Выпуск N 145430.11.1454-11.09.2006
Военно-исторический календарь |
|
08-09-1395
|
Спасение Москвы от нашествия Тамерлана. Русский православный мир празднует в этот день Сретение Владимирской иконы Божией Матери - в ожидании врага москвичи возносили молитвы именно этому Образу, доставленному по распоряжению митрополита Киприана на Кучково поле из Владимира. По преданию Тамерлану явилась сама Богородица в окружении воинства небесного и повелела оставить Русь, согласно историческим записям, Тамерлан спешно отступил из-за внезапных беспорядков внутри Великой монгольской империи - обе версии более дополняют, нежели опровергают друг друга.
На месте Сретения (т.е. встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, действующий и по сей день. |
| Поделиться:
|
| |
Ioann The Angry
|
|
08-09-1514
|
(Ст.ст.) Битва под Оршей. Войско Великого Княжества Литовского под командованием Константина Острожского (оценочно 15 тыс. чел.) отразила агрессию превосходящей по силам армии Московского Княжества (оценочно 50 тыс. чел.). Сьвядомые беларусы святкуюць гэтую гiстарычную падзею як Дзень Вайсковай Славы Беларусi!
Вместе с тем, стратегический результат Оршанской победы был нулевым: главная цель похода — крепость Смоленск — осталась в руках Москвы. Война 1512–1522 годов, в рамках которой и произошло сражение, закончилась тяжелым поражением Литвы и присоединением к Русскому государству Смоленщины.
По справедливому замечанию А.А. Зимина, битва под Оршей "задержала развитие русских успехов, но не могла их нейтрализовать". Современник событий австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн писал: "эта победа не дала королю ничего, кроме возвращения трёх крепостей по сю сторону Смоленска". |
| Поделиться:
|
| |
Маркитант, Solist
|
|
08-09-1667
|
Протопоп Аввакум сослан царем в Пустоозерск. Ранее, в 1664 г., Аввакума сослали в Мезень. В 1666 г. вернули в Москву, где год он отсидел в Пафнутьевом монастыре. Протопоп (так раньше называли протоиереев), основатель старообрядческого раскола, почитающийся старообрядцами как святой, Аввакум, несомненно, яркий представитель своей эпохи. В нем причудливо совмещались широкая эрудиция с самым узколобым фанатизмом. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер, yamuga
|
|
08-09-1727
|
Начало ссылки А.Д. Меншикова. После смерти Петра Великого Меншиков в союзе с Петром Толстым использовал свое влияние, чтобы возвести на престол Екатерину, и сам получил огромную власть. Зная о враждебном отношении к нему Сената, он добился от императрицы создания Верховного тайного совета, который отобрал у Сената значительную часть его полномочий и в котором ему была уготована главная роль. В июне 1726 г. он выставил свою кандидатуру на курляндский трон, однако Сейм избрал Морица Саксонского, несмотря на военное давление со стороны России. С воцарением Петра II в мае 1727 г. звезда Меншикова (чья дочь Мария стала царской невестой) достигла апогея, но Петра II вскоре начали тяготить властные замашки Меншикова, и под давлением старой знати, с трудом терпевшей этого выскочку, в сентябре 1727 г. он отдал приказ о его аресте. Лишив всех титулов и отобрав все имущество, Меншикова сослали в Сибирь, в Березов. Жена Меншикова, любимица Петра I, княгиня Дарья Михайловна, скончалась в пути. В Берёзове Меншиков сам построил себе деревенский дом (вместе с 8 верными слугами) и церквушку. Известно его высказывание того периода: "С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу. Позже в Сибири началась эпидемия оспы. Он умер 12(23) ноября 1729 года в возрасте 56 лет. Чуть позже, 26 декабря 1729 г., скончалась его старшая дочь Мария. Меншикова похоронили у алтаря построенной его руками церкви; потом река Северная Сосьва смыла эту могилу. Княжеский род Меншиковых пресекся в мужском колене в 1893 г. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
08-09-1760
|
Французский гарнизон Монреаля без боя капитулировал . Войска гарнизона сожгли боевые знамена и сложили оружие. Новая Франция ( французская Канада) фактически прекратила свое существование, перейдя под контроль Британской империи. |
| Поделиться:
|
| |
алхимик
|
|
08-09-1854
|
(20 сентября н.ст.) Во время Крымской войны 1853-1856 гг. на реке Альма в Крыму состоялось сражение между русскими войсками (около 34 тыс. чел. при 96 орудиях, генерал А.С. Меншиков) и соединенными силами французов, англичан и турок (55 тыс. чел. и 120 орудий, маршал А.-Ж. Сент-Арно и генерал Ф. Раглан). Несмотря на ожесточенное сопротивление, русские войска, вооруженные гладкоствольным оружием, не смогли сдержать натиск превосходящих сил неприятеля и были вынуждены отойти к Севастополю. www.mil.ru |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
08-09-1855
|
Английские войска взяли Малахов курган у Севастополя.
