Выпуск N 152930.11.1529-26.12.2006
Военно-исторический календарь |
25-12-1761
|
(5 января 1762 г. н.ст.) На российский престол вступил Петр III Федорович (1728-62 гг.), сын герцога голштейн-готторпского Карла Фридриха и Анны Петровны, внук Петра I. Бездарный правитель, заключил мир с Пруссией, чем свел на нет итоги победоносной для России 7-летней войны. Ввел в армии немецкие порядки. Свергнут и убит в результате дворцового переворота, организованного его женой, будущей императрицей Екатериной II.
Фридриху II, верившему в свою счастливую звезду. Вечером после сражения он в отчаянии пишет своему министру:
«У меня больше нет никаких резервов и, по правде говоря, я верю в то, что всё потеряно. Гибели своего Отечества я не переживу. Прощайте навсегда. Фридрих».
Через 4 дня после битвы при Кунерсдорфе 12 августа 1759 года, воодушевлённый Фридрих, узнав о том, что русские не используют своей победы для нанесения завершающего удара и, вместо того, чтобы идти на Берлин, уходят в направлении Котбуса, рапортует своему брату Генриху Прусскому:
«Я возвещаю Вам о чуде Бранденбургского дома. В то время, когда враг, перейдя Одер, мог решиться на вторую битву и закончить войну, он ушёл в направлении Мюльрозе и Либерозе».
После разгрома под Кунерсдорфом Фридрих II собирался принять яд, но Пётр III запретил штурм Берлина и увел войска из Восточной Пруссии. Это событие получило назание Чуда Бранденбургского дома. Склонному к мистике Гитлеру составили гороскоп, по которому Красная армия, дойдя до Берлина, остановит наступление, и он повторит судьбу Фридриха. Смерть Рузвельта была воспринята Гитлером как свершение предсказания. Но не срослось. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
25-12-1776
|
Под руководством Джорджа Вашингтона Континентальная армия Американских Штатов, в составе 2400 солдат пересекла реку Делавер и начала наступление на г. Трентон, столицу Нью-Джерси. На следующий день после Трентонской битвы наемники англичан сдались. Это была одна из первых побед американцев в войне за независимость.
|
Поделиться:
|
|
MisterX
|
25-12-1812
|
(6 января 1813 г. н.ст.) В день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны. В этот же день было издано ещё два манифеста: о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа в честь победы российского воинства и в благодарность Богу и манифест об учреждении серебряной медали для войск, участвовавших в битвах.
"Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний". |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
25-12-1826
|
В Санкт-Петербурге торжественно открылась Военная галерея Зимнего Дворца, художественный и военно-исторический памятник — экспозиция из 333 портретов генералов русской армии периода Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-14 гг. кисти английского художника Доу, упоминается в стихотворении Пушкина "Полководец". |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
25-12-1868
|
Япония. После поражения в одном из сражений адмирал флота Сегуната Эномото Такеаке с несколькими тысячами матросов и французскими военными советниками провозглашает на острове Хоккайдо Республику Эзо. Через год имперская армия окончательно давит войска Сегуната со всеми советниками-французами , Республика Эзо признает власть императора, самураи-мятежники Корпуса белого Дракона совершают массовое самоубийство, Эдо переименовывается в Токио, а Такеаке после недолгой отсидки в СИЗО отправляется послом в Санкт-Петербург. Наступает эра Мэйдзи. |
Поделиться:
|
|
Logo-d
|
25-12-1877
|
Начался беспримерный 8-дневный переход 60-тысячного Западного отряда генерала Иосифа Гурко через Балканские горы в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Успех этой операции положил начало общему наступлению русских войск. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
25-12-1901
|
Бурские партизаны нанесли поражение английским войскам у Твифонтейна (Капская колония). Последний успех буров, до конца войны - 3 месяца. |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
25-12-1901
|
(7 января 1902 г. н.ст.) Родился Сергей Александрович Худяков (Арменак Артёмович Ханферянц), маршал авиации (1944 г.). В Красной Армии с 1918 г. Участник Гражданской войны. С 1940 г. начальник штаба ВВС Белорусского особого военного округа. В годы Великой Отечественной войны - начальник штаба ВВС Красной Армии (1943-1945 гг.). Участвовал в войне с Японией. Необоснованно репрессирован. Расстрелян в 1950 г. Реабилитирован в 1965 г. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
25-12-1909
|
(7 января 1910 г. н.ст.) Родился Глеб Лозино-Лозинский, конструктор авиационно-космической техники (ск. 28 ноября 2001 г.). Участвовал в организации серийного производства семейства самолетов МиГ - от МиГ-9 до МиГ-31, в создании авиационно-космической системы "Спираль". В 1976 г. возглавил НПО "Молния", которому была поручена разработка многоразового орбитального корабля "Буран". 15 ноября 1988 г. корабль совершил свой первый и последний полет в космос. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
25-12-1909
|
(7 января 1910 г. н.ст.) Родился Константин Заслонов (погиб в бою в 1942 г.), диверсант, командир партизанской бригады, Герой Советского Союза. |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
25-12-1911
|
(7 января 1912 г. н.ст.) Родился Иван Игнатьевич Якубовский Маршал Советского Союза (1967 г.), дважды Герой Советского Союза. В Красной Армии с 1932 г. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. В Великую Отечественную войну командовал полком, бригадой, корпусом. Отличался выдающимся личным мужеством, мастерством принятия нестандартных решений, умением действовать самостоятельно. В годы войны несколько раз был ранен, горел в танке. После войны на командных должностях в войсках. С 1957 г. 1-й зам. главнокомандующего, а с 1960 г. главнокомандующий ГСВГ. В 1965-1967 гг. командовал войсками Киевского военного округа. Затем 1-й зам. МО СССР и одновременно главноком ОВС Варшавского Договора. Умер 30.11.1976 г. |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
25-12-1912
|
Для защиты "национальных интересов" итальянские войска вступили в Албанию. |
Поделиться:
|
|
|
25-12-1917
|
В Харькове провозглашено образование Украинской ССР. |
Поделиться:
|
|
|
25-12-1941
|
Японские войска занимают Гонконг, сломив сопротивление англо-канадских частей. |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
25-12-1941
|
Началась Керченско-Феодосийская десантная операция советских войск в ходе Великой Отечественной войны. Корабли и суда Черноморского флота и Азовской военной флотилии перебросили в Крым свыше 40 тыс. чел. из состава частей и соединений Закавказского фронта. 2 января 1942 г. операция завершилась освобождением Керченского полуострова. |
Поделиться:
|
|
Краснвоенлёт
|
25-12-1942
|
В Алжире член движения Сопротивления Fernand Bonnier de La Chapelle застрелил главнокомандующего вооружёнными силами правительства Виши адмирала Франсуа Дарлана . Схваченный на месте, он был расстрелян на следующий день. |
Поделиться:
|
|
алхимик
|
25-12-1944
|
Войска союзников начали контрнаступление в Арденнах.
