наверное, можно было бы бесконечно. Открытые двери, окна и обливание водой при минусовой температуре постепенно производили отрезвляющее воздействие, и добившись более менее членораздельных звуков от своего друга Шурика, я поставил его на снежную тропинку в направлении Ближнего привода, и придав ему ускорение легким толчком в спину, наблюдал, как он отправился параболической траекторией сообщать о сигнале «тревога» одному из офицеров части. Как он без происшествий проехал в автобусе, в котором ездило немало офицеров гарнизона и прилегающих частей и выполнил обязанности посыльного, даже для него остается секретом...
К прибытию офицеров на объект все было в полном порядке и оба бойца в наличии, только неподалеку скакала не вполне протрезвевшая собачка с Ближнего...
Оценка: 0.3161 Историю рассказал(а) тов. val : 11-08-2006 19:55:22
Обсудить (17)
21-08-2006 18:20:33, DBa
[C транслита] Да ну вас, господа - как будто в первый раз ви...
Версия для печати
Читать лучшие истории: по среднему баллу или под Красным знаменем.
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю
Архив выпусков
Предыдущий месяцАвгуст 2006Следующий месяц
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
Предыдущий выпуск Выпуск N1438Следующий выпуск

Категории:
Армия
Флот
Авиация
Учебка
Остальные
Военная мудрость
Вероятный противник
Свободная тема
Щит Родины
Дежурная часть
 
Реклама:
Спецназ.орг - сообщество ветеранов спецназа России!
Интернет-магазин детских товаров «Малипуся»




 
2002 - 2025 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru   
Интернет-магазин на сайте www.floraplast.ru зоокашпо с доставкой
пружинный матрас