Уж сотый день врезаются гранаты В Малахов окровавленный курган, И рыжие британские солдаты Идут на штурм под хриплый барабан.
(К. Симонов "Поручик") |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
08-09-1915
|
(26 августа ст.ст.) В Уфе родилась Людмила Ивановна Калинина (урожд. Сухарева, ск. 24 июня 2014 г. в возрасте 98 лет. ). В 1934 г. к удивлению родных и подруг поступила на обучение в Военную академии механизации и моторизации им. Сталина (позднее - Военная академия бронетанковых войск им. Малиновского) и успешно ее окончила. С началом Великой Отечественной войны получила назначение на Южный фронт, где возглавила отдел ремонта и эвакуации танков. С 1943 г. - командир ремонтно-восстановительного полка (для справки - более тысячи человек в подчинении). В войсках ее уважительно называли Людмил Иваныч. Войну закончила в звании полковника, награждена орденом Боевого Красного Знамени, 2-мя орденами Отечественной войны II степени, 2-мя орденами Красной звезды и 55-ю медалями. Участница Парада Победы 2000 г. В 2003 г. в Кубинке управляла танком Т-70 и проехала по полигону 5 км (ей было уже 87 лет). |
| Поделиться:
|
| |
Питерский банкир
|
|
08-09-1916
|
(21 сентября н.ст) Родился Зиновий Ефимович Гердт (при рождении — Залман Афроимович Храпино́вич) ск. 18 ноября 1996, г — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР. По меткому выражению Гафта - еврей Советского Союза. Лучший Паниковский, актер театра кукол С. Образцова. Много снимался в кино. Участник Великой Отечественной войны. В июне 1941 г ушёл добровольцем в армию. Проходил службу в сапёрных частях. Гвардии старший лейтенант. 12 февраля 1943 г при разминировании минных полей противника был тяжело ранен в ногу. После 11 операций, самые важные из которых выполняла ведущий хирург Боткинской больницы К. М. Винцентини (первая жена конструктора С. П. Королёва), актёру сохранили повреждённую ногу, которая с тех пор была на 8 сантиметров короче здоровой и вынуждала артиста сильно прихрамывать. Инвалид войны. 6 ноября 1947 г в рамках награждений участников войны, получивших инвалидность в результате тяжёлых ранений, но не имевших наград, был награждён орденом Красной Звезды. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
08-09-1941
|
Гитлеровские войска вышли к Ладожскому озеру в районе Шлиссельбурга и блокировали Ленинград с суши. Началась блокада. День памяти жертв ленинградской блокады. Отмечается в соответствии с законом о памятных датах Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 г. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
08-09-1941
|
Государственный Комитет Обороны принял постановление "О минометных частях М-8 и М-13", учредил должность командующего и Военный совет реактивных минометных частей, Главное управление вооружения этих частей, непосредственно подчиненных Ставке ВГК. Первым командующим реактивными минометными частями стал военный инженер 1 ранга В.В. Аборенков. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
08-09-1942
|
Первый раз бомбили континентальную Америку. Японцы. Маленький самолетик E14Y с ПЛ I-25. Результат, собственно, выражался только в лесных пожарах, но у Бен Ладена были предшественники. |
| Поделиться:
|
| |
maxez
|
|
08-09-1943
|
Первый случай гибели крупного боевого корабля от управляемого оружия. Выход Италии из войны сопровождался планируемой сдачей боевого состава флота Англии и, понятно, немецким противодействием этому. Находящийся на переходе морем итальянский линкор "Рома" был поражен двумя радиоуправляемыми авиабомбами "Фриц Х" калибром 1400 кг, произошла детонация погребов ГК, корабль погиб в течение нескольких минут, погибло ок. 1300 человек. Бомбы сброшены самолетами Dо217К2 эскадрильи KG100. Всего в истории только пять линейных кораблей были уничтожены авиацией в открытом море: британские "Рипалс" и "Принс оф Уэллс" в декабре 1941, японские "Мусаши" осенью 1944 г. и "Ямато" весной 1945 г., и вот этот, "Рома". Но только последний был потоплен без применения авиаторпед. Собственно, это был самый крупный единовременный успех Люфтваффе за всю 2МВ. |
