Bigler.Ru - Армейские истории, Армейских анекдотов и приколов нет
Rambler's Top100
 

Выпуск N 1121

30.11.1121-16.05.2005

Военно-исторический календарь

15-05-1157
На пиру у киевского боярина Петрилы был отравлен князь Суздальский и Киевский Юрий Долгорукий (р. 90-е гг. XI в.). Большой и тучный, князь предпочитал шумные пиры политике. При нем впервые упоминается в 1147 г. Москва, укрепленная им в 1156 г. Прозвище Долгорукий получил потому, что в 30-е годы боролся за южный Переяславль и Киев.
  Логопед
15-05-1389
Битва на Косовом поле: решающее сражение между объединёнными войсками сербов и боснийцев (15-20 тыс. чел., сербский князь Лазарь) и турками (27-30 тыс. чел., султан Мурад I). Вначале сербы потеснили турок, а сам султан был смертельно ранен Милошем Обиличем. Принявший командование Баязид (будущий султан), нанес удар по левому крылу сербов, его командир, Вук Бранкович, струсил и отступил, за ним побежали боснийцы. Затем Баязид разгромил правое крыло сербов, князь Лазарь был захвачен в плен и казнен. Сербия превратилась в вассала Османской империи, а в 1459 г. была включена в её состав.
  Замполит
15-05-1591

(25 мая н.ст.) В Угличе неизвестные перерезали горло царевичу Дмитрию (род. 19(29) октября 1582 г.), началась Русская Смута. (Основная версия - ребенок убит наемниками Бориса Годунова. Альтернативная - несчастный случай при игре в ножички царевича-эпилептика - КБ).

  Логопед
15-05-1682

(25 мая н.ст.) Московское восстание стрельцов - "хованщина" по имени князя И.А. Хованского. Когда бояре в Кремле собрались на совет, между стрельцами раздался крик: "Иван Нарышкин задушил царевича Ивана Алексеевича!" Поднялась тревога, ударили в набат, огромная толпа бросилась в Кремль... Бояре метались, не зная, что им делать... Тогда царица Наталья, взявши за руки царевичей Петра и Ивана, в сопровождении Патриарха и бояр вышла на крыльцо. Иван отвечал, что он "жив и никто не думал его изводить..." Но стрельцы кричали: "Пусть молодой царь отдаст корону старшему брату!" Молодой царь - это десятилетний будущий император Руси Петр Великий... На его глазах через несколько минут сбросят на копья с высокого крыльца нескольких близких и дорогих ему людей... Этого дня он уже никогда не забудет. Пройдут годы - сурово отомстит он и сестре Софье, и стрельцам.

  Логопед, sluhatch
15-05-1815
Британские войска взяли горную крепость Малоун. При этом был убит командующий армией гуркхов Амар Синг. Взятие Малоуна стало переломом в англо-гуркхской войне, до того складывавшейся неудачно для англичан. Последовали переговоры и мир с гуркхами. Одним из последствием этого мирного договора, являются солдаты-гуркхи, которые до сих пор служат в армии Великобритании.
  алхимик
15-05-1882

(27 мая н.ст.) Родился Камо (Симон Аршакович Тер-Петросян) (ск. 14.7.1922 г.), революционер-экспроприатор, человек фантастической судьбы. Четыре раза приговаривался к смертной казни, заменённой согласно амнистии по случаю трёхсотлетия дома Романовых заключением. 13 июля в 11 часов вечера Камо ехал на велосипеде по Верийскому спуску Тифлиса, где попал под встречный грузовой автомобиль. Получив тяжёлую черепно-мозговую травму, без сознания был доставлен в ближайшую Михайловскую больницу, где скончался через несколько часов.

  Кадет Биглер
15-05-1883

Во время коронации Александра III в Москве впервые появилось электрическое освещение улиц. В этот день в столице была устроена первая иллюминация.

Автор поста ошибается. Иллюминация была газовой. Первое электрическое освещение в России появилось в эти же годы, но в Петербурге. Освещался Зимний дворец и Невский проспект. Работы выполнила компания Siemens, чем до сих пор адски понтуется - КБ

  Наблюдатель
15-05-1932
Попытка государственного фашистского переворота в Японии, предпринятая группой экстремистов. В путче участвовали молодые офицеры армии и флота, группа боевиков из Айкёдзюку (Школы любви к родной земле), Дзиммукай (Общество императора Дзимму) и Кэцумэйдан (Лига кровавого братства), недовольные ратификацией Лондонского договора 1930 г. об ограничении морских вооружений. путчисты напали на резиденцию премьер-министра Инукаи (он был смертельно ранен), на Министерство внутренних дел, штаб-квартиру правящей партии Сэйюкай, Банк Японии, банк Мицубиси, полицейское управление, электростанцию. После совершения акции участники путча явились в жандармерию с повинной.
  Логопед
15-05-1935

День рождения московского метрополитена. 15 мая 1935 г. была пущена первая очередь Московского метро от станции "Сокольники" до "Парка культуры". Тогда же началось регулярное движение четырехвагонных поездов. Общая протяженность линии, позже получившей название Сокольническая, составляла 11,2 км. На ней было сооружено 13 станций и 17 вестибюлей. Сейчас система метрополитена состоит из 12 линий, общая протяженность которых составляет 305,7 км. Метро насчитывает 196 станций, 44 из которых признаны объектами культурного наследия. (для сравнения: в Лондонском метро 270 станций, но пассажиропоток в Москве 6,73 млн. чел. в день, а в Лондоне - 3,6 млн. чел. в день). Изначально метрополитен носил имя Лазаря Кагановича, который был главным организатором строительства подземки.

Я не успеваю за Собяниным править пост, поэтому актуальные цифры, характеризующие московское метро, смотрите в Вики.

  Кадет Биглер
15-05-1941
В этот день по плану "Барбаросса" должно было начаться нападение Германии на СССР. Перенос на шесть недель был вызван сопротивлением, которое фашисты встретили в Югославии и Греции.
  Логопед
15-05-1941

Немецкий самолет "Юнкерс-52" вторгся в Советское пространство, и пролетев по маршруту Белосток- Минск- Смоленск- Москва, совершил посадку на московском стадионе "Динамо". Это событие последовало, толчком к так называемому делу "Героев"- аресту генералов ВВС Рычагова и Смушкевича. (История загадочная. Что это был за самолет и зачем он прилетал, неизвестно. Есть приказ наркома обороны СССР № 0035 "О факте беспрепятственного пропуска через границу самолета Ю-52 15 мая 1941 г." от 10 июня 1941 г., но и он ничего не объясняет - КБ).

  алхимик
15-05-1942

Совершен первый полет первого отечественного опытного реактивного самолета-истребителя с ЖРД БИ-1 (Березняк, Исаев) пилотируемого летчиком-испытателем Г.Я. Бахчиванджи. Двигатель самолёта использовал азотную кислоту и керосин и был очень опасен. Химические ожоги техников и даже пилотов были обычным делом. 27 марта 1943 года при выполнении седьмого полёта БИ-1 вошёл в пике и разбился. Бахчиванджи погиб. Причиной катастрофы был неизвестный ранее эффект затягивания в пике на скорости свыше 800 км\ч. Работы по БИ-1 прекратили, считая ЖРД бесперспективными. В дальнейшем ЖРД использовали только на ракетах, а на самолёты ставили ТРД.