(За время операции союзники потеряли ок. 77 тыс. чел, вермахт - ок. 82 тыс. чел. Первоначально обстановка для союзников складывалась крайне тяжело. 6 января Черчилль обратился с просьбой о помощи к Сталину. Советская армия 12-13 января (на 8 дней раньше срока) начала наступление в Польше и Вост. Пруссии, спасая союзников от разгрома - КБ). |
Поделиться:
|
|
|
25-12-1946
|
В лаборатории № 2 АН СССР (ныне Российский научный центр "Курчатовский институт") пущен первый в Москве ядерный реактор. Также он - первый в РСФСР, СССР, Европе, Евразии. Работает до сих пор (2004), считается самым безопасным в мире. |
Поделиться:
|
|
Logo-d
|
25-12-1956
|
Осуществлен первый запуск ракеты из-под воды. Экспериментальная ракеты на базе Р-11ФМ стартовала с глубины 30 м с погружного стенда на испытательной базе Черноморского флота. |
Поделиться:
|
|
Logo-d
|
25-12-1958
|
Верховный Совет СССР принял закон "Об уголовной ответственности за государственные преступления", который отражал требования XX съезда КПСС о "полном восстановлении ленинских норм партийной и государственной жизни". Закон устранял нормы, в соответствии с которыми совершеннолетние члены семьи отвечали за действия изменника-военнослужащего; ответственность же самих военнослужащих за измену наступала по общей норме. В законе было прописано толкование таких преступлений, как шпионаж, террористический акт, диверсия, вредительство, антисоветская агитация и пропаганда. В нем, в частности, было дано определение понятию "измена Родине": "деяние, умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР". |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
25-12-1967
|
Вступил в строй ПКР "Москва" - первый противолодочный вертолетоносец, головной корабль пр. 1123. Выполнил 11 боевых служб. В год 300-летия Российского флота первый отечественный противолодочный крейсер был списан, а 7 ноября 1996 года с флагштока торжественно спущен Военно-морской флаг СССР, так и не заменённый Андреевским. Проданный на слом в Индию, корабль 27 мая следующего года на буксире навсегда покинул Севастополь. В бухте городка Аланг (Индия) он был разрезан на металлолом. Имя "Москва" унаследовал гвардейский ракетный крейсер "Слава" пр. 1164, ныне являвшийся флагманом Черноморского флота. Затонул в ходе СВО на Украине. Обстоятельства гибели крейсера засекречены. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
25-12-1978
|
Вьетнам начинает вооруженное вторжение в Камбоджу. АСЕАН осудила вторжение. ООН попытался предотвратить захват режимом Хенг Самрина места в ООН, которое занимало правительство "красных кхмеров". Однако грамотный широкомасштабный информационный ход Вьетнама, показавшего геноцид, развязанный ими против своего собственного народа привел к возмущению и неприятию правительства "красных кхмеров" во всем мире. |
Поделиться:
|
|
Logo-d
|
25-12-1979
|
При заходе на посадку в 36 км от Кабула столкнулся с горой самолет Ил-76 (128-й Гв.втап, Паневежис). На борту находились 9 членов экипажа, 34 десантника инженерного подразделения Витебской дивизии ВДВ, военное снаряжение и 2 грузовых автомобиля. Подготовка к полету происходила в спешке, полет происходил в нервозной обстановке, заход на посадку происходил ночью на незнакомый аэродром, в условиях отсутствия навигационной помощи с земли экипаж нарушил схему захода. Все 43 человека, находившиеся на борту, погибли. Это был первый день ввода советских войск в Афганистан и первые жертвы 10-летней войны, в которой погибнет более 15 тыс. советских солдат. Через 2 дня штурмом возьмут дворец Амина... |
Поделиться:
|
|
Питерский банкир
|
25-12-1990
|
Вступил в строй ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", единственный российский авианосец. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
25-12-1991
|
Над Кремлем спущен Красный флаг, М. Горбачев ушел в отставку. РСФСР переименована в Российскую Федерацию. |
Поделиться:
|
|
|
25-12-1998
|
Президенты РФ и Белоруссии подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования на территории обоих государств и эффективного функционирования единого экономического пространства. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
|
|
 |
Свободная тема |
 |
ЗАПИСКИ СВАДЕБНОЙ ЛОШАДИ
или путевые заметки одного рабочего дня прошедшего лета
Эпиграф:
Водитель туристского автобуса - это то же самое, что свадебная лошадь. Башка в цветах, а жопа в мыле!