| Поделиться:
|
| |
maxez
|
|
08-09-1943
|
Родился Георгий Иванович Шпак, командующий ВДВ, генерал-полковник. Один из наиболее авторитетных и уважаемых генералов в ВС РФ. Его сын, гвардии лейтенант Олег Шпак, погиб в Чечне. Своими резкими и принципиальными выступлениями генерал вызвал неприязнь руководства МО РФ. Уволился по достижению предельного возраста, так как был уверен, что контракт ему не продлят ни при каких условиях. В сентябре 2003 г., после ухода с военной службы в отставку, объявил о намерении заняться политической деятельностью, и вошёл в состав народно-патриотического блока, позже - партии "Родина", в которой оставался до октября 2004 г. 7 декабря 2003 г. избран депутатом Федерального Собрания России, где стал заместителем председателя Комитета по обороне. В марте 2004 г., опередив соперника во втором туре голосования, набрал 53,5 % голосов и был избран губернатором Рязанской области. Оставался в должности до 2008 г.
Ныне помощник руководителя администрации президента РФ. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
08-09-1943
|
Приказом наркома обороны СССР в списки 1-й роты 254-го Гвардейского стрелкового полка навечно зачислен Герой Советского Союза гвардии рядовой А.М. Матросов. Это был первый в истории Великой Отечественной войны приказ о зачислении навечно в списки частей воинов, совершивших выдающиеся подвиги. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
08-09-1943
|
В Берлине был казнен Юлиус Фучик. Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 г. в Праге. Учился на философском факультете Пражского университета. В 18 лет он стал членом коммунистической партии Чехословакии, чуть позже одним из редакторов печатных органов компартии. В период гитлеровской оккупации Чехословакии Фучик, будучи членом нелегального Центрального Комитета компартии Чехословакии, руководил подпольными изданиями партии, в которых публиковались его же материалы. В апреле 1942 г. Фучик был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую свою известную книгу "Репортаж с петлёй на шее", которая была опубликована в 1945 г. В 1950 г. автор был удостоен Международной премии Мира посмертно. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
08-09-1947
|
Постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1947 г. № 3140-1028 образовано "Специальное бюро номер 1 Министерства вооружения" (СБ-1МВ) (как головное предприятие по разработке управляемого ракетного оружия). Первым начальником и Главным конструктором СБ-1МВ был назначен П.Н. Куксенко. Первенцы разработок предприятия - авиационные и береговые противокорабельные системы "Комета", "Стрела" и "Метеор". (Первый пуск управляемой ракеты для поражения морских целей в замкнутом контуре был произведен в апреле 1952 г. с самолета-носителя системы "Комета" Ту-4). Однако, позже руководство страны поставило перед СБ-1 задачу создания зенитной ракетной системы для обеспечения ПВО Москвы и Московского промышленного района. С тех пор зенитная тематика стала визитной карточной организации. В 1950 г. СБ-1 было переименовано в КБ-1, потом в МКБ "Стрела" и, наконец, ЦКБ "Алмаз". В 1950-55 гг. ЦКБ "Алмаз" под руководством Генерального конструктора А. А. Расплетина создало и внедрило многоканальную зенитную ракетную систему С-25. Под его руководством были созданы также комплексы С-75, С-125, С-200. Расплетин начал разработку унифицированного комплекса С-300П, дальнейшую работу над ним продолжил уже Генеральный конструктор Б.В. Бункин. Конструкторское бюро участвовало в создании противоракетных комплексов для защиты Москвы. |
| Поделиться:
|
| |
Артиллерист
|
|
08-09-1951
|