  Кадет Биглер
15-05-1945
Московское радио в последний раз передало оперативную сводку Советского Информбюро. Она состояла из одной строки: "Прием пленных немецких солдат и офицеров на всех фронтах закончен".
  Логопед
15-05-1945
Бла́йбургская капитуляция — капитуляция вооружённых сил Независимого государства Хорватия (НГХ) перед Югославской армией в окрестностях Блайбурга («Блайбургское поле»). Капитуляция завершила события Второй мировой войны в Югославии. По данным штаба югославской 3-й армии в период с 8 по 19 мая 1945 г. В плен было взято 60 тыс усташей и домобран, в том числе дивизии охраны поглавника Павелича. Общая численность пленных усташей и домобран составляла около 120 тыс чел. В последующем на территории Югославии многие тысячи сдавшихся хорватских военнослужащих — реальных и предполагаемых военных преступников и «врагов народа» — были казнены в массовом порядке, в большинстве случаев без суда, а также погибли во время долгого пути к местам заключения. По некоторым данным численность хорватских жертв послевоенных репрессий составляет от около 50 тыс чел до 55 тыс человек. Эти события до сих пор вызывают ожесточенные споры среди европейских историков и сербских и хорватских националистов.
  Кадет Биглер
15-05-1948
Армии 5 арабских стран (Египта, Сирии, Трансиордании, Ирака и Ливана) вторглись на территорию Израиля, началась "Война за Независимость".
  маген
15-05-1953
Подписано соглашение между СССР и КНР, по которому в Китае было построено 12 авиационных заводов.
  Кадет Биглер
15-05-1954
В результате военного переворота в Парагвае власть захватил главнокомандующий армией Парагвая генерал Альфредо Стреснер.
  алхимик
15-05-1960
С полигона Байконур произведен запуск первого советского космического корабля "Восток" (беспилотного).
  Кадет Биглер
15-05-1975
В этот день подразделения морской пехоты США высадились на захваченное "красными кхмерами" 3-мя днями ранее американское торговое судно "Маягуэс" с целью освобождения корабля и экипажа. Не обнаружив на судне экипаж (накануне кхмеры перевели моряков на материк), американцы высадились на близлежащий остров Кох-Танг, где вступили в бой с местным гарнизоном. Бой продолжался целый день и закончился с наступлением темноты эвакуацией морских пехотинцев. Команда об эвакуации была отдана только к вечеру, когда стало известно, что кхмеры отпустили захваченных моряков еще утром как только морпехи высадились на корабль. В ходе боя погибло 18 американцев и было сбито 2 вертолета, еще 23 американца погибли накануне при крушении вертолета в Таиланде при подготовке к операции. Потери кхмеров неизвестны. Бессмысленная в военном отношении операция была воспринята в США как успешная и это понятно. Всего 2 недели как закончилась Вьетнамская война и захват американского торгового судна камбоджийцами был воспринят Администрацией США как вызов. Поэтому военная операция сразу была названа единственным способом решения конфликта. Проводилась она второпях, в условиях практически полного отсутствия разведданных, но освобождение заложников даже такой ценой было воспринято как победа. Примечательно, что имена 41 американского морпеха, погибших в бою на Кох-Танге и в Таиланде, перечислены на стене Мемориала ветеранов Вьетнамской войны.
  Питерский банкир
15-05-1978
На боевое дежурство была поставлена система противоракетной обороны г. Москвы.
  Наблюдатель
15-05-1987
На космодроме Байконур с универсального комплекса "стенд-старт" НИИХИММАШ начались летно-конструкторские испытания сверхмощной ракеты-носителя "Энергия", предназначенной для выведения на околоземные орбиты многоразовых орбитальных кораблей и крупногабаритных космических аппаратов научного и народнохозяйственного назначения.
  Кадет Биглер
15-05-1988
Начался вывод Ограниченного контингента советских войск (40-я армия, командующий генерал Б.В. Громов) из Афганистана.
  Кадет Биглер

Авиация

Ветеран
О подлости, Порядочности, и Профессионализме
рассказ-быль

Чтобы не сложилось впечатления о летчиках как об алкоголиках-лентяях, которые боятся прыгать с парашютом, а в свободное от водки время заняты придумыванием тупых шуток над сослуживцами, вот вам быль из былей. Смеяться здесь будет практически не над чем, хотя тема пьянства присутствует. Специфика, однако.
Кто не читал предыдущих опусов, напомню, что речь в них идет о суровых буднях пограничной авиации и замечательных людях, с которыми мне повезло служить.