( из личного опыта)
Дорога... Эта серая, черная, заснеженная, мокрая, ледяная, в зависимости от времени года... Уже сколько лет она бесконечной лентой наматывается на колеса.... "Наматываю мили на кардан... " - Это про меня, наверное... Блин! Спать охота - просто сил нет!.. Вчера ночью только из рейса пришел, пассажиров выгрузил, думал, поспать удастся. Хрен там! От силы часа четыре в полглаза удалось урвать. С утра - дела, потом - заправиться, затем - к врачу радикулит вправлять, потом вечером в «Аль-Шарк» заехать... Землемер с Наблюдателем приехали, невежливо было не прийти. Правда, на автопилоте уже, но мужики поняли, надеюсь.... Пообщались неплохо, только они продолжать ушли, а я - опять за руль.... В пошлой трезвости...
Бросаю взгляд вверх, на зеркало.... Спят.... Все спят... Еще часа два до запланированной остановки.... Но это будет утром, в шесть. А до шести нужно как-то за эти два часа не уснуть, не отключиться... Хорошо - термос с дегтярно-черным чаем всегда под рукой, да еще и лимонника туда накидал - спасибо Колонелю, прислал зимой посылку. Одной рукой откручиваю крышку и, не глядя, наливаю половину. Мелкими глотками пью обжигающий горький «энергетический напиток»...
Не дай Бог отключиться за рулем! Особенно когда у тебя за спиной пятьдесят душ мирно спящих пассажиров. Не так давно наблюдал ушедший автобус - зрелище не для слабонервных. Мурашки по коже пошли, когда увидел, а ведь насмотрелся за годы работы... Но тут... Царствие небесное мужику!.. Отключился, судя по всему, всего на пару-тройку секунд, а их хватило для того, чтобы тяжелая машина вылетела с трассы. Пассажиры с травмами и шишками, а на месте водителя - мятое и искореженное железо... А дома - я потом узнал от водил в очереди на границе - жена и двое детей.... Младшей как раз два года исполнялось на следующий день... И когда слышал комментарии пассажиров о том, что, дескать, денег хотят сорвать, все жадность людская, вот и работают без отдыха - хотелось остановиться, подняться в салон и дать в морду! От души! Чтобы сопли красные по стеклу разлетелись!.. Можно подумать - заработки хорошие у нас!.. Были бы хорошие, не молотили бы как карлы сутками без сна... И никогда не знаешь, вернешься из рейса домой или привезут тебя... Хорошо, если живого...
В рожу бы плюнул тому, кто распинается о романтике дальних дорог! Какая тут романтика?!.. Работа... Тяжелая работа. Куча болячек... Давление, радикулит... геморрой в конце концов... И когда слышишь разухабистые песни всякие по радио про дальнобоев, хочется выдрать с потрохами приемник и затолкать в известное место этим, с позволения сказать, сочинителям....
Вот и рассвело уже. До кафе пара километров осталась, движение оживленней, народ на работу поехал... Сворачиваю на рэмп, Юля, подняв голову, хлопает ресницами спросонья.
- Что, уже кафешка?
- Ага. Буди народ, - заруливаю на стоянку, глушу двигатель. Кран ручника - вниз, машина, как уставший конь, тяжело выдыхает пневматикой. Привал.
- Уважаемые пассажиры - Юля негромко, чтобы не разбудить спящих, вещает в микрофон - Сейчас у нас остановка на полтора часа, можно перекусить, отдохнуть, размяться. В семь тридцать мы продолжим наше путешествие.
Палец на кнопку, двери с шипением открываются. Часть народа спит, часть, продрав глаза, не торопясь, выбирается из автобуса.
- Ты в кафе пойдешь? - Юля, глядя в зеркало, причесывается.
- Какое кафе?! Спать! Хоть полчаса покемарить надо. Потом, минут за пятнадцать до отъезда, разбуди, если не трудно, схожу, кофе выпью.
- Я тебе принесу, чтобы не ходить. Бутерброд прихватить?
- Лучше два!
Юля, улыбнувшись, выходит из автобуса. Утапливаю кнопку, дверь с шипением закрывается. Все! Спать! Задняя дверь осталась открытой, кому надо - выйдут туда. А я - спать! Спа-а-а-ать! Две пары сидений переднего ряда вполне способны заменить диван. Есть место ноги вытянуть - уже хорошо. Сумку под голову... Что там еще? Юлькина куртка? Пойдет вместо одеяла. От куртки слабо пахнет духами... Приятный запах. Надо потом спросить, как называется... Это, наверное, последняя мысль. Глаза закрылись, и я тут же проваливаюсь в сон...
- Арне! - Юля осторожно трогает меня за плечо. Еще не проснувшись толком, чувствую запах кофе - Через десять минут ехать, вставай, я кофе принесла!
- Кофе в постель? Юленька, я бы с удовольствием поменялся ролями и подал кофе в постель тебе! Как такой вариант? - подмигнув, беру у нее бумажный стаканчик. Юля, лукаво улыбнувшись, протягивает завернутые в салфетку бутерброды: - Подкрепись...
Пшш-ш-ш-ш! Осторожно, двери закрываются, следующая станция - Хельсинки! Пассажиры уже на местах, никто не спит, все оживленно крутят головами, внимая рассказу об истории возникновения Хельсинки, историческим отступлениям и прочим интересным сведениям. Я одним ухом тоже слушаю. Интересно, однако! Многих вещей и не знал вовсе, а вот, поди ж ты! Чего только не узнаешь, туристов катая!.. Утром еще не жарко, с моста открывается панорама города, вдали блестят маковки Успенского собора - главной православной церкви Хельсинки, невдалеке от нее - купол кафедрального собора, отдаленно напоминающий Исаакий в Питере. Ну, мы как раз туда направляемся, минут через двадцать и подъедем.
- Сейчас по берегу к центру, потом за рынком свернешь к Сенатской площади - отключив микрофон, негромко говорит мне Юля. - Знаешь, как ехать?
- Г-хм!.. - поворачиваюсь к ней. Юлька сидит с невинным видом, только в глазах пляшут чертики. Издевается, зараза!..
- Юль, не знаю! Я вообще тут в первый раз, ты уж покажи, куда ехать! А лучше если объяснишь, как скорости включаются, а то я не разбираюсь, и в педалях еще путаюсь!..