Подписание мирного договора с Японией в Сан Франциско (СССР не участвовал). Пункт "с" статьи 1 гласил: "Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин ..." 19 октября 1956 г. Япония и СССР подписали Декларацию о прекращении состояния войны со следующей статьёй: 9. ... идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией". 27 января 1960 г. Памятная записка Правительства СССР Правительству Японии: "...заключение Японией нового военного договора... фактически лишает Японию независимости и иностранные войска ... продолжат свое пребывание на японской территории, складывается новое положение, при котором невозможно осуществление обещания Советского правительства о передаче Японии островов Хабомаи и Сикотана". |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
08-09-1982
|
На вооружение ПВО Сухопутных Войск принят самоходный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс 2С6 "Тунгуска". (Флотский вариант "Тунгуски" - "Кортик". На смену "Тунгуске" пришёл "Панцирь", первоначально имел шифр "Тунгуска-3" - КБ). |
| Поделиться:
|
| |
Палыч
|
|
|
 |
Авиация |
 |
ГРАДИЕНТ
Из словаря:
Градиент (от лат. gradiens, род. падеж gradientis -шагающий), вектор,показывающий направление наискорейшего изменения некоторой величины, значение которой меняется от одной точки пространства к другой.
Странная все же штука человеческая память. Прыгнул сегодня первый прыжок, погода была на грани фола, как только приземлились, все заволокло облаками. Но прыгать над облаками - это очень красиво: краски становяться неправдоподобно яркими, так что по приземлении даже немного удивляешься, поскольку все становится каким-то невыразительным и неярким. Сел за компьтер, но читать ничего не хотелось, все время из глубины памяти пыталась вырваться какая-то картинка, и наконец-то, зацепившись за слово "градиент", она всплыла. Картина почти та же: бескрайняя равнина ослепительно белых облаков внизу, открытая рампа Ил-76, и четыре человека у ее края, увешаных по "самое не могу". Внезапно громадная туша самолета начинает кренится на борт и опускает нос, уходя в глубокую спираль....
В те времена, когда наши войска находились в Афганистане, постоянно действовал воздушный мост Ташкент-Кабул и Карши-Кабул. Ежедневно бело-голубые Ил-76 везли туда оружие, продовольствие и медикаменты. Но летали там не так, как обычно, особенно после того, как один из Ил-76 был сбит. Самолеты шли на высотах, куда не доставали Стингеры и ДШК, и только придя на нужный аэродром, глубокой спиралью валились вниз, выравнивая самолет только перед самой посадкой. Именно это и называлось в ВТА "посадка с градиента" или попросту "градиент". Я не раз видел отработку таких посадок на нашем аэродроме, это впечатляло даже если просто на это смотреть, но вышло так, что мне пришлось испытать самому, что же это такое.
Зимой 89-го, когда шел вывод войск из Афгана, у нас в дивизии вовсю кипела работа. Ибо никто из политиков и военных с большими звездами не был уверен, что сразу же по выводу наших войск там не произойдет немедленно переворот. Поэтому была разработана операция по эвакуации посольства и прочих советских граждан из Кабула, если дело будет совсем плохо. Предполагалось два возможных варианта: когда самолеты смогут сесть на кабульский аэродром, и когда аэродром придется захватывать. В первом случае из севших самолетов бодро выскакивали десантники Кировобадской дивизии, выкатывали свои БМД и неслись спасать наших. Второй случай был сложнее, ибо предполагал полное отсутствие связи, неработающие приводы, а также наличие препятствий на полосе. При таком раскладе на аэродром должна была десантироваться разведрота с группой наведения и установить приводные маяки, на которые будет десантирован батальон с техникой, который, в свою очередь, должен обеспечить захват аэродрома и расчистку полосы. Случилось только одно маленькое "но": в ВДВ не имелось обученых групп наведения для обеспечения выброски, поэтому были задействованы группы наведения ВТА, в одной из которых я тогда и служил.