Утром 5 декабря 1995 года я проснулся от жуткой головной боли, сухости во рту и тошноты. Обычно это состояние характеризовали фразой «как Кошики во рту побывали». Вася Кошик был особистом, курировавшим наше авиационное направление, зарекомендовал себя мужиком невредным и компанейским, но уж больно его фамилия с дежурной шуткой хорошо сочеталась. Накануне мы всем экипажем отдыхали на Паратунке. Это такая речка, вытекающая от подножья камчатских вулканов, горячая и несущая в себе гору полезного радона. Каждая уважающая себя организация на Камчатке имела собственную «паратунку» с банькой и бассейном. Мы, естественно, отдыхали на «пограничной паратунке».
Организовано все было на ура. По дороге в УАЗик-буханку было закуплено и загружено немеряное количество окорочков, пряностей и жидкостей для их засола, сопутствующих закусок и вино-водочных изделий. В сопровождении УАЗика-козла наша дружная компания в комплекте с парой-тройкой штабных окружных офицеров без лишних задержек доставили себя и снаряжение к месту организованного отдыха пограничников. Начали с вина и куриных шашлыков, продолжили водкой и ими же. Когда нанизывать и следить за шампурами стало некому, взгромоздили бачок с остатками курятины и заливки прямо на огонь, назвали это блюдо шурпой и продолжили отдых уже в бассейне, передавая по кругу бутылки с шампанским (пили из горла). Потом была «шурпа» и водка, потом провал в памяти, потом продолжение банкета на квартире одного из штабных, потом упертые в бока руки его жены и долгая дорога в гостиницу. Так я упивался всего два раза в жизни. Первый раз по неопытности (его я описал), второй - на почве «неразрешимых» семейных проблем.
Усугубляло ситуацию то, что просто уйти в полет нам не светило - сначала полет «на класс» молодого штурмана - Андрюхи Ермакова вместе с летчиком-инспектором авиаотдела округа. Дорога на аэродром и подготовка к вылету прошли как в тумане. Экипаж, презрительно-жалостливо поглядывая на ужравшегося правака (правак - правый, второй пилот многоместных самолетов), освободил меня практически от всех обязанностей, лишь бы медконтроль прошел. Прошел, погулял по холодку, полегчало. Мое рабочее место занял проверяющий, а я занял лавку в салоне, с отвращением разглядывая закупленные в преддверии Нового Года и Дня части «гостинцы» - десяток упаковок спирта, по нескольку водки, вина, шампанского, майонеза, шоколада, круги сыра, батоны колбас, коробки с яйцами, фруктами, селедочными консервами, мешки и сетки с картошкой, луком, капустой и т.д. и т.п. Голодный край - Чукотка, яйца и молоко считались лакомствами и каждый вылет в Магадан или на Камчатку сопровождался многочисленными заказами семьи и сослуживцев.
Слетали, вроде Андрюху ногами не пинали, видать успешно прошло, экипаж повеселел. Ближе к вечеру вылетели на Магадан. Работа в кабине ночью успокаивает, ровный гул и привычная «цветомузыка» на приборных панелях помогли восстановить работоспособность. Говорят, что разреженный на высоте воздух также помогает от похмелья. Не знаю, по одному разу трудно судить, но в тот раз мне полегчало точно.
Сели, зарулили в лесочек на стоянку пограничников, пособирали свои баулы - и в гостиницу при аэропорту. Из гостиницы привычной тропой мимо памятника Ан-12 - к аэропортовским ларькам, но не за спиртным, как обычно, а за кефирчиком. Есть никому не хотелось. Спали без снов и предчувствий.
Утро тоже не предвещало никаких сюрпризов. Все было как обычно. Медконтроль, завтрак - и на стоянку. А там уже дурдом и доктор со шприцем - возле самолета вывалена куча каких-то бебехов объемом на пол-боинга, стоит пара-тройка машин и возле запертого борта вьется стая народа. Вообще-то при полной заправке и штатном снаряжении грузовместимость Ан-26 2100 - 2200 кг. или 22 человека (из расчета 100 кг «на рыло» согласно приказа ГК ВВС 19-лохматого года). Но, как показывает практика, перегруза в тонну этот чудный лайнер практически не замечает. Вот две и более - да, разбег заметно увеличивается, да и высоту набирает неохотно. В тот раз мы набрали не менее 4,5 тонн, а именно: чернопогонного прапорщика с семьей и домашним скарбом, который летел служить в Бухту Провидения в райвоенкомат (за какие грехи, интересно его так законопатили), несколько неподъемных ящиков с авиазапчастями для нашей ТЭЧ, человек 10 пассажиров разной степени причастности к погранвойскам (в их числе инженер нашей эскадрильи и Дима Соснов - молодой тогда еще пилот-вертолетчик нашей же части). Все пассажиры с багажом, каждого смело можно за 200 кг. считать. Из подъехавшей черной «Волги» выскочил щупленький и шустрый попик - как потом выяснилось «командующий северо-восточным церковным округом», как их там, то ли архиепископ, то ли митрополит. Вслед за ним вылез «отец водитель» - здоровенный детина с окладистой бородищей и дьяконским басом. Он запустил лапы в недра стоящего рядом микроавтобуса и достал оттуда махонький, килограмм на 60-80 ящичек. «Куда груз ставить, владыко!»- прогудел он, держа ящик на вытянутых руках. «На землю, пока, на землю», - объяснил я ему, - «а там посмотрим».
Погрузка - святая обязанность правака, но исполнять свой «священный долг» я не спешил, ибо объем груза превышал все виданные мной ранее разумные пределы, особенно с учетом уже лежащих в салоне гостинцев. У пришедшего вскоре Георгича волосы встали дыбом, когда вся эта орава накинулась на него с требованием немедленно начать погрузку, ибо у каждого в загашнике была заветная фраза «я от ..... (фамилию вставьте сами)», которая должна была послужить пропуском на вожделенный борт. Первым командир отсек от погрузки несчастного прапорщика с семьей, вслед за ним с полдюжины пассажиров, а последним - «владыко», который приволок не только три маленьких ящичка «божественной» макулатуры, но и кро-о-охотный, килограмм на 150 колокол для строящейся в Анадыре церкви.
Тут подъехал командирский УАЗик, который увез Георгия Георгича в недра части, а обратно привез с готовым (наверху) решением - «прапорщика взять». Тихо матерясь, начали вытаскивать свой груз, чтобы разместить с учетом требований центровки мебель и прочий скарб несчастного служаки. Пока грузили, не заметили, что УАЗик снова приехал и увез Жору. Короче, за 3-4 раза вышестоящее начальство «разместило» на нашем борту всех. А что, штурвал-то не им тягать и магаданские сопки по курсу взлета не им перетягивать, да и ответственность в случае чего, как показали дальнейшие события, тоже нести не им.
Однако взлетели, наскребая высоту буквально по метрам. Эшелон 5400 смогли набрать только к Чайбухе (по карте можно глянуть, как это далеко). Пришла пора немножко расслабиться, отключив «бортшпиона» в лице речевого самописца или «черного ящика», хотя он на самом деле оранжевый шар. Вообще-то на панели МС-61 (магнитофон самолетный) есть рычажок ВКЛ, но хитрые конструкторы сделали так, что при отрыве от земли передней стойки, магнитофон включается, даже будучи ВЫКЛ. Не менее хитрые пилоты моментально сообразили, что помимо этого в цепь питания МС включен предохранитель, выкрутив который можно парализовать не в меру самостоятельное устройство.
Погода в Анадыре, где надо было сесть для дозаправки, постепенно портилась. Когда мы вышли на рубеж начала снижения, она была где-то 300х3 (т.е. 300 метров - нижний край облаков, а 3 км. - видимость).
- Анадырь-контроль, я 52156-й на рубеже начала снижения, расчетное прибытия 14.30.
- 156-й, снижайтесь на привод 1500, посадочный 08.
- Понял, на привод 1500.
Экипаж притих, я снижал нас всех в сторону Анадыря, командир задумался о своем, лишь шевелил губами, наверное, подсчитывая дебет-кредит своих финансово-продовольственных операций. Борттехник Санька Парамоненко, сгорбившись на насесте борттехника, безучастно смотрел на приборы. Гена Король - штурман инструктор и наставник Андрюхи Ермакова стоя в проходе, склонился над штурманским столиком, по другую сторону которого вовсю потел и шуршал навигационной линейкой (деревянным калькулятором) Андрюха. Бортрадист, старейший и самый авторитетный прапорщик в части, начинавший еще на Ли-2, Черняев Михаил Федорович (для своих просто Федорыч) посматривал в свой иллюминатор на всплывающие снизу облака. Монотонные будни разорвал бодрый голос бортмеханика Ильдара Рахматулина: «Командира, стабилизатор норма!» «Хорошо», - буркнул Георгич и взялся за штурвал.