Юлька прыскает в кулак, я, улыбнувшись ей, выворачиваю влево, затем по мощеной брусчаткой улочке спускаюсь вправо на Сенатскую площадь и аккуратно причаливаю к стоянке для туристских автобусов. Глушу двигатель, открываю двери. Тут, как и в Питере, тоже есть Сенатская площадь. Прямо перед собором. И украшена памятником императору Александру Второму. Финны его очень любят и почитают. Кстати, во времена СССР западные киностудии снимали фильмы о Петербурге именно в Хельсинки. Потому как въехать в Страну Советов для съемок было весьма проблематично, а тут и архитектура такая же, и проблем с въездом и съемками не возникало...
Юля рассказывает о создании собора, истории города. С удивлением узнаю о том, что книгохранилище университетской библиотеки, оказывается, практически полностью находится под площадью. Город стоит на скалах и изъеден всякими подземными, а точнее, подскальными ходами, помещениями и бункерами, как гриб червями. Ввысь тут не строят - небоскребов нет. Зато в камень вгрызаются основательно. Например, в огромной скале, на которой стоит Успенский собор, много лет находился государственный монетный двор. Не исключено, что и по сей день там деньги печатают...
Юля закончила рассказ, туристы дружной толпой вывалили из автобуса. Тридцать минут на осмотр, фотографирование и посещение собора. От площади к собору ведут огромные каменные ступеньки, на которых можно сидеть как в амфитеатре. Многие и сидят, благо погода хорошая, лето еще не кончилось. Решаю подняться к собору. Вход свободный, туристов пока немного. Кроме нас еще пара автобусов, да и те подъехали буквально минут пять назад. Двери открыты, внутри играет орган. Звуки музыки завораживают, и я, забыв о времени, молча стою у входа. Последний аккорд отзвучал... Взгляд на часы. Ого! Заслушался, а через три минуты уже ехать. В темпе спускаюсь к автобусу.
- Опаздываешь! - подкалывает Юля.
- Еще тридцать секунд! - тыкаю пальцем на малиновые цифры часов на панели.- Все под контролем!
Усевшись, запускаю двигатель. Двери с шипением закрываются. Через пять минут подъезжаем к Успенскому собору, он закрыт, поэтому на осмотр отводится пятнадцать минут. Отсюда открывается потрясающий вид на гавань. Частокол мачт, отражения яхт в зеленоватой воде... Красота!..
Такое впечатление - экскурсия не по городу, а по церквям! Следующим номером нашей программы - церковь, вырубленная в скале. Находится в самом центре города, причем включена во все туристские маршруты. Соответственно, желающих осмотреть эту достопримечательность полно. Но улочки вокруг нее узкие, припарковаться целая проблема. Вереница автобусов стоит по всей улице, парковщики регулируют все это столпотворение. Нужно было вообще-то раньше подъехать, пока не так много их было. По-черепашьи ползем вдоль ряда автобусов, чуть не задевая их зеркалами.
- Напрасно мы сюда сунулись! - Юля напряженно наблюдает, как мы проходим буквально в нескольких сантиметрах от роскошной «пчелы» с немецкими номерами. («Пчелами» называют автобусы с вынесенными вперед на кронштейнах зеркалами. По трассе удобно, конечно, и смотрится красиво, но при маневрах, особенно по узким улочкам городов, эти «усы» создают дополнительные неудобства. Привыкнуть ко всему можно, конечно, но я консервативен, и привычное зеркало на коротком кронштейне мне удобней.)
- Надо было встать на соседней улице. Пешком, правда, пришлось бы топать, но что делать? Зато свободней там...
- Пройдем, не бойся! Может, впереди где-нибудь место освободится, - я продолжаю медленно двигаться вдоль строя. Есть!.. Удача!.. Бог знает, кому подавать!.. Выскочивший парковщик останавливает меня жестом и дает отмашку ярко-желтому «Мерседесу». Тот, включив поворот, медленно отчаливает от тротуара. Я втискиваюсь на его место и глушу двигатель. Встали, действительно, удачно, прямо у входа в церковь. Из рассказа Юли мы узнаем, что оказывается, сооружена она была в 70-х годах прошлого века. Сказать - построена, было бы не точным. Направленными взрывами в скале высотой примерно с трехэтажный дом была сделана огромная яма круглой формы и сверху накрыта куполом. Причем, купол - из меди. Говорят, что посидеть под ним полезно, якобы, нормализуется энергетика у человека и выходишь оттуда отдохнувший и умиротворенный. Не верится мне во все это.... Отдохнувшим я буду только после того, как посплю часов восемь, минимум, а до этого еще целый день крутиться как белке в колесе. Одно радует - после этой церкви - обзорная экскурсия по городу - и развозим публику по гостиницам. Лучше бы, конечно, они все в одной жили, чтобы не собирать и развозить их по городу, но не все коту масленица! Радует хотя бы то, что основная масса народа живет в центре, поэтому развоз публики отнимет не так много времени...
- Ну а теперь пройдемте в церковь. На осмотр - двадцать минут, затем у нас обзорная экскурсия по городу, и будем размещаться по отелям. - Юля выходит последней, я спускаюсь за ней и закрываю дверь.
Огромное помещение хоть и в скале, но в подземелье себя не ощущаешь. Купол, действительно, медный. Сделан из множества полос и напоминает огромную мишень, или, скорее, спил дерева с годовыми кольцами. Свет проникает сверху. Между скалой и куполом - застекленный проем.