Суета, беготня и скачки в связи с этим мероприятием начались месяца за три до окончания вывода войск. Нас начали усиленно готовить, что выразилось, прежде всего, в подписании кучи подписок и росписях о инструктажах, занятиях и тренировках. Для нас наваяли план подготовки, согласно которому из нас, разгильдяев-транспортников, предполагалось сделать что-то типа Рембов ВТАшного разлива. В плане были даже занятия по рукопашному бою, но они закончились уже на первом и единственном занятии, когда начфиз полка начал демонстрировать приемы на Чукче (видимо, из-за его небольшого роста), но неудачно упал и повредил себе плечо (Чукча оказался КМС по борьбе). Получили со склада новенькие АКС-74, но ввиду загружености подготовкой пострелять из них нам не довелось. Привезли новые коротковолновые радиостанции, каждую из которых приходилось десантировать в 3-х контейнерах: станция, антена и аккумуляторы отдельно. Работала эта радиостанция только телеграфом (морзянкой, значится) и только вручную (ключом, то есть), а значит, нужен подготовлены радист. Боец из солнечной Армении, проведший полгода в ШМАС, едва мог принимать на слух 8 групп цифири в минуту (хорошо хоть это догадались проверить), поэтому основным радистом пришлось стать мне (не зря в школе прапорщиков морзянку полгода по 3-4 часа в день долбили, без проблем принимал 14-16 групп смешанного текста). Учились разворачивать передвижной ближний привод в УАЗике "буханке" и огни для посадочной полосы. В числе всего прочего прыгнули пару раз "градиент", оставивший неизгладимые впечатления. В общем, имело место быть то, что случается, когда армии вдруг напоминают, что она создана для войны, и скоро пора на эту самую войну отправляться.
В конце концов, за несколько дней до завершения вывода войск нас подняли по тревоге и мы вылетели в Кировобад. Там расселились по профилакториям и начался период ожидания. Нас пару раз вызывали на постановку задачи, где нового вообще-то ничего не сообщили, зато ознакомили с планом минных полей. Ознакомившись с этой схемой, я понял, что если нас промахнут мимо намеченой точки, то шансы добраться туда у нас будут небольшие. Вселив в нас таким образом уверенность в завтрешнем дне, десантники сочли свою миссию выполненой и про нас забыли. Хотя нет, однажды мы сьездили таки на стрельбище десантников, постреляли из новеньких автоматов. Стрелять было одно удовольствие, бой был просто превосходным, с первой же попытки я настрелял 46 из 50 по грудной мишени. Стрелять по мишеням быстро надоело, и набрав валяющихся вокруг обломков, пустых консервных банок, пару пустых цинков и прочей ерунды, принялись по ним пулять. Это было гораздо веселее. Летеха-десантник, который должен был нами руководить, поначалу пытался было навести десантную дисциплину, но потом махнул на нас рукой, и вскоре сам с удовольствием палил с нами по банкам. Потом сначала куда-то вызвали летеху, потом кончились патроны, и мы, изобразив видимость строя, отправились обратно. По дороге мы прошли мимо комдива десантников, который в тот момент стоял к нам спиной, и все ждал, когда же раздастся привычное "Смирно, равнение на...!!!", но так и не дождался. Закипая праведным гневом, он медленно развернулся, готовый испепелить разгильдяев на месте, и наткнулся взглядом группу из 8-и человек в синих техничках с автоматами, которые пытались изобразить строй, т.е. идти в ногу. Опознав в этой группе летунов, он махнул на нас рукой, мол, чего с убогих взять. После этого про нас забыли.