Помолчали.
-156-й, Анадырь-контроль!
- Анадырь-контроль, отвечаю.
-156-й, погода за нули (т.е. за 00 минут текущего часа) - ветер 40 градусов, 15 метров, видимость 1000 метров, нижний край 150, температура минус 15, сцепление ноль-пять.
- 156-й погоду принял, заход будет локатор, контроль по приводам.
- 156-й, ваш запасной?
- Анадырь-контроль, я 156-й, запасной Певек.
Георгич подумал, пожевал губами, обернулся и поманил пальцем Гену (я подхватил штурвал). «Царь!!!» - проорал он ему в ухо, - «погода в Дыре хреновая, сядь сам, пусть молодой погуляет». Гена с Андрюхой стали меняться местами. В кабину заглянул инженер части, увидел смену состава и понимающе кивнул. «Что, погода дерьмовая?!!!!», - проорал он Парамону. Тот только кивнул.
- 156-й, привод, 1500.
- 156-й, снижайтесь к третьему 900, эшелон перехода..., давление...
- 156-й, понял.
- Влад, куда гонишь, (это уже мне), поддерни нос дай шасси выпустить. Поддергиваю нос, скорость падает менее заветных триста км/ч. «Шасси выпустить!» «Выпускаю», - отзывается Парамон. Опускаю нос, задумчиво рулю к третьему развороту.
Царь: - На третьем, курс 98.
Я: - Занимаю.
Георгич (в эфир): - 156-й на третьем.
- 156-й, выполняйте третий, к четвертому 600
- 156-й, понял.
Жора поудобнее устраивается в кресле, берется за штурвал, слегка покачивает самолет. Мы с командиром летаем не первый год, и оба знаем, что теперь в нормальную погоду я должен убрать лапы со штурвала и наслаждаться бездельем. Но не сейчас. Я на показ расслабляю кисти, встряхиваю ими в воздухе и «мягко» берусь за штурвал. Сейчас командиру надо помогать, не мешая.
Георгич: - Закрылки 15
Парамон: - Выпускаю... Самолет медленно начинает опускать нос и слегка «вспухает»
Царь: - Подходим к четвертому... на четвертом
- 156-й на четвертом, шестьсот
- 156-й, выполняйте.
Георгич: - Закрылки 38
Парамон: - Выпускаю 38. Наш самолет-кормилец еще больше задирает задницу, теперь в хорошую погоду ВПП проецировалась бы прямо на центр лобового стекла.
- 156-й, Анадырь, (голос диспетчера напряжен) погода сто на тысячу (т.е. 100х1), временами снежный заряд, ухудшение до 60 на пятьсот метров.
- Анадырь, 156-й, погоду принял, будем садиться.
- 156-й, вас понял, на курсе, выше 50, ухОдите влево.
- 156-й, понял, 550 (здесь имеется в виду текущая фактическая высота по радиовысотомеру).
В кабине все серо, вокруг облака, в начале третьего уже заканчивается недолгий полярный день. Самолет слегка потряхивает спустившимся с анадырских сопок ветерком. Под нами Анадырский залив, на берегу которого на удалении 4 км от торца полосы стоит дальняя приводная радиостанция, невидимая из-за окружающей срани, но легко обнаруживаемая стрелкой радиокомпаса.
- 156-й, на глиссаде, левее 50
- Понял, 300
Парамон: - Командир, правый... о, уже нормально. Я краем глаза успеваю заметить, что стрелки на трехстрелочном индикаторе правого двигателя (давление и температура масла, давление топлива) дернулись и встали в нормальные положения. Тут-то меня и стукнуло, сознание еще не верило, но той самой «пятой точкой» я почувствовал, что наш экипаж вытащил «счастливый билетик» на поединок со смертью. За грудиной возник неприятный сосущий холодок.
Парамон: - Во, опять, падает давление топлива, падают обороты. Краем глаза и я успеваю заметить устойчивое падение параметров двигателя, руки плотнее обхватили штурвал.
Через мгновение реакция командира «Флюгер правому». Вот оно, началось. Эта команда разрезала наши жизни на «до» и «после». И начало подниматься в душе мутное чувство протеста. Почему я? За что? Почему на моем месте не оказался настоящий профессионал из героических летческих фильмов со стальными нервами и яйцами? Нахрена мне сдались эти ордена... посмертно? Что сделать, чтобы оказаться сейчас у себя дома, да черт с ним, хоть и в палатке на КМБ первого курса училища? Героизировать себя не буду, но страха не было. Сознание еще орало «Бля-а-а-а!!!», а руки и подсознание в которые долгие годы учебы, тренажей за партой и в кабине, полеты на тренажерах и реальные вылеты на «учебный отказ» двигателя вдолбили нужную последовательность действий, уже щелкали выключателями, закрывая отбор правому и резко уменьшая левому двигателю.
«Влад, помогай», - прохрипел по СПУ чужим голосом Георгич. Я схватил штурвал и понял, нам не справиться. Усилия под сотню килограмм + килограмм 50 на педали.
- 156-й, отказ правого, двигатель зафлюгирован, обеспечьте контроль захода.
- 156-й, понял, ниже 50, правее 100. Всем бортам, выход в эфир по крайней необходимости.
Царь: - Командир, уходим вправо, влево 20.
Георгич: - Пытаюсь, Гена, пытаюсь.
А мы и правда пытались, но тщетно. Штурвал уже стоял «раком» влево до упора, так же до упора была дана левая педаль. Наши с Жорой руки тряслись, из-под гарнитуры побежали первые капельки пота. Самолет с медленно увеличивающимся правым креном уходил вправо, в анадырские сопки. «Правее 200, ниже 100», - Генин голос спокоен, как на тренаже. «Запускайте РУшку», - это Федорыч. Через мгновение Жорина реакция: «Закрылки 15» «Есть закрылки 15», - дублирует команду Парамон. «Запуск третьему, Влад, держи штурвал». «Да держу же», - кряхчу сквозь зубы. Ну почему же так тяжело? В учебных полетах на отказ двигателя после флюгирования наступала лафа - чуть дашь педаль или слегка прикроешься кренчиком - и хоть час лети. Может не зафлюгирован? Искоса смотрю вправо. Вроде нет, лопасти медленно вращаются.
- 156-й, правее 250
- Командира, крыло, стабилизатор норма! - Ильдар как луч света в темном царстве.
Командир убирает левую руку на панель запуска РУ-19, правую перебрасывает на кнопку связи, отвечая диспетчеру, и на штурвал наваливается свинцовая тяжесть. Теперь самолетом управляю я один, и любая моя ошибка будет стоить жизни мне, экипажу и полутора десяткам «заложников» в салоне. Я не просил этой ответственности!!! К черту!!! Сейчас руки не выдержат!!! Командир, быстрее!!! Сознание разделилось. Его бОльшая часть беззвучно орет матюги вперемешку с «не хочу, не буду» и «за что?», вторая часть обегает взглядом приборы, фиксируя малейшие отклонения. Крен потихоньку уменьшается вместе со скоростью. Несмотря на взлетный режим на левом двигателе самолет идет со снижением, неустойчиво покачивая носом. Еще чуть меньше скорость - и он сорвется, вывалится из потока, устремившись к мерзлой тундре. Руки отказывают. Подныриваю плечом под штурвал, встряхиваю кистями, вытираю взмокшие ладони о «ползунки». Перед глазами в 10 сантиметрах маячит непривычно большой авиагоризонт. Выныриваю, перехватив штурвал как рычаг.
Вот командир взялся за штурвал, можно «передохнуть». Отрываю правую руку. Неведомо откуда родившийся во мне профессионал со стальными яйцами уже все проанализировал, и он сейчас выключает противообледенительную систему правого двигателя, крыла и хвостового оперения, закрывает отбор - сейчас нам важен каждый килограмм тяги, чтобы уйти на второй круг подальше от земли.
- Высота 50, правее... короче, на полосу не попадаем.
- Понял, Гена.
Боковым зрением замечаю в правом окне мелькнувший в разрыве облаков кусочек земли. До неё метров 30-40, а на ней, бля-а-а, твоюмать, «бочечки» топливохранилища. С ожесточением впериваюсь в приборы, за стеклом мелькают облака. Усилия на штурвале уменьшились, и нам уже пришлось повернуть слегка вправо. Еще секунды 4-5 и выйдет на максимал РУшка, подарив нам бесценные 900 кгс тяги и шанс на спасение. Можно будет убрать шасси, а набрав метров 100 и закрылки, лобовое сопротивление уменьшится, можно будет повторить заход.