Людей не так и много, как думалось. Хоть автобусов и полно, но народ, видимо, разбрелся по сувенирным лавочкам, коих вокруг - множество. Кстати, когда нет церковных служб, тут частенько устраивают концерты классической музыки. Или просто приходят поиграть студенты академии Сибелиуса, которая расположена неподалеку. Акустика здесь просто потрясающая! И вскоре мы в этом убедились. Откуда-то сбоку двое молодых людей выкатили рояль. Хрупкая темноволосая девушка открыла крышку, разложила ноты.... Наступила тишина. Вполголоса разговаривавшие люди, замолкли. Не знаю, что это было за произведение. Может, тот же Сибелиус, может, что-то другое. Внимая музыке, я любовался движениями рук пианистки. Они были похожи на двух бабочек, порхающих над клавишами.... Вряд ли я сейчас смогу вспомнить эту мелодию. Но уверен, что, услышав, узнаю сразу. И в памяти вновь возникнет льющийся из-под купола свет и плавные движения тонких рук...
Внезапно от входа послышался шум множества голосов, смех. Замелькали вспышки фотоаппаратов. Головы людей повернулись в ту сторону. Ввалилась группа японских туристов, нимало не заботясь о том, что это все же церковь, и вести себя надо более пристойно, что ли... Девушка продолжала играть, японцы, абсолютно не обращая внимания на осуждающие взгляды слушателей, громко переговаривались, непрерывно фотографируя. Запомнился взгляд волосатого байкера, в коже и заклепках, посланный в сторону детей Страны восходящего солнца. Казалось бы, уместным было ожидать такого поведения как раз от него, а не от наглаженных и чистеньких японцев. Однако же...
Мы встретились глазами, байкер печально усмехнулся. Во взгляде его читалось: - Ну, дикари-с!.. Что с них взять?..
Может, и не врут, говоря, что, посидев под куполом, энергетически восстанавливаешься. А может, музыка повлияла. Во всяком случае, похоже, усталости убавилось. Туристы, успев накупить в лавочках всякой сувенирной всячины, рассаживаются по местам, Юля заходит последней.
- Ну как, правду говорят, что усталость проходит? - улыбается мне она.
- Может и правду, полегче немного стало.... Играла девочка замечательно, очень понравилось, - я закрываю дверь и включаю поворот, готовясь отъехать.
- Да, я тоже под впечатлением! И музыка красивая и играла прекрасно! - Юля берет микрофон - Уважаемые пассажиры, сейчас мы совершим обзорную экскурсию по городу, затем будем размещаться по гостиницам...
Ну, обзорная экскурсия - это уже легче. Не надо куда-то втискиваться, парковаться.... Знай, неторопливо двигайся по знакомым улицам, только не забывай фильтровать светофоры.... Как бы еще пройти так, чтобы завершить это катание поближе к гостинице?..
- Юль!.. - негромко бросаю я, - Где у нас экскурсия заканчивается?
- Можем через центр пройти к стадиону, можем к Эспланаде и порту, - немедленно откликается она, - Тебе как удобней?..
Так... Компьютер в черепной коробке просчитывает время, возможные пробки и расположение отелей.... Эспланада.... Рядом «Президент», «Симонкентта», «Еврохостел». Стадион.... Там «Олимпия» и «Аврора». Потом - в «Хаага».. Туда - остальных, там мы и сами проживаем. Хотя, по большому счету - можно бы и домой потом поехать, но переть через весь город, а затем еще полста километров по трассе - не улыбается. Устал, как собака, да и утром в шесть часов вставать, ехать собирать всю эту публику по отелям, а затем везти их в Турку.... Не, нафиг! Лучше в отель - и спать!.. Если получится, конечно... Оптимальный маршрут: центр - стадион - Хаага. Так и поедем!..
- Через центр, потом - стадион, потом Хаага....
Юля согласно кивает и объявляет туристам порядок высадки у гостиниц.
Дополнительные сложности возникают с парковкой. Улочки узкие, карманов около отелей, построенных, хрен знает в какие времена, нет. Радует лишь то, что никто не гудит, не возмущается, когда огромный автобус, загородив пол-улицы, выгружает пассажиров. Включив поворот, медленно объезжают возникшее препятствие. Я примерно представляю, какие мысли у них в головах, и какие слова на языке вертятся.... Но что делать?.. Извините, Бога ради, дамы и господа! Не ко мне претензии, к градоначальникам!..
Самое поганое место - отель «Сокос-Президент»! Нет, как отель-то он как раз весьма неплох, но подъезд к нему сопряжен с немалыми трудностями. Улица односторонняя, всего в две полосы, причем, загружена транспортом более чем! Пробки постоянные, куча светофоров... Мало того - еще и выезд с терминала центрального автовокзала тоже выходит сюда, причем, прямо перед вышеупомянутым отелем. Поймать момент на светофоре, чтобы успеть приткнуться к подъезду отеля раньше, чем из подземного тоннеля автовокзала выедет очередной автобус и заблокирует тебе движение - это большая удача! От светофора до светофора буквально сто метров, и на пресловутых ста метрах - этот чертов выезд.... Ну, так и есть! На светофоре сейчас будет красный, и как раз из тоннеля терминала высовывается морда очередного автобуса.... Ну нет бы на минуту позже вылез!.. Вглядываюсь.... И номер, вроде, знакомый, и рожа за рулем более чем знакома... Паули! Совсем недавно вместе работали, да и живем неподалеку друг от друга. Напряженно смотрит на светофор, меня не видит в упор, хоть и стою у самого светофора слева от него.
Хватаю телефон, лихорадочно тыкаю в кнопки. Есть контакт!:
- Паули, привет!
- Привет, что нового?
- Да ничего, если не считать, что стою справа от тебя. Притормози на светофоре минутку, чтобы я проскочить успел!
- А ты куда, к отелю? - Паули, увидев, машет мне рукой, не отрывая трубку от уха.
- Да, туристов вожу теперь.
- И как платят?..
- Да не больше чем тебе.
- А зачем уволился тогда?..
- А для смены обстановки! - отшучиваюсь я.
- Вечером дома будешь? Я последнее плечо работаю, через два часа заканчиваю. Заходи, посидим!..
- Не знаю, Паули. Где я, а где вечер? Может, и буду...