Кадый день все экипажи отправлялись к своим самолетам, открывали рампы, и десантура принималась закатывать-выкатывать свои БМДшки, стараясь делать это максимально быстро. При этом, правда, перебили немало припольных плафонов, но серьезных повреждений удалось избежать. Мы каждое утро осведомлялись у начальников, получая стандартный ответ: "Быть в готовности", значит, сидеть и ждать. Проводили время как могли, тусовались у местных ПДСников, которых я знал, играли в раздолбаный биллиард в профилактории или просто уходили на спортгородок, где усевшись в самом отдаленном уголке, резались в "тыщщу" или расписывали пульку. Однажды, правда, когда наши авиационные начальники приобрели уж совсем саблезубый вид, мы вытащили свою радиостанцию на поле перед самолетами и развернули ее в варианте с антенной бегущей волны. Так как антенна при этом была длинной 60 метров, то летчики впечатлились. Особый колорит этой картине придавали художественно разложеные вокруг радистанции автоматы, РД, грузовые контейнера и прочие причандалы, и от нас отстали совсем. И потекли однообразные дни....
Но над всем этим незримо витал какой-то тревожных дух, все было как-то по-другому, и лишь позднее я понял, что это была обстановка ожидания. Ожидания того, что в любой момент раздастся сигнал тревоги и завертится, забегает, и начнет раскручиваться согласно планов и карт, и тебе придется прыгать на кабульский аэродром, и кто его знает, что оно будет. Поначалу это ощущение было сильным, но потом становилось слабее, слабее, и наконец.... Наконец раздалась команда: Вылет домой через два часа! И действительно, через два часа мы взлетели, и еще через три часа были дома. Так закончилась наша эпопея. Это было в феврале 1989 года, вот почему я так хорошо помню дату вывода наших войск из Афгана.
А при чем же здесь облака, спросите вы? Все это всплыло в памяти, зацепившись за слово "градиент" и картину бескрайней равнины ослепительно белых облаков, когда ты стоишь на краю открытой рампы, и ноги подгибаются от веса навешанного на тебя. Внезапно громадная туша самолета начинает кренится на борт и опускает нос, уходя в глубокую спираль, и как будто кто-то разом снимает с твоих плеч вес всего оружия и снаряжения, невольно чуствуешь холодок в животе и на всякий случай покрепче вцепляешься в поручни. Самолет продолжает валиться вниз, следуя громадной невидимой спирали, и обернувшись, я с удивлением вижу всю грузовую кабину под углом, которого я никогда раньше не видел, и напряженное лицо АДОшника, который сидит в своем кресле полностью пристегнутый и смотрит на нас. Поворачиваюсь обратно к рампе лицом, все-таки чувствуешь себя лучше, обрез рампы - вот он, два шага и ты снаружи. В это время самолет входит в облака, и весь мир сразу становиться тусклее. Но зато ты можешь видеть неописуемую по красоте картину, ибо за самолетом в облаках остаются два соприкасающихся круглых туннеля чистого воздуха, дымчатые края которых закручиваются навстречу друг другу, и через этот туннель ты в течении нескольких секунд продолжаешь видеть ослепительно сине-голубое небо с высверками белизны облаков на его краях. Все это длиться лишь пару секунд, затем вокруг становится серо и влажно, и лишь в твоей памяти навсегда останется эта картина. Неожиданно самолет начинает выравниваться, тебя вжимает в пол, вся амуниция становиться тяжелее, и тебе очень хочется сесть на пол, чтобы снять с плеч этот груз. Но нельзя, почти сразу после выравнивания сипло вопит сирена, зеленые фонари, и выпустив своих троих ребят, ты сам шагаешь с обреза вслед за ними... |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.7159 Историю рассказал(а) тов.
TOPMO3
:
04-09-2006 02:27:14 |
|
Обсудить
(25)
|
|
,
04-10-2006 21:48:47, dima
|
| Всегда любопытно пересечься с фигурантами из других родов во... |
| Версия для печати |
 |
Флот |
 |
(На стыке армии и флота)
АРМЕЙСКИЙ ОПЫТ ФЛОТСКОГО ОФИЦЕРА.
Может быть, армеец, прочтя это, и не заметит ничего необычного.
Но для корабельного офицера, которому волею судеб в течении нескольких лет пришлось периодически присутствовать на различных мероприятиях оперативной подготовки Дальневосточного военного округа и Уссурийской армии в роли начальника оперативной группы флота, всё было в новинку и в диковинку. Рекогносцировки, полевые поездки в демаскирующей чёрной форме и ежеминутные открытия. Приходилось участвовать в разработке совместных оперативных документов, производить доклады и просто общаться с крупными военначальниками и замечательными обычными армейскими офицерами.