Толчок, скрежет, ощущаемый не ушами, а позвоночником через кресло, звук рвущегося металла. Успеваю обеими руками отжать штурвал от себя. Сознание суживается до черного кружочка с логотипом «Ан» на штурвале. Меня трясет и подбрасывает, через кабину летят комья снега и мерзлой земли. Сели, бля! Сколько времени требуется, чтобы от дальнего дойти до полосы?(отказ был на высоте 220 метров). Секунды, растянувшиеся в часы.
Тишина, что-то стекает из носа по подбородку и дальше на шею. Ничего не болит, руки шевелятся. Жив, отстраненно констатирует сознание. «Покинуть самолет!» - орет Георгич. Открываю правую форточку, почему-то её не заклинило, неуклюже вылезаю мордой вперёд. На обшивку над аккумуляторным отсеком падают красные капли. Сзади сопит и подталкивает меня в обтянутую ползунками корму Парамон. «Не толкайся!» - обиженно ору ему вполоборота. Не хватало еще мордой об землю дерябнуться. Парамон начинает ржать. Позже он объяснял, что это не истерика, просто моё обыденно-обиженное «не толкайся» представляло разительный контраст с ситуацией. Слез, принимаю вылезающего из ставшего непривычно низким самолета Парамона и остальных. Под ногами у них похрустывают яйца-киндерсюпризы, которые были куплены под заказ и для сохранности уложены справа от кресла. «Все живы?!!!» - кричит в салон Георгич. «Вроде да», - глухо отзываются оттуда.
Весь низ фюзеляжа сплющен. Лопасти долбанного правого двигателя загнулись в экзотические ятаганы, левый отсутствует напрочь. От него осталась только красная от жара «выхлопная труба» по которой стекает, шипя, какая-то жидкость. Воняет керосином. Снег вокруг самолета покрыт разноцветными пятнами АМГшки, масла и керосина. За центропланом справа зияет здоровый разлом. Борозда в 160 метров (как намеряла комиссия), начинающаяся сразу за оградой склада ГСМ, обильно усыпана кусками обшивки, обломками шасси, какими-то агрегатами, рваными коробками и прочим хламом. Впереди в 20-30 метрах невысокий, но крутой бережок тундровой речушки, шириной метра в 2. Нда-а-а, на 50 метров ближе, или дальше, нас бы по частям вытаскивали из кабины. Ювелир Жора.
Георгич по габаритам не проходит в форточку. Выбиваем верхний аварийный люк, вытаскиваем командира. Он немедленно берет ситуацию под контроль. «Гена, ищи аварийную радиостанцию, включай, докладывай. Влад, Ильдар, ищите караул или охрану склада, там должен быть телефон или рация. Остальные - охлаждать левый двигатель, ищите огнетушители». Мы с Ильдаром уходим по «тормозному пути». Да, наша работа далеко еще не закончена. Оборачиваясь, видим, как экипаж горстями швыряет снег на шипящую трубу выходного устройства. Переваливаем за гребень сопочки, на которой размещены бочки, видим невдалеке будку-вагончик. В будке два маслопупых бойца с испугом смотрят на двух странных кадров без шапок и курток, один с окровавленной мордой. «Телефон есть? Соединяй с коммутатором», - беру я ситуацию в свои руки.
- Коммутатор, соедини с командиром. С командиром я сказал! Капитан Корнеев говорит, пограничные войска. Срочно, я сказал!
- Товарищ полковник, - награждаю я неведомого собеседника максимально возможным титулом, - докладывает капитан Корнеев, погранвойска. Только что в районе склада ГСМ Вашей части сел на вынужденную пограничный самолет. Я член экипажа. Прошу оповестить аварийные службы аэропорта и погранкомендатуру. Нет, это не шутка. Перезвоните сюда через 10 минут и проверьте! А мы пошли обратно - там женщины, дети, возможно, раненые. Всё!
«Курить есть?» - обращается Ильдар к перепуганным бойцам. Те молча протягивают пачку «Примы». Берём по сигарете, выходим на крыльцо. По повороту проходящей рядом дороги проезжает УАЗик. Бегу вслед, ору, машу руками. Меня то ли не видят, то ли мой видок не внушает доверия - левый глаз заплыл, из носа кровавая юшка. Алкаш алкашом. «Эй, братва, по очереди дежурите, один на крыльце, тормозить все машины, второй у телефона». Вытаскиваю одного за рукав из домика, тычу пальцем в сторону здоровой сопки: - «Самолет там».
Бредем с Ильдаром обратно, посасывая сырую и горькую «Приму». Холодно, болит подбитый глаз и спина. Пытаюсь идти, задрав голову, с комком холодного снега на переносице. Помогает, кровь остановилась, но в левой ноздре все распухло. В оставленной самолетом борозде видим валяющуюся целехонькую бутылку спирта из наших гостинцев. ЧуднО, самолет вдребезги, а ей хоть бы хны.
А возле самолета кипит жизнь. Невдалеке от места аварии из бутылок со спиртом, драных коробок и растущих рядом кустиков горит костер, вокруг него тусуются опустошенные, с бессмысленными глазами пассажиры, бродит с разбитой головой Андрюха Ермаков и инженер, вцепившийся в свою спину. Блистер штурмана разбит, возле него валяется огнетушитель. Найденным где-то бинтом пытаюсь забинтовать Андрюхину голову. Навыков никаких, бинт короткий, соскальзывает. Получается что-то типа индейской повязки, чтобы уши не мерзли. Андрюха постанывает и порывается сесть на снег. Поддерживаю его и вполголоса отчитываю: «Держись, не хватало еще яйца отморозить». По окрестностям разносится звонкий голос Ильдара «Туда не тащы, здэсь она не проходи, чо, не видишь!» Подхожу ближе и по суете и репликам понимаю, что внутри самолета раненый, завален грузом и его пытаются извлечь. Но в аварийный люк не проходит, в форточку тем более, входную дверь заклинило. Осуждают вопрос перетаскивания через груз к разлому в фюзеляже.
- Кто?
- Дима Соснов, ногу сломал
Возле ограды склада практически одновременно появляются пограничная «шишига» и красная аэропортовская пожарка. Взмокший Парамон тыкает меня в бок: «Беги к спасателям за ломом, дверь вывернем». Бегу, увязая в неглубоком снегу. Навстречу бегут пожарники и пограничники. На бегу спрашиваю пожарников: «Лом есть?» «Нет», - и бегут мимо меня. Медленно охреневаю, как это, нет. Возле пожарки стоит, заложив руки за монтажный пояс, здоровенный дядька в брезентовом костюме. Мчаться за орденами он явно не собирается.
- Лом есть?
- Глянь на борту.
Снимаю с борта тяжеленную железную палку, слегка сгибаясь, бреду к Парамону. Андрюха все-таки сел на снег. Рявкаю, он не реагирует. Дверь уже слегка приоткрыта. Через 5 минут при помощи лома и какой-то матери дверь выворачивают из борта. Дима громко матерится и орёт при попытке вытащить его из самолета. Жора принимает мужское решение. Пошарив под Димой, достает пузырь шампанского, одним движением срывает пробку с фольгой и сует горлышко Диме в рот. Минут через 5 Дима, давясь пузырями, выхлебал её в одно рыльце. Ждем ещё минут 5, пока общий наркоз подействует. Тем временем появляется «буханка» санавиации, из неё выскакивает и бегает, кудахча, вокруг нас полненькая врачиха. Руки у неё почему-то пустые. Гена, постучав пальцем по лбу, отправляет её за медчемоданчиком. Вытаскиваем пострадавшего, укладываем его на дверь. «Обезболивающее, потом шину наложишь,» - командует Георгич подрастерявшейся докторше. «У меня нет обезболивающего, есть только наркотики». Блин, и здесь лома нет. Медленно и тихо, как помешанной, Георгич объясняет: «Это оно и есть, доставай». Достает, руки у женщины трясутся, колпачок со шприц-тюбика снять не может. Жора берет ее руку в свою лапищу, свинчивает колпачок, так же, не отпуская руки, втыкает иглу Диме в бедро, сжимает. На пригорке показались еще несколько единиц техники. Вокруг самолета бродят какие-то темные личности. Помогать не пытаются, что-то поднимают и рассматривают. Пассажиры и мы периодически их шугаем, старший погранец отправляет «шишигу» за подмогой на заставу. Сердобольные спасатели с докторами уговаривают нас: «Мужики, ё###те, хоть 100 грамм, легче станет». «Идите на##й, со своими советами», - отзывается Жора. И в полный голос: «Пассажирам по 100 грамм, экипажу ни капли. Все слышали?» Бывалый, мудрый мой командир, как ты был прав!
К самолету подлетает гусеничный ГТС. «Поедешь с Димой», - коротко командует командир. Диму на двери грузят в кузов, накрывают чьей-то курткой, я лезу следом. ГТС мчится, покачиваясь и подпрыгивая на неровностях, Димка стонет и тоненьким пьяным голосом матерится. Я успокаиваю. Кого? Себя, его?