Паули смеется, для него давно горит зеленый, но он не торопится трогаться, дожидаясь, пока между светофорами не очистится пространство, достаточное для того, чтобы я беспрепятственно проехал к подъезду отеля. Втискиваюсь в узкий карман, буквально впритык к стоящему справа микроавтобусу. Водила испуганно смотрит на возвышающийся слева от него высоченный борт «Скании».... Не ссы, родной, матрос ребенка не обидит!..
- А почему он тебя пропустил? - Юля в недоумении смотрит на проплывающий слева автобус и улыбающуюся физиономию Паули за рулем.
- А потому что знают, ценят и уважают! - гордо отвечаю я.
В трубке смешок Паули: - А симпатичный гид у тебя! Я сомневаюсь, что ты вечером домой приедешь!..
Я, отшучиваясь, прощаюсь и машу рукой. Паули машет в ответ, и его автобус скрывается за поворотом. Ну, остались «Аврора», «Олимпия» - и в «Хаагу». И спать.... Сколько можно работать, в самом деле?! Сравнительно легко отъезжаю от гостиницы, таксист притормозил, пропуская... Взмахом руки благодарю его и выруливаю на перекресток... Зеленый!.. Ну, теперь - к стадиону. Выгрузить народ в «Аврору», затем в «Олимпию» - и всё! И отдыхать! Правда, отдыха всего-ничего, затем нужно вновь ехать собирать публику и везти в аквапарк. Но два часа - это уже немало. Это достаточно для того, чтобы принять душ и спокойно поспать на хрустящих простынях в кондиционированной прохладе номера....
Так.... «Аврора» выгружена, теперь - вправо под стрелку, пропускаем трамвай - и к «Олимпии». Ну, вроде все выгрузились.... Закрываю двери, отчаливаю от гостиницы. Машина, как почуявшая родное стойло лошадка, резво набирает скорость. Ничего, милая, скоро отдохнешь!.. Со светофора прямо, поворот, еще поворот, ныряем под мост, успеваем проскочить под стрелку. Теперь - налево и мимо огромного спортивно-концертного комплекса «Хартвалл - арена» - к выезду из города.
Вот и финишная прямая. Федеральная трасса номер три Хельсинки - Тампере. На выезде - район Хаага, там же и одноименная гостиница.
- Уважаемые пассажиры! Сейчас мы разместимся в отеле, не забудьте, что в пятнадцать тридцать выезжаем в аквапарк. Просьба не опаздывать, автобус ждать не будет! - Юля отключает микрофон и устало улыбается мне. Не знаю, что легче - целый день руль крутить или в микрофон болтать. Для меня, так, наверное - второе. Не особо разговорчив - что выросло то выросло.
Причаливаю к входу отеля, немногочисленные оставшиеся туристы выходят из автобуса, забирают чемоданы из багажных рундуков. Снимаю шайбу тахографа. Четырнадцать часов с границей, перекурами и стоянками. М-да...
- Сколько? - Юля заглядывает мне через плечо.
- Много! Считай сама, если в десять вечера вчера от площади Восстания отъехали.
Она смотрит на часы, потом на меня:
- Иди, поспи хоть немного! Нельзя же так к себе относиться!.. Четырнадцать часов, да еще и без напарника!
- Лишь бы к нам хорошо относились, а уж сами-то с собой как-нибудь разберемся! - устало улыбаюсь я, - Иди сама поспи, тоже устала, небось....
- Сейчас, размещу туристов - посплю немного. Пошли на ресепшн, ключ возьмешь.
- Иди, я сейчас подойду.
Достаю с полки рулон мусорных мешков, отрываю пару штук. Насвинячили туристы изрядно, конечно. Пустые пивные банки, пакеты от чипсов и прочий мусор.... Два пятидесятилитровых мешка набиты полностью. Оттаскиваю их к мусорному ящику. Еще проверить масло и тосол - и можно идти отдыхать. Взгляд на часы - ну, нормально! Пятнадцать минут на все дела ушло. Дверь - на замок, сумку на плечо - и вперед! Юля курит у входа.
- Держи ключ - она протягивает мне перфорированную карточку. Номер сто четырнадцать, на первом этаже.
- А у тебя какой?
- Сто одиннадцать, напротив твоего - Юля хитро улыбается.
- В гости не зову и сам не напрашиваюсь.... Ближайшие два часа меня не кантовать, при пожаре выносить первым. Желательно головой вперед! Вопросы есть?
- У матросов нет вопросов! - она улыбается и бросает окурок в урну у входа, - Пойдем отдыхать!
Двери наших номеров синхронно захлопываются.
Где тут душ?.. Так... справа. Полотенце?.. Есть!.. Шампунь?.. Есть!.. Скинув одежду, забираюсь под горячие струи... Ка-а-а-айф!.. Вот еще бы не ехать никуда сегодня!.. Эта мысль отрезвляет, и я быстро смыв дорожную пыль и грязь, вылезаю из-под душа. Жалюзи закрыты, шторы задернуты. Падаю в кровать и мгновенно отключаюсь.
...Ну, что это за пиликанье над ухом?! Открываю глаза, с недоумением оглядываю незнакомую обстановку.... Где я?.. Ах, да!.. Гостиница.... И телефон на тумбочке надрывается. Снимаю трубку:
- Да! Слушаю...
- Арне, мне, конечно, неудобно тебя будить, но нам еще в аквапарк ехать. Спускайся в холл, кофе попьем и поедем народ собирать.
- Да, Юль, сейчас приду! - я смотрю на будильник - зазвонить должен через пять минут. Ладно, все равно вставать, какая разница, если пятью минутами раньше...
Свежая рубашка... галстук - на шею.... Вроде, прилично выгляжу. Ну, вперед! Рабочий день еще не закончен и закончится, дай Бог, часам к девяти... Ничего! Прорвемся!.. Если Балтика не море, значит я не капитан! |
Поделиться:
|
Оценка: 1.5466 Историю рассказал(а) тов.