Всё это происходило в период реформирования и оптимизации, а проще говоря, развала Вооружённых Сил СССР. Бездарно уничтожались дивизии, полки, происходили взаимоисключающие внутри- и межвидовые переподчинения различных подразделений. Все плевались, матерились, но, повинуясь уставам и законам, без сна и отдыха выполняли дальнейшие масштабные действия по развалу в соответствии с идущими из Москвы директивами. В кадрированных полках находилось по нескольку десятков человек, а на картах рисовались весёлые картины военного паритета с нависающими над всей границей китайскими миллионами и с армадами американо-японских сил высадки десанта на Южно-Приморском направлении. Сжималось сердце от вида разрушенных военных городков, опустевших аэродромов, искорёженных металлоломщиками укрепрайонов.
Анекдот того времени:
- Командир, где ваш полк?!
- В казарме, товарищ генерал!
- Но в казарме никого нет!
- Тогда, значит, в “коптёрке“...
Эти две короткие истории не только занимательны сами по себе, но и раскрывают особенности и колорит Армии того непростого времени глазами военного моряка.
1. Символ современной Армии.
Отношения в армейской среде пожёстче, чем на Флоте, даже пожесточее. Какие там обращения по имени-отчеству?
- Полковник! Ты бы полы в штабе помыл, что ли! - это начальник обращается к командиру дивизии в присутствии подчинённых.
Совершенно другой ритм и нерв, к которому привыкаешь не сразу. Далеко улетает растиражированный на Флоте миф, что сухопутчики все решения оформляют на планшетке, которую офицер достаёт из сапога. Такого количества бумаг, исполняемых в штабе Армии, и во сне не увидишь.
Очередное командно-штабное учение. По причине нелётной погоды совершаем двухсоткилометровый марш к месту рекогносцировки. Март. Снег ещё не сошёл. Холодно, промозгло и грязно. Десяток УАЗиков с участниками эпизода пытаются взобраться по сопке на наблюдательный пункт, который оборудован на горе с соответствующим этим намерениям названием - Могила. Машина Командующего въехала, потому что она только из магазина и резина на ней новая. Остальным это не под силу: на половине склона скользят вниз в опасности перевернуться, но законы субординации, военно-спортивного азарта и внутреннего этикета требуют во что бы то ни стало повторить этот трюк машины начальника.
И вот мы на этой злосчастной горе. Грязь присыпана песком, дорожки выложены беленькими камешками, около палатки убийственно пахнет шашлыками. Все ждут начальника штаба ДВО генерала Топорова. Наконец-то погода улучшилась и его вертолёт приземляется рядом. Процессия направляется на наблюдательный пункт, где ответственные лица устраняют последние замечания по пути следования высокого начальства.
Вдруг все остолбенели. Никто не осмеливался первым нарушить установившуюся звенящую тишину. Оказывается, в Армии генеральский эффект присутствует тоже. Как и положено, у входа на НП стоит вооружённый часовой. Это солдат полутораметрового роста, расположившийся с автоматом в неглубоком окопчике. Окоп заполнен талой водой, которая не доходит несколько сантиметров до среза голенищ. Воина трясёт от переохлаждения так, что это можно определить на слух. Все предпринимаемые им усилия хотя бы на мгновение перед генералом остановить вибрацию всех частей своего звонкого тела не приводят к успеху. По этой причине от его украшенного огромным фингалом взгляда веет виноватостью и сожалением.
Генерал Топоров заговорил первым:
- Смотрите, товарищи офицеры и запоминайте. Если высечь увиденную нами картину в мраморе, она будет символизировать общее состояние нашей великой Армии в нынешнюю непростую историческую эпоху.
2. Непростительная промашка.
В штабе Армии ко мне относились с уважением и почтением как начальники, так и офицеры моего уровня. Командующие и начальники штаба всегда приглашали в кабинет, угощали чаем, вели беседы об обстановке на Флоте и в стране. Я понимал это правильно и осознавал, что уважение выказывается в моём лице Флоту, но всё равно было приятно.