С этого момента героико-трагическая часть закончена, начинается рассказ о подлости и порядочности.
Сдав Диму в приемный покой военного госпиталя, я вышел на крыльцо и увидел, что водитель ГТС поджидает меня.
- Куда едем, командир?
- Обратно, к самолету.
На обратном пути попали в натуральную пробку. К месту аварии тянулась бесконечная вереница мотоциклов, «Буранов», УАЗиков и прочей техники. Были это просто зеваки или шакалы-падальщики, не знаю, не хочу терять веру в северян. Возле борта уже было пусто, не считая пограничника с автоматом. «Стой, назад». «Отстань, дурень, я за своими документами и курткой приехал». Оттолкнув бойца плечом, я полез в самолет. На удивление легко отыскал в куче хлама свои сумку (авария аварией, но хоть умыться и трусы поменять надо будет?) и куртку. Возле раздавленных шоколадных яиц на своем рабочем месте отыскал и шапку. Вышел, потрепал бойца по плечу: «Не ссы, нормально все, это мои вещи, вот, видишь, удостоверение. Просто объяснять не хотел, денек был ... тяжелый». Из носа снова идет кровь. Со слов бойца понятно, что экипаж увезли в госпиталь.
В госпитале царила какая-то нездоровая суета (у меня батя - начальник госпиталя, знаю, что говорю). По коридору мимо «сбитых летчиков» постоянно носились врачи, сестрички и больные, старательно «не глядя» на нас. За полчаса по моим наблюдениям мимо нас пробежал весь наличный состав военной больницы, после чего пошли по второму кругу. Видимо сверху поставили задачу - найти хоть малейшие следы алкоголя в наших организмах, потому как нас заставили: дышать в стакан, дышать в трубку, лизать индикаторную полоску, пИсать (в баночку) и сдавать кровь. Ноль. Спасибо тебе, Георгий Георгиевич, а также нашей пьянке 4 числа и кефирному бдению накануне! Пока сидели, выяснилось, что у Андрюхи, нашего инженера и одного из пассажиров компрессионные переломы (что-то вроде сдавливания хрящей от удара) позвоночников, лечение будет долгим и нудным, но даже на летной работе можно будет восстановиться.
Отвезли нас в гостиницу, уже ближе к 22.00. Все сразу ломанулись на переговорный. К чести руководства аэровокзала должен сказать, что звонки домой нам организовали бесплатно, по 5 минут на брата. Выяснилось, что примерно через полчаса после падения лайнера, Гениной жене позвонил какой-то доброхот и конфиденциально сообщил, что её муж вместе со всем экипажем разбился вдребезги. Та в невменяемом состоянии кинулась к моей жене и уже обе - к командованию части. Командование ещё ничего не знало, и пребывало в полной безмятежности. «Какая авария, они 20 минут назад в Анадыре сели. Идите домой, мы все узнаем и сообщим». Еще через час командиру части позвонил мой тесть, услышавший сообщение о падении лайнера в новостях. «А вы откуда знаете? Я еще даже в округ не докладывал?», - удивился командир. А тем временем слух разнесся по всему городку, и в девяти семьях тихо плача, глушили спирт. Как рассказывала моя жена, пили без закуски вдвоем с Танькой, и не брало. Не то пол-литра, не то литр в переводе на чистый спирт выкушали, пока не пришла новость - ЖИВЫ. А вскоре позвонили и мы...
Пересказ дальнейшего будет долог и нуден, память сохранила лишь яркие отдельные фрагменты дальнейших перипетий. Вот так и напишу, фотокадрами.
Щелк, вспышка. Мы с Геной сидим в гостинице и вдвоем ваяем полетную документацию. Он - штурманский бортжурнал, я - справку о загрузке. Не для формальности пишем, для прокурора. Между нами открытый блок сигарет и пару раздавленных шоколадных яиц (больше жрать нечего). Вообще-то положено заполнять все это до полета, но кто ж знал... В это время под покровом ночи остальной экипаж на пограничном ГАЗ-66 приводил загрузку самолета в соответствие с моей будущей справкой. Летчики поймут, а остальным объясню, что столь плачевный исход полета пресловутым «перегрузом» не мог быть вызван. Под действием перегруза мы должны были грёбнуться на взлете или в наборе высоты. А через 4 часа полета после выработки топлива перегруз самоликвидировался, и все весовые параметры самолета пришли в соответствие с Руководством. Но, если госкомиссия в компании с прокурором нашли бы хоть граммулю алкоголя у экипажа в крови или хоть килограмм лишнего веса на борту - дальнейшее расследование будет чисто формальным. «Ошибка экипажа». Как часто мы слышим эти слова в новостях. С каким умным видом втуляют нам смазливые и тупые телеведущие байки про перегрузы, зимнее и летнее топливо, штопоры и воздушное хулиганство. Мёртвые сраму не имут... Им все равно, а живым надо дело закрыть. Пилот всегда знает документированные и недокументированные возможности своей машины. Мы тоже хотим жить, а не быть оплеванными или награжденными посмертно. И по существующим правилам тех пилотов, которые на крохотных и пыльных афганских аэродромах набивали в свои АНы по 100 человек народа, стоя, надо было сразу после посадки вести под арест.
Щелк, вспышка. За тем же столом уже сидит следователь прокуратуры - молодой старлей в зеленых погонах. Мы с Геной надиктовываем в протокол короткие и четкие ответы: «Нет... не было... не участвовал... согласно руководящих документов... в установленном порядке». Через час прокурор сдается: «Мужики, без протокола объясните, как все было, я в ваших авиационных терминах ничерта не смыслю». Выворачивает карманы, мол диктофон не прятал. Переглянувшись, мы с Геной начинаем объяснять, увлекаемся и уже без утайки подсказываем, на какие моменты надо обратить внимание, попутно признаемся в «легком перегрузе». Рассказываем почему перегруз - это не в счет. Прокурор осторожно интересуется: «А правда, вы ночью ездили разбитый самолет дозаправлять. А то у вас якобы топлива на запасной не хватало, вот вы в срань и полезли». Мы с Геной начинаем неприлично ржать. Заправлять дырявую бочку бессмысленно, к тому же большинство авиационных приборов, в т.ч. топливомер при обрыве питания сохраняют последние показания. Сколько ни лей, ни в баках, ни на топливомере больше не станет.
Щелк, вспышка. Экипаж столпился на погранзаставе, где разместилась комиссия и следователь прокуратуры, возле двери председателя. Красный и злой после разговора с председателем Георгич объясняет нам, как и на чье имя писать рапорта с подробностями происшествия. Написали, Георгич на 7 листах, Гена на пяти, я - убористым неровным почерком - на трех. Лучше всех Ильдару - на полстраничке размашистым Жориным почерком (В «Ивановской эпопее» я писал - Ильдар с русским не в ладах) убойный рассказ «Командира, крыло, стабилизатор норма!». Смешно. Потом тоже самое с другим заголовком писали прокурору.
Щелк, вспышка. Мы курим с тем самым летчиком-инспектором, которому сто лет назад Андрюха сдавал на класс. Он вполголоса рассказывает, какие художества вытворяли на Камчатке при освоении Ан-72, даже на одном двигателе взлетали. Успокаивает нас: «Х##ня, мужики, я вижу, вы все сделали правильно. Вот только магнитофон послушаем, и сразу вам ордена навесим» (ага, с закруткой на спине, чтоб ткань не оборвали). А мы чем дальше, тем больше нервничаем. За первые полтора суток выкурили два блока сигарет вшестером (Федорыч давно бросил). А в это время неподалеку от сопки «Мария» прокуратура вместе с членами комиссии потрошит самолет, извлекая черные ящики, забирая пробы жидкостей из топливной, масляной и гидросистем, взвешивает груз.
Щелк, вспышка. Мы с Парамоном обреченно тащим из штаба Анадырского авиаотряда на заставу МН-61 - наземный брат того самого МС-61. Такое ощущение, что несешь свой приговор, ведь от этой тоненькой, тоньше лески, блестящей проволочки с нашими голосами зависит приговор комиссии. Сзади шаркает ногами дружный экипаж и полкомиссии. Георгич бурно возмущается действиями командира местного авиаотряда в купе с начальником аэропорта, придумавших байку про наш ночной рейд с дозаправкой. «Ну ты же, бля, летчик, зачем своей глупостью и незнанием матчасти позориться! Ну хотел ты от своих диспетчеров огонь отвести, придумай что-нибудь толковое, чтобы никто не пострадал». Да, в этой ситуации каждый на себя одеяло тянет, а нам суждено быть крайними.
Щелк, вспышка, часом позже. Комиссия и мы расшифровываем запись магнитофона. Сначала прослушали 2 раза целиком. Потом с остановками, с записью каждой фразы с указанием говорившего. Дико и непривычно слышать свои голоса, никто себя не узнает. На пленке НИ ОДНОГО мата! Даже Парамон, который не матюкнувшись чаю не напьется, и то слова лишнего не сказал. Только команды, быстрые, четкие, такие же лаконичные ответы. Снова и снова переживаем мы ситуацию, моя спина покрывается липким потом, руки трясутся, засовываю их между колен. Вот теперь пришел СТРАХ. Нас отпускают, молча идем курить, даже Федорыч. Одной сигареты мало, прикуриваю от бычка следующую, с трудом попадая в гаснущий огонек. Дрожь в руках проходит, спине мокро и холодно.
Щелк, вспышка. Последние кадры видеозаписи, снятой для прокурора. Парамон, покуривая, стоит на крыльце заставы. Сзади расстилается безбрежная тундра, на которой маленькой черточкой вдали чернеет наш самолет. Камера наезжает на его останки, слышен голос Парамона «Мужики, учите матчасть». Кстати, вечером второго дня Георгич тихонько пристыдил нас: «Поросята вы, хоть бы с самолетом попрощались, ведь он сам погиб, а нас спас». Командир, докладываю, я попрощался. Летом следующего года, возвращаясь из отпуска, вместе с женой через тундру сбегали к спасителю погладить его облезший серый бок.
Тут можно бы поставить и точку, но.... В ходе расследования ВСЕ отцы-командиры, щедро грузившие на наши шеи сверхнормативный груз, открестились от своих слов. Всех собак повесили на... командира экипажа, конечно. А когда комиссия официально вынесла вердикт «Действия экипажа признаны грамотными» и всплыл вопрос о поощрении, или, чем черт не шутит, награждении экипажа, один из этих деятелей своим решением вопрос замял. С резолюцией (устной, конечно): «Пусть спасибо скажут, что никого не посадили». Спасибо тебе, отец родной. Спасибо, что под аварию полчасти барахла списали, которое якобы в упавшем самолете было, а наши куртки и кожанки почему-то забыли в этот список включить. (С Чукотки вылетали в меховушках, а на Камчатке - там теплее - ходили в кожанках или ДСках).
А сослуживцам нашим отдельное спасибо. Без дураков, без иронии. Ни один из тех, кто давал нам деньги на закупку гостинцев, ни словом, ни намеком не дал нам понять, что «неплохо бы денежки вернуть». Благородство и подлость - они всегда рядом. А почему все подлецы среди командования оказались, а все рыцари среди «простых» летунов - фиг его знает, а я ответа не нашел.
Для специалистов сделаю ремарочку. Через 2 года подмосковный НИИ-11 вынес вердикт. «Разрыв мембраны на главной дозирующей игле» (это в недрах топливной автоматики). А как показали данные другого черного ящика, с момента отказа винт правого двигателя вышел на режим отрицательной тяги, и никакие телодвижения экипажа прекратить снижение уже не могли бы.
Кстати, в тот день упало 6 летательных аппаратов, в том числе и Ту-154 под Хабаровском, который потом пару месяцев в тайге искали, и Боинг где-то во флоридских болота, и Ми-8 в горах Кавказа, и даже какой-то Ан-2, вроде, ухитрился. Все вдребезги, кроме нас.
А Пасекова Георгия Георгиевича все-таки наградили. Хотели ему орден Мужества дать, а всем остальным по медали Нестерова. Дали командиру медаль Нестерова (остальным по фиге), и то хорошо, он больше всех заслужил. Все прошли через госпиталь, все потом летали, и Андрюха, и Дима, и даже 2 раза падавший (первый раз на Ил-14) Федорыч. А еще Георгич рассказывал, что когда мы пикировали на склон сопки «Мария» с грузом библий и церковным колоколом на борту, перед ним в облаках парил светлый образ Девы Марии с ребенком на руках, похожим на его сына. Прости мне, Господи, мой атеизм. (Это я на всякий случай ;-))