Бегемот
:
20-12-2006 01:31:31 |
Обсудить
(41)
|
27-12-2006 17:38:16, Бегемот
|
> to механик
> to Бегемот
> Дата: 27-12-06 02:34
>
> Буду ... |
Версия для печати |
 |
Флот |
 |
Васька
Есть такие люди, которых, несмотря на солидный возраст и заслуги, все время тянет называть по имени. И порою не просто по имени, а - как это в русском языке называется - уменьшительно-презрительно.
Причем, упаси бог, никакой презрительности это именование не несет. Просто вот этот человек - не Виктор Федорович, а Витька, а та не Елена Андроновна, а Ленка... И причем, на всю жизнь.
Так вот, был у меня на корабле такой - Васька.
То есть, принимая пароход и знакомясь с офицерами и мичманами, как-то сразу определилось это.
Рыжий, с хитрющими выцветшими голубыми глазами, худощавый до болезненной худобы...
В общем, Васька.
И еще он пил. То есть, если на боевой, когда на первой неделе припасенные из дому «на праздник», «на новый год», « на день рождения» запасы выпивались ударно, он, в общем, скажем так, держался. И был неплохим старшиной моторной команды. Но вот в базе...
Но об этом потом.
Эта боевая для меня была очень тяжелой. Первая самостоятельная в должности командира, со всеми сопутствующими синяками и шишками, ломающейся матчастью, отсутствием нормального отдыха....
Но наконец - случаются же просветы и в беспросветной чехарде дней - на пятом месяце нам дали первый (и единственный) заход в столицу Средиземноморской эскадры - Тартус.
А надо на всякий случай напомнить читающему эти строки, что в те затейливые времена всеобщего застоя, Сирия, где и находится славный город Тартус, находилась с Израилем в состоянии войны....
Или как уж там точно по международному праву - и не упомню за временем и нежеланием шарить по Интернету.
Знаю точно одно - терводы у Сирии - двадцать миль, к Тартусу - коридор между двух «опасных от мин районов»... И все, находящееся в терводах Сирии без разрешения властей, рассматривалось сирийскими ВМС как вражеские (израильские) военно-морские силы, и подлежало в силу возможности немедленному уничтожению. И было все это абсолютно без шуток и дураков.
Так вот, возвращаясь от материй высоких международных к жизни нашей грешной, пребывание наше в Тартусе подошло к концу, экипаж и отдохнул и на берегу побывал весь до последнего матроса и «колониальными товарами» все закупились, и даже коридоры корабля пропитал незабываемый запах сирийского базара - кофе, кардамон, мускат, и что-то еще, что до сих пор назвать я не смогу.
Только иногда, в новых, современных магазинах, как-то вдруг появляется откуда-то этот незабываемый запах Востока, и начинает тоскливо щемить слева в груди, и хочется закрыть глаза и снова очутиться на развалинах Меркаба, на пыльной Тартуской улочке... или в бесконечных переходах Дамасского рынка с их запахами и чужой гортанной речью... И улыбнуться торгующему в лавочке, и сказать ему «Мархаба, садык» - и услышать в ответ: «Киф саха?»...
В общем, кончилось время отдыха. Вечером - сниматься, и - по плану. В ласковые, так сказать, объятия родного штаба эскадры, который (по слухам) уже нашил рукавиц из акульей шкуры, чтоб покрепче взять нас всех за причинное место.
Не хотелось с одной стороны экипаж понапрасну дергать заранее, а с другой - чтоб сразу народ в «рамки» вошел, но сниматься я решил экстренно, по тревоге.
Прикинули со штурманом, сколько идти, да сколько сниматься....
Короче, в назначенную минуту - дзын-дзынь-дзынь - дз-з-з-з-з-з.... «Учебная тревога, корабль экстренно к бою и походу приготовить»....
Поднялся и сам на мост, в кресло командирское устроился... Штиль... Дело к вечеру... закат... красотища...
- Товарищ командир, отсутствует на боевом посту старшина команды мотористов!
О-ппа!
И куда ж он делся?
- Механик, а в каюте смотрели?
- Смотрели.
- И?
- Да нету его нигде.
- А в носовых постах - холодмашинах, компрессорной?
- Счас пошлю...
- Пошлю... Я сейчас сам пошлю... и не только пошлю....
- Старпом, скомандуй по кораблю - осмотреть помещения.
- Мех - ищите, гады!
...А времечко-то идет. То есть по идее, шпилем уже крутить давно пора...
А тут и командир дивизиона Тартуского на связь вызывает:
- Добрый вечер. Что не снимаешься?
- Выбираю якорь.
- Ну давай.
А Васьки нету.
Состояние - прямо скажем. И мысли дурные в голову лезть начали: а что если... а если...
А тут еще зам по «мосту» кружит и бубнить про «измену Родине» начинает. Какая измена - остаться в малопьющей по определению мусульманской стране алкашу советскому... в дурном сне не придумать...
А комдив:
- Командир, в чем дело? Почему задерживаешься со съемкой?
- Выбираю якорь!
- Сколько можно якорь выбирать?
- На клюзе - двести десять (это при тридцати метрах под килем), скорость выборки якорь цепи - шесть метров в минуту. Все по плану.
- Ты не успеешь терводы пройти. Тебя же ...
- Успею.
...Мужики потом рассказывали - у комдива явственное желание начать биться лысиной об УКВ-станцию появилось...
- Ускорить съемку!
- Есть!
А Ваську найти не могут. Нету. Пропал мичман....
Народ по палубе из носа в корму бегает с озабоченным видом - ищут. На душе уже вполне даже тревожно становится... Конечно, замовские бредни - чушь собачья, но ведь нет человека. А вокруг - море. И течение здесь приличное вполне. А вдруг - выпал случайно... и плывет себе потихонечку к острову, к Руаду незабвенному...
- Мех, ты опроси народ, кто когда с ним последний виделся?