Как-то в период безвременья середины девяностых я должен был выступить с докладом на армейских сборах по командирской подготовке. Поездка оказалась под угрозой срыва из-за отсутствия в нашем штабе исправного транспорта, способного доставить меня к месту проведения мероприятий, и бензина. Пришлось выделять “Волгу“ начальника штаба флотилии, у которой успешно “застучал“ двигатель на подъезде к Уссурийску. На попутках с многонульными “секретами“ добираюсь в штаб Армии, где оказывается, что сборы проводятся в другом населённом пункте. А это - ещё километров семьдесят. Задача для армейцев оказалась аналогично неразрешимой: исправного и заправленного транспорта нет. Доложили Командарму, который “перетрахав“ для начала всю службу, приказал доставить меня, во что бы то ни стало. На частной машине привозят на аэродром “Барановский“. Со всяким отсутствием радости от этого события, подумал, что меня отправят на попутном вертолёте. Но не тут-то было! Это с машинами в Армии проблемы. С вертолётами же проблем нет!
- Товарищ подполковник! Вертолёт бортовой номер ... к вылету готов. Какие будут указания? - это офигевшему мне, капитану второго ранга, произвёл доклад командир экипажа Ми-8.
Прилетели в Сергеевку. После доклада к себе пригласил Командарм, будущий Главком Сухопутных войск, генерал Кормильцев. Побеседовали, попили чай.
- А чем назад добираться будешь? - поинтересовался Командующий.
- Да проголосую на трассе, кто-нибудь да подберёт.
Слова удивлённого и слегка расстроенного гостеприимного большого начальника до сих пор звенят в моём сознании. Они ещё раз утвердили в мысли, что всё в этом мире - относительно.
- А вы что: вертолёт отпустили?
|
| Поделиться:
|
Оценка: 1.5221 Историю рассказал(а) тов.
Ulf
:
04-09-2006 14:35:40 |
|
Обсудить
(14)
|
|
14-07-2007 12:35:25, Кадет Биглер
|
| > to Прохожий
> А чем оно от говна местного разлива отличае... |
| Версия для печати |
 |
Авиация |
 |
Как говорил BratPoRazumu, из суровых будней ГВФ, точнее ГА:
ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР
Захожу как-то доложить инженеру по АХР о проделанной работе и застаю, как он кладет трубку и сползает под стол. Спрашиваю: "В чем дело, Васильич?", получаю процитированный подслушанный телефонный разговор(в трех кабинетах стояли параллельные телефоны, на звонок снимали все, слушали, кого спрашивают, потом неопрошенные клали трубки):
Начальник авиатехбазы(АТБ) - начальнику вертолетного участка(ВУ):
- Стефан Иванович, у тебя сколько машин в док-ангаре?
- Семь, Анатолий Михайлович.
- Как семь?!! У тебя же в док, даже если лопасти поснимать, больше шести вертолетов не влезет!!
- Так вы же не спросили, сколько вертолетов, а сколько машин. Пять вертолетов, ЗиЛ-летучка и "Запорожец" Беленького.
- А что там делает "Запорожец" Беленького?!
- Смена двигателя*.
* Для неавиаторов: В авиации после определенной наработки двигатель снимают и заменяют новым или отремонтированным, а снятый отправляют в капремонт на соответствующий завод. Для Ка-26 наработка до замены нового двигателя - 750 часов, ремонтного - 500 часов. Инженер Беленький гонял свой "Запорожец" на дармовом авиационном 91-м бензине и года за полтора-два спалил поршня, кольца и гильзы цилиндров, так что полной смены двигателя не было, а вот капремонт(замена ЦПГ) была. А в доке Запор был потому, что удобно было тельфером, предназначенным для смены двигателей на Ка-26, приподнять зад и вытащить мотор для переборки. |
| Поделиться:
|
Оценка: 0.8161 Историю рассказал(а) тов.
aviapasha
:
04-09-2006 15:48:04 |
|
Обсудить
(21)
|
|
,
12-09-2006 13:54:24, Firelong
|
| ...... |
| Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|