P.S. Всем неверующим могу выложить в Сети скан своей летной книжки с тем самым полетом + скриншоты той самой прокурорской видеосъемки (только Парамоненко Саня со своей заключительной фразой не вошел). У профи прошу прощения за некоторую беллетризацию авиационных терминов и фразеологии радиообмена. А причем же здесь профессионализм, спросите вы? Я думаю так, для летчика - это постоянная готовность к особым случаям от запуска двигателей, до их выключения, каждый полет, изо дня в день, из года в год. А будут эти особые случаи и сколько их будет - это как карты лягут. Но самое трудное - быть готовым действовать ежесекундно, не тратя время на размышления, но не бездумно. Ведь в наших руках - ваши жизни.
Аллес, в следующий раз чего повеселее вспомню.
Оценка: 1.8312 Историю рассказал(а) тов. Steel_major : 04-05-2005 17:08:45
Обсудить (83)
, 28-05-2010 13:10:14, Александр_Иванов
Практически записки мертвеца. Жутко... Интересно, но жутко. ...
Версия для печати

Флот

Нет ничего хуже для курящего человека,как невозможность добыть курево. Все мои знакомые бросающие всегда таскали с собой сигареты, чтобы отказ от курения был актом доброй (или временами очень злой, но своей) воли, а не промыслом судьбы, лишившем вожделенной отравы.
Как-то поведал друг, отслуживший три года (по распределению из ЛЭТИ) офицером на ТОФ.
Пошли, говорит, на обычные,вроде, учения. Как водится, запас сигарет-папирос на месяц-полтора. А тут приказ последовал с требованием посетить разные курортные места - Сейшелы и т.д., - постреливая по разным учебным мишеням. До первого захода в порт соцлагеря (Вьетнам) прошло два-три месяца. Курево кончилось у всех практически одновременно. Наступила всеобщая никотиновая абстиненция. Озлобленный народ метался в поисках заменителей. Эксперименты со спитой чайной заваркой и прочими тлеющими заменителями широко обсуждались на предмет вреда для здоровья и удовлетворения никотиновой жажды в целях обобщения опыта. Но и тут обнаружился внутренний скрытый резерв, созданный нашим разгильдяйством. На одном из постов БЧ-7 стойка, поддерживающая какую-то хреновину в отсеке, была сделана из стальной трубы, частично открытой сверху. Как оказалось, со времени постройки корабля в эту трубу кидали хабарики все втихую курящие на вахте матросы. Целая труба каменных от времени окурков! Труба аккуратно ножовкой("болгарок - партизанок" тогда не имелось) была подрезана снизу и в очень тесном кругу служила тайным источником вожделенного никотина. До прихода в порт из трубы была выкурена последняя табачная крошка.
Какими вкусными казались тогда первые добытые сигареты вьетнамского производства! А сейчас на вьетнамские сигареты смотреть не может - трава-травой.
Оценка: 0.9862 Историю рассказал(а) тов. Запасной инженер : 08-05-2005 19:17:37
Обсудить (10)
, 16-05-2005 15:09:19, Глюк
Ваша оценка: 1 Проголосовало: 111 Средняя оценка: 1.00 Гы...
Версия для печати

Свободная тема

Марш-бросок по Европе
(записки автобусного туриста)