Минут через десять:
- Мостик - машина! Командир отделения мотористов говорит, часа два назад собирался катер командирский проверить!
- А смотрели в катере?
- Нет.
- Ну!!!
А катер-то вот он, под самыми иллюминаторами мостика. Подбежали... чехол приподняли... полезли.... Здесь!
Спит, скотина пьяная, на диванчике на кожаном, в салоне.... И бутылка арака рядом пустая...
- Боцман - шпиль полным!
- На клюзе - тридцать!
- Обе вперед - малый! Комдиву - снялся, действую по плану!
...Мужики потом опять же сказали, что только этот доклад спас радиостанцию от окончательного разгрома лысиной комдива. И весь оставшийся вечер он из каюты не выходил - только закуски из кают-компании ему таскали... Стресс снимал.
Но не только для комдива - мне такие выверты тоже не очень понравились.
По приходу в базу Ваську я вызвал и говорю:
- Мы служить вместе не будем. Ищи себе место по-хорошему. Не хочешь - перед следующим выходом по-плохому сниму.
Под это дело Васька стал пораньше порой со службы отпрашиваться... И приходить... с третьего раза с трудом попадая в створ трапа и в «антиалкогольных» очках...
Трудно ему место новое искалось.
И вот как-то заруливает ко мне в гости вроде как бывший крейсерский сослуживец, а ныне - механик на одной из плавбаз.
...Когда-то на крейсере, когда я стал уже «старым капитаном», и допустили меня дежурить - он, так как со мной в одной смене был, всегда дежурным по БЧ-5 заступал.
Дежурный по кораблю по инструкции может «отдыхать (спать) лежа в койке, не снимая снаряжения и обмундирования», с двух ночи до полшестого утра. В это время дежурный по БЧ-5 вместе с дежурным по низам бдят.
Так вот, стоило мне, сдав на время отдыха пост дежурному по низам, добраться до койки и расположиться там, «не снимая...», как в дверь раздавался осторожный стук и материализовывался на пороге дежурный механик Толя.
Текст был один и тот же:
- Слушай, горит внутри все - три капли, а?
Отказать страждущему - не в правилах офицера...
Наливал он себе ровно на три миллиметра в стакан, разбавлял, выпивал, благодарил и уходил нести службу...
Впрочем, ненадолго. Минут через тридцать снова осторожный стук, и снова -
- Я пароход обошел... все в норме... ты - отдыхай... Только еще чуть-чуть, а?
Надо ли говорить, что первое совместное дежурство я практически вообще не спал - частью из-за опаски, частью - из-за регулярного стука и просьб... Но потом убедился, что несмотря на то, что «потребляя» таким образом, Толя, выпивая в общей сложности за ночь стакан моего шила, службу нес преисправно и корабль действительно обходил и порядок соблюдал.
Так что впоследствии, дождавшись первого посещения, я обычно оставлял ключи от сейфа на столе... К чести сказать, с тех пор по ночам Толя меня не тревожил и «норму» потребления не перевыполнял...
Так вот, придя ко мне Толя - уже каптри и командир БЧ-5 - конечно как всегда начал с того, что внутри у него все горит, и как всегда нацедил себе ровно на три миллиметра в стакан...
- Слушай, у тебя мичман П*** служит?
- Служит.
- А правда, его к «Красной Звезде» за спасение атомной подводной лодки представили?
- Ваську?...
...Тут я вынужден сделать небольшую паузу, чтобы поточнее описать все, что успел прокрутить в башке за доли секунды: «Ваську - к «Звезде»?... Да его ...из партии за пьянь чуть не поперли... достал уже совсем... хотя - да, аварийную лодку мы обслуживали.... Васька там, правда, никаким боком... Толя бухает нормально, вон, рожа как красный помидор... конечно, старому сослуживцу свинью не хочется... но... А может, они нашли друг друга?...»
...Ваську - конечно!
Запинки моей он, слава богу, не заметил.
- А то он ко мне просится, а я узнал, что ты - командир, решил сам поспрошать. А как он по специальности?
- По специальности - ас (здесь уж я не соврал). В Средиземке антивибратор на главном дизеле развалился, крышка треснула - так все сам сделал. Молодец.
- Ну если так, давай еще три капли, и возьму я его, пожалуй.
На том и порешили.
Васька от нас ушел. Больше я о нем ничего не слышал, да и плавбазу ту перевели куда-то на Север или ТОФ...
Думаю, они с Толей действительно нашли друг друга.
А я расстался с Васькой - неудачливым Тартуским «дезертиром и изменником», «почти награжденным» орденом «Красной Звезды».
О чем до сих пор не жалею. |
Поделиться:
|
Оценка: 1.4459 Историю рассказал(а) тов.
Kor.
:
20-12-2006 16:24:54 |
Обсудить
(4)
|
,
25-12-2006 16:35:37, sambusak
|
[C транслита]
С одной поправкой, Израилъ и Сирия не находили... |
Версия для печати |
 |
Вероятный противник |
 |
ТУРИСТЫ
Стою себе на вышке, поселение охраняю. Смотрю, к воротам подкатывает роскошный экскурсионный автобус, полный благообразных американских дедулек и бабулек, останавливается, оттуда выходит экскурсовод (в форме, с лейтенантскими погонами) и о чём-то базарит с товарищем внизу. Я связываюсь по рации с двумя рас_издяями на соседней вышке:
- Срочно наведите у себя порядок, туристы приехали.
- Какие нах ЗДЕСЬ туристы?!!
- Американские, с экскурсией на автобусе приехали, вон, в ворота въезжают...
На фоне слышу ихний разговор между собой:
- А я говорил ему вчера, что водка палёная... |
Поделиться:
|
Оценка: 0.7986 Историю рассказал(а) тов.
Технарь
:
20-12-2006 12:57:39 |
Обсудить
(16)
|
,
25-12-2006 17:11:26, balkon_nah
|
> to Pashka
> ----------------------------------------------... |
Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|