1. Польша

Брест.
Таможня.
Московские поезда приходят в Брест очень рано, и сонные туристы, волоча за собой чемоданы на колесиках, перебираются из вагонов в автобусы и едут на таможню, граница совсем рядом. Забавно: похоже, популяция советских фибровых чемоданов с окованными металлом уголками напрочь вымерла, как доисторическая птица археоптерикс. У всех туристов - псевдоспортивные сумки и чемоданы на колесном ходу «Redmond». Вот, не знал, что Билл Гейтс имеет бизнес еще и в чемоданном деле...
Перед таможней две огромные очереди из легковушек и автобусов - все хотят на майские праздники попасть в Европу. Очередь не движется, потому что у таможенников пересменка. Говорят, что когда кончится пересменка у белорусов, она начнется у поляков, и, значит, придется ждать лишний час. Никаких туалетов вдоль дороги, конечно, не предусмотрено, поэтому сначала мужчины, а потом и женщины начинают бегать в чахлый лесок у дороги. Вдруг из-за кустов слышится женский визг. «О, на партизан напоролась!» - хладнокровно замечает кто-то из бывалых.
Водители привычно курят в стороне. У большинства автобусов белорусские номера. Автобусы новые и хорошие - «Мерседесы», «Неопланы», «Вольво», еще какие-то незнакомые марки. Похоже, в Бресте набирает силу новый вид бизнеса: частные автопарки сдают в аренду автобусы турфирмам. Потом, когда я познакомился с водителями, они рассказали, что устроиться в такую фирму очень трудно, нужно сдавать экзамены, да и работа нелегкая, но платят по белорусским меркам хорошо. Наши водители - бывшие «дальнобойщики» с 15-ти летним стажем. Всю поездку они вели автобус исключительно профессионально, ехали мы быстро, иногда за сотню, но тяжеленная машина шла очень плавно и с легкостью вписывалась в узкие улочки старых польских и немецких городов. Вообще, меня удивляла способность наших водителей безошибочно находить дорогу на запутанных развязках и в городах, ведь в каждой поездке отели бывают разные...
Наконец наш автобус въезжает на территорию таможни. Покупаем в «Дьюти фри» за смешные 9 евро литровую бутыль настоящего португальского портвейна «Old friends», обвешанную медалями как дорогой Леонид Ильич. Пустую бутылку мы потом честно привезем обратно в Брест.
В автобус поднимается белорусский пограничник. На нем форменный пуловер с погончиками, по виду теплый и очень уютный, всегда завидовал таким у скандинавов. Пограничник вежливо собирает паспорта и, профессионально царапнув взглядом по лицам, уходит. Ждем.
Ждем долго, наверное, часа два. Потом начинается досмотр вещей. Водитель открывает багажное отделение, которое сначала обнюхивает собака. Женщина-таможенница просит открыть только те чемоданы и сумки, которые заперты на замок. Сама ни до чего не дотрагивается и пальцем.
Рядом работают поляки-пограничники. Непривычная форма с кожаными ремешками на фуражках, пистолеты в открытой кобуре. Такую же я потом видел у немцев и у французов. Старой, с крышкой, как у нашего ПМ, я не видел ни разу. У поляков на шее наподобие шарманки висит какое-то устройство вроде ноутбука, и они оформляют документы прямо на месте.
Наконец, все документы оформлены и через 6 часов на таможне одними из первых мы въезжаем в Польшу. Проехали маленький мостик, и - вот она, первая в жизни заграница! Все с напряженным интересом смотрят в окна автобуса, но ничего «заграничного» не видно. Обычная природа. Такая же, как в Белоруссии, да в общем, такая же, как в Подмосковье.
Дорога от границы к Варшаве неважная, узкая, поэтому автобус идет медленно.
Похоже, в Польше строительный бум. Постоянно попадаются магазины стройматериалов и «Всё для садового дома». Перед каждым магазином маленькая демонстрация из садовых гномов разных размеров, тут же растут деревянные грибы и маленькие ветряные мельницы - для красоты. Разноцветные лопасти лениво и вразнобой крутятся.
Кругом сплошные склепы. «Склеп» - это по-польски продуктовый магазин. А еще много «Скупов», куда сдают на металлолом старые автомобили. Потрошеные машины лежат на земле штабелями, а рядом, отдельно - разноцветные дверцы, колеса, какие-то запчасти.
На телеграфных столбах на специальных помостах огромные гнезда аистов. Некоторые пустые, а в некоторых сидят хозяева. Впрочем, можно купить гнездо и с пластмассовым аистом.
Польша очень плотно застроена. Мы проехали через всю страну, и нам казалось, что один населенный пункт переходит в другой. Пустой, необработанной земли практически нет, нет и лесов.
В каждом поселке и уж тем более в городке - обязательно костел. Иногда попадаются старые, «под готику», из красного кирпича, но большинство - новые, бетонные, современных форм, ужасной, давящей архитектуры, которую я бы назвал «противотанковой». В таком стиле построен новый московский МХАТ. Перед каждым костелом - огромный крест.
На перекрестках дорог в Польше наподобие римских герм очень часто ставят кресты или статуи Девы Марии. Статуи обязательно украшены бумажными цветами и лентами, напоминающими православное кладбище. Вечером у этих крестов молятся. Однажды я видел такую молитву, на нее привели и мальчика с щенком на поводке. Мальчику и щенку было явно скучно, но они дисциплинированно ждали окончания молитвы. Со стороны эта публичная набожность вызывает чувство неловкости, по крайней мере, у меня.
Первая остановка на трассе, здесь кафе и что-то вроде вещевого рынка.
Похоже, тяга к заграничным товарам у наших туристов прошла, вдоль торговых рядов они прохаживаются, ни на что особо не глядя, просто чтобы размять ноги. Спросом пользуются только надувные С-образные подушечки, без которых в автобусе быстро затекает шея. Свободно ходят рубли, злотые, евро...
Весь день мы едем по Польше, к обеду проезжаем через Варшаву. Небольшие польские города - скучные, похожие на российское Иваново или Тулу. Варшава - не исключение, правда, в исторический центр мы не въезжали. Города невысокие, не очень зеленые, похожие друг на друга.
Вечером наконец-то - гостиница в маленьком польском городке, не запомнил названия. Впечатление от польского сервиса интересное. Номера хорошие, как правило, двухкомнатные, обставленные хорошей мебелью, в нашем, например, она была из резного дуба. Но обязательно есть «но». Что-нибудь обязательно не так. Или полотенца не дадут или мыло или туалетную бумагу забудут положить. Мелочь, конечно, но вот в немецких отелях о таком и подумать странно.
Смертельно усталые, еле добрались до номера. Он почему-то трехместный. Только собрались ложиться спать, как прибежали с ресепшн: надо перейти в другой номер, двухместный, а этот нам дали по ошибке. Злой и усталый, я раскрыл рот, чтобы в ярких красках обрисовать контуры польско-российской дружбы, но жена оказалась добрее... Кое-как собрав вещи, пошли в новый номер, который оказался... четырехместным. Последний штрих, завершающий картину польского гостиничного сервиса - перепутанные маховички горячей и холодной воды. Впоследствии, я убедился, что они перепутаны во ВСЕХ польских отелях, в которых нам довелось ночевать. Может, в Польше горячую воду обозначают синим цветом? Не знаю...

(продолжение следует)
Оценка: 0.6023 Историю рассказал(а) тов. Кадет Биглер : 15-05-2005 20:12:41
Обсудить (45)
19-05-2005 07:45:29, Дубль
> to Your Old Sailor > > Планировалась серия очерков, но, ра...
Версия для печати
Читать лучшие истории: по среднему баллу или под Красным знаменем.
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю
Архив выпусков
Предыдущий месяцМай 2005Следующий месяц
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Предыдущий выпуск Выпуск N1121Следующий выпуск

Категории:
Армия
Флот
Авиация
Учебка
Остальные
Военная мудрость
Вероятный противник
Свободная тема
Щит Родины
Дежурная часть
 
Реклама:
Спецназ.орг - сообщество ветеранов спецназа России!
Интернет-магазин детских товаров «Малипуся»




 
2002 - 2025 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru   
купить кровать с мягким изголовьем
Только у нас тут кустодержатели на